Каждый житель нашей страны должен посетить дом-музей Чайковского в Клину. То же самое мы сказали про Пушкинские горы, когда там побывали. Поэзия, музыка и живопись — это как элементы кодирования нации. Чайковский — это «наше все» в музыке, также как Пушкин в поэзии. Национальных гениев, отмеченных искрой божьей, конечно, надо знать и почитать, они как часть души народа. Удивительное дело: рассказов, посвященных Зальцбургу, а значит и Моцарту, на Туристере более 50шт, а рассказов, посвященных дому-музею Чайковского в Клину только два. Наш будет третий.
Можно, конечно, говорить, что в Клину не создано достаточно удобств для посещения туристами и неудобно добираться. Но лично убедились, что в музее Чайковского всё организовано вполне достойно, а с вводом в эксплуатацию поездов Ласточка добираться до Клина стало достаточно удобно. Утренние поезда с Ленинградского вокзала до Клина уходят в 8, 9, 10 часов. Вечерние из Клина в Москву в 15, 16, 17 часов. Поезда комфортные, практически европейского класса, заметно отличающиеся от наших обычных электричек. Стоимость 300 руб. Ехать всего 50 минут, мы на метро тратим в день значительно больше времени.
Сотрудники музея поставили перед собой амбициозную задачу: довести уровень дома-музея Чайковского до уровня музейного комплекса Моцарта в Зальцбурге. Достаточно давно посещали Зальцбург, когда еще социалистическое сознание не перестроилось на капиталистический лад и тогда подумали, ну как можно на имени гения Моцарта зарабатывать деньги. Но сегодня стало понятно, что это единственный способ подняться в условиях информационной конкуренции, даже выпуск конфет «Моцарт» играет свою роль в раскручивании бренда. Впрочем, бренд конфет «Моцарт» принадлежит не Зальцбургу, первому в голову эта блестящая идея пришла немецкому предпринимателю из Мюнхена. Были суды, Зальцбург пытался отсудить бренд, но не смог. Не знаем, нужно ли выпускать конфеты «Чайковский» для зарабатывания денег, до музея эти деньги все равно бы не дошли. Но существование музея напрямую зависит от того, сколько к ним приедет посетителей.
Мы давно планировали поездку в Клин, но побывали в нем только в этом году в конце мая перед традиционным международным музыкальным фестивалем, в котором участвуют выдающиеся музыканты нашего времени. Ежегодно в начале июня после дня рождения Петра Ильича Чайковского, который отмечается в мае, в доме-музее его имени организуются концерты, спектакли и выставки. Есть многолетняя традиция, когда музыканты сажают деревья в парке дома-музея Чайковского. По памятным табличкам возле этих посаженных деревьев можно составлять антологию выдающихся музыкантов современности. А затем пианисты играют на знаменитом рояле «Беккер», принадлежавшем некогда П. И. Чайковскому. Нечасто пианисты прикасаются к этому легендарному инструменту, в другой раз это позволяется сделать победителям ежегодного международного конкурса им. П. И. Чайковского. Рояль также звучит в день рождения и день памяти композитора: 7 мая и 6 ноября.
Два слова о популярности музыки Чайковского в мире. Каждый год в начале января известный английский портал классической музыки Bachtrack публикует статистику о количестве исполнений произведений композиторов-классиков. На основе этих данных составляется наиболее достоверный рейтинг самых исполняемых композиторов. В 2017 году Моцарт вернул себе первое место, сместив на второе лидера 2016 года Бетховена, а Чайковский улучшил своё положение, поднявшись с 8 на 6 место. Очевидно, что интерес к творчеству Чайковского в мире с каждым годом возрастает, о чем свидетельствует неумолимое его движение за последние годы к тройке лидеров в рейтинге. Конечно, несколько некорректно расставлять композиторов по очереди, но это статистика и ничего более. Список самых исполняемых в мире композиторов-классиков в 2017 году такой: 1 Моцарт 2 Бетховен 3 Бах 4 Брамс 5 Шуберт 6 Чайковский 7 Гайдн 8 Шуман 9 Гендель 10 Равель 11 Мендельсон 12 Дебюсси 13 Рахманинов 14 Шопен 15 Дворжак 16 Шостакович 17 Иоганн Штраус-сын 18 Вивальди 19 Малер 20 Иоганн Штраус-отец 21 Стравинский.
Сложно сказать, осуществима ли вообще замечательная и благородная идея превращения российского Клина в аналог австрийского Зальцбурга. Честно говоря, по итогам нашего знакомства с городом появились сомнения на этот счет. Сам музей очень интересный и достоин посещения, в нем создана вполне аутентичная атмосфера того старого времени, в котором жил композитор, и есть множество подлинных раритетных вещей, связанных с именем Чайковского, но Клин как туристический объект несколько разочаровал. Но обо всем по порядку.
План музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину
1
Современное концертно-выставочное здание музея П. И. Чайковского в Клину
1
В холле современного здания музея П. И. Чайковского в Клину
5
Аллея композиторов в современной части музея-заповедника
1
Деревья с табличками, посаженные известными музыкантами в парке дома-музея П. И. Чайковского
Об истории дома Чайковского в Клину
В доме, где в настоящее время расположен музей его имени, Чайковский провел последние полтора года своей жизни. Большую часть жизни у композитора не было своего дома, он постоянно переезжал с одного места на другое и только когда ему исполнилось 45 лет, решил, что пора где-то остановиться. Клин Чайковский выбрал за его удобное расположение между Москвой и Петербургом, в то время город был тихим и спокойным, почти деревней, чем также понравился композитору. Сначала он устроился в селе Майданово рядом с городом, но в первое же лето село его разочаровало, поскольку здесь собиралось огромное количество дачников, они гуляли под окнами съемного дома Чайковского, приглашали попить чаю и поиграть в карты и никак не оставляли композитора в покое. Бросив Майданово, Чайковский переехал во Фроловское, ещё одно село под Клином, и это место показалось ему раем земным. Но увы, с этой усадьбой композитору также не повезло, хозяева вырубили весь окружающий лес, чтобы его продать, и Чайковский опять был вынужден переехать. Наконец, он обосновался в доме на окраине Клина, который снял для проживания у местного мирового судьи Сахарова. С одной стороны дома был лес, с другой поля, а с третьей проходила дорога Москва-Санкт-Петербург.
Этот дом Чайковский любил за уединенное расположение, красивую природу, которая была для него источником вдохновения. Очень нравились ему цветы, которые во множестве росли на приусадебном участке. Любимыми цветами Чайковского были ландыши, он называл их королем цветов. Брат композитора Модест Ильич больше любил фиалки и родные братья иногда в шутку пикировались. Петр Ильич говорил брату: твои фиалки пахнут словно помада из табачной лавки, на что Модест Ильич отвечал: а твои ландыши похожи на ночные чепчики. А ещё Чайковский был азартным грибником, знал в окрестностях все грибные места, но ни с кем не делился этой информацией.
6
4
Дом Чайковского в Клину и аллеи парка со стороны главного фасада. Парк был заложен в 70-х годах 19 века вместе с началом строительства дома. В парке можно увидеть аллеи из лип, белоствольные березы, кусты сирени, островки ландышей, любимых цветов композитора. На клумбах сегодня высаживают розы, бегонии, левкои, флоксы, душистый табак — все те цветы, коорые росли здесь при П. И. Чайковском.
3
Противоположный фасад дома Чайковского
В одном из писем Чайковский так писал про свой клинский дом: «Мне нигде не работалось так хорошо. Ни блеск швейцарских озер, ни пышное цветение флорентийской весны не пробуждали во мне того волнения, которое я испытывал здесь при виде чахлого осинового перелеска. Эти дороги, лопухи, покосившиеся сараи, деревенские церквушки трогают меня до слез».
Несмотря на то, что дом Чайковского стоял в уединении, до центра Клина было недалеко, всего 15 минут небыстрой ходьбы. До сих пор там сохранились Торговые ряды, почта, аптека, которые посещал композитор. Местные жители хорошо относились к Чайковскому, он был общителен, добр к ним и никому не отказывал в помощи.
Время, проведенное Чайковским в Клину, было очень плодотворным, здесь композитор написал 4 оперы: Чародейка, Пиковая дама, Черевички, Иоланта, три симфонии: Манфред, 5-ая и 6-ая, два балета: Спящая красавица и Щелкунчик, многие романсы и фортепианные сочинения. В эти годы Чайковский начал выступать в качестве дирижера. В октябре 1893 года из этого дома Чайковский уехал в Петербург на премьеру свой 6-ой симфонии, после концерта он тяжело заболел и вскоре умер от холеры в возрасте 53 лет. Похоронили его в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Один из его современников говорил, что весь город пришел проститься с великим композитором.
После смерти Чайковского его брат Модест Ильич решил организовать в доме, где жил композитор, музей и для этого дом был выкуплен у хозяев. В устройстве музея ему активно помогал племянник Чайковского Владимир Львович Давыдов, наследник авторских прав композитора. Чтобы ничего не менять в комнатах Чайковского, была сделана пристройка к дому, где и расположились кабинеты М. И. Чайковского и В. Л. Давыдова. Музей принял первых посетителей в декабре 1894 года. Модест Петрович предполагал, что музей просуществует, по крайней мере, лет 70, пока не уйдёт поколение, которое застало Чайковского живым. Но к счастью, он ошибся. В этом году музей отметил 123-летний юбилей, и посетителям нет конца. В 1916 году по завещанию Модеста Петровича музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться по примеру дома Моцарта в Зальцбурге или дома Бетховена в Бонне. Когда началась Великая Отечественная война, все вещи из музея увезли в Воткинск — город, где родился композитор. Благодаря этой своевременной эвакуации обстановка в музее осталась подлинной. Во время войны Клин был в оккупации, но недолго, в течение трех недель. В здании музея стояли немецкие мотоциклетные войска, на втором этаже были казармы, на первом — гараж и ремонтные мастерские. К счастью, само здание не пострадало, после освобождения города дом отреставрировали, в конце 1944 года все экспонаты вернулись в музей и он продолжил свою работу.
4
Часть дома с балконом была специально построена, чтобы в неизменном виде сохранить комнаты П. И. Чайковского
Об экспозиции дома-музея Чайковского в Клину
На первом этаже дома расположены кухня и столовая, куда композитор спускался обедать, завтракать и ужинать он предпочитал на втором этаже на своем любимом теплом балкончике. На первом этаже жил его слуга Алексей Иванович Софронов с семьёй. Сегодня комната Софронова используется как небольшой выставочный зал. Здесь размещены личные вещи композитора и подарки от почитателей и друзей. Среди них письменный прибор — подарок от музыкального общества из Тифлиса, где часто бывал Чайковский и одно время служил брат композитора Анатолий. Композитора всегда по-восточному пышно встречали в Тифлисе и однажды, чтобы украсить ложу Чайковского в театре, в Тифлис привезли целую подводу его любимых ландышей. В этой комнате в застекленном шкафу можно видеть дорогой сердцу Чайковского подарок — дирижерскую палочку Шумана, он хранил её как реликвию и талисман и на концертах никогда не пользовался. А также партитуру «Пиковой дамы» в серебряном переплете, подарок от Одесского оперного театра и уникальный серебряный столовый прибор с чарками от московских почитателей, по кругу серебряного блюда которого написаны названия произведений Чайковского. Здесь же представлен серебряный венок, подарок харьковских почитателей. В тот день, когда Чайковскому преподнесли этот венок, сделана фотография, которая занимает одну из стен комнаты Софронова. После концерта в Харькове, на котором Чайковский дирижировал, публика поднялась на сцену, композитора посадили в кресло, на руках отнесли в карету и отвезли к фотографу. В итоге этой истории появилась эта знаменитая фотография композитора в кресле, так Чайковский выглядел в последний год своей жизни, когда жил в этом доме.
2
Так выглядел П. И. Чайковский в последний год своей жизни
В прихожей на втором этаже, где жил композитор, в качестве экспонатов представлены походные сундуки и шляпная коробка, которые сопровождали композитора в его поездках. Говорят, что сундуки практически никогда не распаковывались и всегда были готовы к очередным поездкам. Чайковский провел жизнь в бесконечных поездках.
Шляпная коробка на два цилиндра и походный сундук, некогда принадлежащие П. И. Чайковскому
Чайковский много выступал в России и за границей. Своими концертами стремился сделать известной во всем мире русскую музыкальную культуру. В то время русскую музыку в Европе не любили и считали её варварской. Заслугой Чайковского является тот факт, что он во многом изменил отношение Европы к русской музыке. Последняя поездка Чайковского за границу состоялась летом 1893 года в Англию, где его удостоили звания доктора музыки Кембриджского университета. Этого же звания вместе с ним удостоились Камиль Сен-Санс и Эдвард Григ. С этими композиторами Чайковский был лично знаком, а с Григом он был даже очень дружен. Но из всех своих многочисленных поездок композитор с большим удовольствием возвращался домой и писал друзьям про свой клинский дом, что «чрезвычайно доволен своими двумя огромными комнатами».
Фотография П. И. Чайковского на церемонии вручении звания доктора музыки Кембриджского университета
Письмо П. И. Чайковскому от Эдварда Грига
Гостиная на втором этаже — это самое большое помещение в доме, оно служило Чайковскому в качестве рабочего кабинета и для приема гостей. Рояль «Беккер», который сегодня стоит в этом кабинете, был подарен Чайковскому в 1885 году знаменитой петербургской фирмой музыкальных инструментов. Российская фабрика фирмы Якова Беккера была всемирно известной и производила уникальные рояли по собственным запатентованным технологиям. Была поставщиком его Величества Императора Всероссийского, императора Австрийского, королей Датского, Норвежского, Шведского. Чайковский писал в одном из писем: «…Следует предпочесть беккеровские рояли, так как будучи мягки и приятны по своему тону, они в то же время отличаются замечательной силой звука…».
5
3
3
Обстановка гостиной сегодня
Обстановка гостиной при жизни П. И. Чайковского
Чайковский был неплохим пианистом, но он никогда не выступал на сцене из-за своей застенчивости, играл только с друзьями на домашнем рояле «Беккер». В 47 лет он все-таки стал выступать как дирижер и быстро приобрёл известность. Одни из самых успешных его выступлений как дирижера прошли в Америке. Чайковскому доверили дирижировать оркестром на открытии Карнеги-Холла в Нью-Йорке, успех был невероятный. В знак признания ему преподнесли копию статуи Свободы — символа Америки. Также он выступал во многих других американских городах, его везде хорошо принимали, и Чайковский писал друзьям, что здесь он оказывается значительно более важной птицей, чем в Европе. Помимо радушия американской публики, в Америке его поразили многоэтажные здания, в одном из писем он написал, что отказывается понимать, как можно жить на 13-ом этаже.
В гостиной сегодня находится множество подарков от друзей и почитателей. Один из самых заметных — петух, символ Франции, подарок одного из самых знаменитых французских актеров своего времени Люсьена Гитри за то, что по его просьбе Чайковский написал музыку к спектаклю «Гамлет». Люсьен Гитри был дружен с братьями Чайковскими.
4
Подарок П. И. Чайковскому от французкого актера Люсьена Гитри
Другой заметный подарок — альбом с гравюрами чешских художников, подарок из Праги, где концерты Чайковского неизменно проходили с большим успехом. Чешская публика очень любила произведения Чайковского. Когда композитор приезжал в Прагу, его на вокзале всегда встречало большое количество восторженных поклонников. Подаренный альбом был украшен лавровой ветвью, гербом Праги и чешскими гранатами. Драгоценными камнями были выложены инициалы композитора. Чайковский был так впечатлен встречами пражских поклонников, что начал учить чешский язык, чтобы иметь возможность с ними общаться.
На подрамнике под стеклом тот самый раритетный подарок чешских поклонников П. И. Чайковскому
В отдельный шкаф, находящийся в гостиной, помещен самый дорогой подарок Чайковскому — полное собрание сочинений Моцарта в 72 томах. Это собрание — подарок композитору на рождество от его издателя П. И. Юргенсона. Моцарт был любимым композитором Чайковского с самого детства, он даже говорил, что благодаря Моцарту посвятил жизнь музыке. Издатель попросил слугу композитора положить подарок под елку, Чайковский был рад ему как ребенок. Многочисленные пометки композитора на полях этого собрания свидетельствуют, что Чайковский до конца дней обращался к творчеству любимого композитора. В этом же шкафу стоит уникальное издание оперы Глинки «Руслан и Людмила». Чайковский любил музыку этого композитора и считал, что Глинка — это идеал русской музыки. Говорил, что из Глинки, как из желудя выросла вся русская музыка.
1
В этом шкафу в гостиной хранится полное собрание сочинений Моцарта в 72 томах
1
В этом же шкафу размещено уникальное издание партитуры оперы Глинки «Руслан и Людмила»
4
На балкончике, который примыкает к гостиной и находится прямо над боковым входом в дом, П. И. Чайковский любил по утрам пить чай и одновременно просматривать свои многочисленные письма. Много писем композитор получал от восторженных поклонников. В деловых письмах, адресованных П. И. Чайковскому, были приглашения на гастроли, предложения издательств издать его произведения, зарубежные композиторы просили посмотреть их произведения или помочь организовать гастроли в России.
Так балкончик выглядел при жизни П. И. Чайковского
11 лет Чайковский проработал преподавателем в Московской консерватории, которой руководил его друг Николай Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сыграл большую роль в музыкальной судьбе Чайковского. Они часто спорили о музыке. Рубинштейн, например, поначалу не принял 1-ый фортепианный концерт Чайковского, который тот посвятил именно своему другу. Чайковский обиделся, посвящение убрал и доверил исполнению другому музыканту. Потом Николай Григорьевич мнение о 1-ом концерте изменил, много раз с успехом исполнял это произведение, и Чайковский за прекрасное исполнение 1-го концерта простил друга и посвятил ему уже 2-ой концерт.
Чайковский много времени и сил отдавал работе в консерватории. Ученики его любили и в шутку говорили, что любой троечник Московской консерватории заткнет за пояс любого отличника из Петербургской консерватории, поскольку в Московской консерватории преподавателем работает сам Чайковский. С годами эта работа все больше утомляла композитора и, получив материальную помощь от Н.Ф. фон Мекк, Чайковский бросил консерваторию, целиком посвятив себя творческой работе. Впоследствии композитор говорил: «Преподаватель из меня всегда будет плохой, поскольку в каждом ученике я вижу врага, созданного специально, чтобы меня мучить».
Фотография Н.Ф. фон Мекк
С фон Мекк Чайковского связывала удивительная дружба по переписке. Фон Мекк и Чайковского в свое время познакомил Рубинштейн, она заказала композитору небольшое музыкальное произведение, за которое щедро заплатила. Деловая переписка вскоре стала дружеской. В течение 13 лет они писали друг другу письма, все это время фон Мекк помогала Чайковскому материально, но лично они не встречались. И если случайно сталкивались в общественных местах, то делали вид, что не знакомы. Помощь фон Мекк сложно переоценить, возможно именно она и позволила состояться Чайковскому как всемирно известному композитору. 6 тысяч рублей, которые ежегодно выделяла фон Мекк Чайковскому — огромные деньги по тем временам, зарплата профессора консерватории составляла в среднем 1,5 тысячи рублей в год.
После музыки самым большим интересом в жизни композитора была литература. В книжных шкафах в гостиной хранятся книги из личной библиотеки Чайковского с произведениями великих писателей: Достоевского, Гончарова, Пушкина, Толстого и многих других, а также здесь есть множество научных трудов, в первую очередь по истории. Чайковский много читал, в детстве писал стихи. Он был знаком со многими литераторами и важное место в его жизни занимали Лев Толстой, Островский и Чехов. Чайковский читал книги и на иностранных языках. В той или иной степени композитор знал 6 иностранных языков. Очень любил читать в оригинале произведения Диккенса. Чешский выучил только для того, чтобы общаться в Праге со своими поклонниками. Неплохо знал итальянский и немецкий, но лучше всего владел французским языком.
1
Книжные шкафы в гостиной с книгами из личной библиотеки П. И. Чайковского
2
Столик для чтения книг. Над столиком портрет отца композитора — Ильи Петровича Чайковского.
Так выглядело это место при жизни П. И. Чайковского
2
За этим столом в гостиной П. И. Чайковский писал письма. За свою жизнь Чайковский написал около 7 тысяч писем. Иногда он писал до 20 писем в день. Композитор в шутку называл себя мучеником почты.
1
Над своими музыкальными сочинениями Чайковский работал в спальне. За этим столом, выполненным из березы клинским краснодеревщиком в 1885 году, от первой до последней ноты была написана 6-ая симфония. Сейчас на столе лежат копии рукописи той самой 6-ой симфонии. Чайковский всегда много работал и считал, что вдохновение — это гостья, которая не любит посещать ленивых. Работе он отдавал утренние часы. После обеда гулял и обдумывал новые музыкальные темы.
2
Место в спальне, где спал Чайковский. Все вещи подлинные, включая тапочки.
3
Кабинет Модеста Ильича, основателя дома-музея Чайковского. Человеком он был также талантливым: драматургом, педагогом, переводчиком. После смерти брата всю свою жизнь посвятил созданию музея. Сохранил обстановку дома, собрал огромное число рукописей композитора и написал его биографию. Кабинет украшен портретами близких и друзей, а также копиями произведений итальянских живописцев, Модест Петрович был большим ценителем итальянского искусства. Здесь много портретов артистов, Модест Петрович, будучи драматургом, знал многих из них. Также он написал либретто двух последних опер П. И. Чайковского — «Пиковая дама» и «Иоланта».
Кабинет Владимира Львовича Давыдова, племянника Чайковского. На его средства был куплен дом Чайковского с целью организации музея. Чтобы найти необходимую сумму, Давыдову пришлось продать своё имение на Украине.
1
Столовая, расположенная на первом этаже дома. Стол раздвижной, за него можно было посадить до 20-ти человек. Двери выходят на веранду, летом туда выносили плетеную мебель и обедали на свежем воздухе. В столовой сохранилась резная дубовая мебель. В шкафу размещена часть сохранившейся посуды тверской фабрики Товарищества братьев Кузнецовых.
Описать в рассказе всё, что узнали про Чайковского и его дом, невозможно. Лучше послушать интереснейший рассказ музейных экскурсоводов, послушать звучание легендарного рояля «Беккер» (к сожалению только в записи), услышать подлинную запись голоса Чайковского, сделанную с помощью фонографа Эдисона и в завершение в фонотеке музея насладиться лучшими произведениями Чайковского, которые Вы сами выберете для прослушивания. В субботу и вокресенье в 12 и 13 часов организуются групповые экскурсии по дому-музею и его временным выставкам. В любое время можно заказать индивидуальную экскурсию, её стоимость вполне доступна, но о такой экскурсии лучше позаботиться заранее, позвонив по телефонам, указанным на сайте дома-музея П. И. Чайковского. Посетить дом Чайковского и парк, когда здесь нет многочисленных туристов, большая удача.
В 2006 году в парке дома-музея Чайковского был установлен памятник работы скульптора Александра Рожникова. Пётр Ильич читает партитуру, задумчив и погружён в музыку. По мнению многих почитателей музыки Чайковского памятник великому композитору получился удачным.
2
3
Памятник композитору в парке дома-музея П. И. Чайковского в Клину
Копия Богаткиной Е.П. (1939 г.) со скульптуры В. А. Беклемишева (1898 г.) на временной выставке в доме-музее П. И. Чайковского. Нам понравилась именно этот скульптурный образ П. И. Чайковского.
1
Бюст П. И. Чайковского скульптора Г. Д. Гликмана установлен в торце перрона ж/д станции Клин
После посещения музея посетили исторический центр Клина и прошли по тому же пути, по которому в свое время туда ходил Петр Ильич. Этот центр расположен в 15-ти минутах неспешной ходьбы от дома-музея Чайковского и сегодня здесь сохранилось несколько зданий, которые посещал великий композитор. Он точно делал покупки в Торговых рядах, отправлял письма с местной почты, а также заходил в аптеку. Во времена Чайковского здесь в центре Клина также стояло здание женской гимназии, которое сохранилось и поныне, и возвышалась Троицкая церковь, которая дошла до наших дней в сильно измененном виде, как по назначению, так и по внешнему виду.
Карта исторического центра Клина с указанием сохранившихся зданий и маршрут движения от дома-музея П. И. Чайковского
Старинная фотография вида на центр Клина с улицы Чайковского, по которой мы шли от дома-музея П. И. Чайковского. В настоящее время в помещении исторического сарая проходит выставка фотографий дореволюционного Клина и представленные в материале старинные фотографии именно с этой выставки. Как видно, доминантой центра Клина того времени являлся Троицкий собор.
Современный вид исторического центра Клина. Сегодня здесь расположена площадь под названием Советская. От Троицкого собора осталась одна башенка и часть здания.
1
Старинная фотография Торговых рядов
Так выглядят Торговые ряды сегодня, эта часть рядов полный новодел
1
1
Сохранившиеся старые части Торговых рядов кое-где неплохо отремонтированы, новодельные части выглядят вполне прилично, но до полной гармонии во внешнем виде Торговых рядов ещё далеко. Некоторые торговые точки в рядах к сожалению в полном запустении.
Старинная фотография здания аптеки в центре Клина, которую посещал П. И. Чайковский
1
Здание той же аптеки сегодня
Фотография Почтовой площади в центре Клина во времена П. И. Чайковского. Здание почты вроде как первое слева. Сейчас по этому месту проходит улица Гагарина.
В здании, где в позапрошлом веке находилась почта, сегодня также квартирует современное почтовое ведомство. Это здание знаменито в том числе тем, что оно описывается в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На клинском почтовом дворе писатель слушал слепого певца.
Что огорчило, так это состояние здания бывшего Троицкого храма в центре города. Советская власть, разумеется, его закрыла, и там разместился Дом культуры. Вывеска «Дом культуры» и сегодня гордо висит на здании, но вроде как его уже передали РПЦ и там проводятся службы. Что значит сочетание вывески «Дом культуры» и элементов церковной принадлежности, сложно сказать. В настоящее время идет ремонт здания и его ободранный вид производит неприятное впечатление, за 25 лет новая городская власть так и не смогла привести здание в порядок и определиться с его назначением. Но зато перед главным фасадом этого «памятника эпохи» поставили скульптуру П. И. Чайковского.
Сегодняшняя проблема центра Клина заключается в серьезной транспортной загруженности окружающих центр дорог и здесь практически отсутствуют пешеходные зоны. Несмотря на анонсированное открытие платной объездной дороги, изменение автомобильного трафика в центре города практически незаметно. Чтобы Клин был хоть как-то похож на Зальцбург, транспортные проблемы придется решать.
Но закончить рассказ про Чайковского хотелось бы его вечной музыкой. На эту роль выбрали сентиментальный вальс великого русского композитора.
П. И. Чайковский- «Сентиментальный вальс» — Tchaikovsky «Valse Sentimentale»