Если Вы хотите увидеть по европейски красивые, «няшные» картинки в Африке, слегка подустали от африканской суеты и аутентичности, то просто обязаны посетить это место.
Остров рабов также будет интересен любителям истории. Это место не оставит Вас равнодушным. Остров расположен в 2,5 км к югу от порта Дакара. Добраться сюда Вы сможете на пароме, что отходит с порта. До района Дакара где расположен порт доедете на городском автобусе. А вот дальше придётся поискать.
Искать будете пока Вас не встретит помогай. Вот он непринуждённо завязал с нами беседу: «Не правда ли, хорошая погода?».А затем взял над нами шефство, вызвавшись проводить до порта. Этот человек Вас обязательно встретит, потому что он везде (встретили его неделю спустя в другом районе, когда улетали из Дакара). Встреча с ним неизбежна для Вас как победа мировой революции. И хотя Вы подумали, что он проводит Вас просто по доброте душевной, но денежки при расставании Вам дать придётся. Иначе он Вас будет проклинать всю оставшуюся жизнь и весь Дакар будет знать что Вы обидели «профессионального гида».
На сравнительно небольшом острове Горе размерами 900×350 метров, проживает аж 1300 человек. Ещё уйма людей приезжает туда на работу. Все эти люди так или иначе работают на туризм и с туристами. Поэтому к Вам с расспросами пристанут прямо в порту в ожидании парома. Вам непринуждённо покажут фото своих детей на телефонах, посмотрят на изображения Ваших, расспросят Вас о житье-бытье, расскажут о своей нелёгкой доле по воспитанию троих детей….
И всё это для того, чтобы по прибытию на остров затащить вас в магазин, попросить Вас чтобы Вы оплатили билет на паром (10 $), просто подали денежек…Люди здесь в порту и на Горе смелые, предприимчивые, не то что остальные сенегальцы. Паром за полчаса доставит Вас на остров, в обществе местных жителей и множества туристов. Только на этом пароме мы поняли что помимо нас в Дакаре есть другие туристы и их много! Наверное, любой турист что оказался в Дакаре посетил этот остров Горе. И он того стоит.
2
Ещё на пароме порываются показать Вам фокус, сплясать, спеть. Естественно, незабесплатно. И даже если Вы не просили и не претендовали на просмотр. Но всё это будет культурно и ненавязчиво. Вы ведь в «респектабельном» Дакаре, а не в трущобном и бесцеремонном Каире. Короче, Дакар это такая себе культурная африканская столица. Ещё этот город называют Парижем Западной Африки. Ну что же, на острове Горе понимаешь что в этом утверждении есть определённый смысл.
По пути на остров увидите много интересностей. А вот остров рабов, встречайте.
1
Это круглый форт с пушками по периметру, что встречал незваных гостей.
Дошли без приключений, «десант» выгружается.
2
Вот мы и на острове Горе. Изумрудный океан, красивые дома. Прекрасная гавань. Пасторальные картины, достойные кисти талантливых живописцев. Подумать только, что вся эта природная и рукотворная красота была немой свидетельницей творившегося здесь более 400 лет подряд горя местного чёрнокожего населения. На самом деле в названии острова Горе́ ударение справедливее было бы поставить на второй слог, а не на первый. Это остров горя, беды.
8
Дело в том, что этот остров получил печальную известность как центр атлантической работорговли. Это одно из жутких мест на Земле.
Правда насчёт центра работорговли многие скептики спорят и утверждают, что самыми большими центрами торговли рабами из Западной Африки являлись устья крупных рек Гамбии и Сенегала (одноименные со странами названия рек). Возможно это и так и остров Горе использовался просто как небольшая тюрьма, перевалочная база перед продажей рабов и оправкой через океан, но сути это не меняет.
Просто с этого острова невозможно было сбежать, не утонув в океане под тяжестью оков или от зубов голодных акул. Некоторых настигали охранники. Этот остров самая близкая точка к заокеанским колониям.
Остров Горе — последняя африканская земля, которую видели черные рабы по пути в Новый свет. Ох и хлебнули горя на острове Горе…. Этот остров в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2
Остров посещает каждый день множество любопытных туристов. За вход на сам остров надо отдать ещё каких — то денег за билет.
3
Чему несказанно рады предприимчивые потомки угнетённого черного населения средневековой Африки. Здесь все зарабатывают на туризме. Здесь находится много отелей, в которых коротают дни туристы. Здесь запрещено любое автомобильное движение. Горе является коммуной столичного округа.
Остров Иль-де-Горе, один из 19 районов Дакара.
5
Местные старики ведут неспешные беседы на лавочках. Эта трибуна на центральной площади использовалась раньше для выступлений. И я думаю, не только для выступлений, но и для аукционов при продаже живого товара.
1
Здесь сейчас не бывает преступлений, так как все друг-друга знают и полицейские откровенно скучают. Хорошая служба! Кстати, полицейский участок — это самая старая постройка острова.
Церковь Святого Чарлза.
1
Это только один из храмов острова. Двери закрыты, внутрь не попали. Построен в 1830 году французами. Давайте вместе пройдёмся по красивым улочкам, сохранившим оригинальную архитектуру,
4
синтезирующую в себе черты разных культур.
Кривые улочки острова интересны.
Так и кажется, что мы в Европе. Если бы не печальная история этого острова….
3
Здесь повсюду государственные флаги Сенегала.
2
Поднимаемся наверх, к вершине холма.
Здесь нас встречают шопинг, баобабы и древние фонари.
6
В «зимний» период баобабы очень фотогеничны. В странах Африки не любят выкидывать отслужившие свой век вещи. Сенегал — не исключение.
2
Из старых мобильников могут быть изготовлены отличные сувениры. А ещё на Горе много растаманов и прочих наркоманов. В воздухе ощущался стойкий запах раскуриваемой травки.
4
Но эти неформалы мирные, работают себе в туризме и закон не нарушают. Пейзаж островной даже выигрывает от этих весёлых людей. Такие себе «дети цветов», 21 века. Всё цветёт даже зимой.
3
Что же за буйная растительность здесь летом?
1
Виды сверху интересные, идёт неспешная повседневная жизнь островитян.
3
Никто их теперь в рабство не угоняет, не продаёт. Заняты изготовлением сувениров для белых туристов.
1
Это мемориал, возведённый в 1999 году. На холме находятся защитные укрепления различного времени 20 века. Называются Замком (Le Castel).
2
Перед Второй Мировой войной французы установили в крепости гигантские орудия.
Вообще, остров всегда представлял стратегическое значени.
Все проржавело. Похоже на часть орудия.
Сейчас в укреплениях Замка кто-то живёт.
Сверху с холма виден Дакар.
3
Отсюда хорошо просматривался и простреливался также и пологий пляж, к которому мы недавно причалили. Так что захватить Замок со стороны пляжа и пирса также нелёгкая задача.
Если бы кто-то попытался захватить остров, то им бы не поздоровилось.
Штурмовать «в лоб» тоже не вариант.
Потихоньку начинаем спускаться вниз, к лагуне с пляжем.
По дороге вновь европейские живописные улочки.
3
Обратите внимание на пальму-антенну.
В эту искусственную пальму можно попасть через дверь и подняться наверх. Видимо, внутри лестница для подъёма. Как Вам конструктивное решение? И красиво и удобно.
Это филиал Мальтийского ордена.
1
Помимо госпиталей во Франции, Французская Ассоциация Мальтийского Ордена управляет работой медицинских центров и благотворительных медпунктов в Бенине, Буркина-Фасо, Камеруне, на Мадагаскаре и в Того.
В Сенегале и Камбодже Орден курирует работу специальных лепрозориев.
Дети возвращаются с учёбы.
4
И вот мы снова в живописной лагуне, откуда начинали свой путь по острову.
4
Здесь славно откушали в кафе свежепойманными морепродуктами и рыбой. Подкрепившись вновь гуляем по живописному острову.
3
На памятники и монументы острова здесь не поскупились. Памятник Блез Диагн.
1
Из Википедии: «Диагн был избран в палату депутатов Франции в 1914 году как представитель Сенегала, где и работал до своей смерти в 1934 году. В 1916 Диагн убедил французский парламент одобрить закон о предоставлении полного гражданства для всех жителей так называемых четырех коммун в Сенегал: Дакар, Горе, Сент-Луис, Руфиск. Он был ведущим рекрутером для французской армии во время Первой Мировой Войны, когда тысячи черных африканцев Запад воевали на Западном фронте во Франции. Он был пионером черного Африканского избирательной политике и сторонник равных прав для всех, независимо от расы. Утверждается, что он был похоронен не на мусульманском кладбище Soumbedioune в Дакаре из-за его масонства.»
В который раз убеждаюсь что масоны люди неплохие и прогрессивные.
Мы у первого музея острова.
Всего их здесь три: музей истории острова, Дом рабов, музей женщин.
Мы посетили первые два.
3
Во внутреннем дворике музея истории острова и страны. Фотографировать внутри запрещено, но никто этого не контролирует. Внутри в залах нет смотрителей. Поэтому мы всё равно фотографировали. В музее встречают кости-Захоронения первобытного строя.
1
Вот так лежали тела при захоронении.
1
Вот такую же «каменную арфу» мы видели и в музее масок в Дакаре.
Из Википедии:
«Народы, населявшие междуречье Сенегала и Гамбии, находились на разных стадиях перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
В долине реки Сенегал происходили смешения этнических групп серер, волоф, сонинке, фульбе, мандинка и других.
На рубеже I–II тысячелетий н. э. началось переселение народа серер в западные области страны, населённые мандинка-сосе, выходцами из центральных районов древней Ганы. После ухода серер из долины реки Сенегал началась миграция тукулёр, большинство которых обосновалось в северных и центральных областях Сенегала.»
В это время на территории Сенегала сформировалось первое древнее государство Текрур. Его основу составляли земледельцы из народов тукулёр, серер и волоф, и кочевые скотоводы из народа фульбе. Власть Текрура распространялась от низовьев Сенегала и атлантического побережья на западе до среднего течения Сенегала на востоке. Здесь Текрур граничил с древней империей Гана.
1
>
В XI веке в Текруре распространилось мусульманство. Его правители были союзниками берберов Альморавидов во время разгрома ими державы Гана в 1076 году.
Около XII–XIV веков на территории Сенегала расселился народ волоф. Небольшие объединения волоф и серер в центральных районах Сенегала в конце XII века были объединены в государство Джолоф.
В кон. XIII века восточные районы Сенегала попали в сферу влияния империи Мали, её данником стал Текрур. С конца XIV века могущество Мали ослабло и правителям Джолоф удалось объединить под своей властью большую часть территории Сенегала. Южную часть страны в XIV–XVI веках освоили переселявшиеся из Мали народы мандинка.
1
В конце XV века фульбе объединились в государство Денанке, просуществовавшее до 1770-х годов. Во второй половине XVI века Джолоф распался на ряд небольших государств.
1
В середине XV века на сенегальском побережье впервые появились европейцы. В 1444 году португальская экспедиция Диниша Диаша достигла устья реки Сенегал.
Позднее португальцы обосновались на острове Горе, который стал крупнейшим центром работорговли.
Европейские колонизаторы и африканские правители сменяли друг-друга.
С 1620-х годов началось проникновение в Сенегал голландцев, которые овладели островом Горе.
Затем инициатива в проникновении на сенегальское побережье перешла к англичанам.
Потом пальма первенства здесь перешла к французам.
К середине XVIII века французы смогли утвердить за собой господство над торговлей на территории Сенегала.
В 1633 году французы основали Сенегальскую компанию и в 1638 году в устье реки Сенегал построили факторию, которая с 1659 года стала городом Сен-Луи.
В 1677 году французы захватили Горе. Территория Сенегала стала базой для колонизации всей Западной Африки. В XVII — первой половине XVIII веков в африканско-европейской торговле, которую контролировали правители африканских государств, всё большее значение приобрёл вывоз рабов;
используя огнестрельное оружие, правители во главе дружин всё чаще совершали набеги на соседей с целью захвата пленников для последующей их продажи европейцам.
Часто африканские дружины нападали и на европейские колонии и на миссионеров.
В середине XIX века французы начали активную экспансию против государств Сенегала, которую успешно завершили к концу века.»
Сенегал получил независимость только в 1960 году.
Выходим из музея и продвигаемся по живописным улочкам к главной достопримечательности острова — Дому Рабов.
Здесь главный памятник острова. Он символизирует позорную страницу истории Западной Африки — работорговлю.
2
Дом рабов, вход 1 $.
На втором этаже в этом же доме жили европейские работорговцы. Вглубь страны, в джунгли, они предпочитали не соваться.
Да и зачем? Там, в глубине страны гнилостный для европейцев климат, опасные племена с отравленными стрелами. Ведь чёрных невольников захватят другие африканские племена и приведут на продажу на Горе европейским перекупщикам живого товара.
Невольники ютились на первом этаже в ужасных условиях. Здесь мокрые, холодные стены. В стены вделаны цепи, к которым приковывались рабы.
В камере одновременно содержалось полтора-два десятка прикованных к стенам рабов.
Невольники выводились один раз в день, чтобы справить нужду. Конечно, этого было слишком мало, поэтому в камерах была ужасная вонь и вспыхивали эпидемии.
«Детская».
Такое себе «счастливое» африканское детство.
Это зал аукционов.
Здесь разлучались семьи навсегда. Мать могли отравить в Бразилию, отца на Кубу или США, а детей во Французские Карибы. И они больше никогда не видели друг-друга.
За ребёнка могли дать небольшое зеркальце или продавали его даром, «в нагрузку». Оно и понятно, ведь у ребёнка пережить плавание были шансы небольшие.
Вот в таких стеснённых условиях на кораблях переправляли рабов в Америку. В пути через океан погибало около трети невольников, поэтому их покупали с запасом.
Это карта трафика живого товара.
За девственниц и здоровых мужчин давали уже большую плату, чем за детей. За них могли дать уже бутылку рома или ружьё.Во времена французов на острове возникли свободные метисы, рожденные от связи белого господина с рабыней. В Америке такие метисы были рабами. А французские господа сразу давали свободу и ребёнку и матери. Французы всё-таки были более человечные колонизаторы, чем остальные.
Семьи французских дворян, живущих на Горе, остались в далекой Франции. Белым мужчинам приходилось «жениться» на африканских красавицах.
Их дети пользовались в Сенегале уважением среди аборигенов и властью. Они успешно занимались бизнесом…. работорговлей.
По коридору невозврата уводили несчастных на корабли для отправки через океан.
Эта площадка — последнее что видели на родине африканские невольники.
Сколько за 400 лет из Африканского континента вывезли людей в качестве рабов подсчитать трудно. Приводятся разные цифры. Примерно предположим около 14 миллионов вывезено и ещё 6 погибли в пути и заключении.
Сколько надо теперь десятилетий и столетий чтобы восполнить этот урон континенту?
2
Как хорошо, что мы живём не в век работорговли.
1
Свобода — самое главное в жизни любого существа на Земле…