Уже и не думал, что вернусь к рассказам о своей поездке на Мангышлак в апреле 2018 г. Но на ветке форума, посвященной Экспедиции — 2019, прочитал некоторые опасения участников по состоянию дорог. Сразу успокою — при грамотной и тщательной проработке маршрута (в чем нисколько не сомневаюсь) все проезжаемо! И если водитель имеет хоть какой-то опыт поездок по грибы-ягоды по российским проселкам — на Мангистау не страшней.
Покопался в архивах. Конечно, фотографировать трассы, дорожки, направления постоянно забывал. Но кое-что есть. Попробую разложить «по полочкам», т. е. по маршруту будущей экспедиции. Правда, некоторые кадры сняты где-то в других точках, но разница небольшая.
Атырау — Кульсары.
Асфальт, периодически попадаются небольшие выбоины. Дорога активно ремонтируется и, возможно, к маю 2019 года будет идеальная трасса. Трафик довольно активный — основной путь из России в Среднюю Азию.
Кульсары — Актобе до поворота на Аккергешен.
Да, это федеральная трасса! Асфальт когда-то существовал. Сейчас — яма на яме, в некоторых местах необъезжаемые. Скорость — 0 — 20 км/ч. С обеих сторон этой «автомагистрали» по степи набиты грунтовки. Лучше сразу съехать в поле и двигаться по ним. Параллельно идет по несколько грунтовок. Большой минус — пыль из-под колес, и колонна растянется. Иначе все, кроме лидера, захлебнутся в этих клубах пылевой взвеси, которая проникает в любую щелочку…
Хорошо накатанная грунтовка. Из минусов — дорога используется большегрузами, отчего местами глубокая колейность. А при съезде и движении между колей под защиту набивается сухотравье, что чревато возгоранием.
Не ленитесь, периодически проверяйте днище!
Объезжая солончак в поисках приемлемой дороги, немного плутанули. Дорога потерялась под слоем песка, нанесенного сильными ветрами.
Ничего страшного, даже не понадобилось стравливать давление в шинах.
Возле Актолагая большие солончаки.
Держитесь ближе к краю, избегая темных пятен. Множество колей, местами глубоких — лихие джиперы проверяли свои машины на проходимость. Вам, я думаю, это не надо. А ехать по сухому солончаку — удовольствие!
Кульсары — Бейнеу — Шетпе.
Идеальная трасса, на 5 с огромным плюсом! До Бейнеу трафик активный, потом поток машин резко снижается. На стоянках для отдыха, через каждые 20 — 60 км, установлены эстакады. Можно провести мало—мальский профилактический осмотр своего автомобиля.
На всех этих 500 км только пару километров асфальт не уложен — на перевале Маната в районе Сор Тузбаир.
Важное дополнение. В Бейнеу заправьтесь до полных баков! Следующая заправка будет только в Шетпе через 300 км. А если учесть, что у вас на этом участке будет «прогулка» по Сор Тузбаир, то бензина может хватить только — только. В поселке Сай — Отес заправок нет! Проверено. Заехали туда и у первого встречного спросили про АИ-92. Тот заговорщицки подмигнул и привел в какие-то «пампасы». У хозяина этого сарая «маленький бизнес». Непонятно что в канистрах по цене 250 тенге за литр. Это при стоимости 92-го на заправках в 153 — 160 тенге. «Нет, такой хоккей нам не нужен!»
Вообще-то, с бензином на полуострове проблем нет, хотя большинство автомобилей на газе. У нас в запасе, правда, всегда была полная канистра. Но она понадобилась только один раз и именно на этом участке дороги. Просто поленился заехать в Бейнеу на заправку из-за каких-то 15 литров…
На Сор Тузбаире с чинка не спускались. Внизу огромнейшее солевое озеро, и едва накатанная дорожка жмется к скалам. И сплошные темные пятна непросохшего грунта…
Долина Айракты и гора Шеркала.
После Шетпе хороший асфальт. По самой же долине целая паутина вполне пригодных грунтовок.
Вот только съезжать с них не советую — все вокруг в холмиках норок сусликов и тушканов. А какие под холмиками пустоты — кто знает? Можно и капитально завязнуть.
К горе Шеркала есть возможность подъехать вплотную по грунтовкам мимо шаровых конкреций.
А если не заморачиваться, то остановиться на пригорке неподалеку. Тоже проезжаемо.
Шеркала — Долина шаров — Абаста.
Доехав от горы — льва до поселка Шайыр по ремонтирующейся щебеночной дороге, я свернул в степь и дальше по краю солончаков.
Было напряжно! Местами эта тропка пропадала, ехать приходилось «по азимуту», кое-где по непросохшему такыру. И в долине шаровых конкреций каменистая дорога шла между камней.
Абаста — подземная мечеть Шакпак-ата.
Городок — декорация Абаста в паре сотен метров от трассы со свежеуложенным асфальтом. С асфальта сворачиваем, а дальше — «гребенка» до самого побережья.
Всю душу вытрясла…
От мечети до ущелья Капан — опять обычная степная дорога.
А так проезд по ущелью выглядит сверху.
Жыгылган — Упавшая земля.
Вот где «засада»! Вниз, к морю, идет одна — единственная дорога.
Но состояние — ужасное. Только для подготовленных «проходимцев»! Большой градус уклона, каменные ступени высотой до 30 см… Машину жалко! Для желающих оценить масштабы провала снизу — есть тропа со смотровой площадки, местами по каменному плато.
Жыгылган — Шевченко — Актау — Жанаозен.
От Жыгылгана несколько степных дорог, ведущих до асфальта. По накатанности примерно одинаковые, выбирали кратчайшую по навигатору.
В Шевченко и до Актау асфальт на 5+!
При свороте с этой трассы в район пляжей Голубой бухты столкнулись с таким же состоянием дороги, как Кульсары — Актобе. Может, чуть больше остатков когда-то уложенного асфальта.
Про дорожное покрытие в Актау ничего писать не буду. Во всех городах и крупных поселках дороги отличные! И до самого Жанаозен через Курык такая трасса.
Сенек — г. Бокты — Босжира.
От Сенека до долины горы Бокты ставшая обычной степная дорога.
немного такыра и солончаков,
в меру камней. Сама же долина — высохший солончак. Ровный, быстрый.
А вот до Босжира дорожка становится похуже. Частые подъемы — спуски,
да и камней становится больше.
Про состояние дорог в долине Босжира сказать ничего не могу. Доехали только до спуска в нее.
Надвигающиеся свинцовые тучи посеяли небольшую панику, и мы, побоявшись оказаться в одиночестве посреди раскисшей после дождя степи, решили ограничиться осмотром со смотровых площадок на вершине чинка. По верху везде проезжаемо.
Самое сложное — небольшой перевал.
Босжира — Бекет — ата — Бейнеу.
От Босжира поехали до трассы Бейнеу — Шетпе через степь. Экономили 170 км. Дорога хорошо накатана паломниками в святое место на УАЗиках.
Самое большое зло, которое здесь встретилось (в других местах, конечно, тоже не без этого) — т.н. «поперечины». Это когда из ниоткуда, перпендикулярно основной дороге, возникает проторенная когда-то кем-то колея.
Если не успел оттормозиться — все… Жесткий удар, головы в потолок, вещи разлетаются по всему салону. А каково подвеске автомобиля? Так что, надо быть внимательным.
А потом был асфальт до самого дома…
Вот такими я увидел и прочувствовал собственной «пятой точкой» дороги на полуострове Мангышлак. Буду очень рад, если эта моя заметка поможет участникам экспедиции и оградит их от хоть каких-то неприятностей!
Теги:
Автопутешествия