Начало — Калелья, Тосса — здесь.
Не люблю я организованные экскурсии, но дефицит времени заставляет их иногда брать. Итак, автобусная экскурсия в Барселону. Я летела в Испанию не только отдохнуть на море, но и увидеть этот город с его знаменитым проектом Антонио Гауди — Храмом святого Семейства — Саграда Фамилия. Да, это великолепно! Да, это неповторимо! Это потрясает воображение! И не только мое. Буквально яблоку негде было упасть.
Мы обошли Храм по кругу, внутрь экскурсия не предусматривалась. Но представление о внутреннем убранстве я имела, благодаря замечательным фотографиям туристеров. Гид обращала наше внимание на детали. А в голове крутилась мысль, ну как это можно было придумать. Такое ни с чем не сравнимое бесподобие! Строительство Храма началось в 1882 году исключительно на частные пожертвования, и поскольку их постоянно не хватало, сооружение не закончено до нашего времени. Полностью достроить собор удастся не ранее 2026 года. Тем не менее, в ноябре 2010 года Папа Бенедикт XVI освятил храм, присвоив ему статус базилики, и теперь храм признан годным для совершения церковных служб.
Инициатором строительства церкви был барселонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья-и-Бердагер. На него снизошло откровение во время молитвы на горе Монтсеррат перед образом Святого семейства. Возведение храма должно было помочь делу искупления грехов человечества. Гауди планировал создать фасады, символизирующие собой рождение, смерть и воскресение Христа. Мастер работал над своим шедевром более 40 лет. В 1926 году он трагически погиб и был здесь похоронен.
Восточный фасад посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, которые символизируют основные добродетели христианства: Веру, Надежду и Милосердие. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обручения Марии и Иосифа (вверху), бегства в Египет, избиение младенцев. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас».
На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника.
На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю. Вверху — венчание Святой Девы.
Центральную часть венчает гигантское рождественское дерево, под сенью которого расположена сцена прославления Богоматери — ее окружают апостолы Варнава, Симон, Фаддей и Матфей. В боковых порталах изображены сцены рождения Иисуса, которые перемежаются небольшими и символическими фигурами людей, апостолов и животных.
С противоположной стороны фасада Рождества находится совершенно иной фасад Страстей. Самая левая и нижняя скульптурная группа — это Тайная Вечеря. Слева внизу у дверей — поцелуй Иуды, справа — закутанный в плащ апостол Петр в третий раз отрекается от Христа. Еще правее скульптурная группа, где Христос в терновом венке предстает перед народом. Справа от него — Понтий Пилат, согнувшись, подпирает рукой голову, не зная, как ему поступить. В середине над дверями — Иисус с крестом по дороге на Голгофу. В середине — Святая Вероника, изображенная без лица, со Спасом Нерукотворным, где отпечатался лик Христа. Левее — римские легионеры, напоминающие солдат из «Звездных войн». Слева от них евангелист, моделью для которого послужил сам Гауди. На верхнем уровне изображено Распятие Христа. Над распятием — разодранная сверху завеса Иерусалимского Храма. Справа — сцена погребения Иисуса, завернутого в плащаницу. Рядом со входом находится статуя привязанного к столбу Иисуса — бичевание Христа.
Наверху между двумя колокольнями — бронзовая скульптура Воскресения Христа.
Последний фасад Славы еще строится. Над будущим входом установлена огромная плита с молитвой «Отче наш» на 50-ти языках мира, включая русский (на фото внизу за сеткой).
Уже дома, разбирая фотографии, я с ужасом обнаружила, что совершенно забыла про ЗУМ в фотоаппарате. Просто, потрясенная, ходила и смотрела.
Вот таких ошеломленных автобус доставил нас на площадь Каталонии, гид вручила карты города и дала 2 часа свободы. Два часа — да это же просто мизер. Не теряя драгоценных минут, по бульвару Грасия я быстренько пошла к Каса Мила — дому Мила (25 минут), это тоже работа Гауди. Сам автор говорил об этом творении: «Мой дворец станет светлее света». Хотя жители прозвали это здание La Pedrera — «каменоломня».
Фасад дома напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения.
Мне этот дом не показался светлым дворцом, да, скорее, скалы. Я полюбовалась диковинной формой, но попасть внутрь и наверх времени не было.
А теперь быстренько к Каса Бальо, еще одному шедевру великого Гауди. Это через дорогу от дома Мила и еще 10 минут назад к площади Каталонии.
Считается, что внешний облик Дома Бальо напоминает фигуру гигантского дракона, в спину которого воткнуто копье Святого Георгия, которого каталонцы считают своим покровителем. Роль копья выполняет башенка на крыше дома, увенчанная Георгиевским крестом. Фасад здания создает впечатление чешуйчатой кожи дракона, а в колоннах и балконах угадываются очертания костей жертв чудовища.
В народе Дом Бальо нередко называют Домом костей. Да, это потрясающе, великолепно, неповторимо! К Дому Бальо, построенному в 1877 году, примыкает дом Амалье, возведенный Пуч-и-Кадафальком в 1900 году, с узорчатым ступенчатым фронтоном, резными украшениями и коваными балконными решетками.
Немного дальше находится дом Лео Морера с башенкой-ротондой на крыше, построенный в 1906 году по проекту Доменек-и-Монтанера.
Получается, что рядом находятся резко контрастирующие между собой по архитектуре здания. Поэтому этот квартал называется еще Кварталом Раздора, или Несогласия. Фотографировать тяжело: мешают деревья и сотни восторженных людей. Хочется задержаться, но часы тикают, прошло уже чуть больше часа свободного времени.
Я буквально увела себя с площади Каталонии.
Кстати, электричка из Калельи приходит именно сюда, станция находится под площадью. А дальше Готический квартал, самая старинная часть Барселоны. История города началась более 2000 лет назад с римского поселения Барсино, окруженного со всех сторон неприступной стеной. Улицы сегодняшнего Готического квартала в то время образовывали овал, по которому проходила оборонительная позиция.
Центральное сооружение — Собор Святого Креста и Святой Евлалии, возведенный в 1298 году! Длиннющая очередь перечеркнула мечты попасть внутрь. Полюбовалась снаружи на уходящие в небо башни (высота собора 93 метра), ажурные арки и ворота. Кафедральный собор посвящен святой Евлалии, юной девушке, которая была подвергнута пыткам и приняла от рук язычников мученическую смерть за христианскую веру в IV веке. Евлалии было 13 лет, и в память об этом в одной из часовен внутри Собора живут 13 белых гусей, символизирующих чистоту и невинность покровительницы Барселоны.
Пошла дальше. Надо было не заблудиться в хитросплетении узеньких улиц, возникших в 14–15 веках.
Возраст самого старого дома Готического квартала датируется XI веком. В некоторых безлюдных местах я чувствовала себя неуютно, особенно если на тебя сверху смотрят горгульи.
Неожиданно я вышла к Мосту вздохов (или поцелуев, или Кружевному). Он соединяет Дом Правительства с Резиденцией Президента (бывший Дом каноника, XI век) на уровне второго этажа. Этот великолепный кружевной мост был построен в 1926 году архитектором Джоаном Рубио.
Вот и все, что я успела бегло осмотреть. Конечно, сюда нужно приезжать целенаправленно. Я не успела хотя бы пробежать по бульвару Рамбла, чтобы побывать на рынке Бокерия и у памятника Колумбу. Памятник я увидела уже из окна автобуса.
Жаль… Но основным побудительным мотивом посещения Барселоны была именно Саграда Фамилия.
Собравшись в автобусе и никого не забыв, мы отправились в парк Гуэль, созданный талантом все того же Антонио Гауди в 1900–1914 годах. А задуман парк был Эусеби Гуэлем как город-сад (не путать с Маяковским, он писал про Кузнецкстрой:-)). Адвокат М. Триас-и-Доменек стал первым обладателем дома в Парке Гуэля. Желающего приобрести второй дом так и не нашлось, и его выкупил сам Гауди, прожив здесь до 1925 года.
Дом-образец тоже не смог найти себе владельца и в итоге его выкупил Гуэль, сделав в нем свою официальную резиденцию. Парк имеет бесплатную и платную центральную часть. Экскурсия была оплачена, и нам отвели 1 час на осмотр. Конечно, парк, благодаря задумкам Гауди, получился зрелищным. У центрального входа (мы вошли через другой) стоят два пряничных сказочных домика, ранее предназначавшихся для администрации и привратника.
Недалеко от них лестница, ведущая в Зал ста колонн. На нижней площадке лестницы помещена любимица Гауди мозаичная Саламандра. Ящерица стала фирменным знаком парка, да и всей Барселоны.
Средняя площадка украшена тоже мозаичными медальоном с каталонским флагом и головой змеи.
На верхней террасе, расположенной над залом с колоннами, находится знаменитая длинная скамья, изогнутая в форме морского змея. Профилю скамьи придана форма, совпадающая с изгибами тела сидящего человека. Скамья украшена осколками керамических изразцов. Сфотографировать скамью получилось только с собой, так как вся она была «засижена» многочисленными туристами.
В Зале ста колонн, на самом деле, 86 колонн, некоторые из них имеют небольшой угол наклона. В зале хорошая акустика, в нем часто выступают музыканты.
Потолок тоже украшен керамическими кусочками.
Из центральной части парка проложено большое количество довольно необычных тропинок и широких прогулочных аллей.
Для их строительства Гауди использовал только здешние виды камней, так как они имели довольно необычный вид. За это камни прозвали «птичьими гнездами». Желая сохранить местный рельеф, Гауди спроектировал туннели и живописные повороты. Некоторые туннели похожи на входы в пещеры. Удивительная гармония природы и человеческих рук.
Перед возвращением наш автобус сделал последнюю остановку на холме Монтжуик. Холм возвышается на 177 метров над историческим центром Барселоны и ее портом. Здесь проходила Всемирная выставка 1929 года, подарившая Барселоне Национальный музей искусств, в котором собрана самая полная в мире коллекция испанской живописи,
и архитектурный комплекс Испанский городок, и здесь же неподалеку был центр Олимпийских игр 1992 года. Виды на раскинувшуюся внизу площадь Испании просто изумительные.
Площадь являлась парадными воротами выставки. В центре площади большой фонтан, украшенный скульптурами.
Две темные башни квадратного сечения, высотой в 47 метров, увенчанные светлыми пирамидальными верхушками — Венецианские башни — служили парадным входом на павильоны выставки.
Бывшая арена для корриды, сейчас — Торговый центр Лас-Аренас.
Экскурсионный день получился потрясающим. Цена экскурсии 40 евро с человека. Автобус комфортабельный, дороги прекрасные, гид рассказывал много и интересно. В отеле можно было получить ланч-бокс взамен пропущенного обеда. Увидели много, но все бегом и бегом. Была мысль повторить поездку самостоятельно, но не получилось. Хотя поездка на электричке из Калельи до Барселоны занимает 1 час и стоит 10 евро туда-обратно.
Барселона обязательна к посещению! Наверное, имеет смысл первый раз съездить на экскурсию, получить представление, кое-что увидеть, а потом приехать самостоятельно.
Другие экскурсии в следующем рассказе.
Теги:
Автобусные туры