В свои первые путешествия по разным странам я неловко себя чувствовала, заглядывая в храмы, соборы, боязливо приоткрывала двери, стараясь не нарушить царящий там покой и умиротворение. А все наверно от боязни наших церквей, где ненароком сделаешь неправильный шаг или жест, и услышишь много нового о себе от местных бабулек. Но шли годы, и эта скромность постепенно стала уходить в прошлое, хотя и сейчас стараюсь быть учтивой и осторожной, не мешать никому общаться с Богом. Та атмосфера, что царит внутри католических храмов неповторима, в такое место хочется возвращаться, чтобы побыть наедине со своими мыслями. Ну вы понимаете о чем я.
Сегодня предлагаю вам посмотреть и заглянуть в некоторые из соборов в Варшаве.
А начнем мы, пожалуй, с собора св. Яна «Bazylika Archikatedralna św. Jana Chrzciciela» (№ 1), который я посетила в рамках первой поездки и пешей экскурсии. Именно тогда я зашла в первый католический храм. Это самый древний собор, построенный еще в 1370–1390 годах в стиле кирпичной готики, предназначенный для захоронения польских князей. В XVII веке в соборе стали проводить коронации, говорят, ранее он был соединен с Королевским замком специальным коридором. Алтарь был украшен картиной «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Станиславом» кисти Джакомо Пальмы-младшего. Во время второй мировой войны собор сильно пострадал от бомбежек, всё его внутреннее убранство было уничтожено. После войны поляки постарались восстановить первоначальный облик Кафедрального собора. В нем погребен последний польский король Станислав Понятовский. В часовне Боричко хранится Святой крест XVI века, также можно увидеть копию картины «Поклонение волхвов» художника Доменико Гирландайо.
Адрес: Warszawa, ul. Świętojańska 8
На параллельной дороге ютится в узких улочках Костёл Святого Мартина «Kościół Rzymskokatolicki pw. Św. Marcina» (№ 2). Церковь основали в 1353 году при монастыре августинцев и больнице святого Духа. К дизайну фасадов и внутреннему убранству приложили руки (каждый в свое время) польский архитектор Карол Энтони Бей и итальянский архитектор Джованни Спинола. Новый облик костел приобрел лишь в 1744 году, примерив наряд барокко с элементами рококо. Война также превратила собор в руины, уцелел лишь кусок распятья, который в дальнейшем был встроен в новый крест.
Адрес: ul. Piwna 9/11, 00–265 Warszawa, Polska
Быстренько пересекаем Рыночную площадь старого города и движемся в сторону мультимедийного фонтана. По пути мы встречаем Костел святого Духа «Kościół Rzymskokatolicki Paulinów Pw. Św. Ducha i św. Pawła Pustelnika» (№ 3) и Костел святого Джека «Kościół Rzymskokatolicki Dominikanów pw. św. Jacka» (№ 4).
Костёл Святого Духа ордена паулинов существует с 14 века. Первоначально он был деревянным и прилегал к больнице, выполняя функцию часовни. Пожар 1655 года полностью уничтожил его. Для восстановления король Ян Казимир пригласил монахов-паулинов из Ченстоховы, которые возвели вокруг монастыря и нового костёла оборонительную стену. Современный вид Костёлу Святого Духа придали архитекторы Юзеф Пела, Юзеф Шимон Беллотти и К. Черони. В ходе ВОВ и Варшавского восстания 1944 года, здание костёла было разрушено немцами. После окончания войны в 1956 году были восстановлены монастырь, костёл с его барочным фронтоном и фигурами святых.
С 1711 года и по настоящее время от костёла начинается паломнический путь к Храму Богородицы в Ясной Гуре.
Адрес: ul. Długa 3, 00–263 Warszawa
Церковь Святого Джека ордена Доминиканцев была построена в период 1603—1650 гг. на средства отца Авраама Бровски, купившего земельный участок на окраине Варшавы. Алтарь был изготовлен в готическом стиле, фасад и неф — в стиле раннего барокко. Во время шведского нашествия церковь и монастырь были разрушены, но достаточно быстро восстановлены. В 1806–1807 годах в монастыре размещались солдаты Наполеона, которые зверски разграбили все ценности. В 1864 году, после поражения январского восстания против царского правительства, активно поддерживаемого доминиканцами, орден был закрыт, а здание передано обществу милосердия. Во время ВОВ в церкви работал госпиталь повстанцев, здание подверглось постоянному обстрелу и было разрушено, под его сводом погибли более 1000 человек. В 1947–1962 годах храм был восстановлен из руин.
Кстати воскресная месса в церкви Святого Джека начинается в 21:30, поэтому его частно именуют как «храм последней мессы в городе».
Не нашла я фотографий в своем архиве (кроме одной, где торчат только башенки), поэтому фото позаимствовала в интернете.
Адрес: ul. Freta 10, 00–227 Warszawa, Polska
На рыночной площади Нового города находится еще один красивый Костел святого Казимира «Kościół Sakramentek pw. św. Kazimierza» (№ 5) с прилегающим к нему бенедиктинским монастырем сакраменток Святого Причастия. Построен он в 1688–1692 годах по проекту голландского архитектора Тильмана ван Гамерена по приказу королевы Марии Собеской в честь победы её супруга (короля Яна III Собеского) над турками под Веной. Храм построен в стиле барокко, фрески выполнены придворным архитектором Августином Лоцци. В 1855 году храм сильно пострадал в результате пожара, возникшего от удара молнии. Во время Второй мировой войны собор стал убежищем для жителей города и полевым госпиталем. 31 августа 1944 года он был разрушен от ударов бомб, в нем погибли около 1000 человек.
Восстановительные работы велись в 1947 — 1952 годах.
Адрес: Rynek Nowego Miasta 2, 00–001 Warszawa, Polska
Далее мы движемся к смотровой площадке, откуда открывается великолепный вид на фонтан, реку Висла и район Прага. Здесь же расположена церковь Посещения Пресвятой Девы Марии «Kościół Nawiedzenia Najświętszej Marii Panny w Warszawie» (№ 6), которая была построена на месте языческого храма в 1409–1411 годах по инициативе герцога Мазовии Януша I и его жены Анны Дануты. Церковь построена в готическом стиле, внутри украшена стрельчатыми арками, готическими окнами и аркадами.
В 1518 году возвели колокольню в стиле поздней готики. Шведское нашествия также привело к полному разрушению архитектурного ансамбля. В ходе реконструкции были построены две часовни — Благовещения Пресвятой Девы Марии и святой Варвары. В XIX веке осуществлена перестройка, интерьер изменён в нео-романском стиле.
К сожалению, стены собора также не выдержали обстрелов во время ВОВ. Восстановленная церковь Посещения Пресвятой Девы Марии приобрела свой первоначальный готический вид. При входе установлены каменный монумент в память о жертвах среди гражданского населения во время Варшавского восстания и статуя Пресвятой Девы Марии, выполненная скульптором Сикорским.
Адрес: ul. Przyrynek 2, 00–219 Warszawa, Polska
А пока мы ходили вокруг, застали диалог двух очаровательных и упитанных домашних котов, притаились и с удовольствием понаблюдали за ними, правда своим присутствием явно помешали, и они были вынуждены разойтись каждый по своим делам.
В этой части города можно еще полюбоваться Собором Польской Армии Посвящённый Божией Матери Королеве Польской «Katedra Polowa Wojska Polskiego» (№ 7). Изначально он представлял собой небольшой деревянный храм Богоматери Победы, куда были привезены из Рима мощи святых Прима и Фелициана. Но пожар в ходе шведского нашествия уничтожил его. Король Ян Казимир велел заложить каменное здание по проекту архитектора Якуба Фонтана в стиле барокко. Строительство было завершено в 1682 году. В церкви была размещена икона Милостивой Божией Матери, покровительницы Варшавы. После подавления Январского восстания 1834 года, храм был передан Русской Православной Церкви: башни были увенчаны луковичными куполами, убраны все элементы барокко. Церковь получила название Собор Святой Троицы.
Но уже в 1919 году польские власти передали собор кафедре Войска Польского, вернули первоначальный вид. После ВОВ велись работы по реконструкции. Справа от собора была построена Катынская часовня в память о жертвах Катыни. «Центральным элементом часовни является стена из каррарского мрамора, на которой изображена Мадонна в ореоле, выложенном из пуговиц от мундиров и шинелей, найденных при вскрытии захоронений в Катыни, Медном и Харькове, на боковых стенах написаны имена погибших польских офицеров и военных».
В подземелье храма расположен музей Полевого Ординариата, посвящённый истории военного духовенства Польши.
Адрес: ul. Długa 13/15, 00–238 Warszawa, Polska
А если немного отдалиться от центра, то можно увидеть Костел святого Августина «Kościół Rzymskokatolicki pw. św. Augustyna» (№ 8). Это относительно новый собор, заложен в 1891 году по распоряжению жены Августа Потоцкого Александры в неороманском стиле по проекту польских зодчих Эдварда Цихоцкого и Юзефа Хусса. На северной стене костёла снаружи размещён крест. Во время Второй мировой войны на территории собора располагался еврейское гетто. Во время Варшавского восстания в 1944 году на башне был установлен немецкий наблюдательный пункт, при отступлении немцы хотели взорвать костёл, но план не был реализован. После окончания войны костёл являлся самым высоким зданием из уцелевших.
Адрес: ulica Nowolipki 18, Warszawa, Polska
Но это мы с вами сильно отдалились от старого города, поэтому быстренько вернемся к Замковой площади и началу Краковского предместья. Тут находится Костел святой Анны «Kościół Akademicki św. Anny» (№ 9). В 1454 году вдова князя Болеслава ІІІ Анна Мазовецкая основала костёл и монастырь для францисканских монахов. После пожара 1515 года на средства княгини Анны Радзивилли был построен новый костёл по проекту польского архитектора Михала Энкингера. Костёл Святой Анны был несколько раз реконструирован. Так в 1740–1760 годах по проекту Якуба Фонтаны фасад костёла приобрел оттенок рококо и был украшен двумя колокольнями. Последняя реконструкция была проведена в 1788 году по приказу польского короля Станислава Августа Понятовского: фасад здания перестроен в неоклассическом стиле по проекту Кристиана Петра Айгнера, внутреннее убранство украшено элементами барокко.
Во время ВОВ костёл Святой Анны был частично повреждён, уничтожены крыша и башни, а после полностью восстановлен. В нем сохранились главный алтарь 18 века и три пары боковых алтарей.
Костёл обладает потрясающей акустикой, поэтому в нем часто проходят концерты органной музыки.
Рядом с костёлом расположена колокольня со смотровой площадкой.
Согласно легенде, молодожены, соединившие свои сердца в стенах костёла, будут жить вместе долго и счастливо.
Адрес: ulica Krakowskie Przedmieście 68, 00–322 Warszawa
А далее мы с вами будем шагать по Краковскому предместью, постепенно удаляясь от Старого города. Вскоре перед нами появится Костел святого Иосифа «Kościół Wniebowzięcia NMP i Świętego Józefa» (№ 10). Полное название: церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, Супруга Божией Матери (Церковь Кармелитов) — является церковью Высшей семинарии Митрополии Варшавы. В 1643 году по инициативе Албрыхта Весселя для Ордена босых кармелитов была построена деревянная церковь. После очередного пожара в 1661 году по указу кардинала Михала Стефана Радзеевского был заложен каменный собор в стиле барокко по проекту архитекторов Костантино Тенкалла, Иосифа Симона Беллотти и Тильмана ван Гамерена. Проект оказался долгостроем из-за отсутствия финансирования, и закончен лишь в 1779 году. Над главным порталом, украшенном резным орнаментом из чёрного и зеленоватого мрамора, помещён герб рода князей Радзивиллов. Интерьер церкви выдержан в стиле позднего барокко с элементами рококо, украшен позолотой и лепниной. Война пощадила храм.
Адрес: ulica Krakowskie Przedmieście 52/54, 00–322 Warszawa, Polska
Через несколько метров расположится Костел визиток «Kościół Rzymskokatolicki Wizytek» (№ 11) или костел опеки Святого Иосифа при монастыре сестер Ордена посещения пресвятой Девы Марии. Деревянная церковь была построена по приказу королевы Марии-Луизы Гонзара де Невер для созданного ею французского ордена Пресвятой Девы Марии в 1651 году, но вскоре была сожжена шведами. На его месте несколько раз пытались построить каменный собор, но по иронии судьбы закончить его никак не могли: частые пожары, отсутствие средств. Лишь в 1728–1763 году на средства Эльжбеты Сиенявски продолжилось строительство под руководством Кароля Вау.
Костел визиток смог уцелеть в ходе войны и дойти до нас в первозданном виде (в стиле рококо).
Остались нетронутым и внутреннее убранство: кафедра в форме корабля и скульптуры главного алтаря, табернакль 1654 года из черного дерева с роскошным серебряным декором, выполненный Германом Похоффом для Людвики Марии, росписи Шимона Чеховича, Даниэля Шульца, Тадеуша Кунтзе-Конича. Оригинальный орган имеет двухсот летнюю историю: на нем играл сам Шопен, будучи еще учеником Варшавского лицея.
Адрес: Krakowskie Przedmieście 34, 00–325 Warszawa, Polska
Последним на королевском тракте нам встречается очень красивый собор Святого Креста или Малая Базилика Святого Креста католического ордена Лазаристов «Kościół Świętego Krzyża» (№ 12). Первая деревянная церковь здесь возникла в 1525 на месте часовни Святого Креста. После пожаров и шведской войны появилось новое здание (1679–1696 года) в стиле барокко по проекту придворного архитектора Йозефа Шимона Беллотто. Позднее были пристроены башни с куполами, фасад оформлен в 1756 году Якубом Фонтана, а статуи, украсившие фасад, выполнены скульптором Яном Юрием Плершем.
В 1858 году перед храмом была установлена статуя Иисуса Христа, несущего крест работы Анджея Прушинского, в впоследствии замененная на точную бронзовую копию.
В 1880 году, по завещанию Фредерика Шопена, в колонне храма была захоронена урна с его сердцем.
Во время ВОВ и восстания храм был разрушен, разграблен и в конце концов взорван, утрачены бесценные картины «Вечеря Господня» Франциска Смуглевича и «Распятие» Юрия Семигиновского. Восстановительные работы велись вплоть до 2002 года по проекту архитектора Зборовского. В 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II предоставил церкви статус Малой базилики.
Адрес: ulica Krakowskie Przedmieście 3, 00–047 Warszawa, Polska
Тут впервые меня поразил факт полного отсутствия свечей, это сейчас в Европе никого этим не удивишь, но на тот момент это ноу-хау поразило меня.
Улица Новый свет не так богата «духовной пищей», на ней сосредоточены основные кафе и рестораны, начиная от традиционной польской кухни, заканчивая китайской, японской и прочей. Но в конце улицы мы можем увидеть монументальную Церковь святого Александра «Kościół Rzymskokatolicki pw. św. Aleksandra» (№ 13). Поводом для строительства храма стал визит в Варшаву императора Александра I. Первоначально в его честь хотели построить триумфальные ворота, но Александр I предложил возвести церковь по образу римского Пантеона. Строительство и оформление интерьера велось несколько лет (1818–1825 года), алтари были выполнены из мрамора, распятие, купель, подсвечники и люстры из позолоченной бронзы. Именно здесь в ночь с 16 на 17 января 1863 года проходило собрание, на котором выбрали время восстания против царского правительства (с 22 на 23 января 1863 года), вошедшее в историю как Январское восстание. После его разгрома священники и община подверглись репрессиям.
В 1886 году были начаты работы по расширению церкви: храм стал трёхнефным, добавлены боковые часовни. Во время Варшавского восстания он был практически полностью разрушен. Реконструкция была завершена в 1952 году.
Адрес: ulica Książęca 21, 00–498 Warszawa, Polska
Немного в стороне от улицы Новый Свет расположена достаточно небольшая Евангелистско-Аугсбургская (Лютеранская) Церковь Святой Троицы «Kościół Ewangelicko-Augsburski Świętej Trójcy» (№ 14). История храма началась в 1775 году, когда варшавские лютеране стали самостоятельной общиной и создали свой приход, а в 1777 году получили королевское одобрение на постройку церкви. Храм возводился в виде неоклассической ротонды (по подобию римского пантеона) по проекту архитектора Симона Готтлиба Цуга. Строительство было завершено в 1781 году. Церковь обладает великолепной акустикой, здесь давали концерты выдающиеся музыканты: Фредерик Шопен, Станислав Монюшко. В 1939 году прямым попаданием снаряда было разрушено здание церкви. После войны первые богослужения проходили на открытом воздухе. Восстановление велось в 1952–1956 годах.
Адрес: plac Stanisława Małachowskiego 1, 01–001 Warszawa, Polska
Конечно это далеко не полный список церквей, расположенных в центре Варшавы. Но это главные духовные места мимо которых пройти невозможно.
А сейчас мы немного отдалимся от центра. Если доехать до дворца и парка в Вилянове, то можно увидеть удивительной красоты Римско-католический костел святой Анны «Kościół Rzymskokatolicki pw. św. Anny» (№ 15). Первой церковью, построенной в этих места, стал деревянный приход св. Леонарда (XIV век), вокруг которого расположилось кладбище. После почти двух столетий в 1772 году деревянная приходская церковь уступила место каменному храму св. Анны.
Церковь была построена на средства Адама Чарторыйского и его дочери по проекту архитектора Яна Котельницкого. Одними из самых ценных шедевров являются картина «Благовещение Пресвятой Богородицы» кисти итальянского художника XVII в., «Богоматерь Милосердия» работы Леопольда Купервейзера в часовне Потоцких.
В период 1857–1870 годах существующую церковь расширили по проекту архитектора Генриха Маркони: теперь она приобрела неоренессансную форму.
Во время первой мировой войны 1916 года с купола храма были сняты медные листы, а сама крыша служила отличным обзорным пунктом долины Вислы. Вторая мировая война принесла новые разрушения: в сентябре 1939 года в церковь попало несколько пушечных снарядов (сгорел добытый королем Яном III Собеским трофей «шатер визиря»).
Сохранились лишь два колокола, которые жители Вилянова успели спрятать.
Адрес: Kolegiacka 1, 02–946 Warszawa, Polska
Не совсем в тему рассказа, но здесь же расположен мавзолей Станислава Костки и Александры Потоцких, построенный их сыном Александром в 1836 г. Над проектом этого неоготического сооружения трудились Генрик Маркони и Якуб Татаркевич.
Наверно я вас уже утомила цифрами, фактами, именами, но потерпите еще немного. Мимо еще двух мест пройти нельзя. Пожалуй, покажу вам еще два замечательных собора, внутрь которых я, к сожалению, не смогла попасть, потому что оказывалась возле них всегда поздно. Но и внешне они прекрасны. Оба находятся на противоположном берегу Вислы в районе Прага.
Первый — это Кафедральный Собор Святого Михаила Архангела и Святого Флориана «Katedra Rzymskokatolicka Pw. św. Floriana» (№ 16), построенный в 1887–1904 годах в неоготическом стиле по проекту польского архитектора Юзефа Пиуса Дзеконьского. По бокам возвышаются две 75-метровые башни. Интерьер оформлен в стиле мазовецкой готики, стены и своды отделаны кирпичом и текстурной штукатуркой. Во время Второй мировой войны церковь служила убежищем для населения, но в 1944 году храм был взорван нацистами. Восстановительные работы велись в 1950–1970 годах.
Адрес: ulica Floriańska 3, Warszawa, Polska
А чуть подальше находится Православный собор во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии «Katedra Metropolitalna Św. Marii Magdaleny» (№ 17). В XIX после проведения железной дороги район Прага стал важным промышленным узлом, где трудилось много русских. Они были лишены возможности посещать церковь, поэтому в 1865 году было получено разрешение на возведение храма. Проектом заведовал Н.Сычев. В 1869 году православный собор был освящен. Настенные росписи выполнили русские живописцы Р.Виноградов и В.Васильев. Перед наступлением немцев большую часть икон смогли вывезти, но не все ценности удалось вернуть, так потерян Образ Почаевской Богоматери, который был одной из святынь собора. Вторая мировая война не принесла зданию церкви больших разрушений.
Адрес: Aleja Solidarności 52, Warszawa, Polska
Варшава действительно многокультурный город, в котором есть место верующим самых разных религий, здесь сосуществуют несколько десятков религиозных общин и различных организаций.
Небольшая путеводная схемочка)))
P. S. : если вам будет интересно, тот тут можно посмотреть о еще одном крупном религиозном городе Польши — Лихень, в котором мне удалось побывать.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм