Давняя мечта увидеть памятники величайшей культуры древности — эллинской, постоянно упиралась в сложности и дороговизну поездки. Из казахстанской глубинки ехать в Грецию — это немалые дополнительные расходы на оформление шенгена, который можно сделать только в столице, и отправление тоже оттуда.
Выход был найден — Турция! Она располагается на территории так называемой Малой Азии, исторически в течение тысячелетий населяемой древними греками, основавшим здесь знаменитые греческие города-государства Эфес, Пергам, Милет и т. д. И визы сюда не надо! И самолет прямой летает, причем за недорого!
Был составлен кольцевой маршрут соразмерно моему бюджету: Стамбул — Каппадокия (Гереме) — Памуккале (Иераполис) — Эфес — Пергам — Стамбул.
В Каппадокии, конечно, ничего античного, но ее фантастический ландшафт и полет на воздушном шаре невозможно было пропустить. Об этом отдельный рассказ.
По моему плану каждому античному городу отводилось 2 дня. На мой взгляд это минимум для ознакомления. И даже за два дня не все интересное удалось осмотреть и запечатлеть.
ИЕРАПОЛИС
Иера́полис («Священный город» в переводе с греческого) — древний город-курорт, предназначенный для поправления здоровья и отдыха знати. Распололжен он на вершине горы, носящей ныне название Памуккале, там, где текут минеральные источники с горячей водой.
Его построил царь Пергама Евмен II в. 190 г. до н. э., а в 133 г. до н. э. город перешёл под покровительство Рима. В римский период город достиг наивысшего процветания, сильно разросся и приобрел большую важность как лидер Востока. Когда Римская империя распалась на две части в 395 году н. э. город оказался под властью Византии. Константин Великий сделал город столицей области Фригия и одновременно центром епископства.
На карте-схеме древнего города я обозначила зеленой стрелкой обычный подъем для цивильных туристов — в первый день я, как и все, поднялась в этом месте. Черной стрелкой отмечено место, откуда я поднялась на второй день, просто из любопытств
Общепринятый подъем на гору в южной части платный. Сняв обувь, помочив ноги в текущей из источников воде, пройдя травертины, мы оказываемся на вершине горы Памуккале и совсем рядом с музеем Иераполиса. Далее прямо по дороге можно выйти к амфитеатру и мартирию св. Филиппа.
Но я начну свой обзор с Северных ворот, или ворот Домициана. Во второй день я прошла вдоль горы понизу и, выбрав пологий участок, без проблем поднялась наверх, аккурат к северному Некрополю. Бесплатно.
НЕКРОПОЛЬ
Длинная каменистая дорога (пишут, что 2 км) ведет мимо сильно одряхлевших за десятки веков усыпальниц из мрамора и известняка (II в. до н. э. — I в. н. э.). Здесь более 1200 захоронений, принадлежавших римской знати и когда-то поражавших красотой оформления. Сейчас они выглядят просто глыбами камня.
Какими великолепными были усыпальницы можно представлить, посетив музей — под его крышей и в просторном дворе находятся хорошо сохранившиеся фрагменты склепов.
БАНЯ — БАЗИЛИКА
На пути от некрополя к северным воротам встречается внушительных размеров сооружение — Большие северные бани, построенные во II—III вв. нашей эры. В V в. н. э. северные бани были переделаны в Базилику (церковь). Сейчас они почти полностью разрушены. Из-за крайней ветхости и ненадежности руин их огородили и вход внутрь с 2007 г. запрещен.
Толстые стены, высокие входные арки впечатляют даже сейчас.
Из трех арок фасада сохранились две, от третьей осталась только груда кирпичей.
СЕВЕРНЫЕ ВОРОТА
И вот наконец монументальные Северные ворота, ведущие в город Иераполис. При взгляде через ворота виден длинный ряд колонн.
Справа от ворот обращает на себя внимание кубическое надробие. Кто же удостоился такой чести — быть погребенным прямо у входа в город? Надпись на стене гласит, что тут покоится некто Flavio Zeus, торговец знаменитой красной пряжей (Rubif), которую он поставлял на Пелопоннес (южные области древней Греции) и в Рим. Нити пряжи вымачивали в термальных водах Иераполиса, используя естественный краситель (корни растения Марена краси́льная, широко распространенной в Анатолии). Это придавало им пронзительно красный цвет и стойкость.
Литературное вдохновение побудило итальянскую писательницу Pia Deidda описать любовь Flavio Zeusi, богатого торговца, и славянской девушки в романе «Rubia» (изд. Fabriano Edizioni,2007).
Северные ворота имеют по бокам круглые башни, а вход оформлен тремя арками. Арочная часть ворот носит название арки Домициана, да и сами ворота называли прежде также. Когда император Домициан умер, его имя стерли в названии. А ворота стали называть так же, как улицу Фронтиния.
УЛИЦА ФРОНТИНИЯ
Проходим арку Домициана и попадаем на широкую мощеную улицу — ее принято называть улицей Фронтиния. Фронтиний был проконсулом Азии и именно при нем город строился по римским канонам. Есть и другое название — Величественный путь. Улица имела в ширину 14 м, а ее протяженность около 1 км (на некоторых картах больше). Сейчас можно увидеть лишь треть улицы.
Эффектная колоннада с левой стороны сразу за входом — это латрины, т. е. общественный туалет.
Сиденья-скамейки не сохранились, но можно увидеть канавки для воды на полу
по обеим сторонам улицы имелись тротуары для пешеходов
На другой стороне улицы имеется лишь несколько уцелевших колонн, что указывает на единство стиля оформления улицы.
Картинка реставрации улицы Фронтиния взята из интернета. Между колоннами пространство закрывалось или составными известковыми плитами или обустраивались двери и окна, сделанные из дерева. Это были помещения многочисленных магазинов, складов, контор. Таким образом, центральная улица Хиераполиса была местом активной жизнедеятельности горожан и, прежде, всего торговли.
Во времена подчинения Византии улицу Фронтиния перегородили уродующими ее воротами (северные визайнтийские ворота) с фортификационными сооруженими прямо на проезжей части.
В проем ворот видны колонны фонтана Тритона, распологавшегося вдоль улицы Фронтиния
Фонтан Тритона
остатки колоннады фонтана Тритона
Фонтан Тритона считался крупнейшим во всей Анатолии. Длина резервуара бассейна составляла около 70 метров. Кроме того, фонтан имел «П» образное обрамление из стен, отстроенных в два этажа, украшенных множеством колонн, портиков и статуй. Фонтан выполнял двоякую роль. Во-первых, он был украшением города, а во-вторых, являлся хранилищем питьевой воды для горожан.
реконструкция фонтана Тритона (из интернета)
В музее Иераполиса хранится статуя Тритона, когда-то украшавшая фонтан, но я ее почему-то не увидела. Помещаю фото статуи из интернета. Возможно она не всегда выставляется на обозрение.
АГОРА
На карте древнего Иераполиса видно, что главная городская площадь Агора непосредственно примыкает к Северным воротам и улице Фронтиния.
Сейчас от былого великолепия остались лишь редкие обломки колонн да табличка.
Поодаль можно увидеть остатки ступенек и одинокую колонну.
музее Иераполиса можно увидеть статуи и фрагменты украшения портала Агоры.
ТЕАТР
Следующим после ворот Домициана самым грандиозным сооружением является театр, построенный во I—III вв. нашей эры. Он находится на возвышении и виден издалека.
Сцена театра Иераполис состоит из трех частей: просцениума, сцены и гипосцениума.
Пол сцены был сделан из каменных (травертиновых) плит. Этот тип структуры был широко распространен в театрах римской провинции Малой Азии, так как, деревянные полы были неустойчивы к плохим погодным условиям. Просцениум в театре Иераполис имел 3 этажа и был полностью отделан мрамором, колоннами, скульптурами. Выход на сцену осуществлялся через пять дверей разной высоты. Центральная, самая высокая дверь называлась императорской.
Дверные рамы, сделанные из мрамора, были украшены рельефным изображением мелких птиц, богинь, львов и амуров.
Гипосцениум находился под полом сцены и был украшен шестью полукруглыми нишами для скульптур, а также резными мраморными колоннами, имитирующими спирали.
Это помещение была разработано для участников представлений и их помощников (грим-уборные), а также использовалось в качестве склада для хранения декораций.
Театр вмещает 10 тыс. зрителей, он используется и в наши дни во время фестиваля в Памуккале.
МАРТИРИЙ св. ФИЛИППА
С высоты театра просматриваются вдалеке, куда ведут тропинки и каменная лестница, развалины мартирия св. Филиппа (одного из 12-и апостолов), — культового христианского сооружения на месте гибели апостола.
Предполагают, что ранее мартирий выглядел примерно так:
И вот что осталось от мартирия — раннехристианской святыни
Если верить табличке с комментарием, это и есть могила св. Филиппа, убиенного римлянами
Фонтан-источник был предназначен для паломников, которые могли освежиться и попить воды
Назначение этих колонн, стоящих в низине перед мартирием мне не удалось узнать. Но они произвели на меня наибольшее впечатление красотой и изяществом.
МУЗЕЙ ИЕРАПОЛИСА
Музей Иераполиса разместился в Южных римских термах (банях). Пропустить его невозможно, весь туристский поток идет мимо музея к бассейну Клеопатры и торговым рядам. Но далеко не каждый тормозит возле музея — здесь нет очередей, в помещении музея и во дворе с экспонатами почти безлюдно.
в зале музея стены выложены частично материалом Южных римских бань
Эта выразительная фигура женщины украшала когда-то Агору.
В залах и во дворе можно увидеть хорошо сохранившиеся фрагменты гробниц из северного некрополя
Наибольшее восхищение у меня вызвала фантазия древних греков в оформлении капителей колонн. Многие из них украшали колонны Агоры. Общепринятый растительный орнамент тоже присутствовал, но вот такие удивительные звериные и мифические фигуры я видела впервые. И какая реалистичность в изображении животных, какая экспрессия!
Иногда невозможно удержаться от желания пошутить. Польский турист использовал для портрета торс римского воина.
В отведенные два дня мне пришлось ограничиться самыми известными и знаменитыми достопримечательносятми Иераполиса. Но я и не стремилась увидеть все. Мне предстояло еще познакомиться с двумя великими греческими городами — Эфес и Пергам. Нельзя было устать от впечатлений, поэтому приходилось ограничиваться.
Античная Турция, ч.II. Эфес https://www.tourister.ru/responses/id_27227
Античная Турция, ч.III. Пергам https://www.tourister.ru/responses/id_27778
Теги:
Самостоятельные путешествия