Примерно три года назад, наш друг Антон, уехал по студенческой визе на пмж в Китай для изучения их культуры и языка. Уже находясь там, он часто звал в гости всех друзей, оставшихся в далёкой России. И после его очередного приглашения, Я и Никита, даже не заметили, как оказались в Московском аэропорту Шереметьево, в толпе китайцев, направляющихся в Гуанчжоу. Почти девяти часовой перелёт с коренными жителями этой страны, невольно вынуждает привыкнуть к бесконечному шуму, создаваемому ими же.
Впереди нас ещё ждала пересадка до города Куньми.
Антон выбрал именно этот город для проживания по нескольким критериям:
— чистый воздух
— недорогое проживание
— близость к цивилизации
— красивая провинция (лучшее место для туризма) . Тут есть всё: от гор на севере до слонов на юге.
Ну, а мы выбрали этот город, потому что в нём был Антон)
После встречи в аэропорту мы на метро отправились в сторону нашего отеля, который через букинг забронировали за пару дней до вылета. Практически сразу мы начали ловить на себе изучающие взгляды китайцев, некоторые из них даже пытались нас скрытно фотографировать, а кто-то из них это делал слишком открыто.
В такие моменты начинаешь себя чувствовать то ли «звездой», то ли обезьянкой, в общем, если ты «Белый», то здесь ты будешь вызывать интерес.
В самом городе, несмотря на необычность всего вокруг, нужно оставаться собранным и внимательным, в особенности при переходах (лучше перебежках) через дорогу. Только несколько месяцев назад до нашего приезда был введён штраф за нежелание пропускать пешехода, что несколько облегчало наше прибывание здесь. Самыми коварными, по моему мнению, являются скутеры, так как они все электрические и подъезжают абсолютно бесшумно, а в позднее время, их ещё и не видно, так как все экономят заряд своей драгоценной батареи. В общем идти нужно на зелёный уверенно и без резких манёвров, но смотря по сторонам, чтобы не допустить пересечения траектории вашего движения с каким-нибудь мопедом. И даже при прогулке по тротуару надо всегда быть готовым к тому, что в любой момент из-за спины может кто-нибудь выехать. В этом транспортном хаусе мне довелось прокатиться пассажиром на мопеде. Аттракцион, надо сказать, очень впечатляющий. И здесь я заметил ещё одну очередную особенность — это парковщики для мопедов. Подъехав, к примеру, к торговому центру к Вам подойдёт человек, визуально ничем не отличающийся от любого другого китайца и предупредит о том, что парковка стоит 2 юаня. На нём не будет специальной формы или хотя бы бейджа, но он официальный работник. Вернувшись, нужно внести плату, в противном случае за тобой погонятся с криками на всю улицу и даже не знаю чем закончится, если догонят.
В каждом городе у такси свой окрас и в потоке машин их всегда выделяет красный, либо зелёный огонёк на лобовом стекле, говорящий о статусе занятости автомобиля. Выходим на дорогу, поднимаем руку и такси может встать чуть ли не по центру проезжей части.
Садимся, указываем точку на карте, куда необходимо доехать и едем. Машины в основном старые, 10–15 летние, попадаются и совсем свежие, но внутри все они выглядят абсолютно одинаково: натянутые белые чехлы на сидениях или аккуратно постеленный мягкий ковёр. В городе Куньмин, все таксисты защищённы от пассажиров оргстеклом или решёткой,
в других городах такого не встречали. Цены очень доступные, посадка 8 юаней днём и 9,5 ночью, в них включено 3 км пути, общий тариф комбинированный, состоящий из времени и пройденного расстояния, но в целом 8 км ночью мы проехали за 25 юаней. При этом стоимость топлива на одной из заправок была: бензин 95 по 8,22; 92 по 7,66, а дизель 7,24 юаня. Поэтому мы встречали нексколько машин переведённых на метановое топливо. Иногда удобнее воспользоваться городским автобусам, по причине того, что у них выделенная полоса для движения, что позволяет ехать даже при загруженных дорогах. Входя в автобус нужно положить 2 юаня в специальный ящик рядом с водителем, но если у тебя нет без сдачи, то её давать никто не будет, в таком случае клади 5.
Пешеходы ведут себя тоже достаточно фривольно, переходя дорогу, где вздумается, поэтому во многих местах стоят придорожные заборы. Очень необычный способ нашли власти для того, чтобы приучить жителей переходить на зелёный сигнал светофора. Нарисованая перед пешеходником жёлтая линия обозначает, что за неё заступать нельзя пока горит красный свет, и если кто-то принебрегает этим правилом, то из столбиков находящихся рядом, начинает брызгать вода, принуждая нарушителей вернуться в безопасное место.
Вообще для воды у них достаточно много применений, например, ездят не только машины, которые поливают дорогу, но и большие грузовики, которые распыляют направленный вверх поток воды около 1,5 метров в диаметре, мы предположили, что это делается для увлажнения воздуха. А так же вода используется в конструкции грузовиков для очищения колёс при выезде со стройки.
В целом должен заметить, что все люди здесь настроены крайне доброжелательно и даже прогуливаясь ночью в одиночку, нет никакой опасности. Со слов Антона, тут очень спокойно и лишь в туристических местах возможно пострадать от рук карманников, в чём ему в своё время довелось убедиться лично.
Добравшись целыми и невредимыми до своего отеля мы были слегка разочарованы, так как он совсем не соответствовал заявленному уровню. Нам достался очень старый номер из плюсов которого было расположение на 20 этаже и две огромных кровати, которые помогли восстановить силы после долгой поездки. Неприятным сюрпризом оказалась стройка метро прямо под нашими окнами, не умолкающая круглые сутки. Кинув вещи мы отправились на знакомство с городом.
Первым, что ещё бросается в глаза, является их безграничное курение повсюду- у лифта отеля, на ресепшене, в номерах, в ресторанах и т. д. Повар ресторана сидел с сигаретой даже внутри торогового центра. В него мы, кстати, зашли, чтобы укрыться от дождя, который внезапно начался и так же внезапно закончился. Ещё один интересный факт, на который я обратил внимание — это любовь китайцев к караоке. Специально для этого в торговом центре было отведено два этажа из пяти. Два этажа караоке! А при входе в ТЦ стоят будки для караоке, чуть больше телефонных, внутри которых по два микрофона и экран для приятного времяпрепровождения.
Потом мы погуляли по небольшим улочкам, на которых просто нет свободного места. Здесь сплошные магазины, массажные салоноы и кафешки. Тут мы столкнулись с ещё одной удивительной особенностью — это резкие запахи от всяких приправ и уже приготовленных блюд, некоторые из которых поначалу даже, уж простите за подробности, чуть ли не вызывали рвотные рефлексы. «Со временем привыкаешь»- прокомментировал Антон. Он был прав, через несколько дней я уже не так сильно концентрировал на этом своё внимание.
Ещё удивила их платёжная система Wechat, которая по сути является социальной сетью при помощи, которой люди не только общаются между собой, но и рассчитываются. То есть, подходишь к бабушке в овощной лавке, выбираешь фрукты, потом она даёт тебе куаркод и перейдя по ссылке ты просто вводишь сумму, с твоего счёта деньги моментально зачисляются на её счёт. И этот «вичат» здесь есть у каждого, но зарегистрироваться в нём иностранцу возможно, только имея банковскую карту, выпущенную в Китае, а для этого тоже нужны основания, как минимум студенческая виза. В общем, будучи приезжим, лучше иметь с собой запас юаней или хотя бы долларов и евро, обменять рубли здесь будет достаточно дорого и не везде получится это сделать, практически невозможно. Антон был нашей платёжной системой, что оказалось очень удобным) Один юань примерно 10 рублей.
Вечер встречи мы отметили в небольшом ресторане, в котором была очень оригинальная для нас, но обычная для Китая, подача блюда. В центр стола помещается ведро с раскалёнными углями, сверху ставится большой «тазик» с бульоном, отдельно дают разные ингредиенты (мы взяли говядину или правильней назвать буженину) и после закипания постепенно помещается всё в этот бульон. Получается наваристый говяжий суп, который отлично дополняется варёным рисом. С выбором соуса тоже нужно быть аккуратными, заказав наименее острый я всё равно не смог его осилить. Блюдо называется Hot pot.
Что я понял почти сразу, так это то, что без сопровождающего, который может не только показать красивые места или рассказать необычные истории, здесь очень сложно не только заказать и оплатить еду, но и выбрать, то что сможет усвоить наш организм. Я могу есть васаби ложками, но острота здешней пищи для меня показалась просто запредельной. Плюс потеряться в изобилии различных предложений очень легко. И ещё надо заметить, что английский язык здесь не сильно распространён, объясняться с местными жителями без переводчика практически невозможно. В общем пользуясь случаем, Антону хочу ещё раз выразить нашу благодарность, ибо без него мы бы вряд ли смогли оценить всю прелесть данной страны.
Программу дальнейших мероприятий мы разрабатывали вместе и на второй день было решено снова поизучать город в пешей прогулке. Отъехав от нашего отеля несколько остановок на автобусе, мы начали этот день с европейского завтрака в хостеле.
После отправились в очень красивый парк с озером Цуйху, он является одним из немногих парков с бесплатным входом.
Здесь встретились с очередным китайским явлением — это танцующие бабушки. Они ставят музыкальную колонку и собравшись небольшой компанией начинают свой танец, похожий на фитнес.
Возможно именно эти бабушки натолкнули нас на мысль об уходе за своим телом и вечером мы отправились в Спасалон. Им оказалось огромное здание отеля с отведёнными тремя нижними этажами под спа процедуры. Вход недорогой, всего 112 юаней за 4 часа прибывания, а дополнительные услуги за дополнительную плату. Вначале сауна, парная и три небольших бассейна с гидромассажем, которые входят в первоначальную плату. Тебя везде сопровождает персонал, чтобы принести воды, полотенце и тапочки.
Температура воды в бассейне 39 градусов, в самом холодном 27. Попарившись можно пройти дальше, на тебя одевают хлопковые шорты и рубашку и всё становятся унифицированными. Потом можно подняться на третий этаж, где накрыт шведский стол и поесть, а спустившись этажом ниже будет целый этаж развлечений, разделённых отдельными помещениями. Здесь можно посетить кинотеатр, удобно устроившись полулёжа в огромных креслах, либо поиграть в бильярд или пинг-понг, попеть в караоке или прийти в зал с многочисленными креслами для релаксации. Ложишься в него и можешь, повернув монитор к себе и одев наушники, посмотреть фильм, послушать музыку или просто уснуть. А мы позвали массажисток, которые за дополнительную плату помассировали ноги, руки и голову. В итоге получилось по 236 юаней на человека.
Приезжая в Китай не забывайте взять с собой аптечку, в которой обязательно должны находиться средства против пищевого отравления. Несмотря на то, что наш сопровождающий выбирал для нас наиболее подходящую еду, без отравления всё равно не обошлось. Во многом здесь отсутствуют санитарные нормы, да и не всегда наши организмы готовы к такому изобилию экзотики.
Город Дали находится в 450 км от Куньмин, он считается одним из немногих оставшихся старых городов. Этот город отлично подходит для прогулок, в том числе на велосипеде. Поэтому мы взяли электровелики по цене 40 юаней на человека за целый день катания и отправились наслаждаться местными пейзажами.
Невероятной красоты озеро…
Вечером решили расслабиться в самом популярном баре в их старом городе Bad Monkey. Проходя по длинной улице с оживающими к вечеру барами, можно заметить, что практически в каждом из них живая музыка, собирающая толпы китайцев вокруг себя. В основном это просто поющие гитаристы, но где-то и целые группы. Чтобы проходящим мимо туристам, а туристами здесь в основном являются те же китайцы приехавшие со всей страны, могли узнать, что происходит внутри, для этого на улице выставляется большой монитор с колонками для трансляции всего происходящего в баре.
Как я и сказал, мы остались в самом популярном месте, где выступала китайская рок-группа, опрокинув по несколько кружек пива. Но в 11 часов всё превращается в тыкву из-за новых законов. А ещё через какое-то время, сложно поверить, но я сидел на асфальте с гитарой в руках и в окружении добродушных и восторженных китайцев мы с Антоном завывали песню группы Чайф «ой-йо», во время припева которой они нам даже подпевали. День закончиться лучше просто не мог)
На следующее утро мы отправились в город Лидзянг (перевод» красивая река»).
Это ещё один старый Город, который входит во всемирное наследие ЮНЕСКО и имеет категорию ААААА- это внутренняя китайская градация достопримечательностей (чем больше букв, А, тем круче, высшая степень, это как раз пять).
Старый город раскинулся на холме, завораживая своей красотой любого посетившего его туриста.
Множество витиеватых улочек вымощенных брусчаткой словно лабиринт уводят всё дальше в глубь города, то поднимаясь вверх, то снова спускаясь вниз.
Здесь нет свободного от магазинов, лавочек и ресторанов места, но все они смотрятся здесь очень гармонично.
В этом городе есть информационные стенды, которые показывают количество людей в каждом районе, в общем, как навигатор отображает пробки на дорогах, подсвечивая красным наиболее загруженные машинами участки, так здесь, например, реализована задача разгрузить от туристов пешеходные дорожки. Фото не сделал(
Недалеко от старого города есть превосходный ресторанчик под названием Cornerstone, пока лучший из всех тех, что встречались нам в этом путешествии. Отличился он не только высоким качеством еды, но и доброжелательностью ребят, которые там работают.
В 8 часов утра, оставив основную массу вещей в отеле, мы отправились в «ущелье прыгающего тигра» (АААА).
На тот момент я ещё не мог подумать, что эта прогулка будет одной из самых запоминающихся и тяжёлых в моей жизни. Доехать до него должны были на автобусе, но немного опоздали и пришлось добираться с частником. Поездки страшнее мне испытывать ранее не доводилось. Он несколько раз начинал обгон плотно идущих автомобилей перед глухим поворотом, вынуждая съезжать встречные авто на обочину. Антон уверял, что это нормально, все так ездят и на мою просьбу передать водителю, что мы не торопимся, Антон рассказал историю своих подруг, которые находясь в подобной ситуации попросили водителя ехать спокойнее, чем глубоко его оскорбили и как следствие увидели ещё более агрессивную манеру езды, пожалев о сделанном замечании. В итоге мы целиком доехали к началу нашего маршрута.
Впереди у нас было несколько км пешего пути в основном в гору, и самое неприятное — под палящим солнцем. Местные жители предлагают воспользоваться мулами (ослами) за 200 юаней и даже если вы откажетесь — они могут сопровождать вас до самого верха в надежде, что рано или поздно силы вас покинут. Независимо от того на какой стадии Вы захотите доехать верхом, цена останется неизменной.
Семь с половиной часов пешего пути, половина из которого почти вертикально вверх с перепадом высоты около 600 метров под испепеляющим солнцем, и 18,6 км в общей сложности пройденного маршрута. В пике мы поднялись на 2630 метров. Каждые 10–15 минут делали передышку, если удавалось передохнуть в тени, то радости не было предела, пот лился без остановки всю дорогу, ради экономии энергии да и в целом из-за бессмысленности этого действия, мы перестали его вытирать. Вторая часть маршрута лежала по узкой тропинке вдоль невероятной красоты каньона. Слева огромные скалы, справа резкий обрыв и мы, вооружившись бамбуковыми палками, идя друг за другом, не отрываем взгляд от дороги, внимательно изучая поверхность для каждого последующего шага, боясь оступиться. И лишь в момент остановки, подняв глаза вверх, эйфория от увиденного захлёстывала с головой.
Наша остановка была в отеле Half way на высоте 2365 км в номере с окном от пола до потолка, естественно с видом на горы. Цена за номер на троих 240 юаней (80 на человека). Это невероятно сложный путь, нужно быть достаточно подготовленным физически и очень выносливым, чтобы осилить его. Обязательными атрибутами будут являться: крем от загара, запас воды, удобная для ходьбы по камням обувь, головной убор, которого у нас не было, и не будет лишним бамбуковая палка, которую можно купить за 3 юаня у местных торговцев или ещё дешевле при торге. По маршруту следования будут встречаться лавочки, в которых можно пополнить запасы воды и еды, а так же всем желающим предлагают купить «Ганджа», предварительно дав продегустировать. Но вряд ли после дегустации вы сможете подняться в гору, не прибегнув к использованию лошадиной силы, видимо это такой маркетинговый ход.
По дороге мы познакомились с группой американцев и несколькими китайцами с разных частей страны, которые были крайне общительные и часть маршрута мы проходили вместе беседуя на разные темы. Но американцев было решено обогнать, во что бы то не стало, так как нам нужно было успеть забронировать номер в отеле, поэтому мы пришли первыми.
Узкая тропинка тянущаяся вдоль всего каньона открывает потрясающие виды, которые однозначно стоят того, чтобы преодолеть все эти препятствия. Мы грязные, голодные, уставшие, но счастливые, наслаждались своими достижениями за ужином на террасе с видом на горы.
Следующим утром наш путь направился в Шангрелу, который по протяжённости составил всего 5 км и мы их преодолели за 1ч 45 мин, он практически не включал в себя участки с резкими подъёмами. Уже существующую красоту в этот раз дополнил небольшой водопад пересёкший нашу дорогу.
Теперь уже нам необходимо было вернуться в Куньмин, а добраться до него можно было поездом и автобусом (самолёт слишком дорого). На автобус с лежачими местами мы не успели, а очень хотелось попробовать. К сожалению, мы смогли купить лишь последнии билеты на сидячий автобус, да ещё и на самые задние места, спать на которых просто невозможно. До Куньминя добираться 12 часов, поэтому данная поездка была самой неприятной за всё время путешествия. По Китайским законам автобус передвигаться в период времени с 2 до 5 ночи не может и это время мы провели в ресторанном дворике, куда нас привезли.
Последний день мы потратили на поиск сувениров и подарков. Поехали на станцию метро Южный автовокзал, где находится несколько гектаров крытых павильонов в несколько этаже.
Подводя итог, могу сказать, что посещать данную страну без сопровождающего или, как минимум, основательно не ознакомившись со всеми нюансами прибывания, я бы ни кому не советовал. Первая проблема, с которой сразу же можно столкнуться — это выбор пищи и её заказ. Очень мало людей говорят на английском, вся видимая информация редко дублируется латиницей, в меню не всегда даже присутствуют картинки, а острота блюда будет понятна только после того, как вы его попробуете.
В целом, лично для меня это было самое интересное и захватывающее путешествие, я непременно продолжу своё знакомство с Азией!
Бюджет поездки:
Примерно 65-70тр на человека, из которых около 40тр уходит на перелёт туда и обратно, остальная часть — это в основном проживание, еда и транспорт. Виза в Китай около 4тр.