Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Москва и Чайковский

Москва — Россия Июль 2018
19 28

Про свой московский период жизни П. И. Чайковский писал так: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал». Чайковский приехал в Москву по приглашению будущего директора Московской консерватории Николая Рубинштейна, который предложил ему должность преподавателя классов свободного сочинения, гармонии и теории музыки в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества (РМО). Протекцию Чайковскому составил брат Николая Рубинштейна Антон, возглавлявший Санкт-Петербургскую консерваторию, в которой учился будущий известный композитор.

П. И. Чайковский прибыл в Москву на поезде 5 января 1866 года. В Москве было холодно и в дорогу его друг поэт Алексей Апухтин дал ему свою шубу. Отец Чайковского к тому времени не мог ему помогать и вчерашний студент испытывал определенную нужду. Встречавший его на Николаевском вокзале Рубинштейн или кто-то из его сопровождающих запечатлел исторический момент, когда нога Петра Ильича впервые ступила на московскую землю.

2
Москва и Чайковский

Вот эта знаменитая фотография П. И. Чайковского 1866 года. С фото на нас смотрит испуганный юноша в шубе с чужого плеча, не знающий что ждет его в новом городе.

1
Москва и Чайковский

Для сравнения фото П. И. Чайковского середины московского периода. Чайковский уже известный композитор и маститый профессор класса композиции в Московской консерватории.

Чайковский буквально на несколько первых дней своего пребывания в Москве остановился в гостинице «Кокоревское подворье», расположенной в центре Москвы на Софийской набережной. Кокоревское подворье ему очень понравилось, он и впоследствии, уже после окончания московского периода жизни, несколько раз останавливался здесь. Как он говорил, эта гостиница ему «всегда нравилась своей тишиной и высокими, чистыми комнатами с видом на Кремль». В следующий раз Чайковский жил в «Кокоревском подворье» в 1879 году, когда он приезжал в Москву для правки оттисков оперы «Евгений Онегин». Также он остановился здесь в апреле 1880 года и отсюда писал в письме своему другу по переписке Надежде Филаретовне фон Мекк: «Какова погода! Как у меня хорошо в гостинице. Я отворяю балкон и беспрестанно выхожу любоваться видом на Кремль».

1
Москва и Чайковский

Гостиница Кокоревское подворье. Старинная фотография со стороны Кремля. В центре Софийский собор, здание Кокоревского подворья левее собора.

Сегодня это здание бывшей гостиницы, расположенное напротив Московского кремля по адресу Софийская набережная, 34 и связанное с именем одного из богатейших людей Российской империи купца-старообрядца Василия Кокорева, хорошо отреставрировано и в нем располагается стандартный офисно-торговый центр, коих десятки в современной Москве. А во времена Чайковского построенный в 1862 -1865 годах гостинично-складской комплекс «Кокоревское подворье», в который были вложены баснословные по тем временам 2,5 млн. рублей, был новшеством не только для Москвы, но и для Европы, поскольку предвосхитил появление современных огромных многофункциональных торговых центров. Как писали в то время московские газеты: «Тут тебе и торговые склады, и шикарные апартаменты с русским убранством, и трактир-ресторан с разнообразной русской кухней, а с 1883 года — электрический свет!». Купец-старообрядец Кокорев Василий Александрович был прелюбопытнейшей фигурой русской истории 19-го века и он сам и одно из его изобретений — огромный гостиничный комплекс на Софийской набережной достойны отдельного рассказа, но не в рамках данного материала.

Первый визит П. И. Чайковского в так понравившееся ему «Кокоревское подворье» был совсем коротким, он вынужден был съехать из гостиницы, из-за недостатка средств, и поселиться по приглашению Николая Рубинштейна в его доме в начале Моховой улицы (дом не сохранился).

13 января 1866 года П. И. Чайковский начал свою педагогическую деятельность в Музыкальных классах. 1 сентября того же 1866 года на базе Музыкальных классов в доме на углу Арбатской площади и Воздвиженки (сейчас на этом месте стоит кинотеатр «Художественный»), арендованном Московским отделением РМО у баронессы Черкасовой, состоялось торжественное открытие Московской консерватории. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения П. И. Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Чайковский после открытия консерватории переезжает во флигель дома Черкасовых, где были устроены дешевые квартиры для преподавателей. Здесь он прожил почти три года. К сожалению, дом Черкасовых не сохранился, в 1941 году в него попала немецкая бомба и после войны его не восстановили.

В 1871 году Московское отделение РМО арендует для Московской консерватории более вместительное здание князя Воронцова по адресу Большая Никитская улица, 13 — это уже современный адрес Московской консерватории.

В 1873 году Председателем Русского Музыкального Общества становится Великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I и Музыкальное общество стало именоваться «ИМПЕРАТОРСКИМ». Главной своей задачей Общество объявило «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». В июне 1878 года Московское отделение ИРМО выкупает в собственность арендуемое здание на Большой Никитской улице за 185 тысяч рублей серебром.

1
Москва и Чайковский

Старинная фотография здания Московской консерватории, где смешно по современным меркам написано его название. На вывеске легко читается крупными буквами слово «ИМПЕРАТОРСКАГО». Полностью на вывеске было написано следующее: «ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО МУЗЫКАЛЬНАГО ОБЩЕСТВА МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ».

Жизнь П. И. Чайковского в Москве была неразрывно связана с Московской консерваторией. Композитор преподавал в вузе 11 лет с момента его открытия в 1866 году и до 1877 года. Окончив Петербургскую консерваторию в декабре 1865 г., вчерашний выпускник уже в сентябре 1866 г. был назначен первым профессором Московской консерватории по классу композиции. Молодой Чайковский был робким и впечатлительным юношей, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить его первую московскую фотографию на Николаевском вокзале, когда он приехал из Санкт-Петербурга покорять Москву. Но к преподавательской деятельности Чайковский отнесся со всей серьезностью и вскоре в письме к сестре А. Давыдовой отмечает, что к его «великому удивлению занятия идут чрезвычайно успешно, робость бесследно исчезла и он начинает мало-помалу принимать «профессорскую физиономию». Чайковский в Московской консерватории вел несколько классов, среди которых были классы композиции, теории, гармонии, инструментовки и свободного сочинения.

У П. И. Чайковского никогда не было собственного жилья в Москве, он сменил множество московских съемных квартир. Большинство съемных квартир композитора находились в районе Большой Никитской улицы в пешей доступности от Московской консерватории. По Москве композитор предпочитал передвигаться пешком и все переулки вокруг Большой Никитской хорошо знал. Так что этот московский район можно смело назвать районом Чайковского. К настоящему времени не сохранилось ни одного дома в этом районе, в которых останавливался известный композитор, кроме одного единственного на Кудринской площади, в котором сегодня устроен музей П. И. Чайковского. Но о нем чуть ниже.

П. И. Чайковский активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса и много сделал для становления консерватории. В те времена не существовало отечественной музыкальной учебно-методической литературы, что подтолкнуло Чайковского к работе над переводами (с французского и немецкого, он хорошо владел этими языками) трудов зарубежных музыковедов и теоретиков, а также к написанию собственных учебников. Из его самых известных трудов на этом поприще надо выделить «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871) — первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору, а также перевод французского учебника Геварта «Руководство к инструментовке». Его заслуги в развитии российского музыкального образования высоко оценивались современниками, но в денежном отношении её оценка выглядела достаточно скромно. Его первый профессорский годовой оклад при недельной нагрузке 24–27 часов составил 1200 рублей. Через 10 лет безупречной работы в Московской консерватории годовое жалование П. И. Чайковского выросло до 2700 рублей. Сегодня сложно сказать, много это или мало. Но на эту тему есть несколько любопытных фактов.

В год 150-летия Московской консерватории в музее П. И. Чайковского на Кудринской площади публике был представлен любопытный документ: «Книга о выплате жалования дирекции и профессорам Московской консерватории» за 1866 год — это первый год существования консерватории. В этой книге можно увидеть автографы Чайковского, исправно получавшего в последний календарный день каждого месяца свое жалование. В месяц в тот год он получал 116 рублей 66 копеек. Для справки, гусь в то время стоил один рубль, корова — 10 рублей, за 100 рублей можно было купить небольшой дом или несколько десятин не самой дорогой московской земли. Вряд ли современный профессор может купить на свой месячный оклад 10 коров или небольшой домик на окраине Москвы.

1
Москва и Чайковский

Книга выплат жалования дирекции и профессорам Московской консерватории. Фото с сайта музея П. И. Чайковского на Кудринской площади.

Ещё один интересный факт. Семья друга П. И. Чайковского по переписке Надежды Филаретовны фон Мекк до того, как они разбогатели на строительстве железных дорог и переехали в Москву, существовала на жалование главы семьи Карла Федоровича Фон Мекк, который был госслужащим и занимал не очень высокую, но серьезную должность в российском железнодорожном ведомстве. Он получал всё те же 1500 руб. в год, это доподлинно известно из переписки Н.Ф. фон Мекк и П. И. Чайковского. Семья фон Мекков с трудом, но сводила концы с концами: они снимали приличный дом в Рославле Смоленской губернии, воспитывали пятерых детей и содержали престарелых родителей.

27 часов в неделю — это значительная преподавательская нагрузка, до недавнего времени в современных московских вузах стандартной ставкой считалось 18 часов в неделю. Учитывая крайне добросовестное отношение П. И. Чайковского к учебному процессу, времени на сочинение собственной музыки у композитора практически не оставалось и это сильно его тяготило. Но нашелся ангел-хранитель в лице Надежды Филаретовны фон Мекк, которая положила будущему знаменитому композитору ежегодную субсидию в 6000 рублей и регулярно её выплачивала в течение 13 лет, начиная с 1877 года. Эта субсидия позволила П. И. Чайковскому прекратить свою преподавательскую деятельность и сосредоточиться на творчестве. Место профессора по классу композиции занял его любимый и талантливый ученик С. И. Танеев, который в скором времени займет и пост директора Московской консерватории.

Московская консерватория пережила еще много историй. На средства, пожертвованные московскими купцами, здание консерватории значительно перестроили. От усадьбы Воронцова осталась только часть фасадной стены с полуротондой. В 1898 году начались занятия в новых учебных аудиториях, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал открыли только в 1901 году. Имя П. И. Чайковского Московская консерватория получила только в 1940 году, уже при Советской власти. Советское государство хорошо относилось к Чайковскому и причин на это было множество. Чайковский был патриотом, любил родину, а его творчество всегда было тесно связано с народным музыкальным искусством. Музыкальный язык Чайковского мелодичен, доходчив и доступен, но он также оказался и интернационален. Даже в Америке Чайковского исполняют едва ли не больше, чем на его родине. Музыка Чайковского получила настоящее мировое признание. Такая глобальная фигура отечественного композитора безусловно была нужна Советскому государству. Гений П. И. Чайковский получил вполне справедливую оценку в советское время: его именем были названы две консерватории: Московская и Киевская, он человек-пароход (четырехпалубный круизный речной теплоход «Петр Чайковский»), человек-самолет (лайнер компании Аэрофлот), человек-город (город Чайковский в Пермском крае), ему посвящено семь музеев: четыре в России и три на Украине.

В 1954 году перед зданием консерватории был открыт памятник П. И. Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной, автора знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Было множество вариантов памятника, Мухина хотела рядом с композитором изобразить пастушка, играющего на дудочке, потом крестьянина, как символы подлинной народности музыки Чайковского. Но комиссия приняла только последний вариант памятника, который был открыт уже после смерти Мухиной. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника полукругом установлена бронзовая решетка в виде нотного стана с шестью фрагментами самых выдающихся произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого фортепианного концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…».

Когда в 1976 году реставрировали памятник Чайковскому, то обнаружили отсутствие на нотном стане памятника более 50 нот. Говорят, у студентов было хорошей приметой отковырять железную ноту с памятника Чайковскому как талисман, чтобы успешно сдать серьезный экзамен. Но скорее исчезновение некоторых нот связано просто с мелким хулиганством. Было много споров по поводу памятника, карикатуристы даже пририсовывали Чайковскому гармонь, но памятник прижился, и сегодня сложно без него представить Московскую консерваторию. А студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.

3
Москва и Чайковский

Памятник П. И. Чайковскому перед Московской консерваторией. Сегодня памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

2
Москва и Чайковский

Бронзовая решетка у памятника П. И. Чайковского с нотным станом и партитурами главных тем шести самых известных произведений композитора. Есть здесь даты жизни композитора: 1840–1893 и его инициалы. Вдоль решетки установлена мраморная скамья, на которой любят сидеть студенты консерватории.

2
Москва и Чайковский

Завершается кованая решетка бронзовыми арфами, которые декорированы драпировкой. По первоначальному проекту Веры Мухиной на месте музыкального инструмента должны были быть скульптуры женщин с арфами, но в окончательный вариант памятника это не вошло.

3
Москва и Чайковский

Главный вход в Московскую консерваторию. Фасад и полуротонда сохранились ещё от усадьбы графа Воронцова, у которого это здание было выкуплено в 1878 году Императорским Русским Музыкальным обществом под нужды Московской консерватории.

1
Москва и Чайковский

Сфотографироваться и сделать селфи на фоне памятника знаменитому композитору

Далее можно прогуляться по Большой Никитской улице, как это делал Чайковский, когда жил на Кудринской площади в доме Козакова. Многое изменилось с тех пор на этой улице, но некоторые здания остались с 19-го века и их видел композитор. Большая Никитская хранит много исторических тайн, здесь много интересных памятников, старинных зданий со своими историями и эта улица достойна отдельной темы, но не в рамках этого материала. Также надо отметить, что в эпоху Чайковского улицы даже в центре Москвы были не так удобны для прогулок, как в наше время. По свидетельству друга Чайковского профессора той же Московской консерватории Н. Д. Кашкина «Москва, как город, не понравилась на первое время ее будущему поклоннику. Правда, он придавал большое значение памятникам московской старины, восхищался живописными видами Кремля и других частей города, но его грязные топкие тротуары, отсутствие удобств для людей с очень небольшими средствами его возмущали».

Целью нашей прогулки по Большой Никитской является т.н. «Дом Козакова» на Кудринской площади, где в квартире, занимавшей половину второго этажа флигеля большой старинной усадьбы, П. И. Чайковский прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Здесь он работал над Второй симфонией, музыкой к сказке А. Н. Островского «Снегурочка», симфонической фантазией «Буря».

Сегодня в этом здании организован Культурный центр, посвященный знаменитому композитору, и находится музей «П. И. Чайковский и Москва». Музей открыт сравнительно недавно, в мае 2007 года, и посвящён творчеству Чайковского и музыкальной Москве того времени. Музей очень интересный, устроен по всем самым современным музейным стандартам и, безусловно, достоин посещения. Многие годы на этом здании была только памятная доска, посвящённая П. И. Чайковскому, а сегодня в открытом здесь Культурном центре и музее его имени проводятся экскурсии, тематические мероприятия и концерты.

Так случилось, что только это одно из всех зданий, в которых Чайковскому приходилось жить в съемных квартирах в этом районе, уцелело до наших дней. Всего композитор сменил здесь 8 адресов. В доме по адресу Кудринская площадь, 46 композитор снимал квартиру в одном из зданий городской усадьбы, которая в то время принадлежала дочери генерал-майора и сенатора А. Б. Козакова. В историографию Чайковского это здание так и вошло как «Дом Козакова».

1
Москва и Чайковский

Старинная фотография дома на Кудринской площади, на втором этаже которого снимал квартиру П. И. Чайковский. Усадьба включала две разные постройки, выходившие на Кудринскую площадь, а между ними был проезд. Композитор жил в квартире на втором этаже части дома, расположенной левее въездных ворот. Чайковский снимал 3-х комнатную малогабаритную по современным меркам квартиру с несколькими подсобными помещениями. В квартире вместе с ним жил его слуга Алексей Софронов и собачка Бишка, которую композитор выкупил у местных мальчишек, мучивших бедное животное. Позже Чайковский сочинил шуточное музыкальное произведение, посвященное своему четвероногому другу — песенку «Собака низкая, бессовестная Бишка…».

3
Москва и Чайковский

Современная фотография того же места на Кудринской площади. Въездные ворота заложили, два здания усадьбы объединили. На месте бывших въездных ворот сегодня расположен вход в Культурный центр и музей П. И. Чайковского.

1
Москва и Чайковский

В память о П. И. Чайковском на фасаде здания со стороны Кудринской площади установили мемориальную доску. На первом этаже здания расположена кофейня «Кофемания». Здесь можно передохнуть после посещения музея.

2
Москва и Чайковский

Фасад музея П. И. Чайковского в Москве

3
Москва и Чайковский

Кудринская площадь сегодня прекрасно выглядит, а сталинская высотка смотрится просто великолепно.

В годы Советской власти вплоть до 60-х годов в угловой части правого здания «Дома Козакова» на первом этаже была расположена лавка нефтепродуктов, в которой москвичам продавали керосин. В конце XX века две части бывшей усадьбы были реконструированы и соединены в единое целое, а затем в 2007 году они стали Культурным центром П. И. Чайковского. Но это была ещё не последняя перестройка зданий бывшей усадьбы, в настоящее время московскими властями одобрен проект строительства на примыкающей к музею П. И. Чайковского территории Центра культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Во дворе существующего музея на месте будущего центра уже много лет вырыт огромный котлован, а планируется нечто грандиозное — два подземных уровня, концертный зал, музыкальные гостиные, музей Ростроповича и Вишневской, архив Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, в ведении которого и находится музей П. И. Чайковского.

Экспонаты музея П. И. Чайковского размещены в тех помещениях, которые композитор снимал в 19-ом веке. Музей начинается с генеалогического дерева П. И. Чайковского, на котором показано, что его фамилия действительно произошла от фамилии Чайка одного из предков, а в родословной композитора есть немецкие корни. Этот музей не просто мемориальный музей известного композитора, здесь можно познакомиться с музыкальной, культурной и художественной жизнью Москвы эпохи Чайковского. В Москве Петр Ильич общался с выдающимися представителями русской литературы и искусства: с актерами Малого театра, писателем Львом Толстым, драматургом Алексеем Островским, у него установились прочные связи с композиторами «Могучей кучки» Балакиревым и Римским-Корсаковым, музыкальным критиком Владимиром Стасовым. В московский период своей жизни Чайковский пробовал свои силы в самых разнообразных музыкальных жанрах, он создал четыре оперы, три первые симфонии, знаменитый Первый фортепианный концерт, такие оригинальные музыкальные произведения, как «Ромео и Джульетта» и «Буря» по мотивам Шекспира, «Франческа да Римини» по мотивам Данте, написал музыку к сказке Островского «Снегурочка», знаменитый цикл фортепианных пьес «Времена года», многочисленные романсы.

2
Москва и Чайковский

Зал музея, посвященный истории рода П. И. Чайковского. Фамилия его действительно происходит от фамилии Чайка одного из предков по отцовской линии — Афанасия Чайки. Новейшие исследования позволили выяснить, что у Чайковского были французкие и немецкие корни по материнской линии.

2
Москва и Чайковский

Портрет П. И. Чайковского конца московского периода. Чайковский уже известный композитор и в России и за рубежом. Только что с успехом отыгран его Первый фортепианный концерт за океаном в Бостоне.

2
Москва и Чайковский

Портрет П. И. Чайковского 1980-х годов. Московский период жизни композитора закончился, он много гастролирует по Европе, публика его восторженно принимает. Путешествия важны, впечатления от них являются источником его вдохновения, но он всегда скучает по родной земле и стремится вернуться в Россию.

1
Москва и Чайковский
3
Москва и Чайковский

Знаменитый живописный портрет П. И. Чайковского кисти художника-передвижника из Одессы Николая Дмитриевича Кузнецова. По праву считается лучшим портретом великого композитора. Этот портрет стал последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти Чайковского.

2
Москва и Чайковский

Зал музея, посвященный музыкальной Москве эпохи Чайковского.

1
Москва и Чайковский

Групповая фотография профессорско-преподавательского состава Московской консерватории. Петр Ильич в первом ряду на почетном месте рядом с директором консерватории Николаем Рубинштейном.

В музее есть раритетные личные вещи Чайковского: библия с многочисленными пометками композитора на страницах, многочисленные рукописи музыкальных произведений, дипломы учебных заведений, которые окончил композитор, письма друзьям и знакомым.

1
Москва и Чайковский

Библия композитора с многочисленными пометками композитора на страницах

1
Москва и Чайковский

Письмо П. И. Чайковского к Н.Ф. фон Мекк.

2
Москва и Чайковский

Письмо Н. Ф. Мекк П. И. Чайковскому. Цветочки и вензелёчки.

В музее проводятся интереснейшие экскурсии, в ходе которых Чайковский предстает живым человеком со своими страстями, переживаниями, светлыми и темными сторонами своей души. Очень были удивлены, когда узнали, что Чайковский является важной частью, например, американской культуры. Несколько поколений американского среднего класса в детстве обязательно знакомились с «Щелкунчиком» Чайковского, а потом водили на него своих детей. Это живая, не прерывающаяся и сегодня традиция, независимая от политической конъюнктуры. Музей Чайковского был чрезвычайно популярен во время чемпионата мира по футболу, он никогда не видел такого количества иностранных гостей, и простых и высокопоставленных. Надо обязательно посетить этот музей и привести сюда своих детей и внуков, а на Новый год, если удастся, сводить их на «Щелкунчика» в Большой театр.

Отдельная комната в музее посвящена двум самым дорогим для Чайковского людям: нотоиздателю П. И. Юргенсону и другу по переписке и бескорыстной меценатке Надежде Филаретовне фон Мекк. У Чайковского было множество друзей и коллег по работе: музыкантов, композиторов, учеников, были многочисленные родственники, которым он всю жизнь помогал, но эти два человека, пожалуй, единственные, которые дали ему по жизни больше, чем взяли от него.

П. И. Юргенсон — издатель П. И. Чайковского

Пётр Иванович Юргенсон был владельцем крупнейшего в России нотного издательства, он выпустил в свет практически все произведения Чайковского. С Чайковским он близко сошелся уже в самые первые дни после приезда композитора в Москву и стал его издателем на всю жизнь. Юргенсон издавал партитуры композитора, абсолютно противореча сентенции, что бизнес не имеет ничего общего с личным. Его взаимоотношения с Чайковским никогда не основывались на соображениях выгоды. Он всегда без задержек представлял нотный материал для всех гастролей Чайковского, включая крайне невыгодные для издания партитуры для больших оркестров, выполнял самые разные деловые поручения композитора, постоянно выручал его денежными средствами.

1
Москва и Чайковский

Фотопортрет П. И. Юргенсона

Исторической заслугой Юргенсона является тот факт, что он не только издавал сочинения Чайковского, но и активно собирал автографы его сочинений, так называются, как выяснили, авторские рукописи музыкальных произведений. Чайковский легко относился к своим автографам, никогда не стремился их сохранить и просто раздаривал друзьям и знакомым и иронизировал насчёт «неоцененного счастья владеть моими подлинными каракулями». Если бы не Юргенсон, вряд ли в будущем удалось бы издать настолько полное собрание сочинений Чайковского.

Юргенсон родился в Ревеле, ныне Таллин, в семье простого рыбака. В 14 лет он был отправлен на заработки в Петербург. Начинал работать с самых низших должностей в разных нотных магазинах, сам научился гравировать ноты, дослужился до управляющего музыкальной фирмой. По совету Николая Рубинштейна открыл в Москве свое нотопечатное дело и смог так организовать этот крайне сложный бизнес (это же не водкой торговать), что стал владельцем крупнейшей в России нотоиздательской фирмы.

Юргенсон всегда был в гуще музыкальной жизни Москвы и на протяжении 30 лет Юргенсон состоял одним из директоров ИРМО. Он прекрасно разбирался в музыке и понимал, какая музыка сиюминутна, а какая на все времена. Соответственно умело вел бизнес: чтобы иметь возможность издавать произведения русских композиторов-классиков, в том числе и Чайковского, он переиздавал многочисленные популярные песни, романсы, пьесы, чем зарабатывал средства на издание серьезных и элитарных музыкальных сочинений.

С домом Юргенсона, совмещенным с его нотопечатней, связан ещё один московский адрес Чайковского, но уже за пределами его московского периода жизни. В 1882 году Юргенсон купил достаточно большой дом, в котором ранее располагался архив Коллегии иностранных дел (т.н. «Палаты дьяка Украинцева»), в районе Ивановской горки по адресу Хохловский переулок, 7–9, развернул там большое нотопечатное производство (до сотни работников и собственная паровая машина), поселился сам и предоставил небольшой флигель для проживания своему другу Чайковскому. Чайковский часто бывал в гостях у Юргенсона, но проживал в предоставленном помещении нечасто, т. к. начались многочисленные гастрольные поездки композитора по России и Европе и композитор жил то в Петербурге, то в имении своей сестры А.Давыдовой в Каменке, то в имениях Н.Ф. фон Мекк. Последние годы своей жизни Чайковский прожил в Клину, ему уже хотелось уединения. Но дом в Хохловском переулке на Ивановской горке Чайковскому очень нравился, он писал своему издателю: «Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью!».

1
Москва и Чайковский

Здание бывшей нотопечатни Юргенсона по адресу Хохловский переулок, 7–9. Дом в полуаварийном состоянии. У московских властей никак не дойдут руки до ремонта этого исторического здания. Район Ивановской горки — это один из самых старых районов Москвы и каждое второе здание здесь нуждается в реставрации.

1
Москва и Чайковский

В полукруглом угловом помещении здания нотопечатни Юргенсона находилась паровая машина — одна из первых в Москве. С левой стороны от исторического здания «Палат дьяка Украинцева» Юргенсоном было пристроено многоэтажное здание типографии.

2
Москва и Чайковский

Хохловский переулок. Где-то здесь в левом ряду зданий находились помещения, которые Юргенсон пожизненно выделил для проживания П. И. Чайковскому, но в которых он надолго никогда не останавливался.

Деятельность нотопечатной фирмы Юргенсона прекратилась в 1918 году, впоследствии на её базе было создано госиздательство «Музгиз», потом «Музыка», работа которого в свою очередь сильно осложнилась после 1991 года. П. И. Юргенсон в своем завещании просил наследников сохранить издательство под своим именем, но знаменитый российский бренд после революции был в полном забвении. Тем не менее, в 2004 году деятельность музыкального издательства «П.Юргенсон» была возобновлена и его деятельность началась с издания полного собрания сочинений П. И. Чайковского и двухтомника переписки П. И. Чайковского и П. И. Юргенсона.

Н.Ф. фон Мекк — самая благодарная поклонница П. И. Чайковского

Надежда Филаретовна фон Мекк — одна из самых загадочная фигур в русской культуре. Если судить с точки зрения темы «товар-деньги-товар», то её можно назвать спонсором или компаньоном с контрольным пакетом акций. Но, на самом деле, не то и не другое. Не будет преувеличением сказать, что эта великая женщина подарила нам Чайковского. Сложно сказать, как сложилась бы судьба повзрослевшего, но не сильно изменившегося «стеклянного мальчика» Чайковского, который заливался слезами несколько раз на дню по поводу своей неудачной женитьбы, если бы не моральная и материальная помощь Надежды Филаретовны. Даже если говорить категориями купли-продажи, то получается, что она заплатила за свободу Чайковского, спасла его от рутины преподавания, избавила от последствий безумной и катастрофической женитьбы, обеспечила ему комфорт и обеспеченность на многие годы.

1
Москва и Чайковский

Надежда Филаретовна фон Мекк

Надежда Филаретовна была дочерью смоленского помещика. В шестнадцать лет она вышла замуж за дворянина Карла Федоровича фон Мекка, инженера путей сообщения государственной службы, который впоследствии, занявшись собственным делом, разбогател на строительстве и эксплуатации железных дорог. Как известно из переписки Чайковского и фон Мекк и других источников, большая заслуга в принятии рискованного решения заняться собственным делом — строительством железных дорог принадлежит именно Надежде Филаретовне. Из письма Н.Ф. фон Мекк П. И. Чайковскому: «… знаете ли Вы, что такое казенная служба? … при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом… этого-то положения моего мужа я не в состоянии была выносить и, наконец, стала просить, умолять бросить его службу, а на замечание, что тогда нам нечего будет есть, я отвечала, что мы будем трудиться и не пропадем, но когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано».

О том, как Карл Федорович фон Мекк стал богатейшим человеком Российской империи, в сети есть множество материалов, самого разного толка, в том числе и тех, где его называют не иначе как «очередной российский делец». Но Карл Федорович достиг богатства, начиная с нуля, своим умом и знаниями, а мы до сих пор пользуемся железной дорогой Москва-Рязань, проложенной компаниями К.Ф. фон Мекка. Для иллюстрации несколько цифр: в то время одна верста (1,07 км) железной дороги по утвержденной государством смете стоила 62 тыс. рублей, а компании фон Мекк она обходился в 40 тыс., но дело в том, что если в то время железную дорогу строило государство, то стоимость километра возрастала многократно — это доказано практикой, а сроки трудно прогнозировались (первую железную дорогу Москва-Коломна фон Мекк построил за рекордные два года). Как пример, строительство самой первой российской Николаевской ж/д осуществлялось на госсредства и российскому бюджету это мероприятие официально обошлось в 110 тыс. за версту, а есть оценки и в 200 тыс. Фон Мекку до сих пор вменяют в вину, что разницу между сметной стоимостью версты и реальной он положил в карман. Но справедливости ради надо отметить, что все работы были проведены с очень высоким качеством, фон Мекк имел репутацию исключительно порядочного человека в отношениях со своими подрядчиками, а заработанный капитал он тратил на проекты следующих российских железных дорог. А дорога на дорогу не походила, одни были очень прибыльны, другие убыточны. Его партнер фон Дервиз, заработав несколько миллионов на заре российской железнодорожной лихорадки, уехал в Европу вместе с своими миллионами и наотрез отказывался учувствовать вместе с К.Ф. фон Мекк в следующих проектах. А далее всё было сложнее: конкуренция, интриги партнеров, государство изменило правила игры, вознамерившись вернуть частные железные дороги в госуправление. После скоропостижной смерти Карла Федоровича, Надежда Филаретовна приняла его дела в сильно расстроенном виде. Полного разорения не произошло, в этом была большая заслуга Надежды Филаретовны, семейное дело продолжили сыновья, Владимир и Николай. Особых успехов на этом поприще добился Николай, четверть века он возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из самых крупных дореволюционных российских ж/д компаний. Кстати, он был женат на племяннице Чайковского, Анне Львовне Давыдовой и этот брак был счастливым. Так что Надежда Филаретовна и Чайковский опосредственно породнились. После революции Николай опрометчиво не уехал за границу, надеялся, что его знания и опыт по-прежнему будут полезными государству, писал книги по развитию железнодорожного транспорта в новой России, работал в Народном комиссариате путей сообщения. Не помогло, новой революционной власти нужны были жертвы. Анкета у него была просто подарок для чекистов, ничего не надо было придумывать: барон, немец, бывший богатей, фамилия соответствующая, конечно же вредитель. Николая фон Мекк арестовали в 1929 году и в том же году расстреляли, вину он не признал. Академик В. И. Вернадский в свое время заметил, что Н.К. фон Мекк, добровольно отдавший новой власти все свои капиталы, был убит «совершенно невинно в общественном мнении».

1
Москва и Чайковский

Портрет Николая Карловича фон Мекк кисти художника Кустодиева

Но вернемся к Чайковскому и Надежде Филаретовне.

Страстью Надежды Филаретовны была музыка, она получила домашнее, но разностороннее образование, неплохо разбиралась в классической музыке и сама умела играть на фортепиано. Став богатой, Н.Ф.фон Мекк покровительствовала молодым музыкантам и композиторам, среди которых сразу выделила Чайковского. Через скрипача И.Котека, ученика и друга Чайковского, она узнала о материальных затруднениях композитора и нашла удобный и тактичный способ прийти ему на помощь, заказав ему и щедро оплатив несколько небольших музыкальных работ. Последовавший за этим обмен любезно-официальными письмами стал прологом к интереснейшей переписке Н.Ф. фон Мекк и Чайковского, которая не прекращалась почти четырнадцать лет. Они ни разу при этом не встречались и не разговаривали, но в этом нет ничего удивительного, т. к. сложно представить, как ещё в то крайне некоммуникабельное время могли развиваться их отношения. Но факт остается фактом: встретились две родственные души. Надежда Филаретовна пишет в своем письме Чайковскому: «Меня давно уже поразила и продолжает изумлять та необыкновенная симпатия, та сверхъестественная тождественность мыслей и чувств, которые доказываются почти в каждом письме между нами. Такого сходства двух натур редко можно встретить в самом близком кровном родстве». Чайковский вторит ей: «Вы тот человек, которого я люблю всеми силами своей души, потому что я не встречал в жизни еще ни одной души, которая бы так, как Ваша, была мне близка, родственна, которая бы чутко отзывалась на всякую мою мысль, всякое биение моего сердца».

Их переписка началась в декабре 1876 года. В этом году умер муж Н. Ф. фон Мекк. Если верить воспоминаниям внучки Галины фон Мекк, Карл Федорович скоропостижно скончался от инфаркта после того, как узнал, что его любимую младшую дочь Людмилу Надежда Филаретовна родила не от него, а от ближайшего его помощника — секретаря Иолшина. Как бы то ни было, но Надежда Филаретовна осталась одна с 11 детьми на руках (были и взрослые дети, но проблем с ними было не меньше), с несколькими домами, большим количеством имений, а главное — с достаточно запутанными и расстроенными, как оказалось, делами мужа. Её угнетала ситуация с Иолшиным, это была настоящая, а вовсе не оперная трагедия в её жизни (парадокс, но Иолшин позже породнился с фон Мекками, женившись на старшей дочери Н.Ф.фон Мекк — Елизавете). Надежда Филаретовна смогла справиться с ситуацией, но почти перестала бывать в обществе и замкнулась в семейном кругу. Её отрадой стала музыка и впоследствии переписка с П. И. Чайковским. Н. Ф. фон Мекк взяла на себя заботу о материальном благополучии Чайковского, выдавая ему ежегодно по 6000 рублей (не считая оплаты путешествий и концертной деятельности и многого другого), создав, таким образом, исключительно благоприятную атмосферу для его творчества. Про заслуги Н.Ф. фон Мекк перед Чайковским во всех музеях его имени говорится вскользь, а некоторые горе-исследователи утверждают, что, помогая Чайковскому, она просто хотела прислониться к его славе. Анри Труайя, «знаток», в кавычках, русской души, закончил свою книгу, с его точки зрения, очень эффектно: «Она упустила уникальную возможность остаться в памяти потомков рядом со славой композитора, для которого хотела быть большой любовью, а стала лишь банкиршей». В мире, где все определяется деньгами, действительно сложно объяснить мотивы поведения Н.Ф.фон Мекк. Чтобы понять, что деньги в отношения этих людей были вторичны, надо хотя бы выборочно прочитать трехтомник переписки (почти 1200 писем) Надежды Филаретовны и Чайковского.

Двери московских домов Н.Ф.фон Мекк были всегда открыты для композитора, но, правда, в отсутствие хозяйки. Его радушно встречали, обслуживали, предоставляли кабинеты для работы, иногда он жил у Н. Ф. Мекк вместе со своим братом Модестом Ильичом.

Есть три сохранившихся московских дома, принадлежавших в своё время Н.Ф. фон Мекк, и которые так или иначе связаны с именем Чайковского.

Рождественский бульвар, 12/8 — этот московский дом известен как дом Фонвизиных и реже упоминается как дом фон Мэкк со львами (львов давно уже нет). Два сына, Михаил и Иван, одного из первых владельцев этого дома Александра Ивановича Фонвизина, были декабристами. В 1969 году этот дом был куплен семейством Фон Мекк и Надежда Филаретовна устроила здесь 50-ти комнатную семейную резиденцию. Здесь были написаны первые письма П. И. Чайковскому. Здесь в отсутствие хозяйки гостили Петр Ильич с братом Модестом. Для Чайковского всегда были приготовлены уютные комнаты во флигеле этого здания. В этом доме умер в 1880 году известный польский скрипач и композитор Генрик Венявский. Когда Надежда Филаретовна узнала о его тяжелой болезни во время гастролей по России, она предложила Николаю Рубинштейну перевезти больного музыканта к ней в дом и обеспечила ему необходимый уход. Были приглашены лучшие врачи, к Венявскому приехали его родственники, а все расходы взяла на себя Фон Мекк.

В 1881 году из-за пошатнувшегося положения семейного железнодорожного бизнеса Н.Ф. фон Мекк продала этот дом купцу А. С. Губину. Сегодня в этом доме квартирует Федеральное агентство по рыболовству. Фасад дома находится в плачевном состоянии. Разумеется, Госрыболовство не интересует реставрация исторического здания в центре Москвы. На фасаде располагаются две памятные доски. Одна посвящена польскому музыканту Генрику Венявскому, вторая посвящена министру рыбного хозяйства СССР Александру Ишкову, зама которого в свое время расстреляли за взятки в связи со знаменитым делом фирмы «Океан». И никаких упоминаний об истории дома, о Чайковском и Фон Мекк.

2
Москва и Чайковский

«Дом Фонвизина» на Рождественском бульваре

1
Москва и Чайковский

Фасад центральной части «Дома Фонвизина»

1
Москва и Чайковский

Через эти ворота П. И. Чайковский, возможно, въезжал на конном экипаже на територию усадьбы фон Мекк в отсутствие хозяйки дома

1
Москва и Чайковский

Памятная доска, посвященная польскому музыканту Генрику Венявскому. Её установили по инициативе посольства Польши. Почему на памятной доске не упомянули про фон Мекк — загадка.

1
Москва и Чайковский

Нынешние хозяева здания

1
Москва и Чайковский

Памятная доска, посвященная министру рыбного хозяйства Александру Ишкову. Говорят, что от наказания в связи с делом фирмы «Океан» его спасло личное заступничество Леонида Ильича Брежнева. История фирмы «Океан» была темная и запутанная, но масштабная. Только в Краснодарском крае в рамках рыбного дела с должностей сняли несколько тысяч советских чиновников: и партийных, и рыбных, и торговых. Было доказано, что зам Ишкова некто Рытов набрал взяток на 300 тыс. советских рублей, сущие копейки по нашим временам, но он поплатился за это жизнью. Была раскрыта детективная история, когда рыбная мафия прятала икру в банки из-под кильки. В те времена ходила байка, что какой-то пенсионер купил в магазине «Океан» банку кильки, пришел домой, вскрыл, а там черная икра, он пошел сдавать икру в магазин… Но надо отметить, что министерство рыбной промышленности работало в те времена неплохо и со снабжением рыбой ситуация была вполне сносная. Если кто помнит, были в СССР такие «рыбные четверги», народ их не приветствовал и требовал мяса.

1
Москва и Чайковский
1
Москва и Чайковский

Поклонный крест в сквере на Рождественском бульваре напротив дома Фонвизина, установленный в память о московской княгине Евфросинии Дмитриевне, по воле которой в 1395 году в Москву из Владимира была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана. История знакомства с поклонным крестом из числа иногда встречающихся удивительных взаимосвязей разных наших туристических маршрутов. В июне месяце подробно знакомились с Успенским собором Владимира и историей Владимирской иконы Божией Матери, а продолжение эта история получила уже в Москве на Рождественском бульваре.

Мясницкая, 44 — этот московский дом известен как дом трех композиторов. В 1826 году усадьба была куплена тайной советницей Н. М. Арсеньевой и существуют предположения, что знакомый с Арсеньевыми Пушкин мог бывать в этом доме. В 1843 году здесь останавливался и несколько дней жил гастролировавший в Москве композитор Ференц Лист. В 1880-х годах домом владела Н. Ф. фон Мекк. В эти годы в этом доме жил и преподавал музыку для детей фон Мекк, а также играл в семейном оркестре, молодой и ещё никому не известный Клод Дебюсси. Позже он даже влюбился в одну из своих воспитанниц пятнадцатилетнюю Соню, и просил у матери ее руки. Надежда Филаретовна в категоричной форме отказала и попросила незадачливого жениха незамедлительно покинуть ее дом. Дебюсси пришлось вернуться во Францию. Пребывание в семье фон Мекк стали важным периодом в жизни молодого французского музыканта. Россия, её музыкальное искусство, общение с известными русскими композиторами заметно повлияли на формирование Дебюсси как композитора. А полное содержание в течение почти трех лет, которое ему предоставила фон Мекк, позволили ему в то время, когда он был ещё никому не известным музыкантом, беспрепятственно заниматься сочинением собственной музыки. Позже он стал знаменитым композитором с мировым именем.

В 1884–1887 годах П. И. Чайковский неоднократно останавливался в этом доме в отсутствие хозяйки.

В память о посещениях дома этими тремя музыкантами его и назвали домом трёх композиторов.

2
Москва и Чайковский
1
Москва и Чайковский

Дом трёх композиторов на Мясницкой улице

Москва и Чайковский

Памятная доска, посвященная пребыванию в этом доме П. И. Чайковского

Гоголевский бульвар, 14 — этот московский дом известен как городская усадьба Е. И. Васильчиковой — Н. Ф. фон Мекк. Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола.

2
Москва и Чайковский

Усадьба Е. И. Васильчиковой — Н. Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре

2
Москва и Чайковский
1
Москва и Чайковский

Здание прекрасно отреставрировано. Много лет в этом здании находится Российская шахматная федерация. Здесь же расположен уникальный музей шахмат.

В 1884 году половина этого дома была куплена Владимиром Карловичем фон Мекком, старшим сыном Надежды Филаретовны. После переезда в особняк он серьезно заболел, и в начале 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда, чтобы ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году на руках матери Владимир Карлович скончался. Это был тяжелый период для Надежды Филаретовны. Помимо болезни старшего сына, у неё начались проблемы с собственным здоровьем, а семейное железнодорожное дело оказалось на грани разорения. В конце 1890 года Фон Мекк решает прекратить переписку и субсидирование П. И. Чайковского.

П. И. Чайковский в доме Владимира фон Мекк не бывал, но есть мнения историографов, что он несколько раз приезжал под окна особняка в конце 1890 — начале 1891 года, когда получил последнее письмо Надежды Филаретовны, надеясь случайно с ней встретиться и объясниться, но так и не смог этого сделать. Ирония судьбы, Надежда Филаретовна точно также пыталась мысленно заглянуть в окна т.н. виллы Чайковского во Флоренции, которую сама же сняла для композитора, когда каждое утро спускалась от района Ольтарно к историческому центру Флоренции.

Последнее письмо Н.Ф. фон Мекк не сохранилось, что конкретно она написала, историки гадают до сих пор. Некоторые исследователи сами придумали окончание переписки двух неординарных людей, но с реальностью такие фантазии не имеют ничего общего. Оба тяжело переживали расставание. Но, к сожалению, у всего земного есть свой конец. П. И. Чайковский прожил после этого события три года, умер нелепой смертью в Петербурге, заразившись холерой. На тот момент он находился на вершине своей славы: его знала Европа и Америка, его оперы и балеты не сходили со сцен многих стран мира, его имя стало звучать наравне с именами Бетховена, Моцарта, Баха.

Надежда Филаретовна пережила Чайковского всего на три месяца. Умерла она в Ницце, где лечилась от недугов. Похоронена была в семейном склепе на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве на Красносельской улице. Некрополь Ново-Алексеевского монастыря при Советской власти закатали в асфальт, по нему прошла автомобильная эстакада. Монастырь закрыли, монастырские постройки перестроили и в дальнейшем они использовались для хозяйственных нужд. Всё, что осталось сегодня от кладбища Ново-Алексеевского монастыря — это памятный безымянный крест, установленный на территории Храма Всех Святых — одного из двух храмов, чудом уцелевших из всех монастырских построек.

И в итоге получилось, что сегодня в Москве нет ни одной памятной доски, ни одного маломальского памятного знака, нет даже надгробия в память о великой, не побоимся этого слова, русской женщине Надежде Филаретовне фон Мекк. А как ещё можно назвать женщину, которая родила 18 (восемнадцать!) детей, из оставшихся в живых 11 детей вырастила достойных сынов Отечества, сподвигла мужа стать миллионером, сама смогла наряду с семьей управлять многомиллионным, весьма важным для страны ж/д бизнесом, много сделала для развития русской музыкальной культуры, оказала существенную помощь множеству музыкантов и композиторов и в том числе, можно сказать, выпестовала двух известнейших композиторов Чайковского и Дебюсси, вошедших в первую десятку композиторов всех времен и народов. Но памятник Надежде Филаретовне все-таки есть, и он никогда не будет зависеть от пристрастий власть предержащих и политической конъюнктуры, этим памятником является бессмертная музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. Его музыка звучит сегодня во всём мире, её любят во всех странах и интерес к ней не только не угасает, но она исполняется с каждым годом все чащё.

4 апреля 2013 года в Москве в Доме Музыки был организован уникальный концерт под названием «Признание в любви» по мотивам произведений Чайковского и его переписки с Н. Ф. фон Мекк. С нашей точки зрения, этот концерт является выдающимся образцом нашей музыкальной культуры, он украшен великолепной музыкой П. И. Чайковского в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и не менее прекрасным исполнением Ксенией Рапопорт роли Надежды Филаретовны и Евгением Мироновым роли П. И. Чайковского. Надо непременно посмотреть этот концерт, чтобы понять одну из самых необычных историй любви.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Москве
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии