Эта поездка длиною почти в месяц не добавила ни одного нового места на мою карту путешествий, я ездила по давно знакомым и даже родным местам. Поехать собиралась давно, на родине не была девять лет, поэтому зимой, не долго думая, взяла и купила билеты.
Не могу сказать, что «Уральские авиалинии» моя любимая компания, но других вариантов нет. Лететь из Екатеринбурга на Дальний Восток через Москву, как предлагает «Аэрофлот», хоть и дешевле, но, по меньшей мере, глупо. Трехчасовая задержка вылета, семь часов в воздухе, час на остановку в Иркутске и утром 11 сентября самолет приземлился во владивостокском аэропорту Кневичи. До города, который в 38 км от аэропорта, добралась на маршрутке. Это было удобно, так как гостиницу заказала в центре недалеко от ж/д вокзала, с которого нужно было уезжать потом.
Владивосток
Отель «Кармен», который я заказала через Booking, находится на Океанском проспекте как раз за памятником «Борцам за власть Советов» в трехстах метрах от главной площади города. Отель скромный, но вполне достойный, очень удобен для знакомства с городом — все в пешей доступности. Чем я и занялась, устроившись.
А город жил своей жизнью. На площади Борцов за Советскую власть на строящемся Спасо-Преображенском соборе монтировали купола. Бесконечные друзья из ближнего зарубежья фотографировались на фоне всего, что встречалось на пути. Погода замечательная, сентябрь в Приморье еще летний месяц.
Во Владивостоке в эти дни на Русском острове проходил Восточный экономический форум. Остров для простых смертных был закрыт, а у причала морского вокзала стоял круизный лайнер, который использовали в качестве гостиницы для участников форума.
А я пошла по Светланской, самой известной и красивой улице Владивостока. Длина Светланской — 4,9 километра, я прошла три из них и увидела все самые красивые здания конца XIX — начала XX века, украшающие главную улицу города.
Фотографировать улицы Владивостока тяжело, мешают и бесконечные горки (город раскинулся на семи сопках), и бесчисленные машины, движущиеся и припаркованные у обочин. Приходилось ловить остановку потока на светофорах.
За четыре дня во Владивостоке я выполнила обязательную программу.
Поднялась на смотровую площадку на сопке Орлиное гнездо, чтобы полюбоваться бухтой Золотой рог и знаменитым Золотым мостом. Читала, что с неё и нужно начинать знакомство с городом, особенно, если времени на это мало. Я с этим согласна: виды оттуда открываются великолепные!
Проехала по Золотому мосту и увидела его с другой стороны, от театра оперы и балета, открытого во Владивостоке всего пять лет назад.
Прошла всю Алеутскую и Океанский проспект; погуляла по Корабельной набережной и набережной Спортивной гавани.
Посмотрела на город в вечерних огнях, ярче всего горели огни стоящих в пробках автомашин.
Заглянула на пешеходную улицу Адмирала Фокина, которой не так давно вернули исторический облик. Теперь это популярное место и у горожан, и у туристов.
Навестила основателя города — графа Н. Н. Муравьева-Амурского. Здесь не только стоит ему памятник, но и захоронены останки, перевезённые в 1990 году из Парижа.
Во Владивостоке живёт дочь моей подруги ещё со школьных лет. Благодаря ей мы съездили к одной из главных достопримечательностей приморской столицы — Токаревскому маяку, который уже более ста лет служит главным ориентиром для судоводителей при входе в порт Владивостока. К маяку ведет узкая коса длиной около 750 метров, которая во время прилива закрыта водой. Нам повезло, мы дошли до маяка.
Съездили мы и на Русский остров, который открыли на следующий день после завершения форума.
Океанариум во Владивостоке, действительно, отличный. Мне есть, с чем сравнивать, видела несколько в разных странах. О нём я еще расскажу подробнее.
Красиво не только главное здание, напоминающее раковину, но и великолепно устроено окружающее пространство. Сюда приятно приехать даже просто погулять. К сожалению, посмотреть территорию кампуса Дальневосточного федерального университета не успели, а там, говорят, много интересного.
В день отъезда я успела совершить морскую прогулку по акватории бухты Золотой Рог и залива Босфор Восточный, полюбоваться мостами со стороны моря
и закатом над мысом Эгершельд.
Еще в это же время во Владивостоке проходила Дальневосточная регата учебных парусников, я увидела два парусника. Индонезийский парусник «Bima Suci»
и российский трехмачтовый учебный фрегат «Надежда». Главный приз выиграл экипаж «Надежды». Из Владивостока я уезжала поездом, вагон был заполнен курсантами Амурского филиала Морского государственного университета им. адмирала Г. И. Невельского из Благовещенска. Они принимали участие в регате в составе экипажа «Надежды», три месяца не были дома и возвращались победителями. Очень интересно было поговорить с ними.
Владивосток мне понравился. Я была здесь в детстве не в самое удачное время: в июне дождь лил постоянно, остались воспоминания о бегущих по крутым улица потоках воды. Все-таки лучшее время на Дальнем Востоке — это осень! А еще мы через очень много лет встретились с двоюродным братом. Он, живший под Орлом, после окончания мореходки переехал во Владивосток, а я уехала с Дальнего Востока; пути не пересекались.
Лучегорск
После Владивостока были два дня в Лучегорске. Это поселок в Приморском крае, который в 1968 году был объявлен Ударной комсомольской стройкой. Строили Приморскую ГРЭС и Бикинский угольный разрез, где добывали бурый уголь, на котором работает станция. Очередная комсомольская стройка, в которой принимали участие мои родители. Здесь я закончила десятый класс, а потом уехала учиться, но еще пять лет приезжала к родителям на каникулах.
Стандартный поселок, как и многие, построенные в те годы. Без особых достопримечательностей, кирпичные пятиэтажки, спрятанные за деревьями, отличаются разве что цветом кирпича.
Последний раз я была здесь в 1985 году, приезжала навестить друзей, как и в этот раз. Повидались, сходили к школе, сфотографировались рядом, как и много лет назад…
И снова поезд. Знакомые с детства пейзажи. Движемся на север, картины, мелькающие за окном, постепенно желтеют.
Комсомольск-на-Амуре
В родном городе я была не так давно, всего девять лет назад, но поездом приезжала последний раз еще в 80-х.
Это была неделя встреч с родственниками, друзьями детства и юности. А еще я гуляла по городу и смотрела, что же изменилось за эти девять лет. К сожалению, большинство моих свежих снимков и снимков из прошлой поездки были из серии «найди три отличия».
Привели в порядок фасады зданий 50-х годов прошлого века на главных улицах города — проспектах Мира и Ленина. Жаль только, что все здания практически до второго этажа безжалостно изуродованы объявлениями формата A4.
Навестили с подругой родной институт, правда, родным его можно назвать только условно: дальше турникета у входа не пройдешь. Кого волнует, что мы тут учились пять лет, а затем достаточно долго работали. Теперь это не политехнический институт, а университет, от родного остался только фасад.
Возле института со стороны проспекта Первостроителей вырос небольшой парк, закончили реконструкцию небольшого сквера у библиотеки Н.Островского. Благоустроили территорию вокруг Драмтеатра, у горожан появилось отличное место для отдыха. Особенно популярны новые фонтаны.
По-прежнему хорош парк, который раскинулся от набережной до Аллеи Труда, я считаю это лучшим местом для прогулок в городе. Привели в порядок набережную после наводнения 2013 года, укрепление береговой линии продолжается, выглядит все это неплохо.
А вот площадь с фонтаном на набережной, на мой взгляд, испортили. Такое впечатление, что оформлением занимался человек с полным отсутствием вкуса. Все убивает обилие жуткого пластика в вазонах и многочисленные рекламки на фонарных столбах.
Меня часто спрашивают о ностальгии. Этого нет, но чего мне не хватает, так это Амура. Вот этого вида, с сопками на том берегу. Жаль, за эти годы посередине выросла коса, сложно оценить ширину реки, а здесь она более 2,5 километров.
Неделя в городе была насыщенной, побывала везде, где планировала, встретилась со всеми, кого хотела видеть, и кто хотел видеть меня. Город оставил сложное впечатление, иногда казалось, что он застыл во времени, но всё-таки изменения к лучшему есть.
И снова в путь.
Хабаровск
Я люблю этот город. Когда-то приходилось бывать довольно часто в поездках, здесь я проходила преддипломную практику, в этом городе живет моя подруга.
Прогулки по Хабаровску я всегда начинаю с набережной и прохожу её от речного вокзала до утёса, который давно стал символом города.
Набережная в Хабаровске замечательная, её недавно отремонтировали, и гулять одно удовольствие! Тем более, что у утёса она не заканчивается.
Начала с речной прогулки в компании с группой китайских товарищей. Это отличная возможность посмотреть на город с воды.
И, главное, увидеть мост через Амур, тот самый, который изображен на пятитысячной купюре.
Погуляла по парку и улицам города, которые я люблю: Уссурийскому и Амурскому бульварам, улице Муравьева-Амурского.
Вечером удалось увидеть шоу свето-музыкальных фонтанов на прудах Уссурийского бульвара. Повезло, возможно, это было последнее шоу в этом году, зрелище очень красивое.
Особенно приятной была неожиданная возможность увидеть моего однокурсника, который последние годы живет в Сеуле, там мы и виделись последний раз четыре года назад. Он, как и я, на несколько дней приехал в Хабаровск.
А через пару дней я улетела на Сахалин.
Южно-Сахалинск
В самом начале, когда я задумала эту поездку и купила билеты, никакого Сахалина в планах не было. Мысль заехать посетила позже, пришлось как-то вписывать в ограниченные сроками рамки. Поэтому выделить на этот замечательный остров я смогла только два полных дня.
О Сахалине за последние годы мы здесь узнали очень много благодаря Сергею Первухину, знатоку и патриоту острова. Я была в Южно-Сахалинске очень давно, 35 лет назад, хотелось сравнить впечатления, хотя видела я тогда не так много. Остров был закрытым, но можно было приехать туда в составе тура выходного дня. Перелет из Комсомольска был где-то чуть больше часа. Этой возможностью я и воспользовалась, чтобы навестить переехавшего в Южно-Сахалинск брата.
Если на материке была осень, то в Южно-Сахалинске цвели розы.
Город мне понравился, он был живым! От серого Южно-Сахалинска, застроенного типовыми пятиэтажками, мало что осталось. Пятиэтажки, конечно, на месте (не Москва, чтобы сносить), но они стали яркими. Город очень чистый, много скверов, газонов, памятников. Построено много красивых спортивных сооружений, офисных зданий, гостиниц, торговых центров. Но всё это я еще покажу.
Конечно, один день с хвостиком — это очень мало, хотя я «находила» в этот день более 17 километров и всё основное посмотрела.
А еще я поднялась на гору Большевик, где находится знаменитый сахалинский горнолыжный курорт «Горный воздух», и посмотрела на город с высоты.
Но Южно-Сахалинск — это не весь остров и далеко не показатель его жизни. На второй день была экскурсия на юг в правую часть «рыбьего хвостика» острова. Я смогла увидеть залив Анива и лагуну Буссе, о которых нам рассказывал Сергей Первухин, и немного посмотреть, как грустно живут поселки совсем рядом со островной столицей.
Все это время меня не оставляла мысль о другом острове. Совсем недавно мы объехали Исландию. Сахалин нисколько не хуже в части достопримечательностей и красот, здесь есть и водопады, и вулканы, и красивые скалы у побережья. Но почему мы не умеем все это беречь и использовать на пользу стране, а не отдельным лицам? Вопрос бессмысленный.
Посмотрите, какая красота! Бирюзовые озера в бывших угольных карьерах.
А вот и он, наш сахалинский «путеводитель», Сергей Первухин. Я рада была с ним познакомиться и благодарна за возможность немного увидеть этот удивительный остров.
Как ни жаль, но нужно возвращаться на материк. У меня были еще два дня в Хабаровске, которые я потратила на прогулки по паркам. Давно я так не гуляла, вечно осенью куда-то меня несёт. Красота: шуршат листья под ногами, немного пахнет прелой листвой…
Особенно хорош в Хабаровске Северный парк.
В последний день я сходила в Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, в котором раньше не была. Замечательный музей, его обязательно стоит посетить. И о нём я еще расскажу.
Бросила прощальный взгляд на город и Амур с колеса обозрения…
И вернулась домой. Дальневосточный вояж был очень удачным: столько интересных встреч, и замечательная погода на протяжении всего маршрута!
Все материалы из этой поездки: