Старейший район Валенсии, сердце его исторической части — район Баррио-дель-Кармен, получивший название от находившегося здесь в 13 веке монастыря кармелитов. Начать прогулку по этому району мы решили, войдя в него через ворота Серранос, что усиливало погружение в атмосферу старого города. Средневековый город располагался между мусульманской крепостной стеной 11 века в восточной части и христианской, построенной в 14 веке — в западной части. От этих стен остались незначительные фрагменты и ворота — Куарт и Серранос.
Монументальные башни Серранос были построены на месте древних римских городских ворот. Изначально это был конечно настоящий бастион, а позже ворота стали использоваться как церемониальные для приема важных особ. В 16 веке, когда башни пострадали от пожара, у правителей возник соблазн использовать мощные стены башен как тюрьму — не пропадать же такому добру. В настоящее время в помещениях, где была тюрьма, расположен морской музей.
Пройдя через ворота, попадаем на площадь Фурс, которая была забита людьми по случаю 1 мая.
Со стороны площади башни Серранос немного смахивают на огромную сказочную русскую печь. В полукруглых нишах когда-то располагались трибуны.
Можно подняться наверх. Вот такой валенсийский герб с летучей мышью был на решетке. В ржавом варианте мышь выглядела особенно брутально:)
По улице Ротерос углубляемся в квартал.
Баррио-дель-Кармен — не фешенебельный район, у него своя аура. Галереи, музеи, стрит-арт, кафе, оживленная ночная жизнь. Колорит «неформального» района и его обитателей заметен сразу.
Здесь бар, ночной клуб, музыкальная студия.
Очень скоро оказываемся на площади Кармен, в центре которой расположена церковь Святого Креста (действующий приход), но по случаю 1 мая и она была закрыта. Закругленная мощная часть — это капелла Богоматери Кармен. На площади два небольших скверика с зонтиками уличных кафе.
Сидящие за столиками имеют возможность долго разгадывать аллегорические сюжеты масштабных граффити, покрывающих почти все стены стоящего напротив дома.
Правее церкви, позади уличного кафе есть небольшой фонтан (на нижнем фото).
Меня озадачила скульптура — дети уж очень младенческого вида как будто топят одного из малышей.
Скульптура «Дети» — работа признанного мастера Мариано Бенльюре. Он известен своими героическими образами и еще он создал множество работ для церквей и надгробных изваяний. (Ангелочки ему точно удавались).
То, что мы видим — не оригинал, гипсовый оригинал фонтана находится в Музее изящных искусств в Валенсии, бронзовый — в Кадисе, а эта бронзовая копия установлена как монумент самому мастеру (рядом находится дом, где он родился). В музее находится более щадящий вариант «инцидента» — там малыш сразу падает в чашу в виде раковины, а в этом уличном фонтане есть ощущение, что он летит прямо-таки в бездну:)
Церковь Святого Креста, которую мы видим на площади, построена над старой монастырской церковью кармелитов. В 1842 г. находящаяся неподалеку Церковь Св. Креста была разрушена и приход занял здание заброшенной на тот момент церкви кармелитов. Фасад церкви Святого Креста (Parroquia de la Santísima Cruz):
С монастырем дель Кармен все непросто. Казалось бы его-то как раз и должны мы увидеть на площади Кармен. Но увидеть живописные дворики монастыря — готический и ренессансный — мы можем только зайдя в центр современного искусства. На фото (ниже) заметно, что барочный фасад церкви по большей части оказывается фальш-фасадом. На первом плане стена со старинными дверьми — это вход в центр современного искусства, а за ним расположены чудные дворики и здания монастыря. Новая функция культурного центра когда-то спасла монастырь от уничтожения.
Кармелиты — ордeн братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, основанный в 1214 г. Последователи монахов-отшельников с горы Кармель. Гора Кармель в Святой Земле — с древности место паломничества христиан, иудеев и мусульман (находится в Хайфе, Израиль). Сейчас на одном из склонов этой горы бахаи возвели пышные сады с террасами.
Королевский монастырь Святой Девы дель Кармен (El Real Monasterio de Nuestra Señora del Carmen), основанный в 1281 году за пределами арабской стены, после ее разрушения оказался в черте города. Королевский он потому, что был построен на землях, пожертвованных королем Хайме. На протяжении своего многовекового существования монастырь претерпел множество перестроек. Состоит он вообще-то из двух монастырей: старейшего в готическом стиле (14–15 век) и второго — эпохи Возрождения (16 века). В 15 веке все постройки готического монастыря были изъяты у церкви по непонятным мне причинам и монастырь отстраивался заново в стиле ренессанс.
Мальчишки лупили футбольным мячом прямо в храмовую стену без всякого почтения к культовому объекту:)
Мы искали одну любопытную достопримечательность — кошкин дом. Нашли черную кошку за решеткой — это скорее тюрьма кошки, а не дом. Просто закрытое уличное кафе:
А вот и домик (нижнее фото). Вверху, на заборе можно заметить каменное изваяние — вы удивитесь, но это — кошка! Ниже — очень милый маленький домик, в окошках чьи-то фото, балкончик, фонтанчик, даже садик был предусмотрен. На домике есть действительный адрес — (Calle Museo, 9) и керамическая табличка, какие обычно бывают на испанских домах. Табличка на языке валенсиано гласит: «A la memòria dels cuatre gats que quedaren al Barri del Carmen l’any MXCIV. Mai se les va a sentir un miau mes alt que altre» (В память о четырёх кошках, обитавших в районе Кармен в 1094 году. Их «мяу» было громче, чем у других).
1094 год?! арт-объект выглядит явно свежее. А в тот 1094 год Сид Кампеадор завоевал арабскую Валенсию, победив свирепых Альморавидов. Известно, что у мусульман особое отношение к кошкам. Они рассматривают их, как чистых существ в отличие от собак. И когда Эль Сид вошел в город, он увидел гигантское количество кошек. Поскольку католики считали, что кошка была животным дьявольским, то одна из миссий Сида заключалась в том, чтобы всех кошек уничтожить. По легенде выжили только 4 кошки. Да, кошки выжили и пережили и реконкисту, и арабов, и римлян и финикийцев, потомки этих кошек живут в квартале Кармен до сих пор. В городе было 12 000 кошек — 500 колоний! Это мэрия Валенсии посчитала. Посчитала и решила разработать план контроля популяции.
Жители квартала подкармливают кошечек. Один из таких добрых людей — скульптор Альфонсо Юсте. В 2003 году он решил построить эти кошачьи апартаменты, за забором которых когда-то проживала колония из сотни кошек. Но я в этом районе не заметила большого количества кошек (как например в Стамбуле), кроме того черного кота за решеткой.
По фото из интернета можно судить, что черный кот все-таки захаживает в этот домик:
Побродив по переулкам, можно увидеть много интересных, иногда мастерски выполненных граффити. Иногда они служат как бы вывесками. На фото ниже — отель BB — Bed&Bike.
Вот такие небольшие каменные фрагменты (на фото ниже) — то из немногого, что осталось от старого города:
Portal de la Valldigna. В глухом переулке, в одном из сохранившихся фрагментов разрушенной арабской стены находятся ворота Вальдигна. Арка была построена в 1440 г. Проход через нее вел в арабский квартал, отделяя его от христианской части города. И хотя к этому году город был окончательно отвоеван христианами, арабское население не могло бесследно исчезнуть — они составляли довольно большую часть горожан (мудехары, позже мориски). Ворота имеют очень большую историческую, культурную и архитектурную ценность.
Над воротами что-то похожее на нашу надвратную икону. Это достаточно старинная копия алтаря из монастыря Святой Марии в местечке Симат де Вальдигна рядом с Валенсией. На иконе-алтаре вверху маленький образ Богоматери, а в центре — король Хайме II, который показывает рукой на долину и обращается к своему капеллану, который был цистерианским аббатом. По легенде Хайме сказал, что согласно его королевскому указу эта прекрасная долина со всеми селениями, животными и людьми должна принадлежать монахам, и на это аббат ответил «Валль дигна» (Vall digna), что в переводе означает «Достойная долина».
Надпись справа от картины NOSTRA DONA DE LA BONA SON PREGVEV PER NOS — буквальный перевод «Наша леди удачи молитесь за нас». Возможно это что-то вроде «Пресвятая Богородица спаси и сохрани». Но это только мои невежественные предположения:)
По переулку Валдигна, а затем по Carrer de la Concòrdia мы направились к центру, к площади Вирген. Вид на колокольню Сан Бартоломью (Torre de San Bartolomé Apóstol) со стороны улицы Carrer de la Concòrdia:
Не только граффити, но и такие прекрасные старинные резные двери можно увидеть:
Для любителей потусить попозже — район площади Негрито. Джаз и полный расколбас. Днем там очень тихо и пустынно.
Фонтанчик на площади Негрито.
На площади Вирген (Plaza de la Virgen) мы решили пообедать и закончить нашу прогулку. Выходной день и отличная погода собрали на площадь не только туристов, но и горожан.
Плащадь девы- Plaza de la Virgen — одна из самых больших и значимых в старом городе. На нее выходит северная сторона кафедрального собора с готическим порталом. Кафедральный собор Валенсии — это что-то безумно эклектичное в плане архитектуры. Не зная его, можно даже не подозревать, что находишься просто у другого его входа!
Вот например, возвращаясь по этой улице (фото ниже), я не сразу поняла, что всё то, что слева — это западная сторона кафедрала:
На площади главное здание — это даже не кафедрал, а вот это розовое сооружение (на фото ниже) —
Basílica de la Mare de Déu dels Desemparats — Базилика Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных. Пресвятая дева — это главная почитаемая святая, покровительница Валенсии. Везде можно увидеть ее образы. И главный образ — деревянная готическая скульптура XV века, почти полностью закрытая пышными золотыми одеждами, хранится в этой базилике защищенная стеклом. Валенсийцы называют ее (Geperudeta), то есть «горбатенькая». Это связано с тем, что статуя Богоматери немного наклонена вперед, поскольку изначально представляла собой лежащую фигуру.
История культа Защитницы Обездоленных связана с основанной в 1409 году психиатрической больницей, при которой было учреждено братство. Братство это было призвано помогать психически больным и умственно неполноценным людям, а также подкидышам и бесприютным сиротам. Небесная покровительница того христианского братства получила имя Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных.
Фонтан на площади Вирген. Вальяжно возлежит на центральном постаменте не Нептун, не бог, а река Турия, вернее её образ. Просто в испанском языке река, el rio, мужского рода.
Еще немного колорита баррио дель Кармен: