«Назад в деревню»
Лопата твоя ручка, рисовое поле — твой лист бумаги! (лозунг красных кхмеров)
Название этого рассказа я заимствовал у шведского писателя Петера Фрёберга Идлинга, который прочтя восторженный отчёт шведской делегации общества шведско-кампучийской дружбы по итогам поездки в Демократическую Кампучию в августе 1978 года, написал книгу. Он назвал её именно так «Улыбка Пол Пота».
Вернувшись домой, четверо шведов, члены той делегации, заявили, что коммунистическая революция красных кхмеров должна стать примером для других стран.
Однако, совсем скоро весь мир узнал, что за три с половиной года правления режима Пол Пота от рук красных кхмеров погибло от полутора до трёх миллионов камбоджийцев. Это 25% от общей численности населения Камбоджи до начала режима. Они были казнены или погибли из-за политики принудительного переселения из городов в деревни, пыток, казней, недоедания и принудительного труда.
Ноябрь 2013 года. Рано утром, автобусом, по билетам, купленным в одном из туристических агентств Хошимина, мы отправляемся из этого вьетнамского мегаполиса в столицу Камбоджи город Пномпень.
Расстояние между этими городами 220 километров, на его преодоление, с учётом времени на прохождение границы, уйдёт не менее 6 -7 часов.
Признаться, я опасался этого города. Чувство тревоги только усилилось, когда наш рейсовый автобус, наконец-то, появился на окраинах Пномпеня. Вокруг удручающая обстановка многие годы заброшенного города, в котором только недавно, совсем робко, стала зарождаться жизнь.
Чувство тревоги и даже опасности, не покидало меня все два дня, что мы провели в столице Камбоджи. На грани маниакального психоза пугали камбоджийские лица, особенно в те моменты, когда на них появлялась улыбка. Эти улыбки напоминали мне улыбку Пол Пота. Может, и не надо было мне перед поездкой читать сочинение шведа Идлинга.
Придя к власти в 1975 году, Пол Пот объявил в стране начало новой эры, так называемый «нулевой год». С этого момента никакой интеллектуальной деятельности, никакого образования, никаких благ современной цивилизации. Дозволяется единственный вид труда — работа на полях.
Все горожане выселяются из городов и отправляются работать в деревни. Всех несогласных ждёт смерть. Всего за один день из Пномпеня изгнали более 2 миллионов человек. Выселяли всех -мужчин и женщин, престарелых и новорождённых, беременных, калек.
Несчастных отправляли в сельскую местность и распределили по коммунам, по 10 000 человек в каждой. Независимо от возраста и состояния здоровья людей принуждали к тяжкому сельскохозяйственному труду, по 12–16 часов в день. Пропитание на день составляло одну миску риса на 10 человек. В нечеловеческих условиях выживали немногие.
Так, под лозунгом «Назад в деревню!» Пол Пот реализовывал идеи Мао Цзэдуна о коммунах.
Колесо смерти
Молодёжь, вы сыны и дочери организации! Обо всём докладывайте нам, своим родителям! (лозунг красных кхмеров)
В Пномпене на вокзале нас встретили Лена и Виктор, пара из Киева, перебравшаяся на постоянное место жительство в столицу Камбоджи. Он постарше, солидный статный мужчина, имевший, с его слов, на родине хороший бизнес. Видно были веские причины, что пришлось бросить всё и оказаться в таком неоднозначном месте. Но и здесь он пытается мутить очень важные дела.
Она заметно моложе, весьма привлекательна. Решила открыть свое дело, туристическое сопровождение русскоязычных гостей в Камбодже. Думаю, мы были её первыми клиентами.
Смотрели восстановленный Королевский дворец с Серебряной пагодой — действующую резиденцию короля Камбоджи.
Посетили Национальный музей Камбоджи, в котором собраны самые важные артефакты истории этой страны, в том числе многочисленные ангкорские экспонаты.
Поднимались на не очень высокий холм, на вершине которого расположена действующая пагода Ват Пном. Знаменательное место — в 16 веке именно здесь был основан город, названный впоследствии Пномпень.
Зашли в построенное французами жёлтое здание в стиле арт-деко, в нём разместился городской рынок Псар Тмей.
Катались на велорикшах вокруг Королевского дворца и на лодке по реке Тонлесап.
Провели двумя парами приятный вечер в приличном ресторане национальной кухни в самом центре города, на набережной. Долго и увлечённо говорили о жизни там, и о жизни здесь.
Но, особо запомнилось совсем другое, свидетельства недавнего кровавого нечеловеческого безумия. То, что увидели, привело в дикий ужас.
Пол Пот на практике реализовывал свою теорию: люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. А ещё Пол Пот любил повторять один термин «убрать с глаз долой». «Убирали» не десятки, не сотни, не тысячи, не сотни тысяч, а миллионы.
Главными убийцами были подростки 14–17 лет. Их приучали к убийствам со знанием дела, растлевали, спаивали смесью пальмового самогона с человеческой кровью. Им внушали: убивайте, или будете убиты сами.
Убивали по-разному. Закапывали человека по шею в землю и били мотыгами по голове. Ставили перед ямой на колени с завязанными сзади руками и ударом мотыги по затылку отправляли невиновного вниз. Обычно не стреляли — берегли пули.
Экономили не только пули, но и время. Группы людей обматывали колючей проволокой и пускали по ним ток — количество убийств в единицу времени возрастало многократно.
Казни старались проводить массово, трупы сваливались в яму, заполняя её до краёв. Сверху братские могилы обильно поливали инсектицидом ДДТ, чтобы трупы не испускали ядовитых запахов.
Наравне с взрослыми убивали и детей. Брали ребенка за ноги и разбивали голову о дерево. По-другому никак, пули надо было экономить. Обязательно заставляли смотреть на казнь детей их родителей и лишь, потом казнили и их.
Поводов для убийства было много. Поголовно уничтожалась интеллигенция: врачи, учителя, инженеры, артисты, учёные, студенты. Интеллигента определяли легко, достаточно было носить очки, читать книги, знать иностранный язык, носить одежду европейского стиля. Могли убить за то, что был опрятным с отглаженной одеждой.
Красные кхмеры, одержимые идеей построения чистого кхмерского государства, проводили политику насильственной ассимиляции национальных меньшинств. Разрешалось говорить только на кхмерском языке. Тех, кто говорил на вьетнамском, тайском, китайском языках убивали.
Особенно пострадала народность чан. Выходцы с территории современного Вьетнама, чаны исповедовали ислам. Они были наиболее значительной этнической группой в Кампучии, сохранившие чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, религиозные традиции. Красные кхмеры уничтожали эту народность особо изуверскими способами. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
В новом кхмерском государстве не должно было быть религии. Для этого активно искореняли буддизм, который исповедовала большая часть населения.
Монахов в лучшем случае отправляли работать в коммуны, а часто просто убивали.
Объект S-21
Свобода — это отсутствие дисциплины, отсутствие морали!
Оставляя тебя, мы ничего не приобретаем! Теряя тебя, мы ничего не теряем!
Лучше по ошибке убить невиновного, чем сохранить жизнь врагу!
(лозунги красных кхмеров)
На объект S-21 нас сопровождал говоривший на сносном русском камбоджиец. Он когда-то учился в России на инженера, а сейчас подрабатывал гидом под началом Лены.
Его отец, преподаватель университета сгинул сразу после прихода к власти Пол Пота. Он, десятилетний мальчик, его мать и сёстры были раскиданы по различным коммунам. Выжить удалось всем. Невероятное везение. Ведь в трудовых лагерях люди гибли от болезней, голода и истощения, под дубинками безжалостных надсмотрщиков.
Мы пришли в страшное место. Когда это была школа Туол Сленг, в годы режима красных кхмеров страшная пыточная тюрьма S-21. Сейчас здесь размещён мемориальный музей.
Сразу после прихода к власти красные кхмеры ликвидировали систему образования на всех уровнях. Школы были превращены в тюрьмы, места пыток, в склады навоза. Все книги и документы, хранившиеся в школьных и университетских библиотеках, были сожжены.
Школа-тюрьма S-21 самый жуткий музей Пномпеня. За годы существования через тюрьму прошли десятки тысяч человек, а выжили буквально единицы.
Людей пытали самыми изуверскими способами, добиваясь признаний в преступлениях которые они не совершали. Когда несчастные люди, сломавшись, подписывали признательные показания, их убивали тут же, в школе, или на расположенных неподалеку полигонах — «полях смерти».
Применение пыток было жёстко регламентировано. Для красных кхмеров это не было развлечением, это была обычная политическая работа. Через причинение боли необходимо было обеспечить психологический надлом и потерю воли допрашиваемого. Бить надо было так, чтобы не забить до смерти не добившись признания, а чтобы запугать и добиться признания.
Перед пыткой обследовали состояние здоровья допрашиваемого, осматривали орудия пыток. Во время пыток не забывали вести агитационно-пропагандистскую работу. Палачи должны были себя вести решительно настойчиво и действовать без колебаний.
Методы пыток были многочисленные и изощрённые. В тюрьме S-21 были установлены специальные пыточные кровати — людей приковывали к ним и избивали до полусмерти.
Часто палачи вскрывали живого человека и без анестезии удаляли у него внутренние органы. Могли живьём содрать кожу.
А такие методы пыток, как медленное утопление, удары электротоком, распятие, удушение целлофановым мешком считались обычным рутинным делом.
Мы ходили по территории музея. На вид обычный школьный двор, школьное здание. Раскидистые деревья защищали от полуденного зноя. Умиротворение было обманчиво. Бывшая школа Туол Сленг приобрела славу камбоджийского Освенцима.
Школьные кабинеты, в принципе ещё не так давно, набитые умирающими заключенными, помещения, где велись страшные пытки, сегодня пусты.
На стенах тысячи снимков, похожие на фотографии на паспорт. Это фотографии заключенных, которые прилагались к их личным делам. Бесконечные длинные ряды, смотрящие на нас испуганно, печально и одновременно осуждающе.
Прошу прошения за столь тяжёлый рассказ. Решил вспомнить ту свою поездку в Пномпень. Что вспомнил, о том и написал.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия