В эту весну захотелось небольшого, но емкого путешествия. Конструкция поездки была следующая: поскольку я не люблю (и это мягко сказано) летать на самолетах, то можно доехать до Ленинграда (принципиально называю этот город так) на поезде, провести там несколько дней, пропитываясь декадансом, далее на пароходе до Стокгольма с заходом в Таллин, дня три там, ну, а потом все ж на самолете домой. Мне кажется неплохая такая идея. Расскажу о деталях. Начну с середины — с покупки билетов на паром. Паромов, как выяснилось несколько, ходят они разными маршрутами. Самым оптимальным показалось судно «Принцесса Анастасия». Покопавшись в интернете, нашла телефон их представительства в Москве. Проведя несколько несложных переговоров с премилой девицей, стала обладателем каюты с окном на две ночи по цене 225 евро с включенным в эту цену завтраком. Также нетрудно было приобрести билеты на самолет из Стокгольма: на двоих стоимость билетов составила около 17 тыс. рублей. Все вроде бы неплохо. А вот то, что отложила бронирование отеля в Стокгольме на потом, было неправильно. Дело в том, что для меня (и в этом, я думаю, я не одинока) подготовка к путешествию увлекательнейшее занятие. А бронирование отелей особенно! Так вот, в Стокгольме их не то, чтобы очень много, но они все стильные, с шармом, правда цены высокие (это Швеция, детка). Поэтому захотелось некой вычурности. А тут еще пресловутый анализ ситуации сыграл свою роль — выяснила, что за несколько дней до времени «ч» многие крутые отели сбрасывают цены в несколько раз. Не поверите — два месяца мониторила, это правило работало. А на наши даты нет таких предложений и все. Поэтому забронировала отельчик на окраине за ту цену, которая была. А цена эта составила, на минуточку, 170 евро за ночь и была одной из самых приемлемых. Чуда не случилось. Но ни капли не пожалели, поскольку повторюсь, это нормальная цена в Стокгольме за этот уровень проживания, при том отель был чист, комфортен и близок к центру, завтраки превосходны. Ну да я забежала вперед.
Не было у нас даже пары дней на северную столицу, поэтому с поезда мы сразу перебрались на паром. Это был первый опыт общения с подобным средством передвижения. Перечитала большое количество отзывов об «Анастасии»: от восторженных до крайне негативных, мол ржавая посудина и т. п. Не соглашусь ни с тем, ни с другим. А скажу так: это весьма и весьма неплохо. Судно это было построено в 1986 году и курсировало между Хельсинки и Стокгольмом. Затем несколько раз перепродавалось и ходило по разным европейским маршрутам, пока в 2010 году его не купила кампания St. Peter Line — оператор, зарегистрированный на Кипре. Портом прописки является Валлетта. Вот так все сложно. Ну это так, для информации. Паром большой 11-палубный, вместимостью до 2500 пассажиров, с многочисленными кафе, ресторанами, кинозалом, магазинами дьюти-фри, бассейном и т. д. Вообще это здорово — каждый день новый город, а по вечерам и ночам отдыхаешь и развлекаешься на корабле. Каюта небольшая, но уютная, с туалетом и душем. Как только разместились, включили радио, и оттуда полилась итальянская музыка. К слову, в фойе и коридорах замечены красочные фотографии с итальянскими пейзажами. Немножко не теме, конечно, но все равно красиво. Проводили Ленинград, полюбовались на красивенный закат, побродили по парому, где-то вкусненько поели, да и пошли спать. Завтра — Таллин.
В 3 часа утра я проснулась, в иллюминатор робко заглядывали некоторые проблески зарождающегося дня. Немного поразмышляв на тему: настоящий ли я Пикачу, я ринулась на верхнюю палубу встречать рассвет. Никого. Тепло. Тихо. Как же мне было красиво!
Но я не права насчет одиночества — я была в чудесной компании из двух подобных круизных лайнеров, курсировавших неподалеку от нашего.
Вот такие моменты запоманаются надолго. Часов в 5 утра спустилась в каюту и заснула до завтрака, который, кстати, начался довольно рано, а именно: в 6 утра. Отмечу очень приличный в плане дизайна ресторан, возможности наблюдать за морем или береговой линией за завтраком, который был просто превосходен: аж 4 вида различной селедки, не говоря уже про прочую рыбу, мясо, сыр, овощи, фрукты, сдобу и так далее и тому подобное.
Таллин.
Сразу оговорюсь, что я во второй раз в этом городе. Первый раз была зимой, и он мне очень понравился, хотя перед поездкой я брюзжала, что после, например, Праги, смотреть будет нечего. Нет, это не так. Это сказочный средневековый городок, в чем я убедилась во второй раз. Очень компактен. Причал находится в 10-минутной шаговой доступности от старого города, поэтому прошлись пешком. Часов с 10 утра до 17 вечера, когда нам следовало прибыть на борт, обошли очень многое, в том числе смотровые площадки, кои в Таллине великолепны.
Устали. Но отмечу, что мы еще в «лайтовой» программе. Объясню: когда готовилась к поездке, читала жалобы туристов про жуткую очередь на пограничном контроле в Таллине, которая отняла массу времени и так ограниченного времени и сил. Так все и было. Но мы в эту очередь не попали, так как мой супруг гражданин евросоюза, и поэтому мы проскочили контроль со свистом. Как впрочем, и в Стокгольме и прочих городах. Наши, конечно, в очереди потели еще долго. Размышляли на эту тему. Пришли к такому выводу: ведь российскую визу тоже нелегко получить, как говорят, поэтому и к нам, так сказать, с пристрастием. Мда, не друзья мы, не друзья.
Второй вечер на пароме был также весьма приятен, сопровождался походом на шоу российских и итальянских исполнителей. В том числе, послушали абсолютно зачетный джаз. Полюбовались на море и спать. На следующий день мы прощались с паромом. И это прощание было великолепным. Во-первых, еще в иллюминатор я увидела, что картинка за окном существенно изменилась — мы приближались к Швеции, и на нашем пути стали попадаться симпатичные островки с растительностью и без нее. Ближе к Стокгольму на этих участках рассматривали домики, маленькие причалы, громадное количество упитанных уток. Одним словом, природа!
Паром окружили чайки, которых мы кормили хлебом. Своего рода небольшое шоу.
Прибыли в Стокгольм.
Стокгольм. Любая информация об этом городе в интернете сопровождается репликой: «Это один из самых красивых городов Европы». Поэтому в голове рождались немыслимые по красоте картины этой северной столицы. Что ж, в какой-то мере они оправдались. Но не в полной. И то, только потому, что я ожидала (почему-то) увидеть «няшные» картинки, а Стокгольм совершенно не про это. Итак, широкими мазками опишу самые яркие впечатления от увиденного: во-первых, Гамла Стан — историческая часть города, которая отличается от виденного ранее очень теплыми тонами стен домов, поскольку все они окрашены либо в желтые либо красные цвета.
Очень мало людей, в частности, туристов, их вообще не много в Стокгольме, слава богу. Поэтому бродили там неоднократно. Правда только в последний день нашли два достопримечательных местечка, которые я никак не хотела пропустить, а именно: фигурку-скульптуру мальчика-мечтателя, смотрящего на луну.
Найти его, доложу вам, не так-то просто. Каких-то указателей либо адреса нет, есть только ссылка, что это дворик церкви, рядом дом со странной крышей и что-то еще. Совершенно по наитию произошла встреча с этим мальчиком, как будто кто-то за руку взял да и повел в этот дворик. Очень маленький трогательный мальчик, он напомнил мне саму себя, потому что мечтать о далеких пространствах это наше все. Но ведь так не только у меня? Второе местечко — самая узкая улица в городе. Ширина ее составляет 90 см. Она прикольная. Нашли опять же случайно. Рядом находится Королевский сад. Но наше желание увидеть его в цветущей сакуре потерпело фиаско — отцвела. Жаль. Фотографии сада в эту пору их рассказов бывалых просто сносшиьательны.
Во-вторых, смотровые площадки города — внушают. Их несколько. Это улица Фьелльгатан на острове Седермальм и Ратушная башня, на которую можно подняться в строго определенное время, поскольку сама площадка мала и вмещает буквально несколько человек.
Но именно с этой башни открывается самый раскрученный открыточный вид на город и, в первую очередь, на Гамла Стан.
В-третьих, это музей Васа, музей группы АББА, этнографический музей Скансен. Абсолютно разные по энергетике места, но все три произвели сильное впечатление.
Васа — это музей одного экспоната. «Васа» — корабль XVII века. В 1620-х годах Швеция путем формирования личного флота пыталась утвердиться на море. Правивший в тот период король Густав II Адольф верил в то, что величие страны зависит от Бога и от ее флота. Флагман шведского флота (корабль Васа) спустили на воду в 1628 году. Название судну было дано в честь династии, которая правила в ту эпоху. Парусник должен был стать олицетворением роскоши и богатства королевства. Поэтому декорациями фрегата стали больше четырехсот различных позолоченных скульптур. «Васа» сооружался на протяжении трех лет. Все работы проходили на стокгольмской верфи под присмотром самого монарха. Для судна срубили больше одной тысячи деревьев, а его возведением занималось 400 рабочих. Флагмана ожидала бы длинная и интересная история, если бы не одна роковая ошибка: мастера сделали невероятно узкий корпус парусника, что к его трагической гибели — проплавав всего 30 минут, судно затонуло. В 1961 году судно подняли с морского дна, 30 лет его реставрировали и, наконец, создали музей в целых три этажа. Помимо корабля представлены скелеты экипажа, восковые фигуры, патриотическая атрибутика, несколько военных пушек и пр. Музей понравился, он безусловно представляет интерес и не только для любителей морской истории.
Музей группы АББА. На сегодняшний день это один из самых интерактивных и современных музеев мира. Сами участники группы, которые уже больше 30 лет не играют вместе, отнеслись к идее создания музея по разному: кто-то с интересом, кто-то с юмором, кто-то остался равнодушным. Но трое из четверки активно приняли участие в создании коллекции музея, представляя самые редкие экспонаты. И результат превзошел все ожидания. Экспозиция включает в себя сценические костюмы, музыкальные инструменты, личные вещи музыкантов, многочисленные афиши, кинофильмы и видеоклипы. Но самое интересное даже не это. В одном из залов стоит самый обычный телефон. В любой момент он может зазвонить, а трубку имт право снять любой посетитель музея — у счастливчика появляется возможность напрямую пообщаться с одним из музыкантов группы. Следующее музейное «чудо» — механическое пианино. Внезапно инструмент может самостоятельно заиграть. Это означает, что композитор группы Бенни Андерссон сел за свой домашний рояль, который подключен к музейному пианино. Посетители музея имеют возможность примерить копии костюмов своих кумиров, увидеть своими глазами студию, где записывались песни группы. Но самое удивительное в музее — уникальная возможность потанцевать с голограммой любого из участников группы. Полный эффект присутствия. Не все возможные функции мы освоили, но музей понравился очень, создал очень яркое позитивное настроение.
В этот день мы столкнулись с капризами северной погоды — вдруг задул холодный пронизывающий ветер, небо нахмурилось, и хртя дождя не было, на улице находиться стало весьма некомфортно. Именно в этот день мы прошлись по музеям. Хорошо, что таким был только один день из нашего путешествия.
Не удержусь и размещу еще парочку фотографий города.
На следующий день поехали мы в этнографический музей под открытым небом под названием Скансен, что на острове Юргорден. Вот не шибко люлю я такие музеи. Но этот день я запомню надолго. Было тепло и солнечно. Первое местечко, на которое мы набрели, это была некая избушка, в которой продавались вкуснейшие фруктовые пироги, например, с брусникой, черникой и т. п., ну и современные напитки, типа кофе всех сортов. Как только мы приобрели вкусняшки и расположились за деревянным столиком во дворе, тут же к нам важно подошел красивенный петух со своими не менее интересными пассиями. Он не выпрашивал еду, как можно было бы подумать, но отказать ему в лакомстве было невозможно. Так вот, он не съел ни крошки, все оставил курам, коим подсказывал местоположение фастфуда. Очень было интересно наблюдать за их социальными отношениями. Вы скажете: эка невидаль. Но я возражу: не так часто в своей повседневной жизни я наблюдаю подобные картины. Более того, все это было пронизано таким умиротворением, а пироги были такие вкусные. Жизнь удалась)). Дело в том, что Скансен это целая музейная деревня, в которую свезены дома и постройки различных эпох со всей территории Швеции. Сейчас во многих странах Европы есть подобные музеи, но в момент основания этого — в 1891 году — Скансен был уникальным и единственным во всем мире. Кроме этнографического музея на территории Скансена имеется зверинец с различными животными, геоографически проживающими на территрии Швеции. Особенно умилительно было наблюдать за четырьмя медвежатами-подростками, которые играли беспрестанно.
Наверное, в общих чертах я все рассказала. Упомяну о насущном — о еде. Начиталась я перед поездкой, что цены невозможно высоки, в частности, чашечка кофе стоит не менее 500 рублей, и все в таком духе. Опровергаю такую информацию. Есть можно и нужно. Чуть подороже, чем в центральной Европе, но все же весьма приемлемо. Только вот есть нечего. Понимаю, что сейчас меня закидают шапками, скажут, что я бестолочь и не разбираюсь в высокой кухне. И спорить не буду. Но, пардон, кроме фрикаделек (безусловно весьма вкусных) что-то мы ничего вкусного не отведали из местной кухни. Мое субъективное мнение, что она скудна. Вот во Франции или Испании, а также, о боже. Италии, это — ммм!
Подытожу: маршрут классный, разноплановые впечатления обеспечены, только все надо бронировать заранее — будет значительно дешевле. Впрочем, Америку я не открыла)))
Теги:
Самостоятельные путешествия