Между Москвой и Петербургом очень большая разница. И не только в названии парадной или поребрика. И не в спешащих людях. И не в широких улицах и огромных переходах между станций метро. Есть еще одна черта — архитектурная. Москва более русский город. Это ощущается по сохранившемся церквям до-петровского времени. У нас то таких нет! Все, что есть в Петербурге — появилось после 1703 года. С применением европейских стилей в архитектуре. Перенятое с Запада и переделанное под наш климат, менталитет и характер оно тоже стало русским. Но с оговорками.
Как сейчас говорят, в древнерусском зодчестве лучше читается генотип русского характера. Если перевести на нормальный язык — древнерусские постройки нам роднее и ближе. Но всё со временем меняется. Мне вот ближе Петропавловская крепость.
Сейчас объясню к чему было это архитектурное вступление. Собираясь на встречу Туристеров в Коломенском под знаменитой яблоней, мы изучали маршрут и ближайшие достопримечательности. Времени между прибытием Сапсана и первым тостом «за встречу» было достаточно. Мы проехали на одну станцию дальше и вышли на Каширской.
Первым объектом на нашем пути был Дворец царя Алексея Михайловича.
4
7
Отца Петра Первого. Мы конечно знали, что весь дворец-терем-хоромы не сохранились. Всё это восстановленное. Но не зря! Хоть этот комплекс и мелькал иногда в телевизоре, составить впечатление, понять, что это такое не получалось. Это надо увидеть своими глазами. Походить задирая голову снаружи и широко раскрыв глаза внутри.
1 из 4
5
Впечатляет. И открывает новое понимание как жил дворец в 17 веке. То, что мы увидели — это точная копия.
И в плане зданий, и в отделке некоторых помещений. Есть и подлинные вещи тех времен.
1 из 7
7
1 из 5
8
Взяв билеты поднимаемся по парадному крыльцу. Росписи на потолке крыльца, на дверях сразу обращают на себя внимание. А какое впечатление это производило тогда, когда красот было не так много?
1 из 6
8
Я не буду давать исторических справок. Просто покажу палаты. Поднявшись по крыльцу, мы попадаем в ряд самых парадных помещений: Передние сени, Сени перед Столовой палатой, Столовая палата, Думная палата, Престольная палата.
1 из 14
4
3
Далее, по ходу движения, идут более камерные помещения: Задние сени, Кабинет царя Алексея Михайловича, Опочивальня, Моленная палата. Это всё были хоромы царя.
1 из 3
3
Далее следуют хоромы царевичей: Учительная палата, Комната Фёдора Алексеевича, Кабинет Петра I.
1 из 4
3
1
Пройдя по галерее с любопытными старыми картами, мы проходим в банный комплекс.
1 из 4
1
1
3
4
Только после посещения Мыльной, мы попадаем в хоромы царицы. Тут мы обнаруживаем Царицыну казну. То есть ещё в царские времена все деньги царь хранил у жены?
Далее все похоже, как у царя. Есть Передние сени, Престольная палата, Мастерская царицы, Моленная и Покои Софьи Алексеевны и Елизаветы Петровны. Заметьте, как разительно отличаются покои жены Петра Первого (на первых четырех фотографиях в слайд-шоу) от покоев его сестры. Разные эпохи рядом.
Покнув дворец Алексея Михайловича, мы отправились вглубь парка-заповедника Коломенское. Масштабы парка тоже производят впечатление. Здесь можно провести с семьёй весь день. Как нам сказали в парке более 800 яблонь приносят свои плоды.
4
4
Двигаясь в направлении Туристеровской яблони, мы иногда выходили на высокий берег Москвы реки полюбоваться просторами. Следующей достопримечательностью была Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 1529 год. Архитектура интересная. Рядом древние захоронения. Внутри я снимать постеснялся.
5
3
2
1
Но более известна другая церковь, на пути к которой неожиданно встал овраг внушительной глубины. Моста не было. Была лестница вниз и не было лестницы вверх.
4
Бывалым туристам этот подъём не сложен, конечно. И вот перед нами шедевр архитектуры, первая каменная шатровая церковь на Руси — церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1528—1530 гг. Стройна, красива, необычна. Жаль не успели зайти внутрь. Придется приехать еще разок.
7
4
5
1
5
Ну и на последок, несколько горестных слов о современном отношении к делу. Не все я увидел сразу, при съемке. Некоторые казусы обнаружил уже при обработке фотографий. Назовём это — слёзы профессионала. Читать не обязательно.
Итак, царские хоромы. Архитекторы и реставраторы по крупицам разыскивали информацию о росписи и резьбе в давно (18 век) погибшем дворце. Провели огромную исследовательскую и проектную работу. И строители постарались на славу. Вроде всё отлично. Но тут пришла фирма по вентиляции и отоплению и забабахала в царских палатах белые вентиляционные решетки под разукрашенными потолками. Если в палатах белые батареи и закрыли экранами, то в галерее и в Мыльной они сверкают нагло и уверенно. Вот как это понимать? Это же варварство! Куда смотрел авторский надзор и приёмная комиссия? В свой карман? Тьфу как противно.
Недавно зашёл в новые корпуса Эрмитажа в Петербурге (слева от арки Генштаба), так там вентрешетки покрашены в цвет стен и почти незаметны. Батареи вообще не заметил. Видимо закрыты экранами.
Выходим на улицу. Пытаюсь сделать несколько общих кадров. На первый план упорно лезет знак с перечеркнутой сигаретой! Размером с дорожный знак. Где курить нельзя? Рядом со знаком? Внутри? На дорожках? Никакой информации. Огромное нельзя и всё! Ну вот кто так делает? Где их этому научили?