«Лебединая песня» византийской культуры
Рано утром мы выехали из Ясс в направлении Сучавы. День обещал быть удивительным и невероятно насыщенным, нас ждал регион под названием южная Буковина.
Находится южная Буковина со своим административным центром городом Сучава на северо-востоке Румынии. Именно так, никакой ошибки нет. Чтобы увидеть южную Буковину, надо ехать на север страны. Сразу возникает закономерный вопрос: а где же тогда находится северная Буковина, уж случаем не на юге?
Нет, конечно, не на юге, но в другом государстве. Северная Буковина в настоящее время часть Украины, именно таково историческое название Черновицкой области этой страны.
Как известно, Гитлер, договорившись со Сталиным о разделе сфер влияния в Восточной Европе, согласился на присоединение к СССР российских территорий, отошедших к Румынии в 1918году, а заодно и принадлежавшей Румынии, но населенной преимущественно украинцами северной Буковины. Румыния вынуждена была согласиться.
В своё время, а именно в 1918 году Румыния разделила триумф Запада, но в 1940 году ей пришлось разделить с ним его слабость. Экономический кризис 30-х годов, рост могущества Советского Союза и приход нацистов к власти в Германии подорвали силу и влияние западной цивилизации.
В ночь на 27 июня 1940 года СССР предъявляет Румынии ультиматум с требованием немедленной передачи восточных провинций. Румыны просят о поддержке Германию, но получают из Берлина рекомендацию не сопротивляться Советскому Союзу. 28 июня Румыния принимает ультиматум, и в тот же день советская армия переходит Днестр, всего за три дня занимая Бессарабию и северную Буковину.
В октябре 1940 года Верховный Совет СССР принимает постановление о создании Молдавской Советской Социалистической Республики, подвергнув границы в регионе ь серьезному пересмотру. Северная Буковина, а также прилегающая к Дунаю и Черному морю южная Бессарабия, где молдаване составляли меньшинство, были переданы Украине. А земли, на которых компактно проживали болгары и гагаузы отошли к Молдавии.
Вот такая вот историческая подоплёка ныне существующего географического парадокса.
Сама Румыния, позволю себе продолжить исторический экскурс, самостоятельным государством стала относительно недавно, а именно в 1877 году. До этого, эта страна представляла собой три княжества -Молдову, Валахию и Трансильванию, с близкими, но всё-таки не пересекающимися в единое целое историческими судьбами.
Княжество Молдова, по которой мы, собственно говоря, и путешествуем, выделялась на фоне остальных романских княжеств особым византийским духовным наследием, материальным подтверждением которого являются знаменитые расписные церкви 15 и 16 веков.
Эти невероятные по красоте церкви называют «лебединой песней» византийской культуры. Их строительство пришлось на достаточно короткий, но невероятно яркий взлёт молдавского национального самосознания. Речь идёт о Молдове времён правления князя Стефана Великого (1457 — 1504) когда этому княжеству выпала честь называться последним оплотом византийской культуры.
К тому времени пал Константинополь (1453 год), православная Сербия с конца 14 века находилась под игом Османской Империи, а Стефан Великий (Стефан чел Маре) героически бил турок, одержав в общей сложности 44 победы. Противостояла православная Молдова и католическому Западу в лице венгерских и польских королей желавших подчинить небольшое княжество своему влиянию.
И вот именно в этот период славных побед в борьбе за политическую и духовную независимость, во вражеском окружении, в условиях абсолютного отсутствия каких-либо союзников, в Молдове зарождается традиция расписных церквей.
Самое удивительное, что традиция эта узко локализована и во временном пространстве (в пределах одного века) и в территориальном (все они расположены в окрестностях тогдашней столицы Сучава).
Первым в этом ряду был расписной монастырь в Петерэуци, появившийся в 1487 году, завершающим монастырь Сучевица (1586 год), а между ними немало других.
Назову лишь те монастыри и сельские церкви, которые вместе с вышеназванными включены в список Всемирного наследства Юнеско: Арборе, Хумор, Молдовица, Пробота, Воронец и монастырь Святого Георгия в Сучаве.
Расписные монастыри южной Буковины возможно вторая по известности, после раскрученного замка Дракулы, достопримечательность Румынии. Их всех объединяет невероятное сочетание внешней лёгкости и нарядности одновременно с передаваемым через росписи мрачным предчувствием Апокалипсиса. Ведь не случайно главной темой в росписях храмов является Страшный суд, как олицетворение призыва к заступничеству небес.
Если вы планируете увидеть по максимуму расписные храмы южной Буковины, то, наверное, лучше всего будет остановиться в Сучаве и совершать из неё радиальные вылазки. Мы же увидели некоторые из них по дороге из Ясс в Сучаву, прибыв в последнюю под вечер и, соответственно, потратив на расписные монастыри южной Буковины полный световой день.
Мне кажется, один день на буковинские храмы самое то. С одной стороны, их сохранилось достаточно много, можно выделить на их осмотр и большее количество времени. Но, посмотрев один — второй — третий, неподготовленному зрителю будет вполне достаточно.
Всё-таки они по большому счёту однотипны и выполнены в одном стиле. Хотя различия, безусловно, есть. По цветовой гамме, например, или в сюжетных решениях.
В любом случае, увидеть хоть некоторые из них надо обязательно.
Монастырь Воронец
Начну с этого монастыря, одного из трёх увиденных в южной Буковине. Монастырь Воронец находится на окраине одноименного села, недалеко от города Гура-Хуморулуй.
Его создание связывают с именем всё того же Стефана Великого. Ведь именно повелением этого молдавского господаря и по благословению его духовника святого старца Даниила Пустынника в 1488 году на месте древней деревянной церкви возвели каменный храм во имя великомученика Георгия Победоносца.
Я уже выше писал, что Стефан Великий был невероятно удачливым в ратных делах. Большую часть своей жизни он провёл в сражениях и почти всегда одерживал победы. И обязательно, после каждой победы великий молдавский князь основывал монастырь или церковь.
Так появился и монастырь Воронец, как благодарность за очередную победу над османами (вроде как 45-ти тысячное молдавское войско разгромило 120-ти тысячную армию турок. Хотя это версия молдавской стороны, могли и приукрасить).
Чем особо примечателен монастырь Воронец, так это тем, что среди всех расписных монастырей Буковины, он самый сохранившийся и самый крупный из них.
Уже после кончины князя Стефана Великого монастырь стал разрастаться: появилась колокольня, были возведены кельи для монахов, прочие монастырские сооружения, стены вокруг церкви.
Росло и духовное значение монастыря Воронец в жизни Молдавского княжества, там хранились и переписывались религиозные тексты. Ещё одним характерным отличием этого монастыря является так называемая «воронецкая синь».
Художники, когда расписывали стены монастырей использовали для получения красок красного и желтого цветов местную глину, а для красок синего и зелёного цветов окислы меди. И только в монастыре Воронец синяя краска — это толчённая ляпис-лазурь.
Этим и объясняется доминирование насыщенного синего цвета в росписи Воронецкого монастыря. Кстати, точная рецептура красок не известна, секрет средневековых молдавских художников остался вместе с ними. А секрет на самом деле стоящий, ведь фрески практически не потеряли своей яркости до сих пор.
Работа реставраторов сводится исключительно к очистке расписанных стен мыльным раствором. Монастырь Воронец расписан и внутри, и снаружи. Фотографировать внутренние фрески нельзя ни при каких условиях, ни за деньги, ни бесплатно.
А внешние росписи, пожалуйста, никаких проблем, фотографируйте, любуйтесь сколько душе угодно.
Монастырь Молдовица
Этот монастырь женский, в настоящее время там проживает около 60 монахинь. Монастырь Молдовица связан с именем Петра Рареша, сына Стефана Великого.
Молдавский господарь Пётр Рареш пытался поддержать славу своего отца и даже одержал над турками одну важную победу, но в итоге войска османского султана взяли столицу Княжества Молдовы — Сучаву, подчинив тем самым княжество своему влиянию и определив на столетия его вассальную зависимость. Но тем не менее господарь Пётр Рареш исторический персонаж достаточно известный, я упоминал его в рассказе про крепость Сороки, по приказу которого она и была построена.
Благодаря ему появился и монастырь Молдовица, имеется ввиду тот его вариант, который дошёл до наших дней. Древний монастырь Молдовица, построенный в 1402 году на берегу одноимённой реки по каким-то причинам, был разрушен (как именно не известно), от него остался один каменный фундамент.
Новая же церковь была построена в 1532 году, как раз во времена господаря Петра Рареша, который был его ктитором. Вы, не сомневаюсь, знаете кто такой этот ктитор, а я вот в религиозных терминах слабоват. Специально посмотрел в словаре, что ктитор — это лицо — которое выделило деньги на строительство или ремонт православного храма. Наверное, синонимом будет слово меценат.
Здание церкви имеет заметно удлинённую форму, её стены расписаны как внутри, так и снаружи.
Внутри церкви фрески, конечно, выглядят значительно богаче, но увы, фотографирование категорически запрещено. Может эти не очень понятные запреты, станут для тех, кто там не был дополнительным стимулом, чтобы приехать в южную Буковину и осмотреть расписные монастыри лично.
Фрески на внешнем фасаде запретов на фотографирование не имеют (логику таких ограничений понять не могу). Так что любители и ценители могут беспрепятственно запечатлеть и образы трех святых воинов на конях, с мечом или копьем в руках, и находящийся выше их образ святого Георгия, как, впрочем, и картину штурма Константинополя, которая украшает южную стену церкви вместе с композицией Родословие Иисуса.
Что касается цветовой гаммы, то если в монастыре Воронец преобладает синий цвет, то в монастыре Молдовица однозначно жёлтый, но если быть точнее, то жёлтый в сочетании с этаким лазурно-небесным.
На территории монастыря Молдовица есть монастырский музей, расположенный в небольшом двухэтажном здании неподалёку от церкви.
Там хранятся среди прочих экспонатов очень ценные рукописи 15-го века, а также господарское кресло Петра Рареша. Будучи там зайдите, посмотрите, ибо увидеть, опять же, можно только воочию, никаких фотографий.
На осмотр монастыря много времени не уйдёт, его территория достаточно компактна. По периметру монастырь ограничен каменной стеной с арочными воротами и башнями.
Башни у входа и на юго-восточном углу — квадратные, а башня на северо-восточном углу — круглая. Особого уюта монастырю Молдовица добавляют насаждения, буйные в своём майском цветении.
Монастырь Сучевица
Следующим в нашей коллекции расписных православных монастырей южной Буковины стал монастырь Сучевица.
Его строительство началось в 1583 году по инициативе семьи молдавских бояр Мовилэ. Один из них господарь Молдовы в 1595–1606 годах по имени Иеремия Мовилэ стал ктитором (буду теперь вставлять это слово при каждом удобном случае) строительства каменного храма, а также его оформления, включая его внутреннюю и внешнюю роспись.
С одной стороны, монастырь Сучевица шедевр молдавской архитектуры, представляющий собой органическое сочетание византийского и готического искусства.
С другой, монастырь настоящая крепость с массивными стенами и защитными башнями.
Те времена в Княжестве Молдова мирными не назовёшь. Угроза военного нападения, как перманентное состояние, предопределила архитектуру построек. Территорию монастыря Сучевица окружают стены толщиной 3 метра и высотой 6 метров.
В каждом углу восьмиугольные башни, имеющие от двух до пяти уровней. Одна из башен выполняет функцию колокольни, колокола размещены на самом высоком уровне, куда можно подняться по винтовой лестнице, высеченной в толще стены.
Но основное назначение монастырских построек, конечно, религиозное. Им было предназначено стать господарской усыпальницей.
В центре монастырского кладбища находится каменная церковь, названная в честь Вознесения Господня. Роспись церкви, как внутренняя, так и внешняя, неплохо сохранилась.
Эта своеобразная книга, ибо сочетание цветов, среди которых доминируют зеленый и красный, и техника исполнения создают впечатление огромных книжных страниц. Сюжетные линии разнообразны, повествующие и о страстях святого Иоанна Нового Сочавского (великомученик, пострадавший за веру) или о том, как Александр Добрый (один из молдавских господарей) доставляет мощи святого Иоанна Нового в Сучаву, и на иные религиозные темы.
Есть на территории монастыря музей с коллекцией имеющей, очевидно, художественную и культурную ценность. Видел я там вышивки, выполненные золотой и серебряной нитью, в шелке, украшенные жемчугом, и портреты господарей из семьи Мовилэ. Но с фотографированием по-прежнему строгие запреты.
Вот такие мои впечатления о расписных православных монастырях, расположенных в окрестностях Сучавы, что на северо-востоке Румынии. Главный вывод таков: при посещении Румынии с туристическими целями осмотр буковинских монастырей обязателен.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия