--------------------
Общая информация:
Прилу́ки — бывшее село, а сейчас микрорайон в составе города Вологды.
Этимология: Название Прилуки (Прилуцкое) произошло от именования основанного в 1371 году Спасо-Прилуцкого монастыря. Монастырь в свою очередь получил название по соборной Спасской церкви и местоположению — изгибу реки Вологды, образуя луку (при луце — 'у крутой луки, извилины реки').
Первое упоминание 1371 г. В составе Вологды с 1993 г.
На территории современных Прилук в XVI в. существовали селения, принадлежавшие Спасо-Прилуцкому монастырю.
26 марта 1938 года в Прилуки был пущен один из первых маршрутов вологодского автобуса: № 1 Вокзал-Прилуки.
Достопримечательности: Спасо-Прилуцкий монастырь, Церковь Николая Чудотворца, что на Валухе (XVIII век).
Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь.
Является комплексом памятников архитектуры XVI–XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537–1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.
Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей. В конце XVII–XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере.
В августе 1924 года монастырь закрыт. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
--------------------
До монастыря можно доехать на маршрутке, но это слишком легко.
Поэтому я выбрал более интересный способ. Пешком в Прилуки из деревни Слобода. Расстояние по прямой между ними смешное — 1 км., Но есть несколько, НО!
Первое: река Вологда. Второе: единственный способ ее пересечь — это 2 железнодорожных моста, по которым один за другим шли грузовые поезда, третье (как оказалось): добраться до самих мостов.
Из Вологды до Слободы можно доехать на автобусе 11 (Осаново — С/з Цветы). Выйти за одну остановку до конечной. Прям рядом с остановкой развалины Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ямской Кирилловской Слободе.
Обиходные названия храма — Покровская церковь, Богородицкая церковь. Храм был сооружён в стиле классицизма в 1797. Закрыт был не позже 1930-х.
Развалины Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ямской Кирилловской Слободе
Обиходные названия храма - Покровская церковь, Богородицкая церковь.
Храм был сооружён в стиле классицизма в 1797. Закрыт был не позже 1930-х.
И там я совершил ошибку — доверился навигатору, который без сомнения показывал двигаться до конца улицы, а потом через поле к мосту. Дойдя до конца улицы, уткнулся в поле с травой по пояс. Ни дороги, ни тропинки нет. А если учесть, что еще постоянно шел дождь, то там грязь по колено и все мокрое. Не вариант. Сделал кадр на монастырь. Вот, вроде близко, но на самом деле между нами река и непролазное поле.
Спасо-Прилуцкий монастырь (вид из Слободы)
Навигатор показал еще одну тропинку до путей, прям от развалин церкви. Побродил по траве, не нашел. Решил возвращаться до переезда. Но тут помог местный житель, который подсказал как найти тропинку к ЖД путям. Оказалось, я топтался от нее в паре метров, ее видно даже на спутниковых снимках, но в высокой траве так и не нашел ее сам. Ориентир: тропинка начинается с детской площадки рядом с церковью. Красным — неправильная тропа, зеленым — правильная, хотя обе присутствуют в яндекс картах.
Через 5 минут топал по путям. Фотографии сделал в самом начале пути по рельсам. Дальше они стали расходится каждый к своему мосту, поэтому пришлось принять левее, пока ров между ними не стал слишком глубоким.
Далее до мостов пришлось идти по узким высоким насыпям, периодически сползая вниз, пропуская поезда. Так как в принципе эти мосты не предназначены для пеших прогулок. Хотя тропинка натоптана, но она вела не к нужному мне мосту.
Мне нужен был левый, ближайший к монастырю, и как назло, через него шли все поезда. Ну и сам мост в далеко не самом лучшем состоянии. Некоторые бетонные плиты обвалились и на их местах просто лежат доски. Сразу вспомнил подвесной мост в Сочи. Там тоже сквозь него все видно.
Начало моста. Получается, что все приключение было только ради этой одной фотографии. (совет: обратите внимание на переезд за мостом, если начал звенеть и опустили шлагбаум, лучше подождать)
Спасо-Прилуцкий монастырь
Спасо-Прилуцкий монастырь
Вологодская башня
Высокая и мощная башня на восточном углу ограды (Вологодская) (как на северном и южном углах) сильно выступает за линию стен. Имеет, как и ещё две башни, 16 граней и, вероятнее всего, они задумывались как главные оборонительные сооружения монастыря. Башни имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне. В стенах между башнями также устроены бойницы: арочные нижние — для подошвенного боя, длинные тонкие в среднем ярусе и косые и узкие в верхнем ярусе — для верхнего боя. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой.
Мельничная башня
Построена в середине XVII в. Отличается по конструкции от трёх других угловых башен монастырской стены.
Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней
Надвратная церковь Вознесения Господня поставлена над Святыми воротами — главным въездом в монастырь со стороны древней дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Церковь с воротами и прилежащими участками северо-западной стены — древнейшая часть монастырской ограды, выстроенная в конце XVI века, вскоре после Спасского собора, когда остальные стены с башнями были деревянными. Позднее церковь и Святые ворота оказались включёнными в кольцо стен XVII века. Святые ворота имеют 2 арочных проёма: большой — для проездов и малый — для путников. Большой проезд оформлен перспективным порталом, над которым ещё в начале XX века находилась фреска (сейчас об этом напоминает металлический голубец над большим проездом).
Первоначально (в 1590 году) церковь была освящена во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя православного воинства, как бы охраняющего вход в обитель, и называлась так до XIX века. Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана IV, вступившего на престол в 1584 году, и, возможно, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня и подверглась ряду переделок, последние и «очень неудачные» (по характеристике искусствоведа Г. К. Лукомского) — 1875 года. Реставрации 1990-х годов вернули церкви предполагаемый первоначальный вид.
Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней
Братские кельи — двухэтажное строение, вытянутое параллельно северо-западной стене монастыря в продолжение летних настоятельских келий. Ранее являлось больничным корпусом. Строительство началось в XVII веке, закончилось в 1790 году.
С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь.
Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней
Соборная колокольня
Новая колокольня с церковью Алексия. Между 1644 и 1656 годами была выстроена новая, более высокая колокольня. Согласно традиции середины XVII века, это была шатровая постройка типа «восьмерик на четверике». Её широкая нижняя часть — подклет с двумя кельями и двухъярусный четверик, декорированный скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проёмами, украшенными килевидными архивольтами. Прежнее шатровое завершение было снято в 1720-е годы, при этом стены звона надложены, и на них водружён ещё один восьмерик, в котором были поставлены большие колёсные часы с боем. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли со шпилем.
Невысокая пристройка с западной стороны — церковь Алексия. Таким образом, новая колокольня, также как и старая, была призвана совмещать функции колокольни и храма, что для середины XVII века было не совсем обычно и говорит о следовании «прежним образцам».
Из колоколов Спасо-Прилуцкого монастыря по именам известны «Большой» (357 пудов 30 фунтов), «Вестовой» и «Протас». Они были отлиты в 1736–1738 годах, а в разгар индустриализации, в 1935 году, были пущены на переплавку. Новые колокола (14 штук) были отлиты по образцу колокольни Софийского собора и водружены в 2007 году. Планируется отлить ещё один колокол массой 4 тонны.
Спасский собор
Спасский собор построен в 1537–1542 годах на месте сгоревшего деревянного. Собор представляет собой пятиглавый храм на подклете, окружённый галереями, с тремя полуциркульными апсидами. Фасады здания поделены широкими лопатками на три прясла. Завершают прясла значительные по размеру закомары, средние из которых имеют больший размер, чем боковые. Переход к барабанам глав создаёт второй ярус закомар. Сильно выделяется по сравнению с боковыми центральная глава, имеющая в основании четыре закомары. Динамичное нарастание масс к центру формирует пирамидальную композицию.
Спасский собор с колокольней
Спасский собор с колокольней
Спасский собор с колокольней
Спасский собор с колокольней
Введенская церковь с трапезной
Церковь Введения Богородицы во храм — стройное квадратное в плане здание на подклете со сводами, покрытыми эффектной пирамидой из трёх ярусов килевидных кокошников, и увенчанное барабаном с луковичной главой. Особенностью храма является отсутствие алтарных апсид, характерное для трапезных церквей XVI века. Фасады, включая восточный, украшены лопатками, заканчивающимися снизу на уровне подклета. Верхний ярус стен между лопаток декорирован широким узорчатым поясом, состоящим из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек. Этому орнаментальному фризу вторит аналогичный декор вверху барабана храма над рядом килевидных арочек.
Время постройки церкви — не позднее 1623 года. Впоследствии церковь была перестроена, при этом она получила купольное покрытие свода вместо кокошников и большую пятигранную апсиду. В 1927–1928 годах купол церкви был разобран, и в храме устроен киноклуб с буфетом, игрались спектакли. Предполагаемый исходный облик был возвращён в ходе реставрации 1950-х годов.
С запада к церкви примыкает внушительных размеров трапезная палата (одностолпный зал имеет площадь примерно 15×15 м) — типичная постройка для русских монастырей XVI–XVII веков[23]. Её подклетный этаж был занят погребами, хлебней и другими хозяйственными помещениями. В верхнем этаже расположена обширная одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. В трапезной были устроены придел во имя великомученицы Варвары, в иконостасе которого находились иконы, пожертвованные Троице-Герасимовской церковью. Фасады трапезной лаконичны, единственным украшением являются крупные арочные ниши с откосами, в которых помещены оконные проёмы, и простые лопатки между ними и на углах объёма, завершённого зубчатым карнизом.
Крытая галерея-переход соединяет Спасский собор с трапезной Введенской церкви.
Введенская церковь с трапезной
Введенская церковь с трапезной
Екатерининская церковь
Церковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного великого князя Владимира построена в 1830 году вологодским губернским предводителем дворянства В. А. Волоцким как семейная усыпальница. Представляет собой небольшое здание в стиле ампир в виде ротонды с четырьмя неравными (боковые больше переднего и заднего) портиками.
Успенская церковь
Деревянная шатровая Успенская церковь перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, отреставрирована и освобождена от поздней тесовой обшивки. Считается древнейшей сохранившейся деревянной шатровой церковью.
Вблизи этих церквей находятся остатки монастырского некрополя, сильно повреждённого в советское время. В целости сохранилась лишь могила поэта К. Н. Батюшкова, скончавшегося в Вологде 7 июля 1855 года.
могила поэта К. Н. Батюшкова
На кладбище монастыря были также захоронены митрополит Сарский и Подонский Иона, архиепископ Вологодский и Белозерский Симон, статский советник, вологодский вице-губернатор А. С. Нарышкин, другие духовные и светские лица, представители известных вологодских фамилий. Адмирал, главный командир Архангельского порта И. Я. Барш погребён в нижнем этаже Екатерининской церкви.
Южная башня
Грани Южной башни, как и Белозерской и Вологодской, в XIX веке были выкрашены в белый, желтый и оранжевый цвета.
Монументальные Южная и восточная Вологодская башни выделяются не только своими большими размерами (около 20 м), но и декоративной обработкой зубцов.
Водяная башня
Через ворота этой башни в монастырь ранее привозили воду. Сейчас через эту башню можно попасть на стены.
На территории монастыря есть пруд.
Недалеко от монастыря находится Храм Николая Чудотворца на Валухе.
В XVI–XVII веках на месте церкви находился женский монастырь. Большую каменную церковь на левом берегу реки Вологды начали сооружать в 1750 году на месте деревянной церкви с тем же названием. Изначально церковь строилась в качестве приходского храма двух богатых монастырских сел: Выпрягово и Коровничье. Строительство храма продолжалось вплоть до середины XIX века. С восточной стороны к нему пристроена высокая двухсветная холодная церковь, освященная в 1755 году.
В тридцатых годах XX века храм был закрыт, разграблен и погублен. Икона «Чудо о Флоре и Лавре» второй половины XVI века была передана в Вологодский музей-заповедник. В дальнейшем церковь использовалась под склад.
Ходили слухи о сектантах, использующих территорию храма для проведения различных ритуалов. Попытки реставрации начались частным лицом в конце XX века, что вызвало большие претензии со стороны игумена Спасо-Прилуцкого монастыря. И только спустя десятки лет было получено благословение на реставрационные работы. Однако дальше обмеров и составления эскизного проекта дело не пошло. Хотя неоднократно инициативная группа проводила субботники, убирали мусор, спиливали со стен и крыши разросшиеся деревья. Здание осталось без хозяина, лишилось многих архитектурных деталей, рухнула часть крыши трапезной.
Сегодня храм Святителя Николая находится в аварийном состоянии. Кровли практически нет, своды и стены стремительно разрушаются под воздействием влаги. Монахами Спасо-Прилуцкого монастыря (к которому сейчас он причислен) были установлены временные окна и двери и закрыт доступ в храм для посторонних. В 2016 году был проведен сбор средств на реставрационные работы.
Храм Николая Чудотворца на Валухе
Храм Николая Чудотворца на Валухе