Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 11:31

Владивосток — Россия Сентябрь 2018

Не буду подробно пересказывать историю возникновения этого замечательного города, все уже давно описано. Город основан как военный пост, в 1860 году в бухте Золотой Рог высадилось воинское подразделение, и военный пост получил официальное название Владивосток.

Владивосток стал опорным пунктом Российской империи на Дальнем Востоке, в 1871 году сюда перевели морскую базу Сибирской военной флотилии, ставку военного губернатора. Население поста росло, в 70-е годы XIX века правительство проводило политику поощрения переселения на Дальний Восток. В 1880 году пост Владивосток официально стал городом, на рубеже веков его население было около 30 тысяч человек, а еще через десятилетие утроилось. Сейчас это город с населением более 600 тысяч человек.

Я смотрю на карту Владивостока 1902 года и узнаю уже знакомый контур «старого города»: вот вдоль берега бухты идет Светланская, а перпендикулярно ей к морю со склонов сопок сбегают ровные ряды улиц. Вот по ним мы сегодня и погуляем.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Пойдем по Океанскому проспекту, который начинается прямо от Площади борцов за власть советов. Этот проспект существовал уже на плане 1868 года. Улица неширокая, загруженная транспортом, с односторонним движением. Трудно сейчас представить, но когда-то по ней еще и трамваи ходили.

На Океанском проспекте я жила в отеле «Кармен». Гостиница скромная, но достоинств много, в том числе цена, - Владивосток город недешевый. В номере есть все необходимое, в том числе чайник, холодильник, тапочки и даже халат, если кому-то это важно. Полотенца не успевала пачкать, комплект меняли каждый день. Главное, идеальное расположение для знакомства с городом, — все в пешей доступности.

На противоположной стороне улицы находится здание Администрации Владивостока. Застройка проспекта довольно пестрая. Много зданий советского периода, таких, как мэрия

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

или бывший ювелирный магазин «Изумруд», превратившийся в торговый центр «Изумруд-Plaza».

Меня, конечно, больше интересуют старинные здания. Океанский проспект до 1907 года назывался Китайской улицей, так как во Владивостоке конца XIX — начала XX века жило много китайцев.

Вот, например, здание, построенное в 1916 году для Генерального консульства Японии. На него обязательно обратишь внимание из-за пары забавных грифонов над входом. Сейчас здесь Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

А вот про это здание с часами не скажешь, что оно построено в начале XX века. Реконструкция изменила его полностью, но проспект точно не испортила.

На проспекте есть интересная скульптура — «Воспоминание о моряке загранплавания». Это персонаж конца 70-х — начала 80-х годов: модная джинсовая куртка, расклешенные джинсы, туфли на толстой подошве. Фигура типичная для портового Владивостока тех лет.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Пойдем по проспекту вверх от Светланской, здесь есть, на что посмотреть.

Вот, например, бывший Владивостокский телеграф. Почтово-телеграфная контора была построена в 1900 году. На фасаде сохранились львиные маски, изготовленные в мастерской Г. Р. Юнгхенделя. Архитектурно-строительное бюро этого немецкого архитектора в начале XX века было одним из крупнейших в городе. Я уже показывала великолепное здание Владивостокского ГУМа на Светланской, построенное по его проекту.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

За ним — бывшая гостиница «Сибирское подворье». Здание было построено в 1896–1898 годах и принадлежало купцу И. А. Циммерману. Гостиница здесь была до 1944 года, затем здание превратили в коммунальные квартиры для офицеров Тихоокеанского флота. Сейчас здание занимает банк.

А вот на это здание я обратила внимание еще в день приезда, хотя в тот момент тащила в горку свой чемодан от автобусной остановки и тихо ненавидела Владивосток.

Два трехэтажных дома, соединенных вставкой, построенные на косогоре, выглядят мрачно из-за потемневшего от времени кирпича. На фронтоне фасада цифры -1908 год и две буквы — ЛС. Это бывший доходный дом предпринимателя Л. Ш. Скидельского. Сейчас его занимает Управление культуры городской администрации.

На перекрестке с улицей Октябрьской стоит полукруглое здание с надписью «Дальневосточный Федеральный университет» на фасаде и цифрами 1899. Это Учебно-научный музей ДВФУ, здесь находятся восемь музеев университета, в том числе Музей археологии и этнографии, зоологический, ботанический, геолого-минералогический. Есть и музей истории университета. Цифры на фасаде как раз дата основания университета, Владивостокскому университету более ста лет.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

На противоположной стороне улицы находится Покровский парк. Когда-то это было престижное Покровское кладбище, где хоронить начали в 1870 году. Здесь хоронили состоятельных граждан, офицеров, общественных деятелей. Его назвали Покровским, потому что на территории в 1902 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм взорвали в 1935 году, а кладбище снесли годом раньше, чтобы устроить на его территории парк культуры и отдыха. Могилы просто срыли и сравняли катками, а мрамор с надгробий отправили на отделку лестниц нового жилого дома.

Приход стали возрождать в 1993 году. В 1998 году построили небольшой храм святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в 2004–2007 годах на сохранившемся фундаменте воссоздали храм Покрова Божией Матери.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Рядом с храмом установлен памятник императору Николаю II. Его открыли в декабре 2016 года на средства меценатов в память о пребывании в Приморье Цесаревича Николая Александровича. За короткое время своего визита он заложил Транссибирскую магистраль, здание железнодорожного вокзала, памятник адмиралу Невельскому, сухой док Дальзавода. Эти события указаны на постаменте.

В парке есть часовня Серафима Саровского, входящая в состав храмового комплекса. Здесь же воскресная школа и церковная библиотека.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Покровский парк теперь мемориальный, я прошла по нему: много зелени, красиво, но гулять по косточкам как-то было некомфортно. Как во всех городах, есть памятник святым Петру и Февронии Муромским.

Посидела на симпатичной лавочке, которую местный мастер подарил парку, и пошла к выходу.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

По пути увидела крест, надпись на котором меня заинтересовала: «На этом участке православного кладбища 21 января 1920 года похоронен Лев Анатольевич Пушкин (внук А. С. Пушкина)». Это некорректная надпись, Л. А. Пушкин — внучатый племянник поэта, внук его младшего брата Льва. Он действительно умер во Владивостоке, последние годы жизни этого человека были трагическими.

Океанский проспект длинный, порядка 3,5 километров, но дальше я не пошла, а по Октябрьской вышла в конец еще одной исторической улицы города — Алеутской.

Последнее здание на этой улице — Кондитерская фабрика «Приморский кондитер», одно из старейших предприятий Приморья, основанное в 1906 году. Что здесь находится, понять можно уже по запаху! Здесь же и фирменный магазин фабрики, мимо которого я конечно не прошла.

Продукция «Приморского кондитера» известна, здесь отличный шоколад и мармелад на агар-агаре. С чем только не делают шоколад: с морской солью, морской капустой, клюквой, барбарисом. А какие вафельные торты! Это совсем не то, что мы привыкли покупать в коробочках.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Улица Алеутская получила своё название в память о шхуне «Алеут», которая принимала участие в исследовании побережья Дальнего Востока. Экипаж этой шхуны пробил просеку для связи пирса с военным постом, сейчас это участок от морского вокзала до улицы Светланской. Именно эта просека стала потом улицей Алеутской. С 1923 по 1992 год улица называлась улицей 25 Октября, но потом ей вернули историческое название.

Управление МВД России по Приморскому краю.

Перекрёсток с улицей Семёновской довольно оживленный и днем, и вечером. Здесь находится несколько торговых центров.

Улица Семёновская носит имя Якова Лазаревича Семёнова. Он вместе с семьей в октябре 1861 года переселился во Владивосток и считается первым гражданским жителем города. Очень интересный человек, не знаю, есть ли сейчас такие.

Это Я. Л. Семёнов первым наладил промысел и торговлю морской капустой в Приморье и на Сахалине, занимался добычей и переработкой дальневосточной рыбы, но этим не ограничивался в своей деятельности. Семёнов активно занимался общественной деятельностью. При этом вкладывал значительные средства в организацию научных экспедиций, помощь переселенцам, благоустройство города и строительство новых общественных зданий, не жалел деньги на создание учебных заведений и библиотек. В 1870 году, когда во Владивостоке ввели общественное городское правление, Я. Л. Семёнов был избран первым старостой поста.

Во Владивостоке на Алеутской у дома № 19 стоит памятник Я. Л. Семёнову, а его дом на Светланской, где он жил последние десять лет своей жизни, я уже показывала.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Идём дальше по Алеутской в сторону Светланской. Красивая улица, много интересных зданий начала XX века, но многие нуждаются в реставрации.

Самый красивый участок Алеутской — от железнодорожного вокзала до Светланской. Это понятно, можно сказать, парадные ворота города, ведь здесь же и морвокзал.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

На пересечении со Светланской стоит большой красивый дом, бывший доходный дом известного во Владивостоке конца XIX — начала XX века предпринимателя В. П. Бабинцева. Когда-то два этажа занимали конторы и магазины, а на третьем были комфортабельные квартиры. Сейчас это Приморский государственный объединённый музей им. В. К. Арсеньева.

На противоположной стороне улицы — красивое здание 1912 года в стиле модерн, построенное для Железнодорожного собрания — клуба служащих Уссурийской железной дороги. Теперь его занимают структуры краевой администрации, здание Администрации Приморского края как раз возвышается над ним.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Два здания рядом разделяет полвека: левое построено в 1957 году специально для организации Союза художников, она и сейчас его занимает. А примыкающее к нему здание, где сейчас размещается банк, — начала XX века.

Здание Приморской картинной галереи построено в 1899–1903 годах для размещения отделения Русско-Китайского банка. Этот банк был создан для финансирования строительства Китайско-Восточной железной дороги, а также содействия развитию экономических связей с Китаем.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Два стоящих рядом похожих по архитектуре здания в советском монументальном стиле построены перед войной в 1937–1940 годах. Я с трудом смогла втиснуть их в кадр. Правое скрыто за деревьями, как раз перед ним стоит памятник Я. Л. Семёнову.

Посмотрим на левое здание, крыша которого украшена скульптурами красноармейца, летчика, колхозницы и шахтера. Этот дом горожане называют «Серой лошадью», причем точное происхождение названия никому неизвестно, а разные легенды пересказывать нет смысла. Говорят, что именно на внутреннюю отделку этих зданий пошли мраморные надгробия с Покровского кладбища.

Эти здание — первые высотки города, кроме того, здесь впервые в России были построены мусоропроводы.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Рядом слева от здания есть интересный памятник, который можно и пропустить, если не знать о его существовании. Я знала, но чуть не пропустила, он стоит в сквере на возвышении и незаметен, если идти по той же стороне улицы.

Это памятник Юлу Бриннеру, американскому актёру, родившемуся в 1920 году во Владивостоке. При рождении его звали Юлием Борисовичем Бринером, и каких только кровей в нём не было намешано!

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Дом, заинтересовавший меня, принадлежал семье Бринеров. Очень красивый особняк в стиле романтического модерна, к сожалению, скрыт за деревьями, возможно сфотографировать только сбоку. Построен в 1910 году по проекту Г. Юнгхенделя, фамилию которого я уже не раз упоминала.

Немного отдохнула на лавочке перед памятником в компании жующих бутерброды китайских товарищей, посмотрела сверху на Алеутскую и пошла дальше.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

А вот и самое начало Алеутской — первое здание на этой исторической улице — Железнодорожный вокзал, конечная станция Транссибирской железнодорожной магистрали.

Здание вокзала Владивостока, в закладке первого камня которого в 1891 году принимал цесаревич Николай Александрович, было построено по проекту П. Е. Базилевского. В 1910–1912 годах его реконструировали по подобию Ярославского вокзала на другом конце транссибирской магистрали. Проект здания в неорусском стиле выполнил В. А. Плансон, встроив первое здание в новый железнодорожный вокзал.

Сфотографировать это великолепное здание в полном размере невозможно из-за стоящих перед ним автобусов. Вот что творится перед вокзалом днём. Участок улицы довольно тесный, очень загруженный транспортом.

Мне кажется даже Ленину неуютно на привокзальной площади.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Пройдя по пешеходному мосту над железнодорожными путями, выходим к Морскому вокзалу.

Когда-то на этом месте стояла шхуна «Алеут», моряки которой проложили просеку, ставшую улицей Алеутской, а затем в 1903 году построено первое здание морского вокзала. Существующее здание построено в 1959–1965 годах, современный его вид — результат реставрации начала 90-х, выполненной итальянской фирмой.

В стеклах вокзала красиво отражается стоящее у причала круизное судно, ставшее отелем для участников проходящего во Владивостоке Восточного форума.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

У края причала стоит старый кнехт — швартовая причальная тумба. Это солнечные часы оригинальной конструкции, технически они называются «Аналемматические солнечные часы». Видите, кнехт установлен на полозьях? Эти часы от обычных солнечных часов отличаются тем, что кнехт (гномон солнечных часов) необходимо передвигать по полозьям один раз в месяц в соответствии с календарной датой.

Проверить, как работают эти солнечные часы, не смогла. По фотографиям видите, что солнца в этот день не было.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Улица Алеутская переходит в Верхнепортовую, по которой можно добраться на самый кончик мыса, закрывающего бухту Золотой рог с запада, куда меня отвезла дочь подруги.

По пути остановились у Храма Казанской иконы Божией Матери. Церковь выглядит необычно, причина все та же. Кладбищенская церковь на одном из первых городских кладбищ была открыта в 1908 году, это была церковь солдат и офицеров крепости Владивосток. В конце 30-х годов церковь и кладбище срыли бульдозерами, а на фундаменте храма построили кинотеатр.

В 1999 году здание бывшего кинотеатра передали епархии, здание реконструировали и в 2002 году освятили возрожденный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

С мыса Эгершельд открывается великолепный вид на пролив Босфор Восточный.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

Но приехали мы сюда не только, чтобы любоваться видами. Я хотела увидеть одну из достопримечательностей Владивостока — Токаревский маяк, один из старейших маяков Дальнего Востока, который до наших дней остается важным навигационнм сооружением.

Маяк находится на Токаревской кошке, узкой каменистой косе длиной 750 метров, соединяющей маяк с мысом.

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

В 1876 году на искусственной площадке в море установили знак, а в 1910 году построили башню маяка высотой 11,9 метров. В первозданном виде она сохранились до наших дней. Во время отлива до маяка можно дойти посуху, а во время прилива придется идти по воде.

От маяка открывается великолепный вид на знаменитый Русский мост через пролив Босфор Восточный,

Владивосток _Улицы, сбегающие к морю

район Эгершельд и бухту Золотой Рог.