Diamond market
В Израиле нет своего сырья, но, тем не менее, каждый третий бриллиант в мире огранен в Израиле, и технологии огранки приносят в бюджет Израиля чуть ли не половину доходов — в Израиле делают огранку даже алмазной крошке!
Биржа алмазов (и, соответственно магазин при бирже) в Тель-Авиве находится в стороне от туристических маршрутов, но биржевые маркетологи придумали проводить бесплатные экскурсии по исторической части города с заездом на биржу, где размякших от просмотра древностей туристов встречали бы специально обученные и подготовленные продавцы:
— «Вам так идет черный бриллиант!»
— «А вот на эти чудесные серьги с бриллиантовой крошкой сейчас скидка 70%, и после скидки цена на них составит" — щелк-щелк-щелк калькулятором — "всего 3000 долл. США, все наши изделия имеют сертификат, пожизненную гарантию…»
Пожизненную? На случай, если перестанет радовать?
Я не экскурсовод
— Я не экскурсовод, меня просто попросили… — через каждые два слова вставлял экскурсовод от алмазной биржи.
Смысл этой мантры открылся, когда в квартале Сарона к нам неожиданно подлетели две тетки, и, тыча по очереди в нос любителям халявных экскурсий и алмазов какими-то бейджами, принялись кричать: «He is not a guide».
— Что? Он не гей? Да какая разница!
Оказалось, чтобы быть гидом в Израиле, нужно пройти аккредитацию в Министерстве туризма и получить именной бейдж с порядковым номером. А бесплатная экскурсия с заездом на биржу алмазов проходит под девизом: «ко мне приехали мои родственники, показываю им город».
Азриели
Что еще делать в Тель-Авиве, если ты не прогуливаешься по набережной и не покупаешь бриллианты?
— Обязательно посетите Азриели! — написано во всех путеводителях…
Небоскребы, торговый центр, смотровая площадка, билеты на которую никто не проверил… Шекелей было жалко, конечно, но может, у них камеры везде?
Посмотрите налево, посмотрите направо… Обзорную площадку справа занимал ресторан.
— Цены наши видели? — подозрительно оглядев нас с ног до головы, осведомилась хостес.
« — У нас только на валюту, — прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей. — Дорогой мой, — задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, — а откуда вам известно, что у меня ее нет? — У меня, может быть, полный примус валюты, — запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин».
— Как? Вы не говорите на иврите? — в свою очередь удивился официант.
Нет, а у вас что, кто не говорит на иврите — тот не ест?
Официант засмеялся, принес еду, и … исчез. Спустя какое-то время я заволновалась. Мы поели, насладились видом с обзорной площадки справа, и теперь хотели бы рассчитаться и идти дальше, но…
Нашего официанта нигде не было, а другие не подходили к нашему столику, несмотря на мои призывные знаки.
Изловчившись, я схватила за руку одного из официантов, пробегавшего слишком близко, и глухо прорычала деликатное «гдебля».
— Эдик-то? Эдик обедать ушел.
Пока мы обедали, наш официант сам ушел обедать…
Как пройти в библиотеку?
Еще с высоты смотровой площадки мы наметили, как пройти в Музей искусств города Тель-Авив, но внизу оказалось, что выбранную нами улицу преграждает крепкий парень с автоматом. В принципе, они тут на каждом шагу, но на доме за спиной у этого красовалась скромная табличка «Ministry of Defense».
Обходной путь лежал через несколько кварталов.
— Скажи ему, что нам в музей нужно!
— Ага! Сам скажи! Я слышала, здесь все оружие заряжают боевыми…
Искусство требует жертв
Изрядно поблуждав в поисках нового маршрута, мы случайно зашли в здание музея со стороны корпуса современного искусства.
Осторожно! Не пытайтесь повторить!
Первым произведением, с которым мы познакомились в этом корпусе стали свисающие с потолка мешки. Много мешков.
Кое-как продравшись сквозь них, мы выскочили в просторный зал, очень просторный и пустой. Приглядевшись, мы увидели, что зал не совсем пустой. Посреди зала лежала восьмиугольная дощечка. На ней лежала еще одна восьмиугольная дощечка. Дощечки были огорожены по периметру клейкой лентой на полу, с надписью «не подходите слишком близко к экспонату». Что это?
Разгадка крылась в маленьком, не больше экрана мобильного телефона, мониторе у входа. Чья-то рука (вопреки запрету подходить слишком близко) придавала вращательное ускорение верхней дощечке, и она — о, чудо! — крутилась, в то время как нижняя оставалась неподвижной.
Картины мне комментировать трудно, потому что творчество вообще всех, а не только израильских соверменных художников напоминает каляку-маляку трехлетнего ребенка, которому первый раз дали фломастеры. Здесь было, правда, несколько коллажей от ребят постарше, кое-где просматривалась даже тема ударного труда и военных действий.
Но больше всего меня поразил коллаж: на одной стороне полотна была наклеена фотография женских ног со спущенными трусами, а на другой — фото вентилятора. ВЕНТИЛЯТОРА, КАРЛ!
Очень жарко в Израиле?
Двигаясь на звук доносящихся голосов, и ожидаемо вышла к… буфету. Почему-то чем более странные в музеях экспонаты, тем шикарнее буфеты и туалеты!
За буфетом обнаружился еще один корпус музея. Здесь было повеселее: импрессионисты, копии ренессанса, Климт, Шагал… Не обошлось без прыгающей по залу стеклянной колбы с зеленым дымом внутри… Но после современного искусства, у меня уже не было сил дивиться диковинной инсталляции.
Три капли
Говорят, в Израиле в год выпадает три капли воды. И в этом году все они вылились нам на голову!
Яффа
Яффа или Яффо означает «красавица».
Один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира (ок. 4 тыс. лет). В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа — голосом Левитана.
Именно к Яффе ведет набережная Тель-Авива.
По преданию эта земля была дарована Иафету (Яфету), за то, что не стал над нагим перепраздновавшим отцом насмехаться. Яффа также по преданию является местом строительства Ковчега Завета. Кстати, вовсе не по паре каждой твари взошло на борт. «Нечистых» животных, может, и по паре, а «чистых» по семь пар, чтобы в дороге их есть можно было и в жертву приносить.
Много чего еще произошло в Яффе:
— Кит Иону пожевал и выплюнул в Яффе, чтоб он дальше проповедовать шел, как было велено, а не отлынивал от поставленной задачи;
— Персей в крылатых сандалиях мимо пролетал и спас Андромеду, которую хотели принести в жертву Морскому чудовищу. К счастью, у него по случаю голова Медузы Горгоны под мышкой оказалась, которую он чудищу показал, и оно окаменело;
— Египтяне приходили в Яффу; Египтяне уехали — ворота остались
— Апостол Петр приходил в Яффу — воскресил праведную Тавифу. Сейчас на этом месте Храм Святого Петра.
— Наполеон приходил в Яффу. Тоже уехал.
— Чебурашка уехал в ящике с апельсинами тоже из Яффы. Согласно преданию, в период отсутствия отношений с Советским Союзом, на яффские апельсины наклеивали бумажку «Марокко» и отправляли нам. Апельсины Яффа — бренд!
Парящее апельсиновое дерево
Дерево это непростое: оно и памятник смекалке, как один хитроумный гражданин придумал апельсины из воздуха выращивать, когда ввели налог на используемую землю, и памятник еврейскому народу, оторванному от своих корней, и памятник непосредственно апельсину…
Апельсины Jaffa (еще называют Shamouti) своим появлением обязаны селекции с сортом балади, который выращивали в садах вокруг города. Постепенно сады исчезли, на их месте появились жилые кварталы. Но сам сорт апельсинов, благодаря своим изумительным вкусовым качествам, не исчез, а получил весьма широкое распространение. Памятником временам, когда вокруг Яффы росли апельсиновые сады, можно назвать оригинальную скульптуру Израильского художника Ran Morin «Orange Suspendum» — парящее апельсиновое дерево в подвешенном над землей сосуде-горшке по форме напоминающий все тот же апельсин — голосом Левитана.
Сегодня с одной стороны Яффа — это узкие улочки, знаки зодиака, гранатовое вино, художественные мастерские, ресторанчики, в общем, стилизованное средневековье… А с другой Яффа — это аварийные дома, блошиный рынок, арабские кафешки, оглушительная музыка, лавки, толпа, суматоха… А разделяет эти два мира узкая улица.