Осталась позади Чехия и её красавица столица Прага, за окном в сумерках, как в калейдоскопе менялись пейзажи Германии. Правда, что можно увидеть, проезжая по автобану, ничего особенного. Всё самое интересное и красивое видишь издалека и испытываешь огромное сожаление, что проносишься без всякой надежды там побывать. Ночь за бортом и полумрак в салоне, по любому заставлял, если и не спать, то погружаться в вязкую полудрёму. Из этого состояния выводили периодические остановки у заправок и нахождение более удобной позы для сна. Но, ночь в июле коротка, рассвет пораньше прогоняет тьму.
Можно снова начать бесконечный процесс созерцания чужих поселений и незнакомых мест.
Взгляд уловил незначительную трансформацию, произошедшую с окружающим ландшафтом. Пропала рельефность, изменилась флора, но особенно архитектура, стоящих возле дороги поселений.
Границы в Европе стали призрачны, но культура и быт, не перемешались и здорово отличаются от страны к стране.
И вот первая остановка на земле Дании, на берегу, пока ещё, Балтийского моря. Взгляд пытался найти какие-то различая, подтверждающие, что это уже не Германия. Они были, конечно. Правда на заправке их нашлось немного, но само обустройство этого сугубо утилитарного заведения, отличалось от немецкого. Но это были первые километры по датскому королевству, потом необычность этой страны и быта здесь живущих, посыпались, как из мешка.
На фото: Парк Лангелиние. Колонна-памятник адмиралу Ивару Хюитфельду и морякам, погибшим в морской битве в заливе Кьёге в ходе Великой Северной войны. Памятник был построен в 1886 году по проекту архитектора Вильгельма Далерупа (Vilhelm Dahlerup).
Конечно, у каждого из нас складывается определённый стереотип о стране, которую посещаешь впервые. Это сказания, почерпнутые из сказок. Это картинки из журналов, прочитанных ещё в детстве. Это видеоряд, навязанный телевизором, в многочисленных передачах о путешествиях. И конечно, впечатления побывавших уже здесь странников. Ты уже приезжаешь в страну с ясной картиной, как она должна выглядеть. Иногда предвкушения, просто, блекнут с увиденным, а иногда ожидания бывают здорово завышенными.
На фото: Самый раскрученный памятник Копенгагена, посвящённый Русалочке. Если честно, ничего особенного, а если учитывать ещё огромное количество туристов, жужжащих и суетящихся возле него, аки мухи ненасытные, то вообще даже и не знаешь, стоит ли он такой популярности. Идея создания скульптуры героини одноимённой сказки Г. Х. Андерсена пришла в голову Карла Якобсена. Сын создателя пивоварни «Карлсберг» под впечатлением от балета «Русалочка», предложил балерине, исполнявшей главную партию, позировать для скульптора Эдварда Эриксена. Эллен Прайс согласилась, но только с одним условием: обнажённое тело ваяли не с неё, а с жены Эдварда. Заказ на статую поступил в 1909 году и был сдан 23 августа 1913 года. Бронзовую Русалочку ростом в 1.25 м установили у входа в бухту, на набережной Лангелиние (Langelinie).
С Данией у меня получилось последнее. Конечно, это сугубо индивидуально и не претендующее на истину, особенно, учитывая не долгое пребывание в этой стране. К тому же пасмурная погода и унылый, затяжной дождь не способствовали возникновению позитивных чувств к этой стране.
На фото: Вал крепости Кастеллет, созданной в форме пятиконечной звезды. Была построена в 1626 году. Свое сегодняшнее название она получила от слова «Kastellet», что в переводе с датского означает «цитадель». Цитадель прошла через шведскую осаду и войну с Наполеоном, в 1807 году ее атаковал английский флот, а во время Второй Мировой войны крепость служила штабом для немецких войск. С такой богатой историей войн и сражений, через которые пришлось пройти этому сооружению, цитадель нуждалась в реставрации и в 1989 году датский миллионер из собственных средств взялся восстанавливать один из самых важных исторических объектов страны. На реконструкцию ушло 10 лет и в 1999 году цитадель предстала перед общественностью в презентабельном виде.
Многие вещи мне не понятны до сих пор. Тем более не складывается ясная картина в моей голове, после посещения бывших когда-то провинций Дании, Норвегии и особенно Швеции, из которых метрополия жадно высасывала все соки многие века. Куда, куда девались все сокровища, аккумулировавшиеся в административном центре. Кроме этого, было не понятно, чем так зомбировали эти гномы могучих шведов и трудолюбивых норвежцев. Серость и убогость Копенгагена никак не соответствовала моим ожиданиям. Но, не буду забегать вперёд, просто накипело.
На фото: Идём по мосту к церкви Святого Албана
И так, проехав, в целом по хорошим дорогам Дании, мы прибыли в часов 11-ть утра в Копенгаген. Ох, давненько я не видел таких домов, пресных, невыразительных и убогих. Это я про спальные районы столицы Дании. Немецкие дома, на их фоне выглядят дворцами. Однотипность и однообразие ставит их в ряд с приснопамятными «хрущёвками». Но, то были послевоенные времена, необходимость массового улучшения жилищных условий.
На фото: Фонтан Гефион. Он занимает особое место среди достопримечательностей Копенгагена. Это самый большой памятник в городе, он расположен недалеко от цитадели в парке Лавнгелинье.
Ладно не буду об этом, всё-таки приехали мы сюда знакомиться с прошлым этого города, с его историей и бытом. Остановившись возле ратуши, подождав экскурсовода, мы начали экскурсию по Копенгагену. Было показано всё самое, наиболее известное, не мало рассказано об истории Дании и её столицы. Прошлое, конечно, выглядело немного поизящней, но всё равно, тёплых чувств в душе не зародилось.
На фото: Англиканская церковь Св. Албана. Построена в конце 19 века для нужд растущей английской общины. Стиль неоготика, архитектор Артур Бломфельд. На колокольне находятся 15 цилиндрических колоколов, внутри церкви есть орган.
В целом Копенгаген мне не приглянулся и снова я там побывать не захотел бы. После автобусно-пешей прогулки по городу, было предоставлено несколько часов для индивидуального знакомства с Копенгагеном. Так как я был в этот раз без супруги, магазины отпали сами собой. Оставалась прогулка, созерцание и посещение мест дегустации местного пива. Там, где побывать удалось размещу фотографии с небольшими комментариями.
На фото: Фонтан Гефион. Фирма Карлсберг подарила его городу в честь своего 50-летнего юбилея. Центральные фигуры придумал и создал в 1897–1899 годах датский художник Андреас Бунгаард, завершение работ по создания бассейна фонтана и его украшений продлилось до 1908 год и впервые его включили 14 июля.
На фото: Набережная Ларсенс Пладс и гавань Индерхавнен, Копенгаген.
На фото: Оперный театр Копенгагена. История Оперного театра Копенгагена началась в августе 2000 года, когда владелец известной датской компании A. P. Moller-Maersk Group (Maersk) пожелал преподнести в дар Копенгагену новый театр. Строительство он предлагал провести полностью за счет фонда, который был организован этой же компанией. Однако, на первый взгляд, благородное дело было неодобрительно встречено некоторыми политиками, поскольку такое пожертвование, давало право компании Maersk не платить налоги эквивалентные сумме, потраченной на строительство. После некоторых споров парламент все же одобрил проект строительства и в июне 2001 началась закладка фундамента. Строительство завершилось в октябре 2004 года, а торжественное открытие состоялось 15 января 2005 года.
На фото: Старые причалы 18 го века переделанные в общественные и жилые помещения.
На фото: Памятник Мэри Томас. Томас была одной из «трех королев» — женских лидеров, которые возглавили восстание 1878 «Fireburn» в Сент-Круа, датской колонии на Карибах. Восстание было названо «крупнейшим трудовым восстанием в датской колониальной истории», когда оно закончилось большая часть Фредерикстеда, Санта-Круа, были уничтожены огнем.
На фото: Статуя Давида, копия знаменитой мраморной скульптуры, выполненной Микеланджело в 1504 году и находящейся в Академии изящных искусств во Флоренции. Этот монумент был отлит из бронзы по заказу известного пивовара Карла Якобсена в 1896 году и подарен городу. Первоначально статую установили на площади перед Ратушей, где она простояла всего 3 года. В течение 20 века памятник несколько раз менял свой адрес, наконец, в 1993 на обосновался на набережной, открытом на месте старых причалов.
На фото: От причалов в северной части набережной Ларсенс Пладс отправляются прогулочные суда по каналам Копенгагена и на морские крепости Мидделгрундсфортед и Трекрёнер.
На фото: Прогулка по набережной Ларсенс Пладс.
На фото: Королевский дворец Амалиенборг.
На фото: Надеюсь, это не проделки местного коллектора, отбирающего последнее имущество у датской королевы.
На фото: Памятник Фредерику V. Статуя была отлита в 1768, весила 22 тонны, а сам памятник открыт в 1771 г. Её высота 12 метров. Автор — Жак Сали. Скульптор был вдохновлен статуей Людовика XV в. Париже. Жан Мартин Прейслер — автор постамента. Рядом с памятником находится дворец Амалиенборг, резиденция королевской семьи.
На фото: Дворцовый комплекс Амалиенборг и Мраморная церковь. Церковь Фредерика, которую еще называют Мраморной церковью (Marmorkirken) — одна из ключевых достопримечательностей Копенгагена. Здание было построено в 1740 году. Инициатором строительства выступил король Фредерик V, который хотел таким образом отметить трехсотлетие с того момента, как был коронован первый представитель Ольденбургской династии. Но грандиозный план строительства церкви Федерика был реализован не сразу. Строительство Мраморной церкви приостановили из-за нехватки средств. Только в 1894 году храм был достроен благодаря материальной поддержке состоятельного промышленника Карла Фредерика Тьетгена. Правда, из-за недостатка денег и невозможности купить дорогостоящие материалы, новый архитектор значительно уменьшил его высоту и заменил мрамор на дешевый известняк.
Разгуляться, самостоятельно, широко не получилось. Пошёл мерзкий, затяжной дождь. Но несмотря на это, прохожих не сильно поубавилось. Видимо такое ненастье здесь не в диковинку.
На фото: Флотская церковь. Морской флот издавна занимал особое положение в Дании, во многом обеспечивая мощь государства. Значит, без визита во флотскую церковь осмотр Копенгагена точно будет неполным. Именно в ней хоронят знаменитых моряков, а начало сей традиции положил еще Кристиан IV. Сейчас же под ее полом находятся могилы двух сотен мореплавателей. В первоначальном виде храм до нас не дошел, ведь неоднократно реставрировался, перестраивался и менялся. В церкви стоят скамьи, выполненные из дуба, деревянный макет корабля и особая отделка — все это напоминает о морской тематике.
На фото: Большая реконструкция площади перед дворцом Кристиансборг. Монумент Фредерику VII, который создал в Дании парламент и стал последним абсолютным монархом страны.
На фото: Прогулка по Копенгагену.
Сократив до минимума культурную программу, посвятил больше времени на глубокое погружение в кулинарные пристрастия аборигенов. Местные общепитовские заведения, кроме завышенной цены, ничем другим не поразили. Я, как Киса Воробьянинов, только и мог периодически восклицать: однако!
На фото: Тихий сад Королевской библиотеки в Копенгагене.
На фото: В саду Королевской библиотеки Копенгагена установлен памятник датскому поэту и философу Серену Обю Кьеркегору. Он не был популярен при жизни (1813—1855 гг.), но уже в начале 20-го столетия стал одним из самых известных авторов.
На фото: Памятник Педеру Гриффенфельду. Памятник расположен на острове Слотсхольмен, между Кристианборгом и зданием старой королевской библиотеки. Гриффенфельд с 1663 года занимал должности королевского библиотекаря и архивариуса, с 1664 — наместника короля в Копенгагене. При Кристиане V руководил внутренней и внешней политикой, но был ложно обвинён в коррупции и 22 года провёл в тюрьме.
И снова задавал всё тот же вопрос: зачем получать столько денег, а зарплаты в Дании весьма высоки, чтобы потом всё отдавать на налоги. Я не видел швейцарской роскоши на дорогах, архитектурных излишеств в домах и строениях, характерных югу Европы.
На фото: Дворец Кристиансборг.
На фото: Центральная площадь Копенгагена иначе называется ратушной площадью. Это место часто выступает площадкой для проведения праздников, фестивалей, ярмарок и демонстраций. Пройти мимо площади, попав в Копенгаген, вряд ли получится, потому что она находится в самой гуще городских достопримечательностей. Атмосферу площади создают обрамляющие ее постройки. Так, например, здесь стоит знаменитый дом с термометром, показывающий небольшое кукольное представление — в зависимости от погоды на башенной сцене появляется то девочка на велосипеде, то девочка под зонтиком. Через площадь проходит нулевой километр.
На фото: Фонтан у ратуши «Бык, раздирающий дракона». Фонтан был установлен в 1904 году, его авторы — архитекторы Орвальд Виндесбол и Йохим Сковгард. Говорят, изначально, как положено, с драконом должен был сражаться святой Георгий. Но когда Сковгард болел и лежал в постели, он разглядывал в комнате обои с подтеками влаги, которые образовали на стене фигуру быка. Это и навело его на новую, необычную идею фонтана.
На фото: Монумент «Трубачи с лурами» Копенгаген. Вот уже сотню лет на площади Копенгагена, перед ратушей, скульптурная композиция, напоминающая о первых коренных обитателях этих земель — викингах. На каменном постаменте можно увидеть несколько мужских фигур, которые играют на древнем музыкальном инструменте под названием лур. Считается, что он был северным предшественником трубы и тромбона, из-за чего скульптурную группу часто называют «трубачи». Скульптура, а вернее ее первоначальный вариант, появилась на центральной площади датской столицы, в 1909 году. На верху высокой колонны стоял одинокий викинг и дул в трубу. Но со временем излюбленное место датчан решили видоизменить. Одиночество бронзового трубадура решили нарушить, ему добавили товарища. Идея новой композиции принадлежит известным архитекторам Зигфриду Вагнеру и Антону Росену. Так на самом верху высокой монументальной колонны навсегда застыли фигурки двух бронзовых викингов.
Скромность, доходящая до убогости, во всём, а при этом по статистике весьма высокий уровень жизни. Для чего они собирают налоги немалые, чтобы кормить оборванцев из Африки, мне это непонятно.
На фото: Начало улицы Стрёгет. Это самое популярное у туристов место в Копенгагене и одна из самых длинных пешеходных торговых зон в Европе, ее длина 1.1 километр.
На фото: История пешеходной зоны началась в 50-х годах, когда часть Стрёгет стали перекрывать для движения автомобилей на время Рождественских праздников. Идея о создании пешеходной зоны в историческом центре появилась у Альфреда Вассарда (Alfred Wassard) под впечатлением увиденных им улиц немецких городов, где послее войны такое практиковалось повсеместно. Став в 1962 году мэром Копенгагена, он начал активно продвигать эту идею, встретившую, однако, ожесточенное сопротивление. Противником пешеходной зоны стало торговое лобби, представлявшее интересы владельцев многочисленных магазинов в районе Стрёгет, опасавшихся потерять часть покупателей-автомобилистов. Дело было настолько серьезным, что Вассард даже получал анонимные угрозы убийства.
На фото: Caritas Springvandet является самым старым фонтаном Копенгагена, построенный в 1608-м году по приказу короля Кристиана Четвертого. Он считается самым значимым памятником эпохи Возрождения в столице Дании. Во времена Фридриха Второго красивый фонтан был полностью и очень качественно отреставрирован.
На фото: Церковь Святого Духа (Helligåndskirken).
На фото: Выходим на площадь Амагертов (Amagertorv).
На фото: Площадь Амагертов. Здесь размещался Амагертский рынок, куда привозили для продажи свой урожай фермеры острова Амагер.
На фото: Площадь Амагертов. Площадь украшает Фонтан аистов, одна из главных достопримечательностей улицы Стрёгет.
На фото: Площадь Амагертов. Над крышами возвышается башня церкви Святого Николая.
На фото: Королевская площадь в Копенгагене, или Конгенс Нюторв — это самая большая и, пожалуй, главнейшая площадь датской столицы. Здесь начинается пешеходная улица Стрёгет и заканчивается красочный канал Нюхавн; еще одна из основных достопримечательностей Копенгагена. Всего же с Конгенс Нюторв можно попасть на тринадцать улиц, а ее размер — 32 акра. Сложно представить, что четыреста лет назад это место находилось за пределами крепостных стен и служило свалкой. Король Кристиан V, заметив, что столица уже не помещается в свои границы, решил подчинить себе хаос, расширив Копенгаген и построив здесь Королевскую площадь. По его замыслу она предназначалась для обучения и построения войск, но позже ее облагородили, украсив дворцом Шарлоттенборг и Королевским театром. А в центре площади появилась конная статуя самого Кристиана V, которую со всей присущей монарху скромностью распорядился поставить он сам.
На фото: Якорь — памятник военным морякам. Здесь заканчивается канал Нюхавн, пожалуй единственное место в Копенгагене, которое безоговорочно мне понравилось.
На фото: Новая гавань (Nyhavn). В 1670–1673 годах по распоряжению короля Кристиана V был прорыт канал от гавани Индерхавн до площади Конгенс Ниторв, торгового центра датской столицы. Таким образом, добыча рыбаков и другие товары могли прямо с судов попадать на рынок и в лавки торговцев. Работы выполнялись силами пленных шведов, захваченных во время Датско-Шведской войны в 1658–1660 годах.
На фото: Новая гавань (Nyhavn). Берега Новой гавани быстро стали популярным местом у портового люда — здесь были пивоварни, кабаки, в домах жило множество доступных женщин.
На фото: Новая гавань (Nyhavn). Со временем корабли становились крупнее и уже не могли заходить в канал, постепенно Новая гавань утратила свое значение, как место обработки портовых грузов, и на смену морским кораблям пришли суденышки, осуществлявшие пассажирские перевозки между районами города. С развитием наземного общественно транспорта функция канала, как транспортной артерии была утрачена, и с причалов канала сейчас отправляются только прогулочные кораблики.
На фото: Новая гавань (Nyhavn). Здесь всегда оживленно — это место популярно не только у туристов, но и жители Копенгагена часто посещают бесчисленные кафе, столики которых расставлены вдоль набережной.
На фото: Новая гавань (Nyhavn).В XX веке порт переместился из квартала Нюхавн в другое место Копенгагена, и жизнь в гавани почти замерла. Чтобы этого не случилось окончательно, в 1970-х годах власти решили превратить ее в огромный портовый музей. Теперь попасть в Нюхавн, посмотреть на корабли и старинные разноцветные домики может каждый желающий без всякого опасения за свою жизнь.
На фото: Vor Frelsers Kirke — церковью Спасителя с её необычной конструкцией колокольни. Кто-то называет её «штопором», кто-то «лестницей». И действительно, вокруг колокольни обвивается винтовая лестница, ведущая наверх. Церковь довольно старинная — её начали строить в 1682 году. Шпиль же начали строить значительно позже, в 1747 году.
На фото: Последний взгляд на полюбившуюся мне Новую гавань.
Ну, да ладно, не хочу лезть в соседский монастырь, чужая душа потёмки, особенно датская. Наполнившись впечатлениями, раздумьями и местными разносолами, пришлось закончить знакомство с Копенгагеном и направиться к автобусу, терпеливо ожидавшему нас у всё той же ратуши. Впереди нас ждал бросок по Эресуннскому мосту-тоннелю в Швецию.
Теги:
Автобусные туры