Говорят, что Аспендос основали колонисты, пришедшие из Аргоса еще в пятом веке до нашей эры. А по другим данным, согласно легенде, Аспендос возник в 10 столетии до нашей эры по завершению Троянской войны прорицателем Мопсом. Потом город переходил из рук в руки много раз — за право верховенствовать боролись персы и греки. Многие годы он входил в состав Ликии, Персов, Афинского морского союза. Аспендос был частью Морской Конфедерации Делийцев вплоть до 425 года до нашей эры. По словам историка тех времен Страбона, персы ставили на якорь здесь свои корабли перед сражением против Афинского морского союза, иначе называемого Делосской конфедерацией. Этот довольно большой речной торговый порт был захвачен Александром Великим в 333 году до нашей эры. Когда полководец прибыл в Памфилию, жители Аспендоса убедили его не занимать город и взамен предложили 50 золотых талантов и тысячу лошадей. Но они не сдержали свое обещание, и Александр вторгся в город. В 133 году аспендос вошел в состав провинции Азия. Пик расцвета пришелся на римский период — это 2–3 века нашей эры. Была налажена торговля солью — ее добывали из озера, находившегося неподалеку. А в 190 году нашей эры после битвы при Сипиле город стал составляющей Римской империи. Именно в это время город достиг апогея, начался его экономический и культурный расцвет: его отнесли в тройку крупнейших древних городов Памфилии.
Это произошло благодаря и климату, и выгодному местоположению. В древности этот город лежал на побережье судоходной реки Эвримедон (ныне называется Кёпрючай), благодаря чему имел важное торговое значение. Кстати, на этой реке (по дороге к Аспендосу) хорошо сохранился мост 13-го века, построенный сельджуками.
2
Виноградники, сады, рынок лучших скакунов, мастерская чеканки монет, лучшие вина и украшения — все это говорит об Аспендосе. Его могущество продолжалось вплоть до 7 века н. э., а после того, как город перешел к Византии, он начал приходить в упадок. Особенно нелегко ему пришлось после набегов сельджуков в 13 веке. Одним словом, после долгих споров по поводу того, кому же принадлежит город, Аспендос и вовсе перестал существовать. Город был позабыт до 1871 года, когда его обнаружил во время одного из путешествий граф Ландсконский. Сейчас там кругом тихо и немного пустынно. Даже трудно представить, что ранее здесь «кипела» жизнь.
Одной из главных достопримечательностей Аспендоса является хорошо сохранившийся римский амфитеатр. Театр был построен в 155 году греческим архитектором Зеноном во времена правления Марка Аврелия. Он не просто большой и вместительный. Он громадный.
1 из 4
1
В нём 39 рядов ступеней, длиной 96 метров, а расстояние между ними равно полуметру. В свое время он вмещал 17000 человек одновременно, поэтому считается одним из самых больших античных театров. Место для оркестра в амфитеатре было на 500 музыкантов. А уже над самими трибунами амфитеатра находится необычайной красоты арочная галерея.
Именно благодаря ей зрители находятся как бы «в тени» во время спектакля. Согласно преданиям, именно здесь был впервые придуман театральный занавес — если в постановке принимали участие десятки и сотни актеров, должны же были они переодеваться незаметно от зрителей. Ниши перед сценой, окружаемые ионийскими и коринфскими колоннами вмещают статуи под маленькими треугольными или полукруглыми фронтонами. Хотя узоры в виде бычьих голов, цветочных венков и плодов, которые украшают фронтоны, местами истерлись, в целом они сохранились в достаточно хорошем состоянии.
1 из 2
В поздневизантийский период театр использовался как церковь под открытым небом, а в XIII веке сцена была перестроена сельджуками во дворец — поэтому он так хорошо сохранился.
Со зданием театра связана красивая легенда. Однажды царь решил выдать свою дочь Белькис (по другим источникам ее звали Семирамида) замуж и приказал потенциальным женихам построить величественное здание, равного которому еще не было. Женихи принялись было за работу, но кто-то из них постепенно сходил с дистанции. Осталось два претендента — один из них строил римский акведук, а другой — здание театра. Оба строения были равны по значимости и величию, и царь не знал, кому из благородных женихов отдать предпочтение. В итоге он предложил женихам поделить Белькис пополам. Но жених, который строил театр, отказался от этого предложения. Он ответил, что не хочет причинять Белькис боль, и пусть она будет счастлива с тем, кто этого больше достоин. Царь понял, что перед ним — человек благородный, который на самом деле любит Белькис, и отдал дочь замуж за него.
Мне очень понравились фото театра с коптера (два фото из сети)
1
1
Есть еще примета: кто пройдет по ступеням Театра и дотронется рукой до древних камней, обязательно найдет свою половинку в ближайшем будущем.
2
До недавнего времени театр использовался по назначения. Но из-за ряда повреждений здания власти Турции запретили его использование и объявили архитектурной ценностью. А для проведения концертов и фестивалей в 2-х километрах от старого театра было выстроено новое здание — Gloria Aspendos, отвечающее всем требованиям современности.
Кроме известного римского театра в Аспендосе находится еще один шедевр древной архитектуры — 15-километровый акведук, построенный во 2 в. н. э. Акведук начинается в предгорье Таврскиих гор и заканчивается у основания холма на котором расположен город.
1
Сам город, в отличие от театра и акведука, сохранился плохо, но кое-что увидеть все-таки удастся. Он был основан на двух холмах — Большом и Малом. На Большом холме до сегодняшних дней сохранились остатки построек античных времен.
Начинаем подниматься вверх.
Первый указатель ведет к стадиону.
Стадион
раньше вмещал около 8 тысяч зрителей, и имеет стандартный беговой размер 180 метров в длину и 30 метров в ширину.
Дальше дорога ведет к акрополю — укрепленной части города.
В первую очередь одни из трех сохранившихся городских ворот — Южные.
1
за воротами уже начинается городская дорога, под которой вырыт канал для сточных вод (клоака).
Агора — главная площадь, место народных собранийи торговли. По сторонам этой площади располагались самые главные здания города.
Базилика. Когда тот это здание было самым главным в городе. Этот зал использовался как здание суда, а задняя часть использовалась в комерческих целях.
1
1
1
Булевтерий (бультерион) — здание местного Сената.
Раньше имел форму крытого зала с рядами сидений. Это место заседания городского совета.
Нимфум, или Нимфениум — святилище, посвященное нимфам, обязательный атрибут этого строения — красивый фонтан, от которого остался лишь двухуровневый фасад с нишами для размещения скульптур.
2
Он очень похож на нимфениум в Сиде. Вода туда подавалась по акведуку и стекала через среднюю нишу. вот тут видны остатки акведука.
1
Экседра открытое пространство, украшенное статуями, которое предназначалось для прогулок.
1
Рынок — площадка между акведуком и базиликой. Предназначение рынка в те годы и сейчас — не изменилось)
1
Часть восточных ворот, которая сохранилась до наших дней и позволяет представить как выглядела несколько столетий назад.
4
Сегодня прогулки по развалинам Аспендоса производят сильное впечатление. Проводя рукой по древним шершавым камням, начинаешь понимать, насколько это древние строения. И из жителей остались лишь насекомые и рептилии. (найди кота ящерицу)
Всем рекомендую, тем более, что этот город буквально в получасе езды от Анталии, в 15 км от Белека.
Стоимость посещения — 20 лир, можно оплатить картой. С собой обязательно брать воду. Стоянка для машин у театра бесплатная. На территории при входе есть одно небольшое кафе — мороженое, кофе, вода, свежевыжатые соки; а в здании театра есть сувенирный магазин.