Знакомство с Тонино Гуэрра у нас началось задолго до поездки в Италию, с фильма Владимира Познера «Их Италия». А скорее, даже ещё гораздо раньше. Ведь каждому, по крайней мере тому, кому за 30, и кому интересен мировой кинематограф знакомы такие имена, как Пьер Паоло Пазолини, Марчелло Мастрояни, Микеланджело Антониони и конечно же Федерико Феллини и Джульетта Мазина. Все эти имена великого возрождения послевоенного итальянского кино связывает один уникальный человек: сценарист, художник, поэт, обыкновенный гений — Тонино Гуэрра.
2
Почти месячный маршрут нашего автопутешествия по северу Италии пролегал через Римини, где мы остановились на неделю в тихом, очаровательном местечке Agriturismo Eutopia недалеко от Сан Лео. Этот миниотель заслуживает небольшого описания. Расположенный на одном из холмов, с него открываются потрясающие виды на живописную долину у подножия Аппеннин. Место очень тихое, вокруг отеля разбит огород с помидорами и другими овощами, виноградник, а у соседей на лужайке пасутся лошади, на которых при желании можно покататься. Хозяева отеля пожилая пара, очень отзывчивы и гостеприимны. Несколько раз, узнав, что мы предпочитаем готовить ужин самостоятельно, угощали нас помидорами со своего огорода и оливковым маслом собственного приготовления. На вершине горы Сан — Лео красуется крепость, а чуть ниже — очень милый городок, который раньше назывался Монтефельтро. На другой горе мы видим Сан Марино — древнейшее независимое государство Европы. Оба этих города названы в честь святых Лео и Марино, которые подвизались в этих местах и объединяли христианские общины. Сан Лео был переименован из Монтефельтро в 10 м веке и был даже столицей Италии с 962 по 964 годы!
Добраться и до Сан — Лео и до Сан — Марино и Римини не предстваляет никаких трудностей, особенно если вы на машине. До Римини так же ходят регулярные автобусы. Обследовав выше названные города и покупавшись в море, мы решили съездить в город Пеннабилли, в котором жил Тонино Гуэрра вместе со своей русской женой Элеонорой, которую все зовут просто Лора. В городе находится дом-музей, а так же множество артобъектов, созданных Тонино. Мы приехали в Пеннабилли около двух часов дня. На дверях музея было написано, что он открывается в 4, после сиесты. Как раз было время, чтобы погулять по городу.
4
5
4
8
Гулять по узким улочкам маленького итальянского города — это получать не только зрительные, но ещё и слуховые и обонятельные ощущения. Вот ты проходишь и слышишь за открытыми дверями звон посуды — накрывают стол, слышишь, как разговаривают между собой домочадцы, ощущаешь аромат кофе, еды и вина. Так прогуливаясь, мы набрели на открытую дверь дома, похожего на церковь. Войдя в притвор, автоматически зажглось освещение, мы услышали щебетание и увидели чучела птиц и картину с изображением Ангела с усами. Это одно из творений Тонино, созданное по легенде о добром Ангеле, который по доброте своей кормил не только живых птиц, но и их чучела. Все смеялись над ним и считали глупцом, пока чучела не ожили.
4
Дальше мы поднимаемся на вершину холма, где находим вещи, связанные с буддизмом: колокол, крутящиеся циллиндры, ленточки.
2
1
Дело в том, что в Пеннабилли жил тибетский монах, который создал первый в мире тибетско-итальянский словарь. Его навещал сам Далай Лама. Существует легенда, что Далай Ламе в день его приезда должны были вручить символический ключ от города. Но с изготовлением ключа не успели, и подарили обычный ключ от старого шкафа.
Но вот уже и время пролетело, пора идти к музею. Ко времени открытия подошли ещё несколько человек. Однако, только спустя минут 10–15 позже означенного времени (для итальянцев — опоздание в порядке вещей!) подошла приятная женщина средних лет, по имение Катерина. Открывая двери, она поинтересовалась, откуда мы, и узнав, что из России, очень обрадовалась. Сказала, что сейчас позвонит Лоре и скажет, что приехали русские!
И вот, через несколько минут в двери входит очаровательная Лора. Она подробно расспросила нас, откуда мы и где были в Италии, откуда мы знаем про Тонино. А затем повела показывать центр Тонино Гуэрра — музей, где хранятся его художественные работы, награды и личные вещи.
4
4
4
Затем, и в свой очаровательный дом, — дом, где они жили с Тонино с тех пор, как переехали в Италию.
4
В день своего пятидесятилетия Тонино предложил Лоре выбирать-либо мансарда в Париже, либо дом в маленькой итальянской деревушке. Лора выбрала Италию, и, думаю, правильно сделала!
4
Здесь все напоминает о нем. И стол всегда накрыт для Тониночки.
4
Ведь, как говорит Лора, он всего лишь вышел в другую комнату и всегда может вернуться в виде бабочки. Вообще, образ бабочки часто встречается в его творчестве. Он сам рассказывал, когда спустя какое-то время после освобождения из конентрационного лагеря, вдруг увидел пархающую бабочку и впервые понял, что смотрит на это божественое создание без желания его съесть! Бабочка для него стала символом свободы и красоты!
А ещё в её доме живут кошки. Их у Лоры больше сорока! Она просит прощения за запах в доме, хотя в доме очень чисто и кошками почти не пахнет. Она показывает кабинет Тонино, кресло, где он любил сидеть.
4
Из дома открывается великолепный вид на долину. Как говорил сам Тонино, когда человек стар — его главное путешествие — смотреть в окно, на то что его окружает.
6
5
6
10
6
3
Далее мы с Лорой идем на экскурсию по городу. Она показывает стену, украшенную керамическими иконами Мадонны. У каждого места здесь своя история и Лора рассказывает, как однажды какая-то художница пожаловалась Тонино, что у неё не совсем хорошо получились иконы с изображением Божией Матери и она не знает, что с ними делать, выбросить рука не поднимается. Тогда Тонино предложил вмонтировать все эти иконы в стену старой церкви. Так появилась эта стена, украшенная иконами. Ещё одна достопримечательность — это чудотворная икона Божией Матери в местном храме. Одна прихожанка ухаживала за этой иконой: вытирала пыль, каждый день приносила свежие цветы. И молилась, молилась не за себя, а все время за кого-то. И вот, однажды Божья Матерь пришла к ней во сне и сказала: «Почему ты не просишь за себя, разве тебе ничего не нужно? Проси, и я исполню твое желание!». И тогда пожилая женщина сказала. что хочет умереть в определенный день. Так и случилось, тчоно в этот день она и умерла.
3
3
3
2
А мы идем дальше. И вот, к нам на встречу идет высокий, сухой, но элегантно одетый старичок. «Это наш Дон Кихот! — Джанни» — знакомит нас Лора. Он каждый год в день Святого Джованни рано утром приносит каждой из женщин в округе розу, и так на протяжении уже не одного десятка лет, и не потому что он любит женщин, а во многом для того чтобы сохранялась прекрасная традиция!
Неутомимая Лора! Пошел уже третий час, как мы гуляли с ней по городу, поднимаясь и спускаясь по узким улочкам Пеннабилли. Возвращаясь обратно, мы встретили посла Ватикана в Сан Марино. Он шел со своей семьей, Лора прекрасно его знала и познакомила нас с ним.
Прощаясь, она подарила нам книгу со стихами Тонино и все переживала, что ничем нас не угостила! И наказала обязательно посетить сад забытых фруктов и приехать в гости ещё раз. «Теперь вы знаете, где остановиться в Италии! И где бы вы не путешествовали, обязательно возвращайтесь сюда!» — с таким напутствием эта очаровательная женщина отпустила нас смотреть сад забытых фркутов.
6
Почему сад ЗАБЫТЫХ фруктов? А дело вот в чем. Тонино всегда переживал по поводу того, что умирает «маленькая Италия». Что молодые люди едут в большие города или в другие страны, оставляя дома своих предков, а вместе с ними и свои сады. И он решил собирать семена из заброшенных садов, чтобы посадить их в саду ЗАБЫТЫХ фруктов!
3
3
4
4
5
Но это — не только сад. Здесь есть и часовня, построенная из обломков разрушенных церквей названная именем ещё одного большого друга Тонино — Андрея Тарковского, и Триумфальная арка в честь тех, кому не достались слава и признание, и кованные цветы на куске каррарского мрамора, на котором в солнечный день по отброшенным теням можно узнать профили Федерико Феллини и Джульетты Мазины.
День уже клонился к вечеру, солнце заходило за вершины холмов. Потрясенные увиденным, мы сидели в баре на площади, потягивая пожалуй, самый итальянский напиток — кампари биттер. Нам казалось, что мы узнали Тонино Гуэрра лично! Что мы стали его друзьями и что этот сказочный уголок итальянской земли навсегда теперь будет в наших сердцах.
И мы обязательно вернемся к вам, Лора, Тонино и Пеннабилли!