Следующей экскурсией была поездка на гору Монсеррат. В таком бешеном темпе, как в Барселоне, она не проводилась, поэтому понравилась. Дорога из Калельи на автобусе заняла чуть больше часа, но рассказы гида и прекрасные виды за окном «укоротили» ее. Зачем я туда поехала? Во-первых, к Черной Мадонне, во-вторых, просто посмотреть.
Миллионы лет назад на месте Каталонии было море, впоследствии морское дно в результате катаклизмов поднялось и превратилось в горный хребет. Потом из-за схождения ледника образовались Пиренеи. А гора Монсеррат откололась от основного хребта и расположилась особняком. Она необычна своим видом: вершина состоит из сглаженных скал, в которых можно разглядеть какие-то фигуры. Одна из легенд рассказывает, что однажды на гору спустились ангелы, но им стало скучно от окружающего однообразного ландшафта, они распилили гору и украсили её разнообразными фигурами. С тех пор гору прозвали Монсеррат, что означает распиленная, или зубчатая гора.
На автобусе мы приехали в городок Монистроль (Monistrol de Montserrat). Кстати, самостоятельно сюда добраться не составит труда. Здесь на станции мы пересели на поезд зубчатой железной дороги Кремальера (Cremallera), чтобы попасть к монастырю.
Расположен монастырь высоте более 720 метров над уровнем моря. Нас предупредили, чтобы те, кто боится высоты, садился направо. Потому что виды слева перехватывали дух: мы ехали в гору над глубочайшей пропастью. Открытых площадок в поезде не было, поэтому фотографировали через закрытые окна. Подъем был очень крутой и извилистый, ехали медленно. На втором фото можно увидеть поезд, с которым мы разминулись.
У поезда кроме колес, посередине днища вагона есть еще какая-то «хваталка» за зубцы железной дороги. Дорога заняла минут 20, и вскоре мы оказались на территории монастыря. В настоящее время здесь проживают 52 монаха-бенедектинца, одного мы встретили во дворе (к удаче). Бенедиктинцы отличаются от монахов других орденов своей философией, суть которой заключается в том, что каждый человек по-своему бесценен.
Точно не известно, когда именно монахи пришли на Монсеррат и начали строить монастырь. Считается, что четыре часовни были построены еще в девятом веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским.
В 1811 году Наполеон три раза штурмовал гору Монсеррат, после чего разрушил монастырь. Во время разграбления монастыря, верующие успели спрятать драгоценную статую Мадонны. Со второй половины 19 столетия началось восстановление. Трудно представить, как можно штурмовать такую высоту.
Главный вход в монастырь — красивый портал, украшенный скульптурным гербом Монсеррата.
Во дворе монастыря гид показала нам на скульптуру в нише. Это Святой Георгий, скульптор Жузеп Субиракс (1986 год). Святой Георгий — покровитель Каталонии. Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних. Сложно не заметить сходства в облике фигуры Георгия и других скульптур Субиракса на фасаде храма Святого Семейства. Скульптор изобразил Святого Георгия в образе рыцаря с мечом и щитом. Кажется, что скульптура смотрит на тебя с любой точки. Я походила туда-сюда, да, смотрит.
Главная площадь монастыря — примыкающая к базилике площадь Девы Марии. 4 дерева, растущие недалеко от входа: Пальма, Кипарис, Олива и Лавр символизируют красоту, мудрость, мир и честь.
Объяснив, что где находится и оговорив время и место встречи, гид оставила нас. Сначала я пошла в Базилику, отметив огромную очередь справа из желающих попасть к Мадонне. Очередь стояла у арочной галереи, в нишах которой были установлены скульптуры, посвященные святым — основателям различных религиозных институтов, которые на протяжении истории были связаны с Монсерратом.
В верхней части фасада можно прочесть латинскую надпись Urbs Jerusalem Beata Dicta Pacis Visio («Блаженный град Иерусалим, названный видением мира). Три верхние аркады фасада украшены барельефами (скульптор Жуан Ребуль).
Сцена в левой аркаде посвящена покровителю Европы святому Бенедикту. Центральная композиция изображает провозглашение догмата о Вознесении Девы Марии папой Пием XII, а на правом барельефе — святой Георгий в окружении монахов Монсеррата, погибших во время Гражданской войны в Испании (1936–1939).
Сначала попадаешь в галерею-портик. В нем размещаются два мавзолея 16 века. Прямо — мавзолей рыцаря Хуана Арагонского, незаконнорожденного внука короля Арагона Хуана II, который был военачальником и членом ордена госпитальеров.
В портике справа находится гробница каталонского дворянина адмирала Берната II Виламари, находившегося на службе у короля Арагона и короля Неаполя.
Отсюда попадаем во внутренний двор базилики — атриум — открытое пространство без крыши. С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, а с четвертой стороны его замыкает великолепный фасад базилики.
Двор устелен белым и черным мрамором по образцу площади на Капитолийском холме в Риме. Центральная часть представляет из себя круг, украшенный изображениями морских животных и обведенный латинской надписью на тему крещения. На круг нужно встать, раскинув и подняв руки, и тебя напитает космическая энергия. Желающих было много, я — не исключение.
Фасад базилики украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы, изготовленные в начале XX века.
И вот, наконец, сама базилика. Главный зал имеет длину 58 метров и ширину 15 метров, купол высоту 23 метра. Очень красиво, тихо и торжественно.
Впереди алтарь, а над ним ниша, выполненная в виде позолоченной часовни: именно в этом небольшом верхнем помещении (Тронном зале), установлен трон со статуей Святой Девы Монсерратской. Трон из литого серебра был воздвигнут на народные деньги в знак примирения после Гражданской войны. Светильники для Тронного зала были подарены монастырю различными общинами страны. В оформлении алтарной часовни собора принимал участие Антонио Гауди.
За свой тёмный цвет статуя получила название «Черная Мадонна», а каталонцы ласково величают её Смугляночка. Статуя Черной Мадонны, согласно легенде, была создана Святым Лукой и завезена в Испанию Святым Петром. В 718 году фигура была спрятана в пещерах горы Монтсеррат от сарацинов, да и забыта. В 890 году произошло необычное явление: пастухи или дети увидели в пещере сияние. Так была найдена статуя Черной Мадонны. Узнав об этой находке, епископ Манресы приказал перевезти статую в свой город. Но сделать это оказалось невозможно, так как 95-ти сантиметровая деревянная скульптура имела неподъёмный вес. Епископ принял решение построить на Монсеррате скит, посвящённый Святой Марии, на месте которого в 1025 году и был заложен бенедиктинский монастырь. Первоначальная скульптура не сохранилась и в 12-ом веке была заменена на копию. В конце 19 века Мадонна была канонизирована папой Львом XIII и с тех пор стала покровительницей Каталонии. Девочкам часто дают имя Монсеррат. Существует несколько гипотез, почему скульптура черная. В том числе — и от человеческого горя, потому что к ней идут и идут со своими бедами и просьбами паломники.
Когда до времени отправления автобуса оставалось чуть более часа, я все же рискнула встать в уже уменьшившуюся очередь и минут через 40 смогла прикоснуться к Мадонне.
Статуя установлена за стеклом. Однако правая ее рука, в которой она держит сферу, символизирующую вселенную, открыта. Лицо у нее и у Иисуса вполне европейские. Следует поцеловать или прикоснуться к руке Богородицы и произнести желание. Конечно, очень волнительно прикоснуться к святыне!
Покинув часовню со статуей Черной Мадонны, оказываешься на Пути Аве Мария. В этом коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения. Я ангелов представляла по-другому.
Здесь горит множество свечей, как дань уважения Деве Марии, которые можно купить здесь же, опустив деньги (от 2 евро) в специальный ящик.
Еще одно чудо монастыря — хор мальчиков «L’Escolania», один из самых древних и знаменитых хоров в мире. Хор состоит из 50 мальчиков, от 9 до 14 лет. Проживая в монастыре, певчие получают школьное образование параллельно с музыкальным. Обучение платное, но эти выпускники потом везде востребованы. К сожалению, дети были на каникулах, и мы не услышали их ангельского пения.
При монастыре работает два музея. Один из них — художественный музей Монсеррат, располагающей коллекцией археологии библейского Ближнего Востока, ювелирных изделий, скульптуры, коллекцией православных икон, собранием картин, в том числе Эль Греко, Караваджо, Пикассо, Дали. Второй музей — интерактивный (Espai Audio Visual) о повседневной жизни монастыря. К сожалению, ни в один музей я не попала, предпочитая пройти по окрестностям монастыря. А они просто умопомрачительные!
На фуникулере Сант-Жоан (Funicular de Sant Joan) можно подняться на гору Монсеррат еще выше монастыря Монсеррат,
но я предпочла пешие прогулки. Существует несколько маршрутов. Самый короткий и самый простой для паломников — Крестный ход. Он начинается от скульптуры основоположника монастыря аббата Олибы.
Когда поднимешься вверх по лестнице, открывается вид на скульптурную композицию Иисуса перед смертной казнью.
Затем налево извилистая тропинка понемногу поднимается вверх, вдоль нее располагаются скульптуры: Христа, несущего крест на Голгофу, Падение Иисуса, Встреча с матерью.
Помощь Симона Кириянина, Статуя Святой Вероники, Момент второго падения Иисуса, Христос успокаивает иерусалимских дочерей, Третье падение Христа, Срывание одежды с Иисуса, Приколачивание Иисуса к кресту, Скульптура распятия Сына Божьего.
Путь создали еще в начале прошлого века, но в 1936 году в период Гражданской войны он был разрушен. Пострадали и скульптуры, их заменили на современные, это видно и без объяснений. Осталась целой и Часовня Скорбящей, которая завершает Крестный ход, архитектура которой была вдохновлена Собором святой Софии в Константинополе: купол, стоящий на четырех башнях.
Затем я вернулась назад на другую дорожку, чтобы дойти до креста Святого Михаила. Но в результате пошла не пой дороге и дошла до часовни Святого Михаила. Хотела подняться выше, но было очень жарко.
Пришлось опять немного вернуться.
Виды вокруг просто сводили с ума! Глубоко-глубоко внизу река Льобрегат.
Верхушки гор напоминают слона, обезьяну, мумию.
Такой путь то в тени деревьев и скал, то по раскаленному солнцем открытому пространству занял у меня часа два.
Я снова отправилась в монастырь и, как написала выше, смогла прикоснуться к Черной Мадонне. В музеи я не попадала по времени, но бесплатно попробовать ликеры (гид раздала билетики) успела. Здесь очень большой магазин сувениров, но цены высокие. К автобусам нужно было пройти мимо рынка, на котором продавали сыр (пробовать дают всем) и мед (купила внуку, любит мед). Потом еще полюбовались ошеломительными видами.
Рядом со стоянкой находится ресторан, на открытой площадке стоит Монумент — Лестница познания. Этот памятник представляет собой восемь ступеней, которые, поднимаясь вверх, символизируют камень, огонь, растения, животных, человека, небо, Ангела и Бога. Памятник посвящен Раймунду Луллию — каталонскому средневековому мистику, алхимику, автору многих трактов, философу, поэту и миссионеру (скульптор Жузеп Субиракс).
Обратный путь вниз был на автобусе, и мы почувствовали всю прелесть серпантина. Но хоть за окном была красота. В одном месте на горе прекрасно смотрелся женский монастырь.
Впечатления от поездки на сто с плюсом: совершенно необыкновенное, уникальное место! Обязательно стоит побывать, хотя бы вот в таком усеченном варианте, как я: без музеев и с одним маршрутом. Гора находится в 50-ти километрах от Барселоны. За экскурсию я заплатила 40 евро.
Теги:
Автобусные туры