Жанна Д’Арк — миф или реальность
Похвалю себя! К этим трём дням в Руане я неплохо подготовился.
Кроме Флобера и его творчества, я посчитал для себя важным информационно насытиться миром Жанны д Арк, самой почитаемой француженки всех времён. Её добродетельная жизнь, украшенная знаменательными делами и омрачённая подлыми предательствами, её стойкость духа и вера в своё божественное предназначение, её общение с Богом через выбранных им посредников и её великая смерть поразительно напомнили мне земные деяния Иисуса Христа, принявшего смерть в искупление грехов человеческих.
Её жизнь была настолько невероятна, что возникает вопрос, а было ли всё так на самом деле, или это очередной миф, которые одни из представителей homo sapiens способны придумывать, а другие способны в них верить и этим человек разумный принципиально отличается от любого иного вида на Земле.
Официальную версию жизни Жанны Д’Арк мне представил Марк Твен в романе, названном её именем. Длинный и скучный, этот роман подробно повествовал обо всех основных событиях, происходивших в такой мимолётной жизни Девы, начиная с её детства.
Одноимённый фильм Люка Бессона с Миллой Йовович в главной роли преподносил жизнь Жанны Д’Арк в том же ключе, но более зрелищно и менее информативно. Поэтому использование этих двух источников в комплексе было очень оправдано.
Прибыв в Руан, я с нетерпением ждал встречи с местами Жанны Д’Арк, столь знакомыми по роману и фильму. Но увиденное сильно разочаровало, и это было единственным разочарованием за всю поездку.
Первой была башня, в которой томилась Жанна во время несправедливого суда в Руане.
Напомню, что Жанна Д’Арк попала в плен под Компьеном, причем захватили её не англичане, а бургундцы (они в той войне были на стороне англичан, надеясь получить независимое государство), которые позже перепродали её англичанам, так и не дождавшись выкупа от французского короля.
Вот эта башня.
Она точно родом из Средневековья, но совершенно с ним не ассоциируется. Совсем рядом шла стройка современного здания: башенный кран, строительный мусор, громко общающиеся между собой строители.
Какое уж здесь Средневековье. Я стоял около башни и пытался представить, как в неё заходил епископ из Бове по имени Кошон. Он должен был походить на жирную свинью (именно так с французского языка переводится его имя), этот мерзкий тип всеми способами пытался сломить волю Жанны.
Ей удалось сохранить свои убеждения, Жанна так и не дрогнула, мужественно противостояла против многочисленных агрессивно настроенных мужчин. Она так и не признала то, в чём её обвиняли: что она не от Бога, и что не грешила, когда носила мужской костюм, что голоса, которые она слышала, были голосами святых, и это не был голос дьявола.
Кстати, судили Орлеанскую девственницу 126 сорбонских судей, представители французской церкви. Французская церковь и казнила Жанну, обратите на это внимание, англичане в расправе над героиней Франции вообще не принимали никакого участия, если не считать того, что они отдали несчастную в руки французских церковников в ответ на их многочисленные просьбы об этом.
Последней моей надеждой должна была стать Рыночная площадь, на которой Жанну сожгли. Я мечтал увидеть это место и зайти в современную церковь, построенную в её память.
Но увидел я всё ту же стройку, строительную технику и орущих друг на друга рабочих.
Конечно, реконструкция необходима, когда-то это место станет уютней для посетителей. Но мне то, что с этого, вряд ли я ещё когда-нибудь окажусь в Руане.
Огорчённый, я задумался, может всё это не случайно. Может такая куцая встреча с местами Жанны в Руане намёк на то, что её героическая жизнь и героическая смерть вымысел. Может это хитроумная задумка французских политиков далёкого от Жанны будущего, заинтересованных в создании некоего символа для нагнетания антианглийских настроений?
Ведь то противостояние французской династии Валуа и английского дома Ланкастеров, имеющих общего дедушку Филиппа III с большой натяжкой можно назвать «столетней войной». В ту войну реальных столкновений и на неделю не наберётся.
А если это так, значит, для Франции не было серьёзной угрозы. Может Орлеанская Дева и не спасла осаждённый Орлеан, ибо его никто и не осаждал? Может голоса, которые слышала Жанна, это просто признаки душевной болезни, вызванные кровавыми событиями, виденными ею в детстве, но связанными не войной с англичанами, а междоусобными столкновениями с соседней Бургундией?
Ведь мифы, на то они и мифы, чтобы кто-то в них верил, а кто-то сомневался. А сомневающихся много, в том числе великий вольнодумец Вольтер, который будучи противником абсолютной монархии и католической церкви, яростно развенчивал миф Жанны Д’Арк, как защитницы Франции и французского короля.
Я по этому поводу не определился, как было на самом деле, не знаю. Да и кого-то же всё-таки сожгли на Рыночной площади в Руане 30 мая 1431 года.
Ликвидация безграмотности: пламенеющая готика
Если путешествовать правильно, то можно стать немного образованней. Вот до поездки в Нормандию я ничего не знал про архитектурный стиль «коломбаж». Стыдно, не спорю. Но теперь то, знаю, ликвидировал пробел. Увидел воочию, почитал знатоков и вам в прошлый раз отчитался.
А вот ещё новая моя непонятка — «пламенеющая готика». Слышать то, конечно, слышал, но ничего конкретного.
А ведь это серьёзный термин по истории искусства, придуманный в 1851 году английским историком Эдуардом Фрименом. Да не просто термин, это большой отрезок средневекового готического искусства, названный так, потому что контуры и силуэты зданий того времени были похожи на языки пламени.
Я это к тому, что есть в Руане аббатство Сент-Уэн, достопримечательность сравнимая по значимости с тем же Руанским собором или обширным коломбажным сектором.
Здание церкви начали строить в 1318 году и строительство продолжалось чуть ли не до середины 19-го века. Сдавали объект частями, сменялись архитекторы и исполнители, но все они руководствовались оригинальным планом, разработанным в 15 веке, когда основным архитектурным стилем как раз и был стиль «пламенеющая готика».
Оказывается, у готического искусства специалисты выделяют массу самых разных направлений: лучистая готика, кирпичная, куртуазная, ланцетовидная…
Именно пламенеющая готика была в эпицентре всего готического искусства в эпоху позднего средневековья, с 14 века до начала 16 века.
В этот период и без того извивистые готические линии начинают извиваться до спиралевидных форм, напоминающих языки пламени. И это касается не только арок и витражей, сам готический собор в эпоху пламенеющей готики всеми своими линиями и особенным декором, как пламя, а может как гигантский костёр, устремлялся ввысь, к Небесам, к Богу.
Согласитесь, есть в этом что-то завораживающее.
Храм Сент-Уэн строился очень долго, несколько столетий. Отдельные его части, например западный фасад, сооруженный к середине 19-го века, искусствоведы относят к иному направлению готического искусства, называемому — неоготика.
Но, если рассматривать этот собор как единое целое, то безусловно, это художественное произведение, задуманное в 14–15 веках, выполнено в стиле «пламенеющая готика».
Что мне ещё запомнился храм Сент-Уэн? Может быть, тем, что на его месте в нынешнем готическом виде, была более ранняя христианская церковь. В 553 году во имя святого Петра было основано аббатство бенедиктинского ордена. Когда-то проводились археологические раскопки, которые показали, что размеры первоначальной церкви были сравнимы с размерами нынешней.
А ещё на территории аббатства есть небольшой парк и красивый пруд со скульптурной композицией из известного греческого мифа с печальным концом. Это когда кентавр Несс пытается похитить жену Геракла Деяниру, а в итоге все умерли.
Видел в саду копию рунного камня, подаренную Данией в 1911 году, чтобы помнили нынешние жители Руана, откуда родом были их предки.
Кстати, появился неплохой повод доложить вам о норманнах и нормандцах. Это уже из области этногенеза, а поговорить об этом я люблю, по поводу и без.
Про норманнов и нормандцев
Сильно глубоко копать не буду, сам не так много знаю по этой теме, да и не диссертацию пишу, а так, реферат, за 9-й класс.
Иллюстрировать свой реферат буду картинками из современного Руана. Вы уж извините, но фотографий завоевания норманнами северо-запада Франции не имею, обзавёлся я фотоаппаратом гораздо позже.
Сначала про норманнов — северных людей. Так франки называли скандинавов эпохи викингов, причем у каждого народа у них было своё название. Византийцы их называли варягами, англичане данами, арабы маджусами, а германцы аскеманнами.
Лихие это были ребята, выходцы из Скандинавии, Исландии, Оркнейских и Фарерских островов. Повсеместно наводили ужас, там, где только появлялись на своих деревянных судах.
Другие народы боялись их и считали варварами, хотя те занимались не только разбоем и грабежом, но и честной торговлей. Очень смелые и невероятно дерзкие, викинги имели свой кодекс чести, которому клялись и который беспрекословно выполняли. Не брать в плен женщин и детей, один из пунктов этого кодекса, согласитесь, это неплохо характеризует свирепых викингов.
Пришло время, и норманны стали нормандцами. У историков на этот счет даже конкретная дата имеется -911 год.
Именно в этом году норманны-викинги под предводительством Рольфа Рогвальдсона (вот уж классический пассионарий) после долгих лет разбоя на территории Англии и земли франков перешли к оседлой жизни.
Более известен Рольф Рогвальдсон как Рольф Пешеход. Столь необычное прозвище предводитель отряда норманнов получил из-за своих гигантских размеров, ни одна лошадь его не выдерживала, вот и ходил пешком бедолага.
Рольф Пешеход со своим войском сначала разбойничал на территории Англии, разорял богатые тамошние церкви и монастыри, причём вовсе не для прославления своего языческого бога Одина и глумления над Христом, а потому, что там было чем поживиться.
Но подобных норманнских ватаг на территории Англии промышляло немало, поэтому Рольф принял решение напасть на Францию и основать там свое собственное государство.
Франки во главе со своим королём Карлом III Простоватым защищались отчаянно и даже одержали крупную победу при Шартре, но в итоге сели за стол переговоров и подписали мирный договор.
По договору 911 года король франков уступил норманнам часть своих земель на побережье, но взамен Рольф должен был креститься (в тот год ему исполнилось 60) и жениться на дочери Карла Простоватого.
С тех времён эти земли стали называться «страной норманнов» или Нормандией, а сам Рольф превратился в первого нормандского герцога Роберта I и вассала французского короля Карла Простоватого.
Кстати, насчёт вассала. Тут упомяну очень известную историю. Давая вассальную присягу королю франков Рольф Пешеход должен был по ритуалу поцеловать королевскую ногу в знак своей покорности. Сам предводитель норманнов делать этого не стал, а поручил эту «почётную» миссию одному из своих приближённых. Тот подошёл со смехом, и даже не подумал нагнуться в почтительном поклоне, просто притянул ногу короля на уровень свой груди. Карл Простоватый в результате рухнул на землю под дружный хохот своих новых вассалов.
Подводя итог реферату по этногенезу нормандцев, скажу. Норманны — это викинги-скандинавы. Нормандцы же, никакие не викинги. Они быстро слились с местным населением, переняв их религию, обычаи и обустройство жизни.
Сейчас это обычные французы, жители северо-запада Франции не имеющими ничего общего со скандинавскими народами.
На этом с Руаном прощаюсь, но не с Нормандией. Ведь был ещё Гавр, Онфлёр, Довиль и Трувиль. Про это тоже надо что-нибудь написать.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия