Добираться в Йошкар-Олу из Казани очень удобно, каждый час от ЦУМа отходят автобусы, которые привозят почти в самый центр столицы Марий Эла. Йошкар-Ола — город небольшой, население чуть более четверти миллиона. Интересующая туриста часть по площади совсем не велика, но интенсивно наполнена разными объектами.
Выйдя из автобуса, я увидела совсем невзрачный город, с обычными 5-этажками, обшарпанными зданиями в стиле сталинского ампира, невыразительными советскими административными сооружениями, кое-где встречались совсем ветхие деревянные дома. Передо мной был обычный, не самый богатый, российский город.
Но вот я заворачиваю за угол — а передо мной площадь, отдаленно напоминающая венецианскую Сан-Марко! Эффект невероятный. Это оказалась площадь Оболенского-Ноготкова, а дворец — национальная художественная галерея.
В моей голове всплыла фраза, которая стала слоганом дня: Вы серьезно?! Действительно, трудно поверить, что люди всерьез решили на марийской земле возвести собственную Италию. Но вот у эксцентричного губернатора Маркелова такая мысль не только родилась, он ее довольно успешно воплощал в жизнь в течение 10 лет, пока не отправился под арест, где находится и поныне. А городу остались плоды его вдохновения, почерпнутого из путешествий по Европе.
От венецианской площади я двинулась к набережной реки Малая Кокшага, вокруг которой и теснятся новоявленные достопримечательности времен Маркелова.
Сначала я вышла на набережную Амстердам, застроенную домами, смахивающими на голландские.
На набережной почему-то стоит памятник Гоголю, потом еще Рембрандту, а дальше Пушкину и Онегину одновременно. Адская смесь!
Дальше по берегу идет Воскресенская набережная.
Но я сначала туда не пошла, а для разгона решила свернуть к Входо-Иерусалимской церкви.
Она построена на месте разрушенного в советское время собора. Сейчас здание полностью возведено, но подступов к нему никаких нет и внутри видны голые стены. Храм пока не доделан и не заметно, чтобы здесь велись какие-то работы Эта же судьба постигла и некоторые другие здания то тут, то там видны разной степени готовности дома, стройка на которых явно не ведется уже какое-то время.
Дальше на Вознесенской улице мне повстречалась Часовня всех святых,
потом великолепная, белоснежная Троицкая церковь,
и, наконец, моим глазам открылся настоящий Кремль! Царевококшайский.
Внутри с комфортом разместилась ярмарка продуктов из братской Беларуси, и, как мне показалось, это правильное использование этого пространства. А то там, кроме пушек и часовни, и посмотреть не на что, а так пользу приносит.
Безумство губернатора, видимо, вирусно распространяется немного и на жителей. Вот рядом с Кремлем энтузиасты открыли Музей русских сказок, за вывеской которого скрываются магазины и оптика.
Смотрится это нагромождение персонажей совершенно дико. и у меня снова возник вопрос: вы это серьезно?!
Дальше я решила немного углубиться в обычный город (цель была найти необычное, замкоподобное здание школы). За переделами этих фантастических комплексов обнаружился обычный город, с домами конца 19 и начала 20 века, со типовой советской застройкой, с керамогранитной постперестроечной архитектурой.
Школу я нашла, полюбовалась и отправилась дальше, предаваться пиршеству духа.
Но сначала заглянула на двор Вознесенской церкви.
На Воскресенской набережной стоит Воскресенский собор аж с двумя часовнями и памятником царю Федору Иоанновичу.
По Воскресенскому мосту перехожу на Патриаршую площадь и передо мной вырастает странное сооружение, а ля средневековый замок с подвижной часовой композицией «12 апостолов».
Дальше театр кукол, строившийся явно как оммаж баварскому Нойшванштайну.
С площади открываются виды на весь комплекс построек. Слева — набережная Брюгге, справа Воскресенская набережная и площадь Республики, вдали — набережная Амстердам.
На площади Республики потрясениям нет числа: Благовещенская (читай Спасская) башня, Благовещенский собор (как бы копия Собора Василия Блаженного), а за ним Архангельская слобода — комплекс зданий, в которых причудливо смешаны итальянские, германские и австрийские традиции.
В общем, удивительное-то, оказывается, рядом! Это надо же так все смешать! Гуляла я по всему этому градостроительному безумию часов 6, жаль не застала в вечерней подсветке все это архитектурное пиршество (видела фото в сети — красиво). А при дневном свете, конечно, впечатления более чем противоречивые. Не оставляет ощущение того, что ходишь по декорациям на киностудии. Пока все эти богатства слабо обжиты, почти нет общепита (сплошное мороженое и кукуруза). Меня спас супермаркет, в котором нашелся и буфет, и кафетерий, и туалет. Людей в будний день не много, но видела группы туристов и аборигены с детьми гуляют, катаются на лодках и катамаранах. Есть надежда, что все это обживется и найдет свое применение. Пока же ощущение пустынности есть, но может виной тому будний день.
Но в целом поездкой я осталась очень довольна. Конечно, это совсем не архитектурный шедевр, но такой настоящий размах эпохи Возрождения в замыслах чувствуется. Не напрасно в парке стоит фигура Лоренцо Медичи, намекая на продолжение традиций тех времен. Оглядываясь в последний раз с набережной Амстердам на все это великолепие, понимаю, что есть в этой мешанине простая тяга к красоте, пусть наивная, неумелая, но искренняя.
А, в конце концов, когда-то и мой любимый модерн ругали, обзывая безвкусицей и вульгарностью. А в Йошкар-Олу стоит съездить, чтобы составить свое мнение о всех этих безумствах и решить, хорошо это или плохо.
Теги:
Самостоятельные путешествия