Кажется, ни в одной стране мира обо мне не проявляли столь тихой, но навязчивой заботы. Разве что в Афганистане, и то сдержаннее.
В это трудно поверить, потому как не поверил бы и сам, планируя путешествие, но Пакистан (в равнинной части) — сплошной вынужденный релакс. Большую часть дня иностранец либо сидит, либо лежит, набирая жирок и скучая в интернете. И только на отдалённых достопримечательностях есть возможность размять ноги и слегка подзагореть.
И то, не всегда.
Абсолютно доступная и невероятно дружелюбная страна стесняется показать себя миру. Прикрываясь, местами справедливо, местами параноидально, опасной обстановкой, мягко преподносит свои сокровища — пожалуйста, смотрите. Всё доступно, всё для вас.
Это как протянуть руку, поднять вуаль бурки и заглянуть в бездонные чёрные глаза. Ничего сложного, как бы ни оторопь перед естественной скромностью, вводящая в ступор до одеревенения.
Маршрут
Первоначальный вариант маршрута включал и посещение Белуджистана (Кветты), района, куда иностранцам можно попасть только по особому разрешению и под конвоем. И даже нашёл агентство, согласившееся устроить такую поездку из Карачи. Но агентство ответило на запрос спустя почти полтора месяца, когда я уже добрался до финиша, и Белуджистан отложился на «как-нибудь в другой раз».
Итоговый вариант можно назвать «по большим городам и великим развалинам». Из шести объектов Всемирного наследия в маршрут не попала только Таксила, и то, исключительно потому, что приболел и решил отлежаться денёк в столице.
Наземный переход из Индии (Амритсар-Лахор) — Лахор — форт Рохтас — Исламабад+Равалпинди — Пешавар — Тахт-и-Бахи — Бахавалпур — форт Деравар — Суккур — Мохенджо-Даро — Ларкана — Карачи — Татта.
Виза
Если вы живёте в столице и можете спокойно сходить пару раз в консульство, проще сделать самостоятельно. Связаться с одной из пакистанских турфирм, заказать за 100 долларов ваучер, забронировать гостиницы по маршруту, заполнить анкету, подготовить фото, приложить копии билетов. Заплатить 120 баксов (иногда меньше). Случается, визу дают за одно посещение, кому как повезёт.
Для жителей регионов проще обратиться в московскую турфирму-посредника, выслать все документы курьером, доплатить 5 т.р. при индивидуальной подаче и 3 т.р. при подаче от 2-х человек и получить паспорт с визой тем же курьером. Приглашение в этом случае сделают за вас, просто вложите в конверт дополнительные 100 долларов.
Мне было дешевле воспользоваться вторым вариантом, ибо два отгула плюс две поездки в Москву сильно дороже услуг посредника.
Бюджет
Без скрипа уложился в 60 долларов в день. Это хорошие гостиницы, автобусы первого класса (почти везде) и такси по достопримечательностям.
Вход в знаковые места всегда ощутимо дороже для иностранцев, но больше чем 500 рупий (4 доллара) не бывает.
Форт Лахора, форт Рохтас, Тахт-и-Бахи по 500 Rs. Монумент Пакистана (Исламабад) 250 Rs. Мохенджо-Даро 300 вход, 100 камера, 30 за авто. Форт Деравар и Татта — бесплатно.
Всегда при осмотре будет бесплатная охрана и бесплатный гид!
Безопасность и её особенности
Если брать в расчёт исключительно рассматриваемый маршрут, то ощущения какого-либо дискомфорта не возникает в принципе. Примерно на уровне Бангладеш. То же восторженное внимание местных, то же желание помочь, пообщаться, сфоткаться.
Проблема с безопасностью одна — её слишком много. И чем ближе к Карачи, тем навязчивее становятся попытки обезопасить иностранца.
Главное правило — как можно меньше попадаться на глаза полиции и военным. Поэтому и назвал пакистанское путешествие сидяче-лежачим. Смотреть в городах, как правило, нечего (исключение — Лахор), а всё необходимое можно получить, не выходя из гостиницы. Кроме того, расстояния в городах велики, для пешеходов — максимум неудобств, жарища и пыль прилагаются без вашего пожелания. А такси и туктуки настолько недороги, что между редкими городскими достопримечательностями именно на них и есть смысл перемещаться.
Ибо, выйдя просто купить воды в соседнюю лавочку, можно попасть на проверку документов, а затем провести непредсказуемое количество времени где-нибудь в участке. Просто так. Ради вашей безопасности.
Некоторые достопримечательности (Мохенджо-Даро, Татта) неизбежно посещаются с вооружённым сопровождением. Зачем? Без понятия. Но это и забавно, и бесплатно.
Транспорт
В стране неплохо развита система внутренних перелётов. Большая часть рейсов выполняется с пересадками в Исламабаде или Карачи, порой совершая приличный крюк. Ценник на билеты гуманен.
Самолёты исключил по двум причинам — неохота лишний раз связываться с параноидальными проверками и крайняя непунктуальность авиалиний. Прибавить к этому устаревший парк — и выбор становится очевидным. Наземка.
Поезда не использовал по примерно тем же доводам — охрана вокзалов, старые составы и опоздания.
Для перемещения между городами идеальны автобусы.
Иностранца по определению привезут на станцию Daewoo. Это самые люксовые варианты, хотя и у них есть деление на классы. На фото выше — народный класс, таким довелось проехаться всего однажды, из Ларканы в Карачи. Стоят копейки, останавливаются в каждой деревне, но в целом терпимо.
А вот автобусы первого класса. Да, это не двухэтажные туристические махины, и даже в Бангладеш первый класс (люкс) в десять раз круче. Не берут стоячих пассажиров, останавливаются исключительно в терминалах крупных городов, идут чётко по расписанию. В салоне есть стюард с водичкой.
Автостанция Daewoo в Равалпинди. Нет зазывал, никто не тащит за рукав в свою колымагу. Билет покупается в кассе на ближайший по очереди рейс.
Очень важно — проверить, туда ли выписан билет. Пакистан — фантастическая страна, в ней можно поехать совершенно в противоположном направлении, потратив кучу денег, нервов и времени. Даже если у вас есть переводчик из местных. Расскажу в истории про Бахавалпур.
Такси. Разделим на два вида, машина с водителем в ваше личное распоряжение и обычное такси по городу.
Авто с водителем понадобится для осмотра любой значимой крепости (развалины). Называется Rent или Pick’n drop.
Поиском такого транспорта стоит озадачить ресепшен отеля сразу после заселения. И периодически ходить попинывать персонал.
Стоимость адекватная, водители редко могут связать на английском пару слов. Есть смысл отслеживать путь по оффлайн-приложению, порой нужно помочь с поиском достопримечательности.
Всегда машина — довольно свежая Тойота представительского класса. Лишь однажды, на форт Деравар, вызвался отвезти парнишка из отеля на отельной же малолитражке.
Ценник: Лахор-Исламабад с заездом в форт Рохтас 14 тыс. ₨ (100 $), Тахт-и-Бахи из Пешавара 3,5 тыс. ₨ (26 $), форт Деравар из Бахавалпура 4 тыс. ₨ (30 $), Суккур-Мохенджо-Даро-Ларкана 4 тыс. ₨ (30 $), Татта из Карачи 7 тыс. ₨ (50 $). Никаких чаевых, всё включено. Вернут в отель или куда пожелаете.
Иногда за стоянку у достопримечательности придётся заплатить копеечку.
Городское такси. В крупных городах работает Uber и местное приложение Careem. Если нет ни того, ни другого, вызывается двумя способами — через ресепшн отеля или через местных. Можно подойти к банку, дорогой гостинице, супермаркету, ресторану и попросить персонал помочь. Для этого обязательно не забыть взять в гостинице визитку.
Такси дешёвое, машины приличные. Можно и просто поймать на улице, но почти всегда это будет убитейший тарантас. Если в уличном такси есть панель приборов — это уже уровень. Если окно можно закрыть от пыли — это люкс.
Есть и ещё один тип такси — Daewoo Cab. Эти братцы дежурят на автостанциях и входят в сеть перевозок Daewoo. Всегда топовые машины, ценник чуть выше стандартного, но очень хорошо говорящие на английском водители и оплата строго в кассу. Ночью порой незаменимы. Если простой таксист бросит вас у дверей закрытого отеля и свалит, дэу не уедет, пока клиент не будет в безопасности.
Туктуки. Не сильно дешевле такси из-за стандартной жадности. Днём категорически отказываются ездить на большие расстояния. Ночью стоят как лимузин. Проворны, но туповаты. Ещё один отличный шанс уехать в не нужный вам конец города.
Еда и алкоголь
Когда разговор заходит о еде, все пакистанцы едины во мнении — нет места вкуснее Пешавара. Это неспроста — в неофициальной столице Зоны Племён кухня во многом горная, афганская (пуштунская). А афганцы готовить умеют.
Для полноценного питания туристу можно и не выходить из гостиницы. В любом приличном отеле будет своя кухня и меню в номере. Заказ по телефону, готовят примерно час. Меню на редкость одинаковое в каждом городе — пакистанская, индийская и китайская кухни.
Блюда тоже на редкость одинаковые. Вопрос лишь в качестве и вкусе. Пешаварский ягнёнок по-афгански (Dumpukht) на фото выше — эталон вкуснотищи.
Куриная Namkee tikka, по сути что-то среднее между карри и масалой. Не стоит путаться в названиях блюд, их суть едина — рубленое мясо со специями. Набор специй можно загуглить по названию.
Если при отеле нет кухни, можно попросить принести что-нибудь с улицы. Особенно актуальна услуга по пятницам, когда до заката все едальни банально закрыты.
Разумеется, есть вполне европейского типа рестораны и даже со вполне себе европейской кухней. Но при столь качественных национальных блюдах пробовать что-то привычное абсолютно не хочется.
Почти в каждой гостинице в стоимость проживания включён завтрак. Обычно это яйца, хлеб и что-нибудь ещё к чаю.
Уличная еда — мясо с рисом, на каждом углу. Местами можно найти кебабы, шаварму и даже бургеры. Фастфуд крупных городов не брезгует пиццей, да и всякие KFC не редкость. Чем больше населённый пункт, тем привычнее будет ассортимент сетевых заведений.
С алкоголем, разумеется, напряжёнка, причём напряжёнка разного уровня.
В каждом крупном городе есть несколько мест, где можно купить или выпить пива. Да, основной алкоголь — это именно пиво производства единственной в стране пивоварни Murree, основанной британцами аж в 1860-м. Как правило, мини-алкошопы находятся в барах дорогих гостиниц. Список точек есть на официальном сайте компании.
Есть города, где официальных точек продаж нет в принципе. На помощь приходит чёрный рынок. Бутлегерство процветает. Я к бутлегерам не обращался, но думаю, что стоит начинать искать контакты через тот же менеджмент отелей.
Проще всего в Карачи. Есть целая сеть алкошопов, преимущественно в центральной части города, в районе набережной. По поиску «wine shop» mapsme выдаёт достаточно магазинов, и все они оказываются действующими (в отличие, например, от ресторанов).
Алкошоп узнаётся издалека по небольшому столпотворению. Иногда это минимаркет с ценником прямо на входе, иногда — просто незаметная дверь. Но неприметная дверь с вооружённым охранником и сборищем местных — верный признак выхода на точку.
Ассортимент убог, пара сортов пива и индийское крепкое пойло. Пиво стоит брать только классическое, его можно хоть как-то пить, прочие сорта не годны к употреблению, хотя порой и стоят подороже.
Есть алкошопы, где дозволено распитие. Смотреть на обезьяньи ужимки местных горе-алкоголиков без слёз невозможно. Хотя, если бы мне налили соточку индийского, я бы, пожалуй, не то, что кривлялся — орал бы.
В одном магазине меня провели внутрь «кухни». Бутылки отпускаются в крепко зарешёченное окошко возле охраны, а мне открыли дверь в волшебный мир пакистанского алко-рая. Огромные холодильники, толпа снующих парнишек, с удивительной сноровкой упаковывающих баночки. Пиво достаётся ледяным, заматывается в слой бумажных пакетов и только потом — в неприметный пластик. Чтобы запотевший пакет не выдал содержимого)))
Сколько ни просил, не дали сделать в алкошопе ни кадра. Очень жалею.
Распивать в кафе можно, если незаметно. Можно попросить пустой стакан, отнесутся с пониманием. На улице один раз выпил баночку, в Карачи, в сумерках. Прямо такой адреналин нарушения законов.
Провоз: на границе, конечно, спросили, но не обыскивали. При том, что в дороге я выпил пару бутылок индийского, было очевидно — что-то везу. Провёз и пиво, и спиртовые настойки, и дьютишный вискарь.
Полагаю, очевидно, что по пятницам алкоголь не купить.
Проживание
Все отели поездки бронировал через Букинг. В чём плюсы: фиксированная цена, включённые налоги, гарантия заселения. Не все отели в стране имеют право заселять иностранца, а те, что на Букинге, априори с разрешениями.
Сразу отмечу, что в пакистанских городах нет большой разницы, в какой части города у вас отель — всё равно придётся добираться транспортом и транспортом же по городу передвигаться. Исключение — Карачи как город вылета, т. к. из-за пробок лучше держаться поближе к аэропорту.
Лахор. Hotel Premier Inn Davis Road. Слегка обшарпанный, тёмный и прокуренный. Неплохой завтрак.
Исламабад. Shelton Guest House. Вообще очень советую Шелтоны, их сеть по всей стране. Именно в этом внезапно не оказалось мест, но меня переселили в более дорогой и выгодно расположенный отель их же сети без увеличения стоимости. Бутиковый отель с прекрасно говорящим на английском персоналом, крайне достойной кухней и адекватным ценником.
Пешавар. Shelton Accomodator. Также бутик (у Шелтона есть и старые отели-громадины), у забора аэропорта. Всё безупречно, за исключением подтупливающего персонала. Кухня вне конкуренции, именно блюда из этого отеля кое-как сфотканы в разделе «Питание».
Бахавалпур. Royal Mark. Находится немного не там, где показывают все карты, но он очень заметен. Здоровущий новый отель в паре километров от автостанции. Из минусов только отсутствие вайфая. Ужин не оценил, ибо приехал в ночь. Завтрак просто супер.
Суккур. Holiday Inn Guest House. Единственное место, не забронированное заранее. Изначально планировал ночевать в Ларкане, но из-за дорожных приключений пришлось остаться в Суккуре. В 3 ночи достучаться до охраны не вышло, таксист дозвонился до хозяина. Убитый клоповник, дешёвый, но на несколько часов сойдёт.
Карачи. Second Home. Новый отель недалеко от аэропорта. В нём просто обалденный персонал, решающий все вопросы и помогающий советами. Лёгкий круглосуточный доступ.
Общение
Если в Бангладеш общение более сдержанное, чем в Индии, то в Пакистанее — более сдержанное, чем в Бангладеш. Пакистанцы стеснительны, скромны и крайне дипломатичны.
Сделать селфи с иностранцем хотят все. Стоит одному, самому смелому из компании, отважиться попросить — держитесь, пока не перефоткаются, не отпустят. Иногда могут оставить маленький презент, особенно это заметно по группам женщин-туристок в Лахоре.
Сфоткаться с девушками куда сложнее, но тут можно поймать на quid pro quo. Ну, или просто попросить разрешения сфоткать их самих, по мне так даже интереснее.
Стесняются куда меньше, если сказать, что ты мусульманин. Да и вообще отношение сразу меняется к восторженно-уважительному.
Желающих попозировать меньше, чем в Бангладеш, но если уж нашёл желающего — держись. Почему-то крайне стеснительны дети, вот этот момент стал неожиданностью.
С английским беда. Мало того, что знают пару фраз, так ещё и жуткий акцент. Если зацепились за хорошо говорящего — сразу вытаскивайте из него максимум информации наперёд. Бывает и такое, что говорят ужасно, но пишут понятно.
Главное, если возникли затруднения — не обращаться к людям в форме. Затруднения от этого только утроятся.
В заключении пробегусь по ключевым точкам. Красивые фото и большие тексты оставлю на подробные отчёты, здесь — концентрат впечатлений в паре предложений.
Лахор
Очень индийский, оттого яркий, суматошный и свободный.
Самый свободный город в плане передвижения и отсутствия внимания со стороны полиции. Единственная крепость, где иностранцев не сопровождают вооружённые охранники.
И единственный город страны, в котором есть объекты Всемирного наследия. Это о многом говорит.
Форт Рохтас
Для Рохтаса нужна неслабая фантазия и умение воссоздавать в голове масштаб величия прошлого. Увы, осталась крохотная часть стен и пара башен, но место знаковое.
Исламабад/Равалпинди
Город, построенный с нуля. Совсем не пакистанский, похож на кусочек Ближнего Востока, помещённый в предгорную местность.
Равалпинди же более хаотичный и деревенский, такой отмытый от пыли Пешавар или слегка взлохмаченный Лахор.
Пешавар
Город-жесть. Сплошная стройка, пылища, опять стройка и опять пылища. Запомнился городом цвета летающей глины.
Снимать в нём или нечего, или запрещено. Оставлю снимки Пешавара на отдельный отчёт. А это — из Зоны Племён, афганские базарчики в районе Тахт-и-Бахи.
Тахт-и-Бахи
Грандиозный когда-то буддистский горный монастырь (I век до н. э.!). Большая часть вырублена в скалах и до сих пор не раскопана. Из поверхностных объектов более-менее исследована пятая часть.
Когда-то здесь занимались реконструкцией немцы, благодаря их работе можно хоть слегка окунуться в атмосферу прошлых веков.
Одна из трёх самых запомнившихся достопримечательностей.
Бахавалпур
Сам город ни о чём, ворота в пустыню, где возвышается громадина Деравара. Понравился коровий рынок на выезде.
Форт Деравар
Когда отмечал на туристере посещённый Бахавалпур, оказалось, что я первый, там побывавший. Ни фига себе, неужели никто своими глазами не видел Деравар?
Это намного круче арка Бухары и чуть менее круто, чем Хива. При том, что стоит посреди пустыни.
Бесплатная, сильно разрушенная громадина. Самое сильное личное впечатление.
Суккур/Ларкана/Мохенджо-Даро
Параноидальные города, где даже выйти из отеля и поменять валюту без охраны нельзя.
Поездка под полицейским конвоем и пальмовые плантации.
Мохенджо-Даро мистичен. Самая загадочная из великих цивилизаций прошлого и самая поздняя из обнаруженных. Чтобы оценить кусочек города, нужно спуститься со священного холма в его кирпичные улицы. Сложное место, без прочтения истории его вряд ли можно оценить.
Здесь можно запросто взять из кучи кирпич возрастом 4,5 тысячи лет и повертеть в руках. Попробуйте сделать такое с любой цивилизацией-ровестницей.
Карачи
Грязный и неприятный. Даже камеру не брал на прогулки, наснимал какой-то мути в районе набережной. Очень правильно товарищи пакистанцы столицу перенесли.
Татта
Третья топ-достопримечательность. Древний некрополь неохватного размера, на котором захоронено более миллиона человек.
Попытки погулять самостоятельно быстро пресекаются полицейскими, которые катают туристов на своих джипах. В этом есть плюс — по их просьбе смотрители открывают заветные комнаты с образцами тончайшей резьбы по камню.
Да, и за всю поездку не было ни одного китайского туриста. В азиатской стране. Ни одного.
Прислушайтесь к совету — надо ехать, пока Пакистан не сбросил паранджу и не растерял свою пленительную скромность!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия