Ciao, Bella Itallia!
Этим летом я решила вернуться в Италию, она покорила меня ещё 6 лет назад))) величественная древняя архитектура, шумные весёлые итальянцы, еда «ум отъешь», тёплое море, конечно же, ну и мне казалось, по крайней мере, тогда ещё сравнительно недорогая страна для отдыха, хотя сейчас я могу с этим поспорить… Как бы нам не хотелось сэкономить, всё равно Италия нам вышла в «копеечку» по сравнению с прошлогодней Португалией. В этот раз довольно долго обдумывала и просчитывала общий маршрут: какие города посетить, куда прилететь и как выгоднее вернуться домой, какой пляжный город выбрать — главным было, вернуться также во Флоренцию, обязательно посетить Сиену и Милан, остальное подлежало обсуждению)). Моя подруга первый раз поехала со мной в Италию, поэтому ей конечно хотелось попасть в Рим, тем более после моих восторженных отзывов шестилетней давности. Решили так: 3 дня в Риме, 3 дня во Флоренции, из неё съездить в Сиену, благо она в 1,5 часах от Флоренции, потом загорать неделю в Римини и 3 дня в Милане с вылетом из Бергамо. Я так обрадовалась, когда покупала билеты на самолёт: в Рим попался очень выгодный прямой рейс Уральскими авиалиниями, а обратно Победой через Москву ночной рейс, — вышло около 22 тыс. руб. и равно по стоимости если оба рейса с пересадкой и в один и тот же город прилёта-вылета.
На Рим мы выделили всего 3 дня, это очень мало, даже основные достопримечательности все не захватишь, не говоря уже о посещении музеев и многочисленных церквей и соборов в Риме, 6 лет назад мы заходили очень во многие и создавалось некое подобие паломнической поездки, поэтому времени просто «потупить» не было и я запланировала даже день прилёта довольно насыщенный, т. к. в Рим мы должны были прилететь в районе 9 утра. НО не тут то было - наш волшебный прямой рейс задержали на 4 часа и только когда мы уже погрузились в самолёт, оказалось, что 70% пассажиров было транзитных из Пекина и их китайский рейс опоздал, за время ожидания нам выдали только по бутылке воды(((Забавно было слушать правила эвакуации на китайском языке. По прибытию в аэропорт Фьюмичино была гигантская очередь на паспортном контроле, там ещё простояли в районе часа(((из аэропорта в город добирались на электричке с пересадкой на метро до станции Термини, так дешевле на 5 евро (всего 8 + 1,5 евро метро) чем аэроэкспрессом Леонардо, но зато он комфортнее и идёт прямиком к вокзалу. Короче в Риме мы вышли в районе 14:00 в самое пекло 34 градуса, довольно уставшие пошли искать нашу гостиницу не далеко от Собора Санта-Мария—Маджоре, которая примерно в 5–7 минутах от Термини. Наша гостиница располагалась на маленькой улице, которые густо переплетены вокруг Санта-Мария—Маджоре, там мы успели поблудить немного, в конце концов нам помогла одна итальянка и на смартфоне указала нужную, спасибо большое, иначе бы умерли от жары. Называется она Martino Ai Monti, бронировали на буккинге и там же есть мой отзыв от 27.08.18, можно пройти по ссылке: https://www.tourister.ru/trip/41b7e4. В целом очень положительные впечатления от гостиницы, располагается не далеко от Колизея, до метро 7 минут, кондиционер, ванная в номере, переделана из квартиры в жилом доме, со внутреннем двором, там есть забавный лифт: узкая такая кабинка на 1 человека и чемодан, сначала закрываете дверь на лестничную клетку, потом уже дверь лифта, никакой автоматики, только подъёмник, казалось что он может где-нибудь застрять; самоё смешное — когда поднялись на этаж, открыли все двери и перед вами лестничный пролёт! возникает лёгкая паника, что делать, оказалось в лифте ещё один комплект дверей с другой стороны с выходом на площадку)))) хи-хи… Получив большую связку ключей, упали в номер под кондиционер, решили переждать жару, конечно все мои планы пошли прахом в первый день. Вышли из гостиницы в районе 5–6 часов вечера.
Buona sera, Roma!
Направились прямиком к Древнему Риму — Колизей, Римский Форум и Палатин. Сейчас немного рекламы))): в этом путешествии по Италии мы решили воспользоваться технологиями современной жизни — Google карты — отличная вещь, в офлайне прекрасно работает, не надо разворачивать гигантскую бумажную карту, и искать мелкие улицы, главное чтобы был заряд на смартфоне, хотя даже с картами мы умудрились заблудиться, дело было ночью, «Сусанин наше всё»))) От Собора Санта-Мария—Маджоре нужно пройти по улице Мерулана до перекрёстка с улицей Монте Оппио, и всё прямо по ней через прекрасный общественный парк с соснами и Термами Трояна и Золотым домом Нерона, который закрыт на бессрочную реставрацию. Сам парк довольно большой, несколько входов и выходов, нужно обратить внимание, что на ночь его закрывают и нам пришлось его обходить, когда мы поздно вечером возвращались в гостиницу, ночью в нём спят бомжи, а утром бегают римляне с собачками. Парк вывел нас к сооружению всех времён и народов — Колизею, собственно на месте, где Веспасиан его воздвиг, должен был находится пруд для Золотого дома Нерона. Колизей — самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима и визитная карточка современного, как Эйфелева башня в Париже.
Гигантский амфитеатр, вместимость которого историки оценивают в 45–75 тысяч зрителей, сегодня торжество минимализма — строгий эллипс с тремя ярусами ордеров и арками точно просчитанной формы, раньше каждая колонна и арка были снабжены скульптурами, но всё это было разрушено пожарами и землетрясениями, а также разграблено местными жителями, ведь много лет Колизей служил римлянам каменоломней. Чтобы оценить масштаб сооружения мы решили пойти внутрь, купили билеты в кассах рядом с Колизеем, очереди в кассы на удивление не было, но мы пришли поздно и увидев такую же большую очередь на вход в Колизей, что и он сам, мы поняли что не успеваем, решили погулять вокруг него. Билет стоит 12 евро, действителен 2 дня со дня активации, т. е. входа на объект, это комбо билет вместе с Римским Форумом и Палатином, на уличных кассах принимают только кредитки, нет наличке))) Сначала мы расстроились, что не попали сразу в него, но на следующий день мы сполна оценили купленные заранее билеты!!!) Рядом с Колизеем располагается ещё одно известное сооружение — Арка Константина, последняя и самая большая триумфальная арка в истории Рима.
Дальше двинулись вдоль римских императорских форумов к Капитолию. Пространство от Колизея вдоль улицы Фори-Империале смесь императорских форумов, кишащего муравейника туристов и, видимо, стройки века Рима — линии метро, которое они начали рыть ещё в первый мой приезд, ох уж эти итальянцы, неторопливая нация, всё роют и роют, поэтому много что закрыто строительной техникой и лесами. Если идти к Капитолию, то по левую руку будет во всей красе тот самый республиканский форум, ради которого в Рим приезжают художники, историки и глазеющие туристы, а справа по порядку форум Нервы, форум Августа, Трояновы рынки и форум Трояна с его же колонной и на подступах к Капитолию форум Цезаря. Вечером гулять там приятно: вечерняя прохлада, туристов не так много, все в основном у смотровой площадки Римского форума… Самым показательным среди императорских форумов, наверное, является форум Трояна и Трояновы рынки.
Троян, чтобы освободить место под свой форум, срыл часть холма и для того, чтобы земля не осыпалась, был сооружён амфитеатр Трояновых рынков, этакий античный молл: 6 этажей лавок и питейных заведений; на первом этаже продавали фрукты и цветы, на втором — вина и оливковое масло, ещё два этажа занимали перец и прочие пряности, на пятом этаже располагалась торговая администрация, а на последнем размещали резервуары с водой для речной и морской рыбы. Главный же Римский форум, я считаю, лучше всего лицезреть с обзорной площадки Палатина, там хотя бы понятна где-какая развалина, но для ленивых или тех, для кого античная история лишь смутные воспоминания, можно удовлетвориться обзорной площадкой у форума Цезаря и обогнув Капитолийские музеи, что мы и сделали, хотя в планах на следующий день сам Форум остался)))
Улица Фори-Империале упирается в шумную полную автомобильного движения площадь Венеции и одно из самых помпезных и, на мой взгляд, уродливых зданий, если не в мире, то уж точно в Риме — Алтарь Отечества.
Построен в честь объединителя Италии Виктора Эммануила II. Рядом с «пишущей машинкой» именно её напоминает Алтарь Отечества проходят государственные праздники и политические митинги. Его решительно видно из любой точки города, даже с Сан-Петро, как бельмо сияет своим белым цветом. Мания величия подчёркнута просто монструозными ступенями, ведущими ко входу, днём они открыты для всех желающих, там постоянно отдыхают туристы, так называемые «лестничные» селфи))) на ночь закрывается на решётки. Одно из самых вылизанных мест в Риме. Обойдя Алтарь Отечества, мы очутились у подножия Капитолия, холма, где находился храм Юпитера, избирали сенаторов, короче политический центр античного Рима, который не сохранился, зато там есть церковь Санта-Мария-ин-Арачели, куда ведут 124 ступени, место знаковое, но мы туда подниматься не стали, рядом с этими ступенями находится Кордоната — пологая лестница, ведущая на Капитолийскую площадь, то место, когда современные римляне говорят о встречах на Капитолии.
Лестницу и площадь: от рисунка на мостовой до фасадов палаццо, — придумал Микеланджело, только венчающие Кордонату Кастор и Поллукс появились позднее.
В центре площади конная статуя Марка Аврелия, копия, оригинал размещается в одном из крыльев, находящего здесь же Капитолийского музея. Площадь упирается в палаццо Сенаторио, сейчас там мэрия.
Одинаковые фасады дворцов по бокам от площади — палаццо Консерватори и палаццо Нуово — Капитолийский музей. Была там 6 лет назад, самым интересным экспонатом является титаническая статуя Константина, ступня которого чуть ли не полтора человеческих роста. Капитолийский музей выгоднее посещать с картой Roma Pass, в этот раз мы её покупать не стали, она окупается только в случае, если вы хотите посетить много музеев, но самое обидное — Ватиканские музеи в неё не входят, зато без очереди можно попасть в Колизей, Римский Форум и Палатин. На сайте Roma Pass есть список всех доступных мест, продаётся в туристических офисах, в аэропорту. Обогнув палаццо Сенаторио слева мы наткнулись на символ Рима — Капитолийскую волчицу с младенцами Ромулом и Ремом.
От неё мы спустились к форуму, там есть смотровая площадка с месивом развалин, тянущихся прямо до Колизея. На этом мы решили вернуться в гостиницу, еле доползли если честно, сил даже на кафешку не хватило, ограничились остатками самолётного пайка. Так тоже бывает…зато есть что вспомнить.
День второй: и снова Колизей, Римский форум, Палатин, — день сурка))
Стандартный европейский завтрак в Риме — капучино и булочка — в соседней от гостинице кофешке, которая вечером превращается в бар, нам обошёлся в 4 евро на двоих, без «coperto» за обслуживание, что для Италии редкость. Что-то более существенное можно найти разве что в супермаркете или в дорогих гостиницах. Поскольку у нас на руках были купленные билеты в Колизей, туда мы и направились тем же путём, через парк. Даже в 9 утра жара стояла 28 градусов, поэтому заранее запаслись водой, хорошо что на этом можно в Риме сэкономить: по городу в важных туристических местах, около метро и на площадях есть колонки, воду спокойно можно пить и это абсолютно БЕСПЛАТНО; ещё в Древнем Риме вода в город подавалась по акведукам, с тех пор мало, что поменялось, поэтому она чище и вкуснее любой минералки. Для тех, кто в Риме впервые пить такую воду может быть дико, но я и в прошлый раз пила, всё нормально было. В районе Колизея колонка находится рядом с выходом из метро, но и в самом Колизее есть кран с водой. У Колизея даже с утра очередь тянется аж до арки Константина, поэтому сначала мы расстроились, что придётся стоять, но когда мы подошли, то у видели отдельный вход для тех, у кого билеты уже есть!!! УРА! Мы зашли в Колизей за 5 минут. День начался великолепно)))
Внутри Колизея поражаешься его колоссальными размерами: высота 52 метра, длина окружности 527 метров, малый диаметр 156 м.
Особенно впечатляет то, что Колизей сверху затягивался холстом от дождя и снега зимой, механизм этот был чрезвычайно сложен, нанимали целую команду моряков. Вот ходишь по ярусам и чувствуешь, как толпа кричит «хлеба и зрелищ»!!! На деревянную сцену можно попасть только групповыми экскурсиями или по спецпропускам. Из Колизея двинулись в сторону Римского Форума. Центральный вход прямо напротив Колизея и там в любое время дня очередь, но проще всего зайти со стороны Палатина, нужно пройти по Via di San Gregorio и повернуть на Via dei Cerchi, там почти никого нет, когда зашли два указателя: на право пойдёшь к Римскому форуму попадёшь, налево — на Палатин заберёшься. Ходить по Форуму в 30-грудусную жару, дело мало приятное, там вообще с тенью туго, кроме того это всё прямо скажем для фанатов античной истории. Кроме того, я ходила по нему 6 лет назад, чтобы что-то понять, надо внимательно изучать таблички, а это может растянуться на полдня. Мы решили посмотреть на всё это с высоты птичьего полёта и направились на Палатин.
С холма Палатин, в сущности, началось история Рима: здесь находилась пещера, в которой волчица вскормила Ромула и Рема, сюда Ромул вернулся, чтобы основать города и здесь же он убил брата Рема, посягнувшего на границы. В республиканские времена на холме селились патриции, а позднее его облюбовали императоры, отстроившие здесь свои дворцы.
Самые крупные и сохранившиеся развалины — Домус Флавия и Домус Аугустана, который ближе к обрыву и оттуда открывается вид на стадион. Лично мне Палатин нравится исключительно из-за видов, открывающихся с холма, потрясающе красиво.
Ну, а Форум вообще как на ладони.
С обзоной площадки мы рассмотрели: 3 тонкие колонны — храм Диоскуров, круглый крам Весты, подозрительно сохранившуюся Курию, бросающую в глаза огромную базилику Максенция, также там есть Пуп Земли и Золотая миля; со стороны Алтаря Отечества путь на форум лежит через арку Септимия Севера, а заканчивается аркой Тита.
После насыщенной первой половины дня нас настиг жуткий голод)) Недалеко от Колизея есть Траттория Luzzi, в которой 6 лет назад мы постоянно ужинали, нам там нравилась еда, а особенно атмосфера — шумный итальянский праздник, так как там в основном были сами римляне. Как же всё поменялось за 6 лет, и не в лучшую сторону(((На просторах сети Luzzi так раскрутили, что она превратилась в пищевой конвейер: пренебрежительное отношение персонала, сейчас даже нельзя заказать одну пиццу на двоих, обязательно надо что-то ещё, например салат или пасту, долго за столиками не посидишь, поели, всё чао, следующие, постоянная текучка туристов, мы заказывали пиццу и салат, напитки, вышло примерно 30 евро на двоих, конечно же coperto по 1,5 евро с человека. Качество пиццы заметно ухудшилось, довольно сухая, душевность пиццерии пропала и вкус тоже испортился, мол туристы всё съедят, местных жителей в обеденные часы там крайне мало. Так разочаровавшись, на ужин мы туда не пошли, может кому-то больше повезло с этой тратторией, жалко конечно, так как воспоминания 6-летней давности крайне позитивные.
С 14:00 до 16:00 часов в Риме наступает адская жара, поэтому тут 2 варианта: забуриться в музей, либо отдохнуть в отеле. Мы вернулись в отель, ну, а в 4 направились по улицам Рима пешком к Пантеону.
Пантеон — храм всех богов — одно из самых посещаемых мест в Риме, поэтому народу там всегда полно, но тем не менее сама атмосфера не давящая, а наоборот какой-то невероятный подъём, лёгкость. Перед поездкой читала статью, что власти Рима якобы хотят сделать вход платный, но к счастью всё бесплатно, в очереди не стоишь, вход свободный и зависай там сколько хочешь, внутри как то все расходятся, поэтому не тесно.
По-настоящему веришь в почти двухтысячелетнюю историю Пантеона, когда видишь мощные уходящие корнями в землю стены, покрытые дырами и трещинами. Агриппа заложил храм ещё в 27 году до н. э., правда первоначально он был квадратным, свой нынешний облик Пантеон приобрёл при Адриане. Мне очень нравится легенда о куполе: поскольку никто до конца не понимал, как возвести купол над столь масштабной конструкцией, Адриан приказал засыпать внутри всё землёй, смешав ту с золотыми монетами, и когда купол возвели, Адриан объявил, что нашедший монету может забрать её себе, так что храм очень быстро очистили))) Если это правда, то гениально!!! Внутрь Пантеона можно вписать идеально круглую сферу, высота в точности равна диаметру 43,44 метра. Дожить до наших времён языческому зданию удалось благодаря тому, что его быстро переосветили в честь Девы Марии и мученников, но он по-прежнему для всех туристов остаётся античным храмом всех богов. В Пантеоне похоронен Рафаэль, кстати очень скромная могила, и здесь же пышные надгробия Умберто I и Виктора Эммануила II. Рафаэлеву могилу я оценила в этот раз, так как первый раз всё это отходит на второй план и как зачаровнный смотришь на купол и направленный поток света, проходящий через «око Пантеона». Там нет никакого фонаря, а просто ничем не прикрытая дыра, поэтому снег и дождь проникают в здание, но световые эффекты потрясающие. Самое главное, в Пантеон нужно приходить в полдень или первые после полуденные часы, когда солнце светит прямо в отверстие, в этот раз я честно говоря, забыла об этом, мы пришли поздно, на закате, поэтому смазались ощущения, но я до сих пор помню, что когда стоишь в солнечном потоке, над тобой словно ангелы поют.
Так что, бросайте всё и в полдень бегите в Пантеон))) Площадь Ротонды у Пантеона с обелиском и фонтаном очень атмосферное и весёлое место: снующие туристы, уличные музыканты вовсю дают представления, хиппи и молодёжь кучкуется на ступеньках, кто-то ест мороженное, а кто-то сидит в ресторане рядом с Пантеоном с бокалом вина.
Пантеон — одно из любимых моих мест в Риме.
Буквально в 3–5 минутах ходьбы от Пантеона находится ещё одно удивительное место в Риме — площадь Навона — лично мне напоминает большой торжественный стол, строго овальной формы, в центре грандиозный фонтан Четырёх рек с обелиском-свечой, по бокам от него фонтан Мавра и фонтан Нептуна, как блюда с явствами.
На площади Навона постоянно что-то происходит: играют музыканты, художники рисуют картины, фокусники устраивают представления. В этот раз я была вечером, поэтому было просторно, фонтаны не облеплены туристами, можно посидеть и насладиться вечером, на ней хорошо, свободно дышится.
Фонтан Четырёх рек Бернини безусловно композиционный центр площади и место притяженя туристов: четыре речных божества — Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плата, символизируют Европу, Африку, Азию и Америку — окружают обелиск из цирка Максенция.
Слева от фонтана Четырёх рек возведён потешный карнавальный фонтан Мавра Джакомо делла Порты. Очень забавный пучеглазый арап получился.
Правое полукружие площади Навона замыкает классический фонтан Нептуна. Не стоит обходит вниманием и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, расположенную сразу же за фонтаном Четырёх рек. Церковь посвящена святой Агнессе, одной из самых почитаемых мучениц в Риме.
К сожалению, в этот раз мы в неё не попали, вечером уже была закрыта, зайти стоит хотя бы ради скульптуры святой Агнессы.
В Риме есть две знаковые точки, где по вечерам массово кучкуются туристы, их там так много, что и самого места не видно, а по кокофонии голосов чувствуешь себя как на Вавилонской башне, рядовые римляне туда даже носа не показывают — фонтан Треви и Испанская лестница. Собственно там мы и решили завершить наш второй день.
К фонтану Треви мы шли от Пантеона, поэтому первое, что мы увидели, точнее услышали, да именно так — это шум грохочущих струй воды и голоса сотни иностранцев, потому что фонтан встроен в дворец Поли, второй этаж которого в 19 веке снимала княгиня Волконская и вообще его очень любила русская буржуазия. Римляне говорят, что к фонтану невозможно выйти с первого раза, т. к. он находится на перекрёстке трёх дорог, собственно и название «Треви» переводится как «три дороги». С одной стороны соглашусь с горожанами, потому что 6 лет назад мы гуляли в районе Испанской лестницы ночью, а совершенно неожиданно вышли к Треви, с другой стороны — в этот раз проблем с поиском не было, сразу нашли. Фонтан Треви — гигантская конструкция с причудливо изогнутыми фигурами персонажей: царь океана Нептун триумфально выезжает к зрителю в раковине, запряжённой морскими конями, под узды которых ведёт парочка тритонов. В ночное время фонтан изумительно подсвечивают, появляется дополнительный объём и глубина.
Смотря на сие великолепное произведение искусства, эскиз которого начал разрабатывать Бернини, а закончил строительство уже Никола Сальви, хочется тишины и покоя, но ничего подобного там и близко нет. Я была там и днём и вечером, всегда очень много народа, которые кричат, смеются, тут же лезут по головам с фотоаппаратами, едят пиццу и мороженное, бросают монетки в тот же фонтан, короче адская площадь))) А так хочется, как у Феллини в «Сладкой жизни», помните, Анита Экберг купалась в фонтане Треви, а вокруг никого. Искупаться, конечно, не получится, там за этим строго следят, а на штрафах Рим ещё и наживается, а вот чтобы посидеть в тишине, нужно наверное прийти к нему часов в 4–5 утра. Кто был — делитесь впечатлениями! Из-за суеты и толкотни фонтан Треви, определённо, не входит в пятёру моих любимых мест в Риме, а вот Испанская лестница точно там. Туда мы и направились, перед тем как включили подсветку на Треви))) 6 лет назад это было моё любимое место в Риме, особенно мне нравится архитектурно-планировочное решение: 138 отполированных ступеней спускаются с холма Пинчо от церкви Тринита-деи-Монти к площади Испании и милейшему фонтану Баркачча («Лодочка») Пьетро Бернини. Вечером Испанская лестница и Лодочка засижена туристами, там чудесные закаты, панорамы, за счёт своей протяжённости, места всем хватает, приятно посидеть и отдохнуть. Испанская лестница — визитная карточка Рима, поэтому здесь постоянно что-то происходит, рождественские ярмарки, показы мод, хотя я себе не представляю, как манекенщицы на шпильках спускаются по этим гладким скользким ступеням, если даже просто на плоских подошвах можно шею свернуть. Чтобы увидеть Испанскую лестницу достаточно пустую, можно не вставать в 5 утра)) достаточно прийти днём, в самое пекло, там точно будет малолюдно, тени там нет, поэтому и людей нет, но поднявшись к церкви можно полюбоваться панорамами Рима.
В ночи этого же дня мы как обычно заблудились)): нет чтобы уехать на метро на площади Испании, мы пошли пешком, телефон благополучно разрядился, мы по бумажной карте дошли до Квиринальского дворца и там долго выясняли он ли это, от него поползли уже до перекрёстка четырёх фонтанов к Санта-Мария—Маджоре в отель, устали, но теперь есть что вспомнить)))
День третий: адский день в Ватикане или почему я не люблю немецких школьников)))
Это наш последний полный день в Риме, на следующий день мы переезжали во Флоренцию. И я бы себя никогда не простила, если бы мы, приехав в Рим, не побывали в Ватикане. К слову сказать, 6 лет назад Собор Святого Петра, Сикстинская капелла и Пьета произвели на меня невероятный восторг, до сих пор помню, как, когда только входишь в Капеллу, слышишь «шшшшш, тишину пожалуйста» от смотрителей музея, от прекрасного ничего не должно отвлекать, или как стоишь на куполе Собора Святого Петра и весь Рим и мир перед тобой, окрыляет… Я очень хотела передать это чувство моей подруге Юльке.
Первым делом мы решили направиться в Ватиканские музеи, поэтому из отеля вышли рано утром. До Ватикана мы добирались на метро, путь надо сказать не близкий, а ещё ведь придётся отстоять длинную очередь в музей. Метро не встретило нас радостными объятиями, скорее толкотнёй с громко разговаривающими немцами в одинаковых шляпах и футболках. Они устроили настоящую пробку и давку, даже сами итальянцы удивлённо снимали их на свои смартфоны. Впихнуться в вагон метро, мы смогли только с третьей попытки. Я с ужасом думала: «неужели все эти люди едут в Ватикан? так мы будем до следующего утра стоять в очереди». Я облегчённо выдохнула, когда они все ушли в сторону Собора, а мы направились в музеи. 6 лет назад мы простояли в очереди около 3 часов на жаре, укрываясь в тене вдоль Ватиканской стены. Это было весело, но очень изуряюще.
В этом году очередь была небольшая, у нас она заняла минут 40, хотя её можно было вообще миновать, купив билеты онлайн за 17 евро, но мы не стали и решили сэкономить по 2 евро. В прошлый раз мы вообще прошли за полцены как студенты, хотя ими уже давно не являлись, просто папался итальянец-кассир))) сейчас нам не удалось скостить 15 лет, эх молодость… Народу было на удивление мало, меня ещё стоя в очереди насторожило, что гиды, предлагающие экскурсии, говорили, что без них мы не попадём в Собор, а только посетим музей. В Ватиканских музеях есть всё, ну то есть вообще всё: от ассирийских барельефов и египетских мумий до-Де Кирико и Шагала. Он реально гигантский, и если вы хотите увидеть всё, то одного дня не хватит. Мы же решили ограничиться самыми впечатляющими экспонатами. Поднявшись по лестнице знатоки живописи могут пойти в Пинакотеку, там представлены великие итальянские живописцы, мы же пошли к станцам Рафаэля. Принципиально не стали заходить в Египетские залы, т. к. в прошлый раз они очень нас затянули, поэтому отправились искать моего любимца Лаокоона через огромный двор Сосновой шишки.
Шишка — это античный фонтан, некогда стоявший у Пантеона, а бронзовые павлины около него, украшали мавзолей Адриана, когда он был ещё усыпальницей, а не Замком Святого Ангела. В этом же дворе стоит занимательная «Сфера в сфере» Арнальдо Помодоро, доказательство того, что современное искусство папам не чуждо.
Далее идут несколько залов с античным мрамором, правда самые лучшие из Ватикана вывез Наполеон.
Как раз потом идут египиские и ассирийские залы, которые мы прошли, поднявшись по лестнице в Бельведер, он же восьмиугольный двор. Здесь место «моего прекрасного мужчины» Лаокоона, сколько усилий и нервов было потрачено, когда участь в архитектурном мы рисовали невероятный заклон его головы, до сих пор помню.
Через зал эллинистической скульптуры с птицами и зверями мы прошли в Ротонду с гигантским позолоченным Гераклом и бельведерским торсом, но больше всего поражает мозаичный пол с драконами из терм Умбрии.
Далее, на право пойдёшь сразу в Сикстинскую капеллу попадёшь, на лево пойдёшь Станцы Рафаэля не пропустишь)) Мы пошли, конечно же, к Рафаэлю. Помню 6 лет назад к этому моменту мы уже так устали, что пролетели через Афинскую школу и остался Рафаэль как в тумане. В этот раз туристов было значительно меньше, мы не торопясь все просмотрели и это потрясающе. Особенно интересно искать в Афинской школе современников Рафаэля: Платон (голова Леонардо) в центре в красной тоге и с поднятым пальцем, рядом Аристотель с Этикой в руке; Сократ в болотно-зелёном беседует с Алкивиадом; Пифагор с учениками; на ступенях сидит Диоген; на мраморный куб опирается Гераклит, с лицом Микеланджело; с чертежом Евклид — Браманте; с небесной сферой Зороастр (гуманист Бембо); Птолемей с глобусом, а сам Рафаэль в темном берете.
Путник, одолевший 55 залов современного религиозного искусства, будет вознаграждён умиротворением, тишиной и прохладой Сикстинской капеллы. Станцы Рафаэля наверное были бы самыми известными стенами мира, не будь Сикстинской капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардинаы, чтобы избрать папу. Перед залом есть скамейка, куда мы присели и немного прочитали о том, что нас ждало за стеной, на самом деле это стоит сделать, потому что в капелле глаза разбегаются и кроме «Сотворение Адама» вы ничего не запомните, так было в первый раз))) Сейчас Сикстинская капелла прямо «зашла» для меня, я оценила этот грандиозный труд, «Страшный суд» поразителен, эмоции и пластика невероятная!!! Фотографировать там запрещено, громко разговаривать тоже, смотрители постоянно шикают на неугомонных туристов. Вдоль стен там есть скамейки, но они как правило всегда заняты(((Выходя из Сикстинской капеллы, у нас болела шея, потому что там всё время стоишь с задранной головой, но это того стоит. Прямо «маст си». Отсюда можно было прямиком попасть в Собор Святого Петра, минуя очередь снаружи, однако в этом году что-то пошло не так, звёзды не сошлись и этот выход был закрыт. Тут я начала вспоминать, что ещё во время очереди в Ватиканские музеи, экскурсоводы-фрилансеры говорили, что в Собор путь закрыт((Раньше времени мы решили не паниковать, поэтому вышли из музеев и вдоль стены отправились в Собор.
К тому моменту было примерно часа 2, нереальное пекло, градусов 35, ещё очень хотелось кушать, я подумала мы сейчас быстро за час пройдём в Собор и на купол. Ага, наивная…. Выйдя на площадь, мы столкнулись с людским морем в одинаковых футболках и шляпах, говорящих на одинаковом немецком языке, а ещё с карабинерами, выгоняющими всех с площади, говорящих, что Собор сегодня закрыт и они не понимают по английски. Скузи? Это был треш, мы очень расстроились, потом добрый русскоговорящий пожилой немец сказал, что в течение 3 дней папа Римский встречается с немецкими хорами «мальчиков-зайчиков», но якобы завтра с утра вход будет открыт.
В данный момент мы были в шоке, как же мы не попали в Собор, ведь завтра же мы перезжаем во Флоренцию(((Мозг отказывался соображать, поэтому пошли обедать…. Что же далать, отправились к Замку Святого Ангела, тем более в прошлый раз мне не удалось там побывать.
Внутрь заходить не стали, вход 12 евро с человека. Грабёж!!! Ватикан с Замком Святого Ангела соединён стеной, по которой проходил тайный коридор, где папы скрывались от всяких бунтов. Изначально замок был мавзолеем Адриана, потом там скрывались папы, есть и их покои, в смутные времена в замке была тюрьма, откуда сбежал только один человек за всю историю. Венчает замок бронзовый ангел, уже шестой по счёту, предыдущие либо пали от удара молнии, либо переплавлялись на оружие. На левый берег Тибра можно перейти по мосту Сант Анджело,
он долгое время был единственной переправой к Ватикану. В 1450 году из-за множества паломников мост рухнул, погибло более 200 человек. Сейчас мост украшен фигурами ангелов, держащих символы Страстей Христовых. На самом деле, мост мне понравился, наверное, если бы не теже постоянно курсирующие немецкие школьники и не такая сильная жара. По такой погоде конечно много не погуляешь, поэтому отправились в сторону метро, обратно в отель, отдохнуть. От моста ближайщее метро у музеев Ватикана, идти минут 30, довольно долго. В метро автомат отказывался брать купюры, пришлось платить карточкой в киоске, а там конвертация и все дела, не подвезло(((Двоякое впечатление от Ватикана осталось: музеи зачёт, а вот Собор пока разочаровал. Уже в отеле мы решили, что на следующий день попробуем снова попасть в Собор Святого Петра утром, перед поездом. Нельзя будучи в Риме, не побывать на «крыше мира».
Где можно провести вечер в Риме, помимо фонтана Треви и Испанской лестницы? Определённо на Пьяцца дель Пополо. Особенно прекрасен Рим в закатном солнце с обзорной площадки холма Пинчо, в который упирается площадь делль Пополо. Туда мы и решили направится, с остановкой в Соборе Санта-Мария—Маджоре, который был в шаговой доступности от нашего прекрасного отеля. Ещё в прошлый раз Собор произвёл на меня очень сильное впечатление: огромное пространство центрального нефа, богато украшен золотом и фресками, роскошные полы в стиле космотеско, ну и конечно главная реликвия — Святая колыбель (драгоценный саркофаг с останками от яслей младенца Иисуса) со статуей коленопреклонного папы Пия IX. Собор работает до 18:45, но в 18:00 туда уже никого не пускают((К сожелению, в этот раз мы не смогли попасть внутрь. Опоздали, что сделаешь, Рим очень богат на прекрасные места, поэтому, как правило, всё, что находится в непосредственной близости от отеля, откладывается на последний момент(((На самом деле, Санта-Мария—Маджоре понравилась мне даже больше, чем Собор Святого Петра. Там спокойнее, одухотворённее, поэтому не проходите мимо.
До Пьяцца дель Пополо мы доехали на метро, остановка Flaminio. Из метро на площадь ведут Порто дель Пополо, или Фламиниевы ворота, за которыми берёт начало Виа Фламиния, проложенная ещё в Древнем Риме. А вообще площадь — это пересечение 3-х главных дорог в Древнем Риме: Корсо (Via del Corso), Рипета (Via di Ripetta) и Бабуино (Via del Babuino), причём последняя выходит прямо к Испанской лестнице, а вот виа Корсо, как и по всей Италии, захвачена модными бутиками известных итальянских брендов, причём на самой Корсо можно найти и демократичные магазины, а вот ближе к Рипета скрываются дорогие бренды.
В центре площади фонтан со львами и обелиск Фламиния, вывезенный ещё из Египта. Там мы и преземлились с мороженным. Вокруг бегают дети, сидят парочки и друзья, живые скульптуры, вездесущие продавцы цветов, всё как-то мило и хорошо, благо Пьяцца дель Пополо полностью закрыта от автомобильного движения. На юге площадь замыкают две церкви «двойняшки»: Санта-Мария-деи Мираколи и Санта-Мария-ди-Монтесанто — рассматривая их со стороны площади, церкви кажутся совершенно одинаковыми, но на самом деле левая овальная в плане, а правая — круглая, особенно это заметно, если зайти внутрь. От площади на вершину холма Пинчо ведёт монументальная лестница, туда обязательно надо подняться, ведь именно здесь в Риме был устроен первый общественный парк. Поднявшись наверх, мы попали на потрясающую обзорную площадку с видом на Пьяцца дель Пополо, Рим и купол Собора Святого Петра на закате. Красиво, спокойно: на обзорке не так много туристов, места всем хватит, вокруг бегают детишки, мамочки с колясками, гигантские мыльные пузыри, джелатерия…хорошо одним словом. Именно здесь нас отпустило и мы наслаждались мирным созерцанием, а не беготнёй по достопримечательностям. Хотя в Риме от них никуда не денешься, на отдых времени вообще нет, даже здесь на холме Пинчо это не просто парк, а парк со знаменитой виллой Боргезе, чтобы попасть в неё нужно билеты бронировать заранее. Тут уж на вкус и цвет, как говорится: кто-то идёт в музеи Ватикана, в кто-то в галерею Боргезе. Как и 6 лет назад времени мы на неё не выделили, поэтому просто отдыхали в парке.
Утро четвёртого дня в Риме: Ватикан, открой уже двери для нас! так рано для «прекрасного» я ещё не вставала)))
На четвёртый день пребывания в Италии мы запланировали переезд в мою любимую Флоренцию: наш поезд уходил с вокзала Термини примерно в 12:30—13:00. Так как днём ранее нам не удалось попасть в Собор Святого Петра из-за фестиваля хоровых школ Германии, то мы решили прийти в Собор рано утром. Сам Сан-Пьетро открывает двери в 07:30, а вот на купол можно подняться только с 08:30. На дорогу как выяснилось ранее, надо закладывать минут 40 в одну сторону. Встать нам пришлось очень рано в 05:30, такого подвига ради «прекрасного» я ещё не совершала, но есть в этом и плюс: на улице комфортная погода, жары нет, туристы пока тоже не проснулись. Мы даже успели выпить кофе с булочкой, сами итальянцы просыпаются рано, поэтому кофетерии работают с раннего утра. Тем же маршрутом на метро мы отправились в Ватикан. У Сан-Пьетро мы оказались в 7 утра, и были мягко говоря «в шоке»: была огромная очередь на вход, видимо не одни мы такие ранние пташки)) Очередь была длинной в один рукав Колоннады Бернини.
Ну, деваться некуда, решили стоять. Когда Собор открыли, очередь двигалась не быстро, потому что всю ручную кладь просвечивают, туристы все идут через турникеты, ну и смотрят на ваш пристойный вид, ведь идёте в действующий храм: ничего открытого и шлёпок. Через турникеты мы прошли только в районе 08:15—08:30, а до тех пор любовались площадью Собора Святого Петра и Колоннадой Бернини. Когда представляешь главную Ватиканскую площадь, то кажется, что из густо переплетённых улиц, попадаешь в огромное величественное пространство, окружённое с двух сторон четырьмя рядами колонн, замкнутое грандиозным Собором. Что же, ожидания превзошли реальность: колоннада с собором всё же есть, но сама площадь завалена стульями и в массе своей перегорожена от туристов, к тому же обелиску не подойти, карабинеры выгоняют отовсюду.
Колоннада Бернини конечно прекрасна: 284 колонны в четыре ряда, а над ними 162 гигантские статуи. Считается, что колоннада символизирует объятия веры, в которые площадь принимает всех, кто решил посетить главную католическую святыню. Не обошлось и без оптических эффектов, это на случай если вдруг кому повезёт дойти до обелиска: если встать на один из кругов от обелиска, все ряды колонн сольются в один и колоннада покажется практически плоской)) Обелиск был привезён из Гелиополя Калигулой, а вот в центр площади его водрузили лишь в 1586 году. По воскресеньям и в праздники папа Римским проводить проповедь либо с балкончика над входом в базилику, либо из окон папского кабинета. Начало ровно в 12:00, ещё папа проводит по средам в 10:30 всеобщую аудиенцию, правда чтобы что-то разглядеть среди чужих спин и фотокамер, места нужно занимать заранее. Возводили Сан-Пьетро несколько столетий, причём сюда приложили руки практически все ведущие архитекторы итальянского Возрождения: Браманте, Рафаэль, Сангало Младший, Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта, фасад с портиком достроил в начале XVII века Карло Модерно, а площадь через несколько десятков лет Бернини. Интерьер урашали ещё целое столетие. Насколько титанический был этот труд понимаешь, не когда стоишь в очереди в собор или смотришь с купола, а когда попадаешь внутрь Собора. Сначала мы решили подняться на купол. 6 лет назад я продела весь путь наверх пешком, а это 551 ступенька, в этот раз мы поднимались на лифте и ещё пешком 320 ступеней. Сие удовольствие стоит 10 евро. Купол Собора Святого Петра представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота — 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 м, внутренний диаметр — 41,5 м, общий вес — 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.
Лифт привёз нас на уровень барабана купола, там можно выйти на крышу, увидеть изнанку гиганских фигур Бернини — сзади они абсолютно плоские))) В этом году на крыше велась реконструкция, так что была доступна лишь малая часть, 6 лет назад отсюда с крыши мы отправили открытку домой!)) дошла со множеством штампиков.
Чтобы поднятся на смотровую площадку, мы прошли внутри барабана, отсюда через решётку можно видеть насколко огромен собор.
Далее преодалеваем 300 ступенек внутри купола и попадаем на «вершину мира», Рим перед нами как на ладони, усталость от подъёма моментально забывается. Так бы я сказала, если бы нас не настигло одно из главных разочарований Ватикана — круговые решётки. Если 6 лет назад решётки доходили до груди, и можно было наслаждаться полётом души и мысли, то сегодня решётки идут и сверху, чувствуешь себя птичкой в клетке, реально. Сравним 6 лет назад.
нет, я всё понимаю безопасность и бла-бла-бла, но волшебство места безвозвратно утеряно. Из-за решёток внутреннее пространство маковки кажется ещё меньше, все кучкуются и ходят кругами друг за другом. Наслаждаемся тюремными видами на Рим.
С купола можно увидеть потрясающе ухоженные Ватиканские сады, попасть куда можно только с экскурсией и предварительно бронируя. Также примечательна Ватиканская железная дорога. Она упирается в занавес, который раз в сутки раздвигают, чтобы пополнить провизией Ватиканский супермаркет))) Наше ограниченное время непозволило нам надолго зависнуть на куполе, поэтому пришлось спускаться вниз в Собор. Внутри нас потрясло серое с золотом сияющее, уходящее вдоль пространство, на фоне которого люди совершенно теряются. В плане здание латинский крест с кучей изменений. От входа перспектива упирается в 29-метровый балдахин на витых колоннах Бернини.
Возводился балдахин при Урбане VII Барберини, который «прославился» тем, что снял бронзу с портика Пантеона. И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини». Под балдахин ведут мраморные ступени, считается, что там захоронен апостол Пётр. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников. Вдоль стен Собора устроены роскошные погребальные монументы, где захоронено несколько десятков пап, а также памятники католикам королевской крови.
Но всё это меркнет перед первой капеллой справа Собора: там под толстым стеклом установлена мраморная скульптура 23-летнего Микеланджело «Пьета. Она, действительно, до слёз прекрасна…
Наслаждалась я ей в полной мере в первый свой приезд, в этом году реставрировали потолок над Пьетой, поэтому вся капелла была задёрнута шторами, но добрый дядька-строитель приоткрыл шторы, чтобы мы могли увидеть это удивительное произведение. Бесспорный шедевр! Из Собора мы вышли в районе 11 утра, по пути понаблюдав за папской стражей, охраняющей вьезд во внутренние дворы Собора.
За чемоданами в гостиницу мы возвращались бегом)), время реально поджимало, хорошо, что хоть от отеля до Термини рукой подать. Со всей этой суматохой, кое-как запихнули в себя чиабатту с моцареллой))) Ух, всё! Жди нас Флоренция))
P. S. : когда-нибудь я вернусь в Рим, наверное зимой…лет через 5–6))
Вот и пролетели мимо 3 дня в Вечном городе: видели Колизей, Ватикан, Римский форум, фонтан Треви, Испанскую лестницу, Пантеон и т. д., но самого Рима мы не увидели(((Конечно, Рим не город трёх дней или даже недели, сюда надо приезжать, чтобы пожить: встать рано утром, пойти на рынок на площадь Кампо-де-Фьори, купить свежих вкусностей у местных, потом представить, что ты Одри Хэпберн и засунуть руку в «уста истины», как в «Римских каникулах», в полдень отправиться в Пантеон, встать под луч света и наблюдать как медленно кружатся пылинки… В жару можно забуриться в какой-нибудь интересный музей, например Электростанция Монтемартини: там на фоне электрических машин начала века античные фигуры смотрятся свежо и ново, или в новомодный музей XXI века Захи Хадид, например на экспозицию эротического искусства, как мы случайно попали 6 лет назад))) Ужинать пойти в Трастевере, потом взять вина и сыра в местном супермаркете и по этим же улицам подняться на холм Яникул, сюда приходят целоваться полгорода, ну, а если не с кем))), то можно перечислить все знаковые постройки города, ведь отсюда прекрасный вид на весь Рим. Добраться до отеля пешком, поплутав по узким коротким улочкам города, лечь спать, а завтра всё повторить))) Когда-нибудь я так и сделаю! Кто со мной?
Я люблю Рим, но этот приезд получился суматошным, душным, невероятное количество туристов и самих итальянцев, всё это оставляет осадок и если бы это был мой первый приезд в город, то наверное, я бы не полюбила Рим, так случилось с моей подругой. У этого Рима не было атмосферы, прямо Италии-Италии, просто бесконечные очереди, беготня, неудачные попытки найти вкусную итальянскую кухню, пожалуй, только джелатто идеально, спасло прямо меня. Мой совет: приезжайте в Рим хотя бы на неделю и точно не в августе, ну, а если вы также едете на 3 дня, то лучше пожертвовать парой-тройкой достопримечательностей и просто погулять по городу, в идеале можно взять велосипед или Vespa, потому что Колизей или Сикстинская капелла никуда не исчезнут, а в Рим всегда можно вернуться, сюда же ведут все дороги)))
P. P. S. : любопытные места Рима, которые я посетила 6 лет назад, но в это раз я их упустила… можно найти в моём рассказе «Атмосферные места Рима».
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия