Если бы Синтра была моей возлюбленной и спросила: «За что ты меня полюбил?» — я, не колеблясь, ответил бы: «За общий вид». Женщина, наверное, потребовала бы детализации, ну, а Синтра просто носит титул мирового достояния человечества от ЮНЕСКО именно в категории «Культурный пейзаж». По Синтре следует ходить пешком, ее расположение на красивых лесистых холмах (Сьерра-де-Синтра) обеспечивает бессчетное многообразие замечательных видов.
Вид на охотничий дворец в Синтре
Приехав на вокзал (железнодорожный вокзал и автовокзал расположены рядом, в историческом центре), отправляемся в сторону Королевского охотничьего дворца, который является, если можно так выразиться, центром центра Синтры.
Синтра
Идти следует по улице Volta da Dusha. Найти её несложно, встроившись в еще не слишком выраженный пешеходный трафик, который только через пару-тройку часов превратится в туристический, всё сметающий железный поток, описанный писателем Серафимовичем, правда по другому поводу и с другим целями. Volta da Dusha дугой проходит по склону лесистого холма, поэтому справа от неё — заросший деревьями и кустарниками овражистый склон, переходящий далеко внизу в луга и сады с домами, а слева — лесистый горный склон, местами — очень крутой, местами — не слишком. Где позволяют складки местности, вдоль дороги — разного рода постройки. Справа видны их крыши, слева — только стены, крыш почти не видно, слишком высоко.
С португальского Volta da Dusha переводится смешно: «Дорога вокруг душа». И действительно, это скорее дорога, нежели улица. Название, якобы, связано с тем, что когда-то дорога вела в городские общественные купальни, ныне уже не существующие. Протяженность Volta da Dusha невелика, думаю, с километр, автомобильное движение очень слабое (если вообще есть, не помню), скорее всего, из-за каких-то ограничений (типа запрета стоянок).
Дорога хороша, прежде всего, постоянно меняющимися многоплановыми видами. Кроме того, вдоль балюстрады, отгораживающей обрыв от тротуара, установлены разнообразные, и временами весьма примечательные, скульптуры. В подавляющем большинстве скульптуры — высокохудожественные, хотя и не объединенные какими-то направлениями. Полная эклектика, от мемориальной классики до постмодернизма (дорога используется для проведения ежегодного фестиваля скульптуры «Sintra Arte P;blica» современных авторов, каждый год экспозиция под открытым небом меняется).
У королевского дворца надолго не останавливаемся. Своими странными трубами он служит скорее легкоузнаваемым ориентиром, нежели предметом для восторженного созерцания.
Отдохнув, отправляемся в парк Кинта да Регалейра. Прельстились мы им из-за пешеходной досягаемости и некоторой странности архитектурной ориентации: нечто замешенное на мистике. Ключевые слова там: тамплиеры, алхимия, масоны. Кроме того, помимо богатой растительности склон паркового холма буквально изъеден подземными ходами, гротами, колодцами с винтовыми лестницами, этакими башнями наоборот, уходящими под землю, куда открыт доступ для публики. Расчет наш оправдался. В кассы парка нет очереди, а в самом парке еще полно мест, где почти пустынно. Гуляем по извилистым, местами крутым, дорожкам, рассматриваем всяческие парковые причуды, навроде гротов, смотровых башен, подпорных стен и искусственных (а может и настоящих) руин.
Мне почему-то хочется спуститься в масонский колодец — башню и по подземному ходу пройти насквозь холм, к которому мы подошли. Имея диплом горного инженера, я хорошо знаю, что ничего особенно примечательного в штольне не увижу, но почему-то все равно хочется. В колодец и подземный ход спускаться жена категорически отказывается. Она прочла в путеводителе, что там темно и очень сыро, а на ней светлые замшевые туфли от Max Mara. Быстренько скатываюсь по винтовой каменной лестнице на восемь этажей вниз. Делаю фотоснимки… и пускаюсь в обратный путь, который менее легок, т. к. «спускаться» из подземной башни приходится вверх…
массонский колодец. Башния наооборот
Обычно при длительных пешеходных прогулках мы не посещаем музеев. Это перегружает и физически и информационно. Однако парковый дворец Регалейра решили осмотреть. В путеводителях его характеризуют как неоготический замок. На мой взгляд, это скорее большая вилла, построенная в сказочно вычурном стиле. Сейчас такого рода новоделов по миру разбросано великое множество. Но в том-то и дело, что Регалейра — не новодел! Из парка замок смотрится как большая игрушка, поставленная в цветочную клумбу. Красив ли он? Большинство скажет, что очень. Для меня же важнее иная его эстетическая ценность, он создает во мне ощущение ребенка: веру в реальность сказочности и волшебства.
Замок в Кинта да Регалейра
Замок поход на игрушку в цветосной клумбе
Бродим по комнатам и этажам, пытаемся разобраться в планировке, которая весьма мудрена, несмотря на небольшие площади. Рассматриваем барельефы, скульптуры и мозаики. Интерьеры пустоваты, но уютны. Как ни странно, в таких комнатах удобно жить, а не только проводить заседания масонских лож. Все помещения размерами невелики и очень светлые, из окон открываются великолепные виды на сад, на город, а с верхнего этажа и смотровых площадок, балконов — на холмы с крепостью мавров и замком Пена. Когда-то здесь была уникальная библиотека, алхимическая лаборатория и размещались еще какие-то знаменитые коллекции хозяев. Все разбазарили наследники. К примеру, знаменитое собрание книг Камоенса теперь в Вашингтонской библиотеке Конгресса и эта не худший вариант для раритетов…
Когда мы, двигаясь к выходу, проходили по одной из террас на подпорной стене замка, то увидели внизу, под нами, как по площади перед воротами парка змеится очередь, хвост которой скрывался вдали за плавным поворотом улицы.