Собор утром следующего дня. Следующим утром, прогуливаясь по каналу Грибоедова.
Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км.
Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен.
В 1735 году по оси Вознесенского проспекта был построен деревянный Вознесенский мост. Территория вдоль реки Кривуши южнее Невской першпективы началась застраиваться в 1737 году, когда здесь начали выдавать участки служащим морского ведомства. Первоначально застраивался правый берег.
В обязанности хозяев входило обустройство берега, отделывание его деревом. Для строительства домов вдоль русла реки вырубался лес, однако царским указом запрещалось рубить здесь дуб, клён и липу.
Если эти деревья находились на месте застройки, то их полагалось пересаживать в сады и огороды.
Львиный мост.
Своё название получил от четырёх чугунных скульптур львов работы П. П. Соколова, расположенных по углам моста.
Этот 28-метровый подвесной пешеходный мост через канал Грибоедова, как и другие мосты через Екатерининский канал, был построен в 1825–1826 по проекту В. фон Треттера и В. А. Христиановича.
Длина моста 27,8 м, ширина — 2,2 м. Фонарные столбы установлены посередине моста на чугунных ограждениях, которые около 1880 были заменены кованой решёткой.
И вот мы подходим к удивительно красивому величайшему «Спасу на Крови».
Спас на Крови — православный мемориальный храм, сооружённый в память о том, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Высота девятиглавого Спаса на Крови — 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Даже не знаю что меня поразило и понравилось больше. Этот храм или Исаакиевский Собор. Оба они удивительны, помпезны и прекрасны, снаружи и внутри. Никаких более красивых храмов в мире я не видел.
Храм был возведен по указу императора Александра III в. 1883–1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошел. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного. Фото из интернета.
Торжественная закладка храма «Спас на Крови» состоялась в октябре 1883 года. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящен.
К слову, реставрация длилась дольше. О внутреннем убранстве храма я напишу в другой заметке.
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Петербурга, находившимся на государственном содержании.
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм. В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. В своде застрял невзорвавшийся снаряд.
После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.
Потом был пожар, всё было в саже и копоти.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Пока посетили пару дворцов и музеев, вновь наступил вечер.
Не везде Нева скована льдом.
Временно прощаемся с Питером и летим в Мурманск, смотреть на Полярное Сияние.
Когда вернулись из Заполярья, то мороза в Питере ощутимо прибавилось.
Большой Гостинный Двор.
«Дворами» в XVIII веке называли предприятия, а «гостями»-купцов, таким образом, Гостиный двор-крупное торговое заведение, рынок.
Рядом с Гостинным двором отходил наш микроавтобус с экскурсией в Гатчину.
Здесь нами были обнаружены гипсовые фигуры известных персонажей.
Приготовлены для продажи, видимо.
Здание Армянской церкви находится напротив Большого Гостиного двора. Она была построена по проекту Ю. М. Фельтена в 1771- 1780 годах.
Средства на сооружение храма дал крупный коммерсант Ованес Лазарян (И. Л. Лазарев). — активный деятель армянского освободительного движения второй половины XVIII века.
Небольшое церковное здание стоит в глубине разрыва между двумя жилыми домами(40 и 42). Дома первоначально были трехэтажные, позднее дом 42 надстроили четвертым этажом. В этом доме с 1854 года по 1872 год жил известный поэт Ф. И. Тютчев.
Памятник Екатерине II в. Санкт-Петербурге решили установить к 100-летию ее восшествия на престол. А генерал-губернатор князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца, выступил с предложением установить этот памятник в сквере напротив «Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой императрице».
Величавая бронзовая фигура великой императрицы Екатерины Второй с легкой улыбкой взирает на Северную столицу. В ее руках символ императорской власти — скипетр и лавровый венок, у ног возлегает корона Российской Империи. С плеча Императрицы ниспадает горностаевая мантия, а на груди мы видим орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг «пьедестала» расположены фигуры видных деятелей эпохи правления императрицы.
Здесь все здания просто дышат нашей историй, историей нашей страны.
Бесчисленные памятники знаменитым соотечественникам.
Памятник А. В. Суворову установлен в центре Суворовской площади, которая является предмостной и находится у выезда с Троицкого моста. Великий полководец изображен в образе юного Марса. Бронзовый монумент был отлит в 1801 году по модели скульптора М. И. Козловского.
Из Италийского и Швейцарского походов 1799 года А. В. Суворов возвратился победителем. И Павел I, понимая значение этих побед для его царствования, повелевает «…поставить в Гатчине, на площади против дворца, статую князя Италийского, графа Суворова-Рымникского». В русской истории такого еще не было. Впервые, как это бывало в Древнем Риме, велено было поставить памятник при жизни героя.
Полководец, возведенный на пьедестал, увенчан павловским вензелем, а его щит прикрывает жертвенник, на котором лежат неаполитанская и сардинская корона, а также папская тиара. На постаменте, работы архитектора А.Воронихина — горельефы работы Ф. Г. Гордеева.
Но памятник полководцу, как ни торопил император, прижизненным не стал. Почти за год до открытия памятника окончил свой жизненный путь Александр Васильевич Суворов. Всего двух месяцев не хватило и Павлу, чтобы увидеть памятник рядом со своим замком.
Аничков мост через Фонтанку. Уже третий приезд смотрю и не налюбуюсь этим чудом.
Аничкову мосту повезло — во время возведения новых каменных набережных он попал в счастливую семерку тех переправ, которые по типовому проекту инженера Ж.-Р. Перроне также делались из камня.
В XIX веке мост был значительно расширен (до 37 м) и перестроен. В результате получилась пропорциональная переправа с пролетами строгих форм и причудливой ковкой чугунных решеток. Если посмотреть на сегодняшний Аничков мост, то можно увидеть его практически без изменений.
Но главная достопримечательность этого места, представляющая интерес во всех планах, — это скульптурные группы П. Клодта, установленные в его четырех углах.
Много раз власти пытались присвоить мосту, возводимому на этом месте, имя «Невский». Но все без толку. Народ помнил фамилию «первооткрывателя» инженера М. Аничкова, который построил самый первый мост. Поэтому название Аничков укрепилось за достопримечательностью навсегда.
О мостах Санкт — Петербурга можно рассказывать бесконечно.
Санкт Петербургские мосты достойны отдельной заметки.
Предлагаю просто полюбоваться на них.
Мосты прекрасны и бесчисленны. Судя по Википедии их 342 городских, 13 из которых разводные.
Это мост во многом первый.
Первый построенный постоянный мост через реку Неву. Построен он был в 1842 — 1850 годах.
Главным «аргументом», притягивающим сюда и влюбленных, и семейных романтиков является то, что Поцелуев мост в отличие от многих переправ С.-Петербурга не разводится.
Значит, счастье так возможно, надо лишь поцеловать свою половинку здесь — на старинном мосту, на фоне грандиозного Исаакия над гранитными берегами Мойки в старой части самой красивой столицы мира — С.-Петербурге.
Впрочем, проверить легенду всегда можно и на себе, не правда ли?
Нет, ни разу мы не пожалели что поехали на новогодние в Питер.
Напоследок крайнее фото близ Московского вокзала по пути домой.
Надеюсь, это не последний мой приезд в этот красивейший и удивительный город. Ведь пригороды так толком я и не осмотрел.