Есть в Петербурге такое местечко, достичь которого не очень просто, может быть именно поэтому об этой интересной достопримечательности знают немногие. Местечко это называется Дворик филологического факультута СПбГУ. Как известно, этот главный университет в Петербурге, после того, как «университеты» некоторое время назад стали, во всех городах и весях, множиться, как грибы, в народе стали называть просто «Большим». Может быть по аналогии и с этим названием «дворик» студенты на самом деле тоже называют «Большим двором». По количеству скульптур, установленных в этом дворе (а также малом дворе и переходах), — это довольно внушительное арт пространство, изучать содержание которого очень интересно. Пройти во двор все же можно. Нужно показать на «проходной» паспорт и выписать пропуск, так что мое приглашение не может восприниматься как приглашение переводчика Остапу Бендеру: «Старуха мама будет очень рада. Однако адреса почему-то не оставил»… Я адрес оставляю: Университетская набережная дом 11.
1
Все же должна предупредить, что многое в этом процессе «прохождения», зависит от того, насколько «старушка на входе окажется строгой», поэтому гарантировать ничего не могу.
Ну, а пока приглашаю на виртуальную экскурсию.
Дворик, как музей под открытым небом, зачинался уже в наши дни.
1
4 сентября 2000 года на фасаде здания школы при СПбГУ была установлена доска из полированной гранитной плиты с бронзовым барельефом, изображающая Ксению Петербургскую. Плита, которую выполнил скульптор В. П. Чеботарь, небольшая — 44×198 см. Говорят, что с этого все и началось…
1
Что ж! Получается, что сама св. Ксения благословила обустройство этого внутреннего двора университета и сегодня в нем установлено так много скульптур, что без знающего экскурсовода и не разобраться.
Многие называют еще одну «дату возникновения» парка скульптуры — это 21 октября 2002 года
Тогда по инициативе декана Филологического факультета С. И. Богданова, во дворе была установлена первая скульптурная композиция Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце».
4
Я не очень люблю «пояснения» экскурсоводов типа «на этой картине вы видите…»
Если я это вижу — зачем рассказывать! Если же я это не вижу, то значит скульптор недоработал или же я не дотянулась до высокого искусства (а вдруг это серьезный пробел в моем эстетическом развитии — тогда никакой экскурсовод-толкователь все равно не поможет).
8
Это я рассказываю потому, что эту скульптуру нужно видеть. Обойти с разных сторон, и я бы сказала «почувствовать», ведь, как говорил Маленький принц: «самое главное глазами не увидишь — нужно видеть сердцем».
Вот и смотрите внимательно!
8
Только не пропустите самого Маленького принца, ведь он такой маленький…
9
Вообще-то что-либо «пропустить» во дворе университета, человеку неподготовленному, очень даже легко.
Вот на фасаде здания филфака есть металлическая плита, называется она «Спираль развития», в ней скульптор Георгий Постников еще в 2002 году изобразил процесс «разрастания» факультета, который сегодня функционирует в разных районах Петербурга, в разных зданиях. В общем стремительная спираль развития! А кроме того, здесь не могут не привлекать три ладони, которые (как это «положено» с другими скульптурами), не трут до блеска, дабы что-то исполнилось, но свои руки прикладывают.
2
Кому из университетских досточтимых личностей принадлежат эти оттиски, так и осталось тайной, хотя предполагают, что здесь «руку приложили Л. А. Вербицкая — ректор тех лет, а также деканы филологического и восточного факультетов С. И. Богданов и И. М. Стеблин-Каменский (живут-то два факультета в здании по-соседству).
Но какое это теперь имеет значение! Главное, чтобы «прикладывание рук», проще говоря «рукоприкладство» помогало бы в сдаче экзаменов!
В личной же жизни помогает совсем другая скульптура — это Бегемотиха Тоня. Почему-то бегемотиха совсем небольшая 35×20 см и я ее не сфотографировала — то ли не заметила, то ли не придала значения скульптурке, с протертым ухом (кто хочет скорее выйти замуж — трет изо всех сил).
Автор этой работы скульптор-анималист Владимир Петровичев, известный созданием кошек и не только.
Например, мимо бронзовой Улитки Петровичева я в этом дворе все же не прошла, хотя разглядела ее не сразу. Улитка олицетворяет девиз студентов: «тише едешь — дальше будешь» …
5
Не знаю, права ли я, но предположила, что автор улитки и других городских котов, является автором и этого «дворового» кота (или кошки), но «опознавательных знаков» не нашла (наверное, плохо искала, ведь на мраморном пьедестале много чего написано). Вознеслась котяра высоко, смотрит далеко и вообще очень точно характеризуется автором, как «главный персонаж жизни» по крайней мере этого двора. Почему решила по-поводу авторства? Уж очень похожа эта скульптура на знаменитую питерскую «Василису» и кота «Елисея».
2
К слову сказать, кошка с Малой Садовой была в свое время украдена из Петербурга и найдена в Москве! Хотели возвратить обратно, в город на Неве, да начались проволочки — оказывается скульптура была установлена «без разрешения властей».
Вообще-то скульптуры кошки Василисы и кота Елисея появились в Питере в память о блокадных кошках…
Итак, автор «Василисы», кота «Елисея», Владимир Петровичев, является так же автором кошке «Тишине» на улице Марата, Зайчику у Петропавловской крепости.
Когда кошку вернули из Москвы, она ждала разрешения своей судьбы именно в кабинете проректора СПбГУ. Почему — неизвестно… Так что мои предположения об этом гордом персонаже во дворе университета, вполне уместны.
На самом деле эта кошка — памятник «Подопытной кошке»… Так что далее нетрудно домыслить пафос этой скульптуры.
Вообще во дворе все теснится «вперемешку», так что не буду рассказывать о серьезной скульптуре, той, что находится поблизости (потом вернемся). Ну, а пока мы в веселом и несерьезном настроении, проследуем дальше.
Вот скульптура, которая называется «Нос майора Ковалева».
5
Хотя шинель одета прямо на нос, мы понимаем, что это условность и скульптор Тимур Юсуфов замечательно уместил три повести Гоголя: «Нос», «Шинель», «Невский проспект» в одной скульптуре.
Приходите и сами все рассмотрите! Скульптура была установлена в 2008 году, в преддверии года Гоголя. Очень остроумная работа! Действительно выполнена по-гоголевски!
5
Не пройдем и мимо поручика Киже — еще тот персонаж! Помните? Сколько анекдотов про него рассказывали во времена царствования Павла I — ну, как в наше время про Чапая!
3
Этот несуществующий офицер появился в бумагах по ошибке писаря, а в результате (тоже по бумагам) постепенно «сделал себе» прекрасную карьеру. Повесть Юрия Тынянова об этом поручике — гимн бюрократам!
Именно поэтому скульптура такая «прозрачная»… Вроде и есть Киже на бумаге, и по службе продвигается, а на самом деле… ошибка писаря!
Ну, а этот персонаж угадывается легко — конечно же Гулливер!
5
Говорят, что стало традицией — раз в год, на день факультета приобретать новую скульптуру. Не могу сказать, что уже тесновато, но еще раз свидетельствую о некотором смешении…
Такое смешение (но не от слова «смешно») возникло и в этой скульптуре, которая называется «Скамья Советов». Это якобы шуточная композиция, была установлена в 2006 году. Скульпторы Ольга Сагаконь и Дмитрий Чеботарев изобразили на одном конце скамейки якобы Ангела, а на другом — противоположный персонаж.
На мой взгляд обе скульптуры нуждаются в приставке «как бы» и не стали для меня примером высокого вкуса и чувства юмора. Впрочем — каждому свое.
3
Недалеко отсюда, под идею скульптора А. Мишина (архитектор А.Коновалов) был вообще отдан целый отдельный маленький дворик и это не случайно, ведь скульптурная композиция называется «Гефсиманский сад».
5
Скульптурные группы напоминают о событиях страстной недели, на постаментах выбиты цитаты из Нового завета.
Вот это «Поцелуй Иуды».
3
А это «Омовение ног».
4
Это «Христос перед Пилатом».
3
Это «Возложили руки и взяли его».
2
Не стану оценивать композицию в целом — впечатления несколько противоречивые.
2
Но было тихо, светило прощальное солнце золотой осени, я была одна в дворике. Здесь хорошо думалось. Доминантой композиции была Евхаристическая чаша, перевитая терновой лозой и в ней сама природа уложила яркие желтые кленовые листья, а сквозь листву пробивалось прощальное солнце. Здесь хотелось задержаться…
4
Совсем недалеко от этого места знаменитый памятник Осипу Мандельштаму и его жене. Памятник выполнен из бронзы.
4
Ханнеке-де-Мунк и ее муж Ситсе Баккер из Голлландии изобразили парящую пару, объединенную в единое целое. Пьедестал выполнил отечественный скульптор Хачатур Белый.
Совсем в другом месте находится памятник А.Блоку — скульптор Евгений Ротанов, но когда проходишь мимо этой скульптуры, почему-то вспоминается и Мандельштам. Разные скульпторы. Разные подходы к изображению таких разных поэтов.
3
А вот скульптуру под названием «Бродский приехал», я не стала фотографировать… Скульптор Константин Симун — автор известного «Разорванного кольца блокады» изобразил чемодан, на который поставлена голова Бродского. Все понимаю, все помню, и эти пронзительные строки, любимые мною — такие любимые, что готова процитировать:
Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду. между выцветших линий на асфальт упаду.
И душа, неустанно поспешая во тьму, промелькнет над мостами в петроградском дыму, и апрельская морось, над затылком снежок, и услышу я голос: — До свиданья, дружок.
И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. — словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед.
Вот это — «к равнодушной отчизне прижимаясь щекой»…
Нет уж, пусть лучше памятником останутся эти строки, а не голова на чемодане…
А вот памятник Анне Ахматовой мне очень понравился.
10
Фотографировала его с разных сторон и вспоминала, как она любила ездить в Комарово «пошуршать листвой».
4
Недалеко от этого памятника поэтессе, памятник ее сыну — Льву Гумилеву. Помню, как в Казани друзья с гордостью рассказывали мне о хлопотах по установке этого памятника в Петербурге. Слова ученого, выбитые на постаменте во многом объясняют то внимание, которое уделяли и уделяют творчеству Гумилева в Татарстане.
3
А это странноватое место — совсем не кладбище, это лабиринт из собрания памятных камней из разных университетов мира, которые и уважают наш университет и, видимо, связаны какими-то узами творческого сотрудничества. Здесь имеются таблички отражающие этапы большого пути университета — история.
2
Вот этот камень из университета Бари, я сфотографировала с особым чувством (совсем недавно побывала в этом городе).
2
Эта скульптура Андрея Сазонова называется «Вавилонская башня техногенной эпохи» — есть о чем задуматься!
4
Во дворе университета много не только скульптур, но и настоящих памятников. Нет необходимости объявлять — кто это, хотя некоторые таблички хочется прочитать.
3
А некоторые помогают понять, кто изображен — ведь далеко не всех великих людей, запечатленных в камне и бронзе, мы хорошо знаем.
Хотя иероглифы я не читаю…
1
Это — Шейх Мухаммед Айяд Тантави — первый египетский учитель арабского языка, в Российской империи! Наверное, студенты факультета Восточных языков хорошо его знают, но мы для себя только приоткрываем новое.
2
Впрочем, некоторые исторические личности нам хорошо знакомы. Можно ли не узнать Расула Гамзатова!
5
Можно ли не узнать Варлама Шаламова!
2
Кстати рядом с ним как то кособоко стоит эта женщина. Муза?
3
Почему они тут так близко… Шаламов косится на нее несколько недовольно, впрочем, он думает совсем о другом!
Некоторые скульптуры нуждаются в пояснении: как издали понять, что эта работа посвящена увековечению Томаса Моора!
1
Александр II, напротив, угадывается и без надписи, однако замысел скульптора явно нуждается в осмыслении.
4
Есть вполне реалистические работы. Некоторые имена знакомы.
Вот академик Иосиф Орбели.
2
А это Т. Г. Масарик — первый президент Чехословакии, борец за независимость.
1
Антиох Кантимир — яркий деятель культуры эпохи до Ломоносова (родился в княжеской семье в 1708 году) — очень интересная личность!
2
А эта скульптура настолько реалистична, что хочется сказать банальное «как живая».
4
Пак Кён Ри — выдающаяся корейская писательница, она ушла из жизни недавно в 2008 году. Ее роман «Земля» и сейчас можно купить в интернет магазине. А как глубоки ее слова, выбитые на пьедестале: «И почему столь яркими для нас становятся и радость, и печаль?»
Корейские студенты очень уважительно относятся к представителям старшего поколения, поэтому у ног Пак Кён Ри всегда цветы…
Как я уже говорила, во дворике все рядом. Иногда странно видеть уважаемого ученого.
1
А рядом скульптуру, под названием «Перекур»… Ничего себе!
4
Может быть поэтому, некоторые посетители дворика назвали это место еще и «Парком абсурда».
Здесь и аудитории-то называются то «чертог», то «катакомбы»…
2
А ведь занятно! И право же — полная свобода творчества!
Интересное место — двор университета — даже жаль покидать его. Выхожу, миную знакомое здание Двенадцати коллегий и наслаждаюсь золотой осенью, которая может подарить так много интересного. Ну, не сидеть же дома, когда на улице солнце и последнее ласковое тепло!