Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 9:07

Матера — Италия Июль 2018

Матера… Название этого города я, наверное, никогда бы не услышала, если бы не причитала о нём в отчётах наших путешественников. Посмотрела фото и загорелась этим, на вид нексолько мрачным и загадочным городом. Захотела непременно увидеть этот необычный город в скалах своими глазами, походить по запутанным улочкам и окунуться в атмосферу средневекового пещерного города.

Ну что ж, окунулась! И целых два дня исследовала Sasso Caveoso и Sasso Barisano (так называются районы нижней, старой части города)

Матера — город в скалах

Матера была третьим городом в моём нынешнем путешествии по прекрасной Италии. Сначала был Неаполь (3 дня), потом Бари (4 дня). О моём пребывании в Бари можно прочитать здесь

Матера расположена в соседнем с Апулией регионе Базиликата. Из Бари туда удобно доехать на поезде ж.д. компании Ferrovie Appulo Lucano. Вокзал этой компании находится в отдельном заднии, не доходя до Bari Centrale, справа, если стоять лицом к центральному вокзалу. Время в пути — примерно полтора часа.

В Матере надо выходить на станции Matera Centrale. Но, когда я покупала билеты, то девушка, на смеси итальянского и английского объяснила мне, что как раз с сегодняшнего дня вокзал в Матере закрывается на реконструкцию, поэтому надо выйти на станции Matera Villa Longa, там будет ожидать автобус, который и доставит пассажиров до места назначения. Действительно, автобус уже ждал, все пересели в него и минут через 5 мы были на месте. Но высадили нас на улице подальше от Matera Centrale, поэтому сориентироваться было несколько труднее. Но, всем высадившимся нужен был центр и старый город, и я пошла за ними. Раза два, спросив местных жителей, где находится Via del Corso, я вышла на неё.

На 2 ночи я забронировала гостевой дом Affittacamere San Francesco (стоимость 94 евро за две ночи, но без завтрака), который расположен на одной из центральных улиц Via del Corso, напротив площади Сан Франческо (Piazzetta San Francesco) с красивой церковью S. Francesco D’Assisi

Матера — город в скалах

Вот в этом доме и располагаются номера

Конечно же, я не сразу нашла его, вернее, трудно было заметить маленькую табличку у самой двери с номером дома и названием гостиницы.

Матера — город в скалах

Общение с персоналом, получение ключей и оплата происходит в джелатерии в этом же доме, но с другой стороны. Гостиницу рекомендую: чисто, просторно, есть даже терраса с видом на площадь, но самое главное — очень удобное расположение.

От гостиницы к Сассо Кавеозо можно дойти буквально за 3 минуты по улице Via D. Ridola.

Матера — город в скалах

Она выводит на площадь Пасколи (Piazza Pascoli), на которой расположен дворец Ланфранки (Palazzo Lanfranchi),

Матера — город в скалах

а за ним — панорама Сассо Кавеозо. При виде этого аж дух захватывает! Столько эмоций вызывает переплетение узких улиц, домов жилых и нежилых, церквей и камней.

Вглядываешься во всё это нагромаждение, и не можешь понять, а как туда можно попасть, как добраться до церквей? Всё кажется, на превый взгляд таким огромным и недосягаемям. Но, это только первое впечатление. До всего можно дойти и всё посмотреть. Только вот, тяжеловато ходить: постоянно надо то подниматься, то спускаться по лестницам.

Матера — город в скалах

В помощь туристам вот такие указатели повсюду.

Спускаюсь по одной из многочисленных лестниц вниз и начинаю осматривать Sasso Caveoso.

Здесь всё перемешано: жилое и нежилое, мертвое и живое,

Матера — город в скалах

где-то заколочены входы, какие-то дома заброшенные, без окон, а рядом — вполне обитаемые местными жителями,

в каких-то домах даже обустроены гостиницы.

Матера — город в скалах

История Матеры интересна и трагична. В 50-х годах прошлого века город назвали «позором нации» за ужасные условия проживания бедняков в пещерах. А открыл глаза обществу на это Карло Леви, известный итальянский художник, писатель и политический деятель, сосланный в ссылку за свои политическую деятельность в Луканию (нынешнюю Базиликату). Впечатления тех лет легли в основу самой известной книги писателя «Христос остановился в Эболи», опубликованной в 1945 году. Роман рисует картину жизни беднейших слоев общества на юге Италии.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда город разросся до катастрофических размеров, почти все население города проживало в пещерах, в антисанитарных условиях, без воды и канализации, да еще и по причине постоянной жары все дома были открыты настежь, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи.
Именно тогда и возникла национальная проблема Матеры, которая из народных митингов и скандалов выросла до размера «позора нации». Жители всей Италии настолько были возмущены таким состоянием города, что потребовали от правительства разобраться с этим недоразумением.
И вот, в 1952 году было принято решение переселить жителей, а на тот момент вот в этих Сасси проживало почти 15 тысяч человек, в новые кварталы. Многие из них, в особенности старики, не хотели покидать родные жилища и возвращались обратно. Тогда власти пошли на крайние меры и начали замуровывать входы в пещеры.
В 1993 году старая часть города, отреставрированная и избавленная от нищеты стала являться объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Продолжаем прогулку по Sassi Caveoso. Моя цель — Церковь Санта-Мария-ди-Идрис (Madonna de Idris)
Расположенная в самом центре квартала Сассо Кавеозо, кажется, она вклинивается меж скал в верхней части горы. Её видно отовсюду

Матера — город в скалах

Сначала я спустилась вниз, а затем по лестнице поднялась к церкви.

Вход в церковь платный, фотографировать заперщено. Внутри храм очень маленький и простой, на стенах — остатки древних фресок, относящихся к 13 веку. Этот храм был посвящен Богоматери Идрис. В древние времена во время засухи женщины поднимались по лестнице, ведущей к церкви, на коленях, прося милости Божьей в виде дождя.

Церковь Мадонна де Идрис как бы нависает над площадью Сан Пьетро Кавеозо с одноимённой церковью (San Pietro Caveoso), построенной в 1218 году. В 17 в. церковь притерпела много изменений и приобрела барочный вид.

Над Сасси Кавеозо и Сасси Барисано возвышается Чивита (Civita), район, который в течение многих тысячелетий был невидимым и недоступным для врагов.

Матера — город в скалах

В центре Чивита находится Piazza Duomo с Кафедральным собором, сооружённым в 13 веке и 52-х метровая колокольня.

Колокольня настолько высокая, что её видно практически отовсюду. Так она выглядит со смотровой площадки церкви Сан Агостино в Сасси Барисано.

Матера — город в скалах

Площадь Дуомо, расположенная над Сасси -тоже отличная смотровая площадка.

Рассматривала я всё это безликое скопище домов и размышляла: вот ничего красивого с точки зрения архитектуры и эстетики. Дома — простые коробки с дверными и оконными проёмами, никакого декора. А ведь Италия у всех ассоциируется с прекрасными дворцами, великолепными соборами (Рим, Флоренция, Венеция…), блестящими мастерами живописи, мода, стиль, музыка… А тут такое угрюмое, серое нагромаждение. Как могло появиться это в прекрасной Италии? Ну ладно, всё это возникло и было построено в средневековье, но люди жили в пещерах вплоть до 50-х годов 20 века!

Совсем немного истории. Во времена великой Греции Матера была греческим городом, центром которого была Чивита, где сейчас расположен Кафедральный собор.
В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси (Камни). Со временем кварталы разрастались, в них селились бедняки.

Матера — город в скалах

Лабиринт известняковых домиков-гротов увеличился, и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Барисано.
Ошибкой стратегического расположения поселения было масштабное отсутствие питьевой воды, жители не столько заботились о строительстве нормальных домов, сколько о добывании воды. Под городскими улочками были вырыты множество каналов и траншей для сбора воды и проложена целая система разнообразных цистерн. Город до сих пор рьяно охраняет свою подземную историю и около тысячи старинных цистерн для воды.

Продолжаем прогулку дальше. С площади Дуомо проходим по улице (путей и улиц много)

Матера — город в скалах

на площадь Седиле (Piazza del Sedile) с дворцом Седиле. Площадь многолюдная, с ресторанами и магазинами.

Вечером я прогулялась по верхней, более современной части старого города, совсем небольшой, с широкими улицами и красивыми домами. Отсюда есть много выходов на смотровые площадки с видом на Сасси, с которых можно спуститься вниз.

Интересна и красива площадь Витторио Венето (Piazza Vittorio Veneto):

При входе на площадь находится фонтан Фердинандея (Fontana Ferdinandea),

Матера — город в скалах

а рядом с ним церковь S. Lucia alla Fontana.

Под площадью, в так называемом Паломбаро Лунго (Palombaro Lungo) находится самая большая цистерна. Спутившись сюда, можно увидеть огромный резервуар, в котором помещалась вода, необходимая для удовлетворения потребностей всех людей в период засухи. А так же отсюда есть выход в Сасси.

Конечно же, достопримечательности Матеры — это не только Сасси, но и церкви, соборы, часовни, их около 130. Наверху, почти все церкви в стиле барокко, похожие на церкви в городе Лечче.

В первый (неполный) день в Матере я изучила в основном район Сассо Кавеозо. Вечером я зашла в инфо центр и купила карту города с обозначенными на ней пятью маршрутами. Внимательно изучив её, я поняла, как можно выйти к церкви Sant' Agostino в Сасса Барисано. Её видно из Сасси Кавеозо, но она кажется недосягаемой, не понятно, как до неё дойти. Впоследствии оказалось всё очень просто.

Матера — город в скалах

На следующий день, я отправилась с утра на осмотр Sasso Barisano. Мой путь туда лежал через площадь Витторио Венето, далее по Via S. Biagio, на которой расположена церковь San Giovanni Battista (13 век).

Внизу, вдоль этой улицы располагаются Сассо Барисано, и заглядывая в боковые улочки, я спускалась в кварталы Сассо Барисано. Утром улицы были пустынны, не было видно жителей, редко попадались туристы. В отличае от Сасса Кавеозо, мне эти кварталы показались более обжитыми и благоустроенными. Но, опять бесконечные лестницы!

На уровне верхней части колокольни S. Pietro находится смотровая площадка

Матера — город в скалах

С некоторых улиц просто захватывающие виды на Сасси.

А вот и показалась церковь Сан Агостино. Я не стала подниматься на верхнюю улицу (как указано на карте), а вышла к ней из Сассо.

Chiesa San Agostino

Под Сан Агостино находится пещерная церковь Сан Джулиано. В неё можно попасть через неприметную дверь внутри верхней церкви. Её сразу и не заметишь, и я, увидев, как туда заходят туристы, пошла за ними просто из любопытства. Вход бесплатный. По вырубленной в скале лестнице спустилась в крипту, на стенах которой сохранились старинные фрески. В каких-то местах были сложены разнообразные артефакты.

Осмотрев церкви, я вновь спустилась в Сасси Барисано и по его запутанным улицам вышла к Кафедральному собору.

Матера — город в скалах

Рассматривая карту Матеры, я увидела на ней Замок Трамонтано (Castello Tramontano). Он лежит вне экскурсионных маршрутов. Наверное считается, что традиционный замок не представляет интереса для туристов. Но я до него дошла, но внутрь заходить не стала. Вокруг замка находится парк и спортивные площадки.

Матера — город в скалах

Вот так прошли мои два неполных дня в городе сасси Матере. Всё ли я увидела? До всех ли дошла значимых мест? Конечно же, нет! Да и цели такой не ставила. Город понравился своей необычностью. И, если вы будете в тех краях, то его стоит посетить, что бы ещё раз убедиться, насколько Италия разная и многоликая. Италия — это не только «шик, блеск, красота», дворцы и величественные соборы, но и, не побоюсь этого слова, трущобы Матеры.

Из Матеры я на поезде вернулась в Бари, и пересев на другой поезд, отправилась на 5 дней в Монополи, на море. Об этом можно почитать здесь

Следующий мой рассаз будет о Сорренто, который был последним в моём путешествии по Италии.