Дворцовая набережная Санкт-Петербурга — известный туристический маршрут. Особняки, расположенные вдоль Невы, поражают своим великолепием и изяществом линий. Но есть в этом ряду поистине выдающееся здание — Дворец Великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра Второго, известный ныне как Дом учёных им. М. Горького. Это величественное строение привлекает к себе взгляды прохожих своей монументальностью и кажущейся простотой линий. Бывшей великокняжеской резиденции посчастливилось дойти до наших дней почти в неизменённом виде. Чтобы оценить всё великолепие дворца, мало одного взгляда на внешний фасад, нужно побывать внутри. Внутренняя отделка поражает великолепием: роскошные залы, столовые, мраморные лестницы, уютные кабинеты, обилие скульптур, живописи, декоративных украшений, изумительные по красоте люстры — не зря его называли «Малым императорским дворцом». Внутренние интерьеры отделаны в разных стилях — рококо, ренессанс, византийский, готический, восточный, но это не мешает восприятию единого образа.
В июне этого года, в свой очередной приезд в Санкт-Петербург, мне посчастливилось попасть сюда на экскурсию. Статуса музея этот дворец не имеет, т. к. это действующее учреждение Российской Академии наук, и туда можно попасть либо на один из концертов, которые там проводятся регулярно, либо в нерабочее время, когда проводятся организованные экскурсии. Мне давно хотелось побывать в этом дворце, но всё как-то не складывалось. А тут на глаза попалось объявление о наборе экскурсионной группы. Дату посещения выбрала заранее, подгадав под время своего пребывания в городе. Дворец действительно поражает своим великолепием и тем, насколько удалось сохраниться его интерьерам.
Хочу и вас познакомить с историей Владимирского дворца и его настощим, а также показать невероятно красивые залы этого удивительного особняка.
Историческое место
Впервые о месте, где возведён Владимирский дворец, упоминалось в начале XVIII века. В те времена этой землёй владел контр-адмирал гребного флота И. Ф. Боцис. Участок ему пожаловал сам Пётр I. Грек по происхождению, Боцис начал военно-морскую службу в Венеции, а затем по приглашению государя прибыл в Россию. Здесь о н стал основателем парусно-гребного флота, принимал активное участие во многих военных кампаниях того времени, в том числе во взятии выборгской крепости. Кроме того, Иван Федосеевич Боцис внёс большой вклад в победу России в Северной войне. После его кончины в 1714 году дарованный контр-адмиралу земельный участок передали окольничему и воеводе Петра I Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Он и построил здесь дом. Существовала легенда, что Мусин-Пушкин был внебрачным сыном царя Алексея Михайловича и, таким образом, приходился братом русскому государю. Вероятно поэтому Пётр I благоволил Мусину-Пушкину, возвёл его в графское звание, пожаловал огромную монастырскую вотчину Образцово, а также землю на берегу Невы.
В 1763 году потомки Мусина-Пушкина продали дарованный участок Григорию Орлову, фавориту Екатерины II. С 1765-го по 1778 год этой землёй владел купец Папанхополо, который, в свою очередь, уступил её вице-канцлеру И. А. Остерману, сыну графа А. И. Остермана. Следующим владельцем участка на берегу Невы был генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин, удачливый полководец и видный государственный деятель.
Прежнее здание до постройки Владимирского дворца
В XIX веке особняк на берегу Невы стал напоминать дворец, тогда его владельцем стал потомок Рюрика — генерал-интендант Д. П. Волконский. В 1807 году за злоупотребления своих подчинённых при снабжении армии его отстранили от службы, после чего Александр I потребовал, чтобы он уступил свой дворец со всей мебелью и убранством французскому посольству. Цена сделки составила 360 тысяч рублей. Арман-Огюст-Луи де Коленкур, бывший в то время французским послом, с восхищением отзывался об особняке, называя его самым красивым домом в Петербурге.
Между тем близилась война 1812 года, и натянутые отношения с Францией сказались и на здании её миссии в Санкт-Петербурге. Но всё же французское посольство занимало здание до 1839 года, после чего оно перешло в ведение гофинтендантской конторы. Спустя небольшой промежуток времени отремонтированное здание стало исполнять функцию Запасного дворца, где принимали гостей императорской семьи. В 1841 году особняк передали под размещение Роты Дворцовых гренадер.
История строительства дворца
В 1862 году на высшем уровне было решено снести устаревшее здание, а на его месте было запланировано возведение двух дворцов для сыновей императора — Великих князей Владимира и Александра. Трагическая гибель наследника престола цесаревича Николая внесла коррективы. Александр переселился в Аничков дворец, а на выделенном участке был возведен только один величественный дворец Великого князя Владимира. Стены старого здания, в котором ранее размещалась Рота дворцовых гренадер, разобрали, и на их месте 27 сентября 1867 года заложили фундамент Владимирского дворца.
Архитектором нового дворца был назначен Александр Иванович Резанов, чей проект победил в объявленном конкурсе.
Русский зодчий был в то время известен строительством церкви Бориса и Глеба, участием в восстановлении Зимнего и другими проектами. Старое здание было частично разобрано, перестроено и надстроено. В результате получился дворцовый комплекс, состоящий из трех корпусов. Главный, высотой в четыре этажа, выходит на Неву, служебный флигель выходит на Миллионную улицу, а середину большого двора занимает конюшенный корпус. По периметру двора расположены флигели. Помимо главного архитектора, в строительстве приняли участие его ученики В. Шретер и И. Китнер, которые занимались внутренним обустройством, подбором мебели, обоев и прочих материалов для декора, привезенных из-за границы. Проектная стоимость нового дворца была 419 568 рублей. Реальная стоимость составила 1 568 216 рублей. При этом современники утверждали, что «прочнее, дешевле и честнее редко строили в России». Строительство длилось почти 6 лет — с 1867 по 1873 годы. Торжественное открытие дворца Великого князя Владимира было приурочено к знаменательному событию в жизни владельца — бракосочетанию с герцогиней Мекленбург-Шверинской, более известной в России как Мария Павловна. На этом мероприятии присутствовала вся императорская семья.
Флигель дворца, выходящий на Миллионную улицу
Выходящий на Неву фасад строг и торжественно красив. Цоколь облицован гранитными рустами со специально грубо сколотой поверхностью. Верхние этажи дворца Великого князя Владимира Александровича оштукатурены и декорированы под рустованный камень. Арочные окна придают строению сходство с итальянским палаццо периода Ренессанса. Фасад лишен декоративных украшений, что придает зданию строгость, монументальность и величественность. Перед дворцом вымощена мостовая из серого гранита, а выдвинутый на всю ширину улицы портик, облицованный бременским песчаником, украшен родовыми гербами князя Владимира и его супруги. Декор дополняют устрашающего вида грифоны и чугунные фонари. Благодаря этой выдающейся вперёд пристройке Владимирский дворец легко распознать даже со Стрелки Васильевского острова. По углам здания разместились входы для прислуги. Внешний вид строения лаконичен, сдержан и строг. В этот период дворцы уже не строились, представители аристократических фамилий предпочитали изящные особняки, которые были скромнее дворцовых палат, но при этом не уступали в великолепной отделке. В 1889 году на цоколе особняка появилась надпись, увековечившая имя его главного архитектора — Александра Ивановича Резанова, трудившегося над возведением великокняжеской резиденции с 1867 по 1872 годы.
Великосветская чета заселилась в новый особняк в 1874 году. К тому времени в здании было 356 помещений разного назначения, великолепная конюшня, рассчитанная на 36 лошадей. В «гофмейстерском корпусе» были предусмотрены квартиры для служащих. Дворец был оснащен техническими новинками того времени, был очень комфортным для проживания и со временем усовершенствовался. В здании было проведено электричество, отопление, действовала телефонная линия, работал лифт и вентиляция. Парадные залы, жилые комнаты, лестничные пролеты, домовая церковь — все в этом доме поражало своим великолепием, изысканностью и тонким вкусом. Притом что комнаты и залы были оформлены в самых разных стилях, не возникало ощущения пестроты и безвкусицы. Напротив, все это великолепие дополняло друг друга, открывая разные грани этого архитектурного и дизайнерского бриллианта. Современники называли его «Малым императорским дворцом», ставшим центром культурной жизни столицы. Первый этаж дворца Великого князя Владимира в Санкт-Петербурге занимал сам хозяин. Здесь была его приемная, рабочий кабинет, гостиная для приема посетителей, бильярдная, личные покои, баня и помещения другого назначения. На второй этаж вела парадная лестница, украшенная вензелями VM — Владимир и Мария. Этот этаж был отведен под покои княгини: приемная в помпейском стиле, опочивальня и другие комнаты, великолепная гостиная в стиле Людовика XVI, мавританский будуар. Третий этаж был отведен под детские комнаты и игровой зал. Там же были комнаты прислуги, гувернанток, воспитателей. Четвертый этаж занимала домовая церковь, освященная в честь Благовещения. Мария Павловна не раз после переезда затевала обустройство дворца Великого князя Владимира Александровича по своему вкусу. Благодаря ее стараниям перед входом появился фонтан, выписанный из Италии. Тонкий художественный вкус хозяйки сделал и без того шикарный дворец еще более изысканным. Здесь собиралась элита высшего общества того времени, проводились потрясающие по красоте балы. В домашнем театре давались представления известными артистами и музыкантами. Дворец Великого князя Владимира Александровича стал местом, куда стремились попасть лучшие люди того времени, чтобы «засветиться» в обществе. Помимо перечисленных выше помещений, во дворце был еще винный погреб, в котором хранилась коллекция изысканных вин почти из 16 000 бутылок. В зимнем саду произрастали экзотические растения. В Танцевальном зале проводились званые балы, попасть на которые стремились все передовые и знатные люди того времени.
Интерьеры дворца.
Первое помещение, в которое попадали хозяева дворца и его гости, это уютный вестибюль с окнами на Неву. Так как обстановка здесь совсем не музейная — экспонаты не отгорожены от посетителей, с первых шагов здесь погружаешься в особенную атмосферу сохранившейся до наших дней истории.
На первом этаже дворца располагались покои великого князя Владимира Александровича: Передняя, Приёмная-Бильярдная, Гостиная, Кабинет, Библиотека, Гардеробная, Умывальная. Кроме того, здесь размещались баня и комнаты для прислуги. Во время перестройки дворца, проводившейся архитектором Максимилианом Месмахером в 1880-х годах, на первом этаже устроили новую Столовую в русском стилес великолепным сводчатым потолком.
Дверь в вестибюле, расположенная справа от камина, вела в покои, предназначенные для гостей, — Гостиную, Приёмную и Спальню, а в парадные помещения великокняжеской резиденции хозяева и гости поднимались по главной дворцовой лестнице. переделкой её также занимался архитектор Максимилиан Месмахер. Выполненную из белого мрамора, внизу лестницу украшали две китайские вазы выше человеческого роста.
Одна из главных достопримечательностей дворца — мраморная Парадная лестница, оформленная в стиле французского ренессанса эпохи Франциска I. Она изготовлена по чертежам А. И. Резанова итальянскими скульпторами Е.Руджиа и С.Мадерни. Перила украшают переплетения монограммы Владимира Александровича с растительным орнаментом и грифоны со щитами — элементы фамильного герба Романовых. Облик Парадной лестницы формировался постепенно. Окончательный её вид сложился после перестройки, выполненной Максимилианом Месмахером. Скульптор М. А. Чижов создал для этой лестницы мраморные фигуры амура, тритона и дельфина. В конце 1882 года старший брат хозяина, император Александр III, поручил Марии Павловне выбрать от его имени «великому князю подарок на ёлку», и она заказала в Париже бронзовщику Ганьо «канделябр и два бра с лампами для вновь устроенной лестницы во Дворце», которые и сегодня украшают её.
На средней площадке Парадной лестницы установлена мраморная статуя нимфы Теодора Вагнера.
Потолок оформлен лепниной с позолоченным орнаментом и живописным плафоном В. П. Верещагина «Гений искусств на брегах Невы».
Парадная лестница также украшена зеркалами с цветочной росписью в стиле французского ренессанса по проекту итальянского художника Т. Келацци.
Широкая парадная лестница, ведущая из вестибюля на второй этаж, наверху разветвлялась влево от прямого марша, по которому можно было пройти в пардные покои. она переходила в беломраморный полукруглый изгиб другой лестницы, с амуром, сидящим на резных перилах.
Эта лестница соединяла основное здание с флигелем, в котором располагались Танцевальный зал и Большая столовая, выполненная в русском стиле. Несмотря на то что второе её название Дубовый зал, декор, имитирующий резное дерево, выполнен из гипса. Стены этого помещения украшали панно художника Василия Верещагина по мотивам русских сказок и былин. Здесь же и дошедшая до наших дней русская печь из полихромных изразцов. Потолок венчали несколь уникальных медных люстр. При жизни великого князя Владимира Александровича в Дубовом зале устраивали званые обеды и ужины.
фото из интернета
Самое большое помещение второго этажа Владимирского дворца — Парадная приёмная, или, как её ещё называют, Малиновая гостиная. Великолепный вид на Неву и Петропавловскую крепость, открывающийся здесь из окон, дополняет красоту убранства.
Интерьеры этой комнаты выполнены в духе итальянского ренессанса. Все предметы обстановки гармонично сочетаются друг с другом. Каждый предмет ослепляет роскошью и притягивает внимание. Гостиную украшают три больших зеркала, круглые столики с мраморными столешницами и резной золочёный мебельный гарнитур, обитый, как и стены зала, тканью малинового цвета. Цвет обивки мебели гармонирует с оттенком стен помещения. Цвет этот был выбран для парадной приёмной Владимира Александровича не случайно. Каждому великокняжескому двору указом императора определялся «свой» собственный цвет. Для дворца Владимира Александровича был предписан малиновый. Сохранились кессонированный потолок из ореха, резные двери грушевого дерева, прекрасный камин XVI века из бременского песчаника, люстра венецианского стекла и стенники, отражающие свет электрических ламп.
Напротив входной двери в простенке между окнами установлен бюст хозяина дворца работы Н. А. Лаверецкого, долгое время хранившийся в Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович с 1876 года.
На столах и полках Малиновой гостиной можно видеть изделия из фарфора и стекла — часть коллекции, считавшейся едва ли не лучшей в Санкт-Петербурге. На каминной доске, на столах, на подстольях у зеркал и в нише, специально устроенной в 1911 году, размещена коллекция фарфоровых ваз, собранная великокняжеской семьёй. Большей частью это работы Императорского фарфорового завода.
Гостиная освещается люстрой, изготовленной итальянскими мастерами из молочного муранского стекла. Прообраз её был представлен компанией «Фрателли Тоссо» на Всемирной выставке в Париже в 1867 году и удостоился золотой медали, после чего великий князь Владимир Александрович заказал её копию. За основу при выполнении работы взяли композицию «парижской» люстры, видоизменили её и дополнили новыми декоративными элементами: изогнутыми листьями, ветками и шишечками. Когда светильник доставили во дворец, мастерам потребовалось более 60 дней на сборку.
Отдельного внимания заслуживает необыкновенный потолок Малиновой гостиной. Он выполнен из орехового дерева и украшен сложной резьбой так же, как во дворцах итальянских дожей.
Из Малиновой гостиной, где часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, левая дверь ведёт в покои Марии Павловны. Гостиная на половине хозяйки дворца была оформлена в стиле Людовика XVI. Ранее она называлась Голубой гостиной по цвету шёлковой обивки стен. Отделка комнаты изменилась, и сейчас стены затянуты «золотой» тканью. Лепнина потолка и карниза выполнена скульптором А. И. Лапиным. По его рисунку изготовлена также рама зеркала над беломраморным камином. Мебель в гостиной отличалась плавностью очертаний.
фото из интернета
Ваза мейсенского фарфора на каминной полке — семейная реликвия: это подарок великого герцога Фридриха Франца II к свадьбе дочери.
Подлинный предмет из убранства Голубой гостиной — рояль грушевого дерева, за которым музицировала великая княгиня.
За гостиной в стиле Людовика XVI располагалась Малая столовая. В её оформлении в стиле английской готики присутствовала массивная деревянная мебель правильной формы, украшенная резьбой.
За этим помещением следовали Буфет, интерьер для которого был привезён из бельгийской церкви, далее Буфетная лестница и проход в Танцевальный, или Белый, зал, находившийся во флигеле. Это помещение в стиле рококо или a la madam’e Pompadour отличалось особой роскошью. Здесь много позолоты и элегантных деталей оформления.
Пластичные женские скульптуры подобно атлантам поддерживали лепной потолок.
фото из интернета
Две арки, отделявшие ложи от зала, создавали прекрасную объёмную перспективу. Белая с золотом лепка на потолке удачно сочетается с живописным плафоном. «Торжество Флоры» кисти В. П. Верещагина. Особенный эффект Танцевальному залу придает причудливый блеск зеркал, в изобилии украшающих интерьер.
Следующая комната на половине Марии Павловны — Кабинет. Для Кабинета мебельщик К. Е. Керем выполнил гарнитур грушевого дерева в стиле модерн. Над дверями, ведущими в Будуар и Спальню, — рельефные десюдепорты, а также надкаминные живописные изображения в технике гризайль. Центр потолка украшает картина Тони Февра «Аллегория утра», подаренная императриццей Марией Александровной.
панно, выполненное в технике гризайль
Здесь же находится большой альков и симметрично расположенные напольные лампы, отбрасывающие мягкий свет на картину «Купальщица».
После кончины великого князя Мария Павловна на месте своей бывшей Приёмной и балкона устроила великолепный зимний сад. И по сей день зелень пальм и других экзотических растений круглый год радует глаз посетителей.
Соседствующий с Кабинетом миниатюрный Будуар (Мавританская гостиная) оформлен в стиле дворца Альгамбра в Гранаде. Мавританскую гостиную, декорированную в восточном стиле, использовали в качестве курительной комнаты. об этом свидетельствовали находившиеся здесь кальян и низкие диваны. Мелкий геометрический рисунок стен и резных потолков, а также нежный розовый свет освещения придавали помещению особый восточный колорит. Стены этой уютной комнаты, вызывающей ассоциации с восточной шкатулкой, сплошь покрыты лепными украшениями, позолотой и красочной росписью, низкие диваны и оттоманки обиты кашемиром.
Одну из стен этой гостиной украшает портрет дочери великого князя Елены Владимировны.
В нише, расположенной слева от окна Мавританской гостиной, хранилась коллекция драгоценостей, большую часть которой составляли изделия фирмы Карла Фаберже. Любопытно, что в 1885 году именно Владимир Александрович заказал знаменитому ювелиру первое пасхальное яйцо для императора Александра III, положившее начало уникальной серии.
-
Шли годы, менялась мода, менялись внусы владельцев дворца, увеличивалась великокняжеская семья. В связи с этим время от времени вносились изменения в оформление интерьеров, производились ремонтные работы. С 1880 по 1893 годы переделкой помещений Владимирского дворца руководил Максимилиан Егорович Месмахер.
Подлинным шедевром зодчего стала Золотая лестница в стиле необарокко, которую отличает гармоничное цветовое решение. Белый мрамор ступеней контрастирует с золотым узором решётки и цветом поручней, выполненных из красного дуба, а впоследствии обитых малиновым бархатом. Беломраморные путти поддерживают картуш из позолоченной бронзы с переплетёнными монограммами владельцев дворца. Яшмовая ваза для декорировки Золотой лестницы была создана по проекту М. Е. Месмахера.
Ещё один интерьер — Библиотека. В 1883 г. архитектором М. Месмахером, по распоряжению Великого князя Владимира Александровича, создается еще одна библиотека-ротонда, для размещения книг, полученных им по духовному завещанию отца — Императора Александра II. Благодаря удачному композиционному решению небольшое двухъярусное помещение, отделанное светлым дубом мастером К. Е. Керемом, кажется весьма вместительным. Освещение зала через небольшой световой фонарь в перекрытии позволило установить книжные шкафы по всему периметру антресолей. Нижние части стен первого яруса обработаны прямоугольными филенками наборного дерева в технике маркетри. Книжные шкафы с «хрустальными» стёклами створок составляли главное убранство помещения. Общему строгому облику помещения не противостоит декоративная отделка камина со скульптурными масками львов и гирляндами. Оригинальное решение второго яруса библиотеки, представляющего в плане квадрат со скруглёнными углами, включает арочную конструкцию, опирающуюся на восемь изящных колонок, и световой фонарь в перекрытии. По периметру зала во всю высоту помещения расположены узкие шкафы с латунными замками и петлями тульской работы. Толстый слой войлока, обнаруженный реставраторами в 1982 году в стенах и перекрытии, был введён зодчим с целью звукоизоляции, необходимой для уединённых занятий и чтения. Художественный образ лёгкого и нарядного интерьера библиотеки создавали не только необычайно удачное пространственное решение зала, но и накладные орнаменты фриза первого яруса, ажурный рисунок восьми газовых светильников, резная решётка перил и скульптура.
В настоящее время здесь — русский абонемент и основное книгохранилище.
В читальном зале можно ознакомиться с новыми поступлениями периодической литературы и тематическими выставками, новинками на иностранных языках, уютно расположившись в одном из красивейших помещений Владимирского дворца.
Библиотека Дома учёных обладает хорошим собранием научной и художественной литературы на русском и иностранных языках. Регулярно пополняет свои фонды новыми книгами, учитывая интересы читателей — членов Дома ученых. Работает детский абонемент.
фото из интернета
Большая столовая (Банкетный зал), о котором уже упоминалось выше, отличается от остальных дворцовых помещений отделкой в русском стиле. Этот интерьер был оформлен А. И. Резановым вместе с его помощником А. Л. Гуном в годы строительства дворца и сохранился до наших дней почти без изменений. Стены Большой столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу. В оформлении зала, называемого сегодня Дубовым, широко использовалась живопись.
Пять полотен В. П. Верещагина погружают в мир русской сказки-былины: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеем», «Овсень», «Дева-Заря», «Солнечное божество».
Одно из главных украшений Большой столовой — печь с разноцветными поливными изразцами, изготовленными в Петербурге, в керамической мастерской Леопольда Бонафеде по проекту Резанова. Она напоминала украшения царских палат XVII столетия.
В убранстве зала использованы не только древнерусские мотивы.
Люстры и бра, выполненные в мастерской Иоганна Беца из красной меди,
узор пилонов и роспись изразцов печи напоминают о том, что хозяин — член императорской семьи. Орёл, грифон с мечом и щитом, шлем с короной и цепь ордена святого Андрея первозванного — элементы, заимствованные из малого и большого гербов его императорского высочества.
Судьба дворца после революции 1917 г.
Когда в 1909 году умер Великий князь Владимир Александрович, дворец перешёл во владение его вдовы — Марии Павловны, которая уже в то время начала принимать активное участие в делах благотворительности, что стало основным видом её деятельности в годы Первой мировой войны. В феврале 1917-го года, после крушения монархии, Мария Павловна навсегда покинула Петроград. Умерла она в эмиграции, прах её покоится во франузском городке Контрексевиль в русской православной церкви, выстроенной когда-то по её инициативе.
Когда грянули события 1917 года, переломившие ход истории Российского государства, дворец Великого князя был национализирован. После событий октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература», основанное М.Горьким. По поручению Горького специальная комиссия начала описывать имущество дворца, о чём упоминается в мемуарах букиниста Ф.Шилова, но неясно, была ли эта работа завершена, ведь опись, подготовленная комиссией, пока не найдена. В годы Гражданской войны дворец не подвергся разграблению, но всё же лишился части вещей. Именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество дворца вывозится, продаётся и частично отдаётся в музеи. К сожалению, наиболее ценные полотна из собрания Владимирского дворца (преимущественно русских художников) после революции были отсюда вывезены. Часть дворянских книг передана Нью-Йоркской публичной библиотеке. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга имеется записка Горького, из которой явствует, что в мае 1919 г. из дворца были вывезены сундуки с платьями, мехами и бельём. К записке приложен список вывезенных вещей.
Но всё же дворец чудом избежал погрома в эти непростые времена. В 1920 г. здесь разместилась КУБУ — комиссия по улучшению быта ученых под председательством М. Горького, чтобы поддержать голодающих ученых. А несколько лет спустя, когда столица переехала в Москву, он был переименован в Дом учёных, которому в 1932 году было присвоено имя А. М. Горького. Новые обитатели особняка бережно отнеслись ко всему, что находилось в здании. Ветшавшие предметы обстановки реставрировали и ремонтировали. Комнаты учёным выделили в служебных пристройках, обеспечивавших им необходимый комфорт для проживания и работы. Безусловно, эти помещения не представляли столь высокого исторического интереса, как апартаменты великокняжеской семьи.
В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам. В октябре 1920 года в Доме учёных гостил английский писатель Герберт Уэллс, который вспомнил это своё посещение в книге «Россия во мгле».
Даже Великая отечественная война обошла стороной Владимирский дворец. В дни блокады учёные не только не покинули этих стен, но и продолжали заниматься научной деятельностью. К счастью, бомбы от фашистских авианалётов не задели этот дворец, тогда как в Мраморный дворец, расположенный поблизости, снаряд попадал. Также в годы Великой Отечественной Войны во дворце размещался госпиталь для больных дистрофией и действовало Бюро научно-технической помощи городу и фронту.
Наше время
Владимирский дворец — памятник архитектуры федерального значения. В нём проводятся регулярные работы по реставрации здания и обстановки.
Сейчас во дворце, поражающем своими интерьерами, пышностью убранств парадных залов и величественностью великокняжеских кабинетов, трудятся учёные, а также проходят экскурсии, концерты, художественные выставки и презентации. Многие режиссёры, зная об исключительной сохранности дворцовых интерьеров, используют их в качестве декораций к сценам из своих фильмов Кто хоть раз бывал на экскурсии в этой прекрасной великокняжеской резиденции, безошибочно узнает его интерьеры в кадрах множества исторических картин.
Дом учёных — центр интеллектуальной и научной жизни города. Здесь действуют около 40 секций по разным направлениям, проводятся семинары, круглые столы, литературные вечера, читаются лекции, доклады. Ежегодно проводятся знаменитые «Алфёровские чаепития». Ученым не только удалось сохранить бесценные предметы старины, произведения искусства, библиотеку, но и отстоять здание в годы приватизации.
-
Использованные материалы:
- «Дворцы и усадьбы». Владимирский дворец. — М., Де Агостини, № 75, 2012.
- Марголис А.Д. «Дворцы Санкт-Петербурга» — М., Слово, 2003.
- Тыжненко Т. Е. «Максимилиан Месмахер» — Ленинград, Лениздат, 1984.
- Интернет-сайты.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм