В Магадан! Через реки, горы и долины… Часть 3
Большой Невер — Якутск
Сколько я там стояла? Час, два? Не знаю. Было очень жарко, хотелось пить... Но - воды не было. Машины были, но мало.
Прошёл небольшой дождик. После него стало душно. Удивительно, как сильно различается климат в соседних регионах - Забайкалье и Амурской области! В Забайкалье - сухо, самая сильная жара переносится легко. Здесь же много лесов, не так уж далеко до океана - и всегда очень влажно...
Остановился перегонщик, якут по национальности.
"Здравствуйте, я еду в Якутск."
"И я в Якутск..."
Но что-то в его облике мешает мне тут же закинуть рюкзак в багажник. Облик в целом отталкивающий - лысина, блестящее толстое лицо, хитрые маленькие глазки за очками...
И не зря я медлю! Следующая реплика:
"Деньги есть?"
"Нет, я автостопом."
Отхожу. Он трогается, но, поразмыслив, сдаёт задом.
"Чем-нибудь ещё заплатишь?"
"Нет. Езжайте."
Так со мной простился асфальт, которого впереди - не больше километра.
Дальше мне не придётся сталкиваться ни с нескромными предложениями, ни с разговорами о деньгах...
* * *
Наконец, я застопила дорожников. Они провезли меня около 10 км, подарили 2-литровую бутылку воды... и остановили для меня камаз, идущий в Тынду.
С этого момента Чита и Забайкалье тоже перешли в разряд "нереального". А Москва... Москва вообще стала мифом. Я попыталась представить себе возвращение домой - и испугалась. Этого не может быть никогда!
Якутск казался гораздо более достижимым...
...Дорога до Тынды представляет собой грунтовку довольно плохого качества. Камаз - хоть и класса Евро-3 - немилосердно трясло. Осложняется дорога и большим количеством подъёмов, перед которыми на камазе невозможно разогнаться. Так что ехали мы очень медленно.
Но, хотя я ещё не привыкла к скоростям этих мест - ехалось хорошо. Камазисты оказались благовещенскими вахтовиками, очень приятными людьми. Мы пили холодное пиво и закрывали окна, когда на горизонте показывалась встречная машина - иначе бы кабина забилась пылью.
Тынду мне предстояло пройти пешком. В гору.
Уже 23 кг за спиной... Несмотря на все ночные тренировки, я думала, что не выдержу. От напряжения сильно болели икры. На особо крутых подъёмах прерывалось дыхание... в какой-то момент мне показалось, что я уже не смогу вдохнуть...
Но - я выдержала. Хотя, могла бы стопить и на въезде в город. Однако, разве не стоило потерпеть ради хорошей позиции и скорейшего добирания до Якутска? И как приятно было потом бежать под горку!
Этот пеший переход навёл меня на мысль, что тренировки надо расширить до общей гимнастики. Что ж, сегодня ночью у меня будет на это время - вряд ли на этих дорогах хороший ночной трафик... а уже вечер...
...Я немного постояла под Тындой - и остановилась машина.
Да ведь это тот самый перегонщик!!!
"Поехали?" - говорит он с хитрой противной улыбкой.
Я отмахиваюсь. И, как только он уезжает - на меня нападает приступ смеха.
После первой встречи с ним я ещё не менее часа ждала машину. Я ехала на камазе, и ехала очень медленно. Я пешком прошла Тынду. Я успела постоять и здесь. И он - на легковой машине! - только сейчас меня догнал! Нет уж - при таком раскладе я бы с ним не поехала, даже если бы он мне доплатил=)))
Прощай, корыстолюбивый якут! Я ещё дождусь своей машины!
И она не замедлила приехать.
Тоже легковая. Тоже перегонная. Из Тынды - в Якутск...
* * *
Драйвер оказался странным человеком. Некурящий, читающий лекции о вреде курения - это ещё нормально (хотя я даже не пыталась курить в машине или просить об остановках на перекур). Но можно ли считать курение вселенским злом?
"У моей двоюродной сестры дочка умерла. И я точно знаю - это потому, что сестра когда-то курила!"
Спрашиваю о диагнозе дочки. Тема моментально переводится - то есть маловероятно, что диагноз хотя бы теоретически связан с курением, и обосновать свою позицию человек не может. Тем не менее, "точно знает". Хм...
Среди ночи я узнаю, что Россия - это колония НАТО. И поделена на зоны влияния. А у Америки есть план к 2020 году сократить население России на 2/3. Всё это известно из абсолютно достоверных источников.
Я, естественно, попросила ссылки на источники. Тема, разумеется, тут же переводится. Задаю вопрос снова - и снова не получаю ответа. Вопрос-то глупый, я должна верить - он же говорит, что источники достоверные, значит, так и есть!
Закончилось это - тоже вполне закономерно - тем, что все бабы дуры, и молодцы мусульмане, у которых женщина знает своё место. Хотела я обидеться, но подумала - что на дураков обижаться?
В знак протеста я просто уснула. Через час драйвер остановился и последовал моему примеру... Менять машину я не стала - вряд ли в это время суток меня ждала ещё одна легковушка. А на камазе всё равно получилось бы гораздо дольше и тягомотнее.
Поспав 4 часа, мы двинулись дальше.
К ночным разговорам мы больше не возвращались - вполне мирно беседовали на отвлечённые темы. Курить раз в 4-5 часов я уже привыкла. Так что - моя машинка не так уж плоха!
Тем более что в ней есть кондиционер. А снаружи - духовка. Другого слова просто не подобрать. Странно - мне казалось, в Якутии сухой климат, не должно быть такой духоты... Оказалось - по республике много лесных пожаров. Вот и душно от дыма.
************************************
Дорога от Тынды до Якутска тоже оставляет желать лучшего. Плохая грунтовка (изредка - разбитый асфальт), тяжёлые перевалы... Плохо там зимой большегрузным машинам! Они и летом едут еле-еле.
Почему-то по Якутии ходит много фредов, хотя вряд ли есть машина, менее приспособленная к таким условиям - она чувствует малейшую трещину в асфальте, и её сильно трясёт. Лучшая машина в этих краях - наверное, камаз.
Даже легковушки ездят по дорогам Якутии не более 60-80 км/ч. А перегонщики обклеивают машины бумажным скотчем, чтобы их не побило камнями, летящими из-под колёс.
И, конечно, пыль. Движение довольно оживлённое, и ехать в пыли приходится часто. Тогда видимость становится нулевой. Люди радуются дождю - он прибивает пыль. С другой стороны, в дождь дорога разбивается ещё больше...
Альтернатив автодороге, по сути, нет. Железная дорога доходит только до Томмота. Уже практически закончили строительство путей до Нижнего Бестяха, в 2012 году туда должен придти первый поезд, но... есть ли в этом смысл?
Пустые вагоны пускать по этой железной дороге нельзя - рельсы положены очень извилисто, иногда дуют сильные ветра... поезд легко сходит с рельс. А в Якутске и окрестностях грузиться практически нечем. Говорят, составы неделями стоят в Томмоте, ожидая хоть какого-нибудь груза. Вряд ли что-то изменится в Нижнем Бестяхе.
Кстати, в Якутск по земле не попадёшь - через Лену не существует моста. Некоторые считают, что мост и не нужен. Но это не так.
Паром очень дорогой - легковая машина от 350 рублей, пассажир 100 рублей... цена за переправу большегруза доходит чуть ли не до десятков тысяч. Когда на переправе скапливается много машин, местные нередко лезут без очереди. Спорить с ними бесполезно - случается и поножовщина.
Во время ледостава и ледохода попасть в Якутск можно только по воздуху. Задержишься в пути на машине - будешь месяц стоять в Качикатцах или Нижнем Бестяхе! Зимой переправляются по льду. И, говорят, каждую зиму, после открытия ледовой переправы - хоть одна машина да проваливается под лёд...
Так что - мост нужен, как бы дорого он ни стоил.
И - мост будет! В ближайшее время начнётся строительство. Сооружение, конечно, получится грандиозным: в Нижнем Бестяхе ширина Лены составляет 14 км...
************************************
Пыльная дорога и бескрайняя гладь реки остались позади.
Всё это я ещё увижу. Но - потом...
А пока - я прибыла в Якутск!
_____________________________________________________
На самом деле, до Якутска отсюда на 100 км больше. Сколько до Магадана — посчитать сложно…