Завершая свое трехдневное железнодорожное путешествие из Западной Сибири в Южную, ранним утром я, наконец, оказалась в Абакане — столице Хакасии.
Завершая свое трехдневное железнодорожное путешествие из Западной Сибири в Южную, ранним утром я, наконец, оказалась в Абакане — столице Хакасии.
Знакомство с Абаканом было коротким, сам город не показался мне особенно примечательным, а вот его окрестности, напротив, очень живописны. Поселения близ устья реки Абакан известны с эпохи бронзы. Местные жители именовали эту возвышенность Ах-Тигей (белая макушка, оттого, что на данном месте стояли многочисленные берестяные юрты кочевников). По поводу этого называния есть несколько легенд. Одна из них рассказывает о богатыре по имени Аба-Кан, который на коне мог перепрыгнуть через реку. Однажды река разлилась так широко, что конь не смог перескочить через неё. Задние ноги коня погрузились в воду, и он сбросил наездника в реку. С тех пор якобы река и называется Абакан.
В древности в этих местах жило много медведей. По второй версии Абакан и переводится с хакасского как «медвежья кровь».
Красивый вид на город открывается с вершины горы Самохвал. На горе находится мемориальный комплекс, посвященный воинам разных времен.
Конечно Хакасия — это «теплая Сибирь», разнообразие растений, которых у нас в Западной Сибири не было и нет, здесь впечатляет.
Совершая по пути небольшие остановки в живописных местах, например, таких как берег реки Великого Енисея, мы направились в сторону Красноярского края.
Есть на юге Красноярского края место, куда туристы приезжают уже более 90 лет. Село Шушенское, основанное в 1747 году, известно путешественникам всего мира неспроста: именно здесь, находясь в ссылке три года, с 1897 по 1900 годы, жил Владимир Ильич Ленин, причем с 1898 по 1900 вместе с Надеждой Константиновной Крупской.
Я считаю, что нам очень повезло, так как знакомство с Шушенским было организовано не наспех, мы приехали во второй половине дня, разместились в очень удобном гостиничном комплексе, построенном по образу русской деревни. Находится этот комплекс у самой ограды исторической части Шушенского, которая сейчас и является заповедником.
Знакомиться с исторической деревней мы стали на следующий день сразу после завтрака.
В обзорном рассказе о путешествии по «Саянскому кольцу» я уже упомянула о том, что, совершенно не ностальгируя по временам Советского Союза, неожиданно испытала в Шушенском бурю эмоций, а руки сами собой тянулись к фотоаппарату, чтобы сделать очередной кадр с памятником Ленину…
Многие туристы тоже оказались под каким-то сильным воздействием этого места: некоторые, взявшись за руки, вдруг запели «Интернационал», другие стали выкрикивать коммунистические лозунги, да и у меня в голове стойким лейтмотивом крутились строки «И Ленин такой молодой и юный октябрь впереди…" Видимо так дало о себе знать наше основательное советское воспитание, и дедушку Ленина, оказывается, мы не забыли, он просто на некоторое время притаился среди далеких детских воспоминаний.
После смерти в 1924 Владимира Ильича на траурном собрании крестьян было принято решение выкупить один из домов, в котором он проживал, и открыть музей Ленина с библиотекой и избой-читальней. С этого началось создание заповедника.
Музей Ленина многие годы был единственным объектом, из-за которого туристы стекались в Шушенское. И, несмотря, на то, что заповедник значительно разросся с годами, интерес к историческим домам не угас, и они занимают центральное место в экспозиции.
В усадьбе крестьянина Зырянова, Ленин снимал комнату с мая 1897 по июль 1898. На содержание, одежду и квартиру царское правительство выдавало Ульянову, как и другим ссыльным, по 8 рублей в месяц. Эти деньги полностью уходили на оплату комнаты в доме Зырянова, включая питание и стирку белья. Но Ленину не нужно было переживать из-за того, что свободных денег совсем не оставалось, достаточно было намекнуть матери, что нуждается в деньгах, и они к нему приходили. Просил у матери денег Ленин регулярно.
Как на самом деле жилось Ленину в ссылке, можно довольно ясно себе представить по свидетельству Крупской: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная, — писала Крупская, Например, Владимир Ильич за своё „жалованье“ — восьмирублёвое пособие — имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья — и то считалось, что дорого платит… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест; как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе — в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, — тоже на целую неделю… В общем, ссылка прошла неплохо».
Через четыре месяца ссылки Ленин написал в письме к матери: «Здесь тоже все нашли, что я растолстел за лето, загорел и высмотрю совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!».
Ленин в ссылке приобрёл столь упитанный вид, что приехавшая в Шушенское в мае 1898 года вместе с Крупской её мать, увидев его, не могла воздержаться от возгласа: «Эк вас разнесло!».
«Он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере», — сообщала Крупская Марии Александровне Ульяновой в письме. И добавляла: «Вообще теперешняя наша жизнь напоминает „форменную“ дачную жизнь, только хозяйства своего нет. Ну, да кормят нас хорошо, молоком поят вволю, и все мы тут процветаем. Я ещё не привыкла к теперешнему здоровому виду Володи, в Питере-то я его привыкла видеть всегда в довольно прихварывающем состоянии».
Когда к Ульянову приехала Надежда Константиновна Крупская вместе со своей матерью, они поселились в усадьбе Петровой — вдовы местного священника.
В доме Петровой семья занимала кухню, горницу и комнату-спальню, еще в одной комнате жила их 14-летняя девочка-служанка. В усадьбе сохранилось много оригинальных вещей, которыми пользовался Ленин: столы, шкафы, стулья, книги.
Вокруг дома Петровой высажены маргаритки, флоксы, резеда, малина, черемуха. Именно эти растения сажала Крупская во дворе, когда супруги здесь жили. Растет во дворе дома и огромная ель, как символ того, что первый настоящий новогодний праздник для деревенских детей организовали именно Ленин и Крупская.
Кроме этого Ленин учил детей кататься на коньках по замерзшей речке Шушь, сам он владел коньками великолепно. Коньки Ленина также представлены в усадьбе в качестве экспоната.
Кстати, Ленин и Крупская обвенчались именно в Шушенском, старая церковь не сохранилась до наших дней, на ее месте возведена новая. Так как в России того времени признавались только церковные браки, Ленину, на тот момент уже бывшему атеистом, пришлось обвенчаться в церкви, официально обозначив себя как православного. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. «Пришлось проделать всю эту комедию», — говорила позже Крупская. Ульянов писал матери: «Н.К. (Надежде Константиновне), как ты знаешь, поставили трагикомическое условие: если не вступит немедленно в брак, то назад в Уфу. Я вовсе не расположен допускать сие, и потому мы уже начали „хлопоты“ (главным образом прошения о выдаче документов, без которых нельзя венчать), чтобы успеть обвенчаться до поста (до петровок): позволительно все же надеяться, что строгое начальство найдет это достаточно „немедленным“ вступлением в брак».
Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Исправник категорически запретил приезд на бракосочетание другим ссыльным. Тогда поручителями и шаферами пригласили знакомых шушенских крестьян. А один из ссыльных изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака.
10 июля 1898 года в местной церкви священник Иоанн Орестов совершил таинство венчания. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В. И. Ульянов и Н. К. Крупская венчались первым браком.
В ссылке Лениным было написано свыше 30 работ, среди прочих «Развитие капитализма в России». «Пленник царизма» находил время и для занятий спортом, охотой, он ездил в гости к другим ссыльным и принимал их у себя, получал через родных тюки журналов, газет, русские, немецкие, французские книги, нелегальные издания.
Сейчас в этнографическом музее села Шушенское можно посетить и другие крестьянские дома. Кроме жилых построек, на территории расположены волостное правление, тюрьма, питейное заведение, кузница и магазин. Здесь прекрасно воссоздана жизнь и культура русских крестьян конца XIX века, собрана уникальная коллекция предметов их быта.
Запомнилось Шушенское и встречей с замечательным фольклорным коллективом «Плетень».
Предлагаю не только увидеть, но и услышать Шушенское, прогулявшись по селу с веселой компанией под русские народные песни.
Ансамбль «Плетень»
с. Шушенское
Фольклорный ансамбль «Плетень»
с. Шушенское
Ансамбль «Плетень»
с. Шушенское
Первые два дня моего путешествия по Саянскому кольцу были великолепны, но дорога вновь звала в путь, много интересностей было еще впереди!