Девятый год подряд мы проводим все летние месяцы в Греции. Поскольку интернет там не очень (нет препейд SIM-карт с безлимитом, да и качество так себе, особенно в пик сезона), все отчеты о поездках я выкладываю осенью, по возвращении в Россию. Путешествуем на своем автомобиле, маршруты каждый раз стараемся выбирать новые, что постепенно становится трудной задачей — число дорог и городов не бесконечно. Путь, места ночевок и бюджет просчитываю заранее, оставляя запасные варианты. Отели бронируем «шаг за шагом», т. е. только очередной, оставляя возможность перемены маршрута, вынужденной или произвольной.
Обычно в своих очерках я не зописываю подробно сам процесс передвижения, акцентируюсь на посещаемых местах, однако все чаще случается общаться с соотечественниками, которые, видя в Греции машину с российскими номерами, вступают в контакт. Обычно мне задают вопросы о логистике, бюджете, преимуществах и недостатках автопутешествия, возможных проблемах в дороге, границах и качестве дорог. Такие же вопросы приходят в личку. Многие примеряют на себя возможность поехать в Европу на автомобиле. И все больше российских автономеров встречаю как в Греции, так и просто на европейских дорогах.
Постараюсь здесь кратко затронуть эти вопросы, опираясь на личный опыт:
1. Сколько километров в пути?
Здесь нет уникальных маршрутов, в той же Польше можно передвигаться несколькими различными путями. Усредненный кратчайший путь Москва — Салоники через Беларусь составляет примерно 2800 км. Раньше мы ездили через Украину, это было 2500 км, подумываю о возобновлении этого маршрута, но пока — через Беларусь.
2. Сколько такая поездка занимает времени?
Это зависит от плана, числа ночевок, количества водителей и их индивидуальных способностей, у нас получается от четырех до десяти суток. Причем, в последние годы длительность пробегов по уже знакомым дорогам заметно увеличивается — все больше машин, все больше ремонтов, все чаще установлены «платилки» (толлы).
3. Какие бывают проблемы на границах?
Самый долгий погранпереход — Беларусь/Польша. На него уходит от трех до шести часов (по нашему опыту), причем, более трудное направление — из Польши в Беларусь. Домачево, Брест, Бобровники — мы использовали эти переходы в разное время, чуть более быстрый — Бобровники, но однозначного приоритета тут нет, может случиться всякое, да и дорога через Волковыск (Бобровники) длиннее примерно на сотню километров (если путь лежит на юг). Вторая по длительности перехода граница — Сербия/Венгрия (именно в таком направлении), занимает от 1 до 5 часов.
4. Что с дорогами?
Беларусь, Венгрия, Сербия, Македония, часть Словакии — автострады, можно ехать 130 км/час (я часто еду быстрее), машин много только вблизи крупных городов, но весьма часто встречаются ремонты с ограничением движения, тогда приходится ползти со скоростью 40–50 км/час. Передвижение по Польше — это всегда медленно. Несмотря на большое дорожное строительство и множество уже эксплуатируемых новейших автрострад, запад и юго-запад страны покрыт сетью однополосных (в каждом направлении) дорог, которые имеют отличное качество покрытия, но проходят сквозь городки, где разрешенная скорость 50 км/час (много камер, радаров и полицейских в кустах), да и на открытом пространстве скорость ограничена многочисленными грузовиками. Плюс в передвижениях по таким дорогам один — они бесплатны. Но, увы, на несколько сотен километров уходит практически целый день езды. Хотя в последние годы на участке Жешув — Люблин появилась трехполосная дорога, хотя бы стало возможно обгонять фуры.
5. Каков бюджет такой поездки?
Опять же, все зависит от множества факторов — уровень отелей, ресторанов, длины маршрута, количество остановок, потребления двигателем топлива и т. п. Можно прикинуть минимальный уровень. Для этого надо исходить из того, что бензин в Европе стоит 1.4 — 1.6 (в курортных местах Греции 1.7–1.8) евро за литр, дизтопливо примерно на 30 еврокопеек дешевле (но не везде, иногда цены одинаковы). Если среднее потребление 9 литров на 100 км, то на путь в 2800 км уйдет примерно 380 — 400 евро. Далее, платные дороги и винетки: проезд любой страны, кроме Польши и Беларуси, в среднем стоит 10–16 евро, таким образом, добавляем еще 50 евро. Ночевка в отеле невысокого уровня обойдется в 30–40 евро, т. е. еще 150 евро. Питание — ужин в ресторане в центре города с пивом стоит на двоих примерно 30–50 евро. Добавляем еще 20–30 евро на легкие закуски в пути, т. о. питание на весь путь будет 200–250 евро. Если посещение музеев и прочих объектов не включать в минимальную стоимость, то в итоге путь Москва-Салоники обойдется примерно в 850 евро на двоих неприхотливых путешественников.
Но есть и еще расходы, а именно — Зеленая карта, ее стоимость зависит от периода и на месяц сейчас составляет ~ 5500 руб. Помимо стандартных расходов стоит помнить о непредвиденных ситуациях (у нас за все годы было 2 штрафа по 50 евро и один раз на заправке по ошибке нам залили вместо бензина дизтопливо, пришлось искать буксир с полной погрузкой, мастерскую, где промыли бак, стоило это все вместе ~250 евро). Также бывают паромные переправы, платные парковки и платный проезд туннелей (Австрия). Я бы рекомендовал планировать на двоих бюджет поездки в одну сторону не менее 900 евро.
6. Имеет ли все это смысл или лучше лететь на самолете?
Тут ответ простой — если вы едете минимум на месяц, любите в пути осматривать новые места и планируете по прибытии активно передвигаться на автомобиле, то имеет. Если же приехать, поставить авто на стоянку и ходить на пляж пешком, то не имеет — при расходах 1500 евро на дорогу туда-обратно и затратах времени в 7–8 дней более осмысленной выглядит поездка на самолете.
Есть еще один фактор, ставший особенно важным в последние годы — удобство пользования автомобилем на месте. Все больше и больше людей приезжает в отпуск на своих машинах, это рождает катастрофические проблемы с нагрузкой на маленькие улочки и дороги курортных городков и их окрестностей.
Мы обитаем все лето в городке Пефкохори, что на Кассандре, — июль и август там становится почти невозможно ездить, причем каждое лето автомобилей все больше, это безмерно приумножает мои печали. Если в 2011 году наши российские номера были единственными в местечке за все лето, то сейчас можно насчитать штук 5 за один проезд по главной улице. Весь городок в мае можно проскочить насквозь за пару минут, в августе же это займет минимум полчаса, а в выходные дни — час и более. Узкая центральная улочка является главной дорогой полуострова, отели и магазины во множестве расположены вдоль нее, для парковки используется проезжая часть. Туристические автобусы останавливаются просто на дороге и пока выгружают/загружают пассажиров, все остальные участники движения терпеливо (или не очень, случаются истерики) ждут. Если же ваш отель/апарт находится на центральной улице — оставьте мечту запарковаться поблизости, найти место в 10 минутах ходьбы — удача, загружать и выгружать сумки-чемоданы при этом придется, или полностью перекрыв собой движение, или тащить багаж с места парковки.
Мы живем далеко не на центральной улице, но запарковаться рядом с домом в июле и августе получается лишь случайно, более привычный вариант — ехать сразу на пустырь в нескольких сотнях метров от дома, там бывает место, но иногда нет его и там, тогда приходится уезжать еще дальше.
Такая огромная плотность автомобилей рождает еще одну проблему — очень и очень вероятно, что вашу машину стукнут. Хорошо, если это произойдет очно, в движении, тогда можно выявить виновного и попытаться получить страховку (увы, опыт друзей на этом поприще отнюдь не обнадеживает). Хуже, когда утром, подойдя к своей машине, обнаруживаешь вмятины, царапины и прочие следы неаккуратного проезда неведомых водителей. Я за прошедшие годы получал такие повреждения минимум раза три, у других бывает несколько за одну поездку. Еще одна проблема — участившиеся взломы автомобилей. Угоняют редко, но украсть что-либо из салона могут, разбив при этом окно (был и у меня такой случай). Если на машине есть внешние элементы украшения — высока вероятность, что ночью их свинтят (у меня постоянно крадут даже металлические колпачки с колес), скорее всего, этим занимаются дети, но легче от этого не становится. Резюмирую — подумайте сто раз, стоит ли ехать к морю на своем авто, особенно если отпуск краткосрочный.
Теперь приступаю к традиционному повествованию.
Наш маршрут этого года был таков: Москва — Волковыск (Беларусь) — Гданьск (Польша) — Тренчин (Словакия) — Нови Сад (Сербия) — София (Болгария) — Пефкохори (Греция), названы места ночевок. Здесь ответвлениями от короткого пути служат Гданьск и, в меньшей степени, София (была нетуристическая необходимость туда заехать). Общая протяженность маршрута получилась примерно 3700 км.