О Париже я мечтала давно, но всякий раз откладывала его на потом, выбирая Латинскую Америку, да и билеты туда (если вырваться среди года) не попадались по акции. И вот, найдя почти двукратную скидку на билеты в Мексику, которые удачно получились с пересадкой именно в Париже, решила совместить первое посещение города с летним вояжем. Для этого намеренно выбрала максимально длинную (23 часа) пересадку на обратном пути.
Компания Air France, как уже писала в мексиканском обзоре, произвела очень приятное впечатление: самолет, расстояние между креслами, развлечения на ТВ-экране и розетки USB, а довершение всего — почти ресторанная еда — настроили на посещение Парижа. И даже после более, чем суточного пути через океан на этот город силы оставались.
Сутки в Париже по времени прилета и вылета обратно были разбиты на 2 «полудня»: прибытие в 14:50 31 июля, отправление домой на следующий день, 1 августа, в 12:35. Не очень удобно, но лучше, чем вообще упустить такую возможность. Решено, рискуем! Люди и при 6-часовой стыковке умудряются «добежать до канадской границы», а у меня — в 4 раза больше времени! Почти вечность.
Практическая часть
Еще до вылета в Мексику, вместе с хостелами и жильем по маршруту, я забронировала на Букинге отель Hotel Beauvoir, расположенный в самом сердце знаменитого Латинского квартала, недалеко от Люксембургского сада. Выбран он был по причине близости к станции поезда RER, на котором я планировала добраться до города. И не просто близости: отель практически нависал над железной дорогой и станцией. Вторая причина — расположение по отношению к знаковым достопримечательностям, большинство которых расположено вдоль берега Сены. Отель находится в 2 км от него, что позволило обойти все пешком, не тратя деньги на дорогой обзорный автобус (34 €). Третья причина — соотношение цены. Изучив массу предложений, не нашла варианта более удобного и близко расположенного ко всему, что наметила. В итоге за 65 € за ночь получила ночлег в центре города, возможность пешеходного маршрута и вкуснейший завтрак.
Деньги (евро) были отдельно отложены, и никакое искушение в Мексике (а их было немало) не заставили меня лишиться их до назначенного срока. Всего отложено было 100 €, из которых: 65 — на отель (как он был кстати после 36 часов в дороге!), по 10,3 в каждую сторону на проезд от аэропорта до центра на поезде RER и оставшиеся 15 — на расходы (элементарная еда и вода). Город очень дорогой, дороже многих стран, но этих денег мне хватило. Еще оставалось 25 евро на карте, что в аэропорту пригодилось: кофе, 2 коробочки печенья родным и башенксувенир, как же без пополнения коллекции…
Итак, приземлившись, налегке (чемодан был зарегистрирован сразу до СПб) и с горящими глазами, я побежала по длинным коридорам аэропорта навстречу мечте.
Аэропорт Шарль де Голль — это огромный муравейник, вроде бы понятный, но все равно сложный для первого восприятия: тысячи людей разной национальности и веры, сотни рейсов, которые табло не успевает высвечивать, несколько терминалов, которые делятся еще на подразделы… Оказавшись тут впервые, кажется, можно сойти с ума. Но я уже на пути туда успела немного с ним разобраться, поэтому сейчас было немного проще, хотя и не очень.
Добраться до центра можно на такси (от 50–60€), автобусе (по цене не знаю, но долго — пробки и большое расстояние), метро и скоростной пригородной электричке RER (10,3 €), которую предпочитают и сами парижане. Выбрала ее и я. Вопреки ожиданиям, не сразу нашла станцию поезда RER, пришлось основательно прогуляться по терминалу, но благодаря указателям и сотрудникам аэропорта все получилось достаточно быстро.
У выхода на станцию RER (аэропорт — конечная остановка) стоит множество автоматов по продаже билетов. Оплатить в них проезд можно наличными (мелочью). Есть выбор языка (французский, английский, испанский). Выбираем верхний пункт меню «Билет в Париж» и количество билетов. Автомат выдает небольшой билетик, который нужен как для входа на перрон (через турникеты), так и для выхода в город, поэтому важно сохранить его в течение поездки.
Электричка идет почти всегда по поверхности, иногда спускаясь в подземку, и имеет с десяток остановок, которые проезжает примерно за 40 минут. Остановок в центре несколько — у Норт-Дама, у Люксембургского сада и т. д. Мне нужна была остановка Port Royal, следующая за Люксембургской. Именно там был отель. Быстро заселившись и немного подождав, пока зарядится телефон, я побежала к целям, которых было немало.
Достопримечательности
Итак, Латинский квартал. В понимании туриста это — узкая улочка с открыток, с обилием почти сказочных кафе, буйством зелени и брусчатки. По крайней мере, ассоциации такие. Но, конечно, улочка — это одна сотая часть огромного района Парижа, который называется Латинский квартал. Я в нем жила и начала с него. А улочек открыточных тут множество, они расходятся от бульваров десятками в стороны, маня заглянуть в каждую. Утром прошлась по нескольким, вдохнув напоследок запах круассанов (конечно, попробовав!) и налюбовавшись красотами.
Первая веха на пути и совсем рядом с отелем — небольшой сквер Обсервуар (по сути — длинная и широкая аллея), который является продолжением Люксембургского сада. Здесь есть скульптуры, олицетворяющие части суток — день, ночь, вечер и утро. Но мое внимание привлекла самая большая группа скульптур. В сущности, ничего необычного, но смысл морально очень близок: 4 статуи символизируют 4 части света — Европу, Америку, Азию и Африку. Они держат над головами земной шар. Фонтан так и называется: «Четыре стороны света» и чем-то тематически похож на мой любимый «Четыре реки» в Риме.
Дальше путь пролегал по бульвару Сен-Мишель — длинной городской артерии, ведущей к вожделенному берегу Сены. Пешеходная его часть достаточно широкая, располагающая к неспешной прогулке, на каждом шагу кафе и ресторанчики со столиками прямо на улице… Красота! Уже с первых шагов по городу было понятно, что здесь нужно пожить хотя бы неделю, а лучше — больше. Но время звало…
Цены в кафе заоблачные, но если поискать, можно найти приемлемые. Еще есть очень интересные магазинчики Marks & Spencer (именно продуктовые), где за 3–4 евро можно купить свежий салат (греческий, что-то наподобие оливье, овощной и т. п.) или стакан (0,6 л) фруктов кусочками (манго, ананас, ассорти). На пути туда не купила ничего, кроме воды (1 €), а на обратном пути он был уже закрыт… Поэтому нужно ловить момент!
От бульвара Сен-Мишель также идет путь к самому знаменитому университету не только Парижа, но и мира — Сорбонне. Небольшая площадь перед ее главным зданием была заполнена туристами, а уличные музыканты играли французские мелодии… Романтика!
По пути к Сене и недалеко от Сорбонны есть еще одна достопримечательность — собор Сен-Жермен-де-Пре. Это один из старейших соборов в Париже, он ведет свою историю с 542 года, когда на этом месте был построен первый его вариант, который вследствие войн снесли, потом восстановив. Сейчас он расположен среди современных зданий, отчего не ожидаешь увидеть такую старину. Ночью, подсвеченный огнями, он выглядит очень таинственно и даже зловеще, на обратном пути снова шла мимо, была возможность сравнить.
Вот такой Латинский квартал — необычный, удивляющий на каждом шагу и заставляющий остановиться. Он хранит в себе массу достопримечательностей, на которые может уйти не один день. У набережной Сены венчает его красивый фонтан Сен-Мишель, в центре которого — скульптура Св. Михаила, поражающего дьявола.
Так, у меня первые впечатления о городе сложились именно в Латинском квартале. Но все же начинать осмотр города логично с самой знаковой части Парижа — острова Сите, где находится самый знаменитый и самый красивый собор Парижа — Нотр-Дам де Пари. Он не старше всех, не выше, не больше, но он особенный. Его строили 182 (!) года, и это ощущается в каждой детали: настолько резной фасад и невероятные витражи внутри! Вход в собор бесплатный, платные только колокольни.
Его лучший вид — с противоположного берега и моста Архиепархии, который расположен сразу за ним.
Внутренний дворик Нотр-Дама обязательно стоит внимания, из него вид на громаду другой и не менее живописный. Здесь можно провести полдня!
Наверх собора подняться обязательно нужно, чтобы увидеть знаменитую и потрясающую панораму города, но имея в запасе не одни сутки: очереди на подъем занимают до 1–2 часов. Я себе позволить такое в этот раз не могла.
Налюбовавшись Нотр-Дамом, я вспомнила о времени, которое так быстро бежало вперед, что нужно было срочно двигаться дальше. Но Париж — это не про спешку! Так что все равно он настраивал на прогулку «с толком, с чувством…», диктуя свои правила, которым я подчинилась, снизив темпы. Лучше меньше, но качественнее — этот девиз здесь действует безотказно.
От Нотр-Дама по набережной Сены можно дойти до многих знаковых мест города, по пути рассматривая многочисленные мосты — древние и более современные, старинные и помпезные здания, которые вместе создавали очень красивые виды.
Каменные набережные к вечеру облюбовали влюбленные, которых оказалось действительно очень много (не зря город влюбленных), студенты и многочисленные туристы. Они, как часть города, делают его атмосферу непринужденной, подогревая желание неспешной прогулки и просто созерцания… На какой-то миг поддаюсь, но вдали уже видны башни Лувра, ну как тут усидеть? Вперед!
Говорить о Лувре бессмысленно, нужно идти и смотреть. Вход стоит 17 €, режим работы — с 9:00 до 18:00. К моменту моего прихода туда, он уже был закрыт. На посещение Лувра нужно выделить хотя бы полдня, залов множество, и бегом их не пробежать — слишком много интересных и ценных экспонатов. Но за первый день можно осмотреть его внешне: стеклянные пирамиды, дворец Тюильри, который составляет с музеем единый ансамбль. Тюильри — дворец французских королей, со времен правления Людовика XVI — основная резиденция монархов, пышное здание, точнее, целый комплекс зданий, глядя на которые вспоминаются многие французские фильмы…
Здесь же, напротив луврских пирамид, находится одна из триумфальных арок Парижа — арка Каррузель, созданная по приказу Наполеона в честь его европейских побед в 1806—1808 гг. От арки вверх по курсу следования проложена своеобразная историческая тропа длиной в 9 километров, которая ведет к знаковым местам города: площади Согласия, Елисейским полям с главной Триумфальной аркой и далее — к большой арке района Дефанс — делового центра, известного своими небоскребами. Все это просматривается в панораме, на закате выглядит просто волшебно!
И, забыв обо всем, идешь в ту сторону, попадая в сад Тюильри — самый известный и, наверное, самый парадный парк города. Очень похож на Петергоф наш: античные статуи, стриженые деревья, газоны и вид на королевский дворец. Когда гуляла по нему, начинались уже сумерки, но народу только прибавлялось: туристы и местные не обходят сад вниманием, отчего он входит в топ самых многолюдных мест города.
Из парка я вышла снова к берегу Сены, где солнце уже начало сотворять закат из разноцветных облаков, люди всё прибывали, выбирая себе места на спусках к воде и мостовых. Город постепенно остывал от жаркого дня, а блики закатного солнца играли на старинных зданиях и грузных средневековых мостах, не давая выпустить фотоаппарат из рук.
И тут что-то выдернуло из состояния покоя: вдалеке я увидела ту цель, о которой под действием массы красот успела почти забыть, — из-за листвы выглядывала самая главная достопримечательность и символ города — Эйфелева башня.
В голове все спуталось: «А во сколько она зажигается?!" и «Как добежать до нее». Логично, что огоньки загорятся уже в сумерках, но точного времени я не знала: при подготовке к Мексике думала о Мексике, Париж же оставила на интуитивный осмотр. Оценив свои силы, которые были уже на исходе, и увидев, как постепенно башня начинает подсвечиваться, я решила не бежать прямо к ее подножию (не успела бы, да и расстояние…), а выбрать панорамный (и более близкий, конечно) ракурс, чтобы не пропустить мигание. Может, кому-то покажется смешным: столько суеты из-за каких-то огоньков… Я вам больше скажу: живя в Петербурге, насмотрелась на разные подсветки и красоты сполна, удивить этим уже очень сложно, но Париж — это Париж, и башня — его главная символика. Приехав сюда, невозможно это пропустить!
Прикинув, что где-то рядом уже должен показаться мост Александра III — один из самых (или самый) красивых мостов через Сену, решила дойти до него и оттуда уже наблюдать. Благо, оказался он совсем недалеко от Лувра и сада Тюильри, где недавно гуляла. Ноги бунтовали, но терпели: «Еще немного, еще чуть-чуть, последний ВИД, он — самый-самый» — мысленно шутя, переделывала песенку…
И вот на часах 21:55. Не знала, во сколько, но явно в какое-то ровное время, да и надвигяющаяся темнота подсказывала, что в 22:00 свершится чудо… До моста Александра III оставался всего один мост, но я на нем и остановилась: в итоге в панораме предстало сразу все: постепенно нарастающие огни, неспешное течение Сены, проплывающие по ней кораблики и самое главное — башня! И действительно, ровно в 22:00 началось… Облокотившись на крупные перила моста, я смотрела на мерцающую башню, не в силах даже снимать… Это правда чудо! В нем нет ничего, по сути, особенного, но там это именно чудо, иначе не назовешь! Башня сверкает всего 5 минут, а впечатлений — на всю жизнь…
После мерцания башня зажглась яркой подсветкой, а вместе с ней — и уличное освещение, что сделало панораму еще более праздничной!
Не в силах уйти, я достояла на мосту до полной темноты, потом все же дошла до моста Александра III, вблизи он оказался действительно невероятно красивым!
С этой точки начался мой путь обратно к отелю, еще 6 километров. Часа 1,5 я ползла по ночным бульварам, не в силах идти быстрее: впитав столько впечатлений, наконец, ощутила в полной мере боль в ногах, и она не позволяла идти в нормальном темпе. Ночные улицы города не показались опасными, даже когда шла там одна. А на основных бульварах кипела жизнь, там тем более не страшно. Снова случился казус с водой: попросту увлеклась городом, забыв ее купить, а потом было негде, кроме дорогих кафе. Спас круглосуточный Макдональдс: фанта со льдом и бутылка воды обошлись почти в 6 евро (!), но выбора не было. В итоге в отель приползла около 1 часа ночи, благо ресепшн круглосуточный (ключ от номера, уходя гулять, просят оставлять там).
Всего по карте за этот день было пройдено 12 км по прямой, но я шла зигзагами, везде заглядывая, обходя и существенно увеличивая километраж. Думаю, около 20 км накрутилось… Для нормального человека это много, а после суток перелетов… В общем, от боли в ногах толком не уснула. А утром был бонус от отеля: оказалось, в цену входит завтрак! При бронировании он стоял отдельным пунктом за дополнительную плату. Не у всех он был включен, мне так вот повезло. Завтрак — как в классических кафе и даже больше: йогурт, яблочное пюре, булочка с маслом и джемами, но главное — то, что мечтала попробовать: 2 круассана (с шоколадом и классический), кофе и апельсиновый сок! Тот самый знаменитый парижский завтрак!
После него я пошла еще немного прогуляться по Латинскому кварталу, нашла улочку с открыток (хотя там каждая улочка открыточная на вид), прошлась по ней, не спеша. Там, кстати, увидела кафе со спецпредложением: тот самый апельсиновый сок, кофе и круассан за 5,6 евро. Приемлемо для туриста и дешево для Парижа. В следующий раз берем!
А в этот — пока финиш, нужно ехать в аэропорт и, наконец, спустя почти месяц путешествия, домой…
В результате Париж стал необычной финальной точкой Мексиканского вояжа и гармонично вписался в маршрут, не подорвав бюджет. А уж по количеству впечатлений и уровню красоты… что и говорить, всё зашкаливает! И хотя я не добралась до многого — Монмартра, Елисейских полей и т. д., за неполные сутки (по сути, полдня и вечер) удалось очень многое увидеть, впитать, вдохновиться! Ноги ныли еще долго, но город стоит всего… И я понимаю, что хочу больше дней, хотя бы неделю, чтобы исходить его по максимуму! Его нужно именно изучать пешком, никаких автобусов! Только вживую, максимально близко и с погружением. Он того стоит… И, конечно, скоро туда вернусь!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия