Это заключительная часть повествования об экскурсии по достопримечательностям Верхнекамья. После камня Ветлан на Вишере и города Чердыни на Колве, во второй половине последнего дня экскурсии мы посетили Соликамск. Не могу сказать, что совсем не знаю этот город — по работе бываю там по несколько раз в год. И в то же время — действительно, мало и плохо знаю. Что такое рабочая поездка из Перми в Соликамск? Три часа на машине туда, 3–4 часа на какое-нибудь совещание, обед и три часа обратно. Та часть города, где приходится бывать — это предприятия добывающих отраслей с их копрами, производственными корпусами и отвалами да унылая городская застройка эпохи в основном 1930-х.
Знаю, что есть в Соликамске и современные жилые микрорайоны, и замечательный северный район Боровск, где мне довелось несколько раз побывать (редко, и только по делам). Боровск возник при целлюлозно-бумажном комбинате в 30-е годы прошлого века, отделён от старого города лесом, а поначалу это был вообще отдельный от Соликамска самостоятельный посёлок (а в 1949—1959 гг. — город Боровск).
Но… преимущественно впечатления от Соликамска ассоциируются с его старым (не старинным, а именно старым) центром и южной промзоной. Серая по большей части погода, серенький город, серая жизнь… Поэтому, когда представилась возможность познакомиться с Соликамском поближе, да ещё и с другого ракурса, с удовольствием ею воспользовался. И почерпнул из этого нового знакомства много поучительного. Хотя и объектов нашего знакомства было немного (цейтнот, как всегда), и расположены они в том же старом городе. Ещё должен оговориться, что после той поездки прошло почти пять лет, и облик города с тех пор изменился в лучшую сторону, но в этом рассказе — впечатления и фотографии из сентября 2013.
Начинаем с Дома воеводы
2
На стене памятная доска: «Объект культурного наследия федерального значения. Дом воеводы. 1688 год. Охраняется государством»
4
Сейчас в Доме воеводы находится экспозиция Соликамского краеведческого музея, и мы туда собираемся войти. Но дом невеликий, поэтому заходим небольшими группками. Ожидаем своей очереди у соседнего дома, нарядно украшенного гирляндами из осенних листьев. Это «Дом Мастеров», самый известный в Соликамске сувенирный магазин. Не помню почему, но мы в нём не были, вероятно, попали в нерабочие часы.
Соликамский краеведческий музей имеет обширную экспозицию, и размещена она в нескольких исторических зданиях. В Доме воеводы представлена та часть экспозиции музея, которая посвящена истории Соликамска. А начиналась эта история с развития производства выварочной поваренной соли из рассолов, изливающихся из земных недр в долине реки Усолки. Сначала выходы родников как-то организовывали при помощи вот таких деревянных колод.
Почему деревянных? Потому что местный камень известнях растворяется в рассоле, а дереву хоть бы что, только крепче становится. Позднее эти примитивные приспособления для сбора рассола стали вытесняться скважинами-колодцами, позволяющими добывать рассол с некоторой глубины из-под земли. Рядом со скважинами ставили варницы и амбары для хранения готовой соли.
Первое поселение здесь возникло у соляных промыслов и датируется 1430 годом. По переписи Перми Великой 1579 года поселение было названо укрепленным городом с посадом.
Названия у поселения со временем менялись, но все они были «солёные»: в летописи 1506 г. Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, с XVIII века — Соль Камская, которая постепенно трансформировалась в Соликамск. Первые полтора века своей истории Соль Камская управлялась из Чердыни, но всё изменилось в конце XVI века (1597), после открытия Бабиновской дороги (по имени первооткрывателя Артемия Бабинова). Бабиновская дорога проложила более короткий и безопасный путь русским к рекам бассейна Оби в Зауралье по сравнению с существовашим до этого водно-волоковым путём через Чердынь (по Вишере, Колве и её притокам, волоком в бассейн Оби через её западные притоки).
После прокладки Бабиновской дороги главный торговый узел на пути из Московской Руси в Сибирь естественным образом переместился из Чердыни в Соликамск. Время было беспокойное, на русские поселения на Каме и её притоках нередко совершали набеги манси (вогулы), сопротивлявшиеся экспансии русских и вытеснению язычества православием. Поэтому Соликамск в конце XVI века обзавёлся крепостью. С 1613 г. в Соликамск стали назначаться воеводы, и с этого времени он фактически стал административным центром Перми Великой.
2
В музее хранится опись наличного вооружения крепости и некоторые образцы тогдашнего оружия.
1
Крепость соликамская выдержала не одну осаду неприятеля, но была она деревянная и не пережила одного из пожаров. Не знаю, когда именно она сгорела, но материальных следов её существования в современном Соликамске не заметил. Дом воеводы был построен в «лихом XVII» веке, поэтому его архитектурный стиль я бы назвал «мой дом — моя крепость». Сводчатые потолки, маленькие окна-бойницы, толстенные стены с ходами-тоннелями в них, выходившими, по легенде, в разветвленную систему подземных ходов…
Дом воеводы был присутственным учреждением с делопроизводством, «приемом граждан по личным вопросам» и т. п. Сейчас в музейном Доме воеводы можно увидеть макет «приказной избы».
1
Важным торговым и административным центром Соликамск был полтора века. «Золотым» стал для города период конца XVII — начала XVIII века. Именно тогда был выстроен знаменитый Соликамский храмовый комплекс на высоком левом берегу реки Усолки (видимо, на месте бывшей крепости). В 1730-е гг. Григорием Демидовым был заложен один из первых в России ботанических садов. Город рос, развивались торговля и соляные промыслы, обеспечивавшие солью более половины всей потребности тогдашней России.
А потом построили Сибирский тракт — южный, ещё более короткий и удобный путь в Сибирь, проходивший через Пермь (тогда ещё — Егошихинские заводы) и Кунгур на Екатеринбург. И вполне естественным стало очередное смещение административного центра Перми Великой на юг — учреждение в 1781 г. Пермской губернии с центром в Перми. Соликамск из краевой столицы превратился в уездный город. Соляные промыслы не выдерживали конкуренции с развитием добычи самосадочной соли в соляных озёрах южного Поволжья. В истории поступательного развития Соликамска наступила некая пауза, прерываемая периодическими попытками промышленного развития города.
Вот думаю: почему более удобные южные пути из Московской Руси/России в Зауралье и Сибирь открывались на века позднее, чем более дальние и «дремучие» северные пути? почему освоение земель и в Предуралье, и за Уралом шло с севера на юг (от Чердыни через Соликамск к Перми, от Верхотурья к Екатеринбургу, от Тобольска к Тюмени)? А нет здесь секрета, это следует из последовательности развития государства Российского. Многие века русские княжества, а потом и централизованное государство не имели чётких южных границ, которые постоянно размывались кочевыми племенами степняков, а иногда и вообще приближались к самой Москве периодическими набегами Орды и других охотников на русские земли. Поэтому для тех времён северные пути в Сибирь были единственно возможными, а на юг они смещались по мере формирования и создания охраны южных границ.
В XIX веке Соликамск развивался в основном как город мелкой местной промышленности и традиционных соляных промыслов, но значение его как транзитного торгового -центра практически сошло на нет. Косвенным подтверждением этого является малое количество купеческих особняков в отличие, скажем, от Чердыни, где они формируют исторический архитектурный стиль города. Конец XIX — начало XX века были вообще каким-то странным временем в истории Соликамска. Его население загадочным образом уменьшилось с 40 тыс. жителей в 1891 г. до 4 тысяч в 1896 г., и длилось это до 1926 г. С 1923 по 1926 гг. Соликамск даже утратил статус города и был селом (!).
Новая эпоха в истории Соликамска началась после 1925 года, с открытием Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. В 1927 г. началось строительство Первого Соликамского калийного комбината, который начал выдавать продукцию в 1934 г. Современный Соликамск — мощный промышленный центр, третий по величине город в Пермском крае с населением около 100 тыс. человек.
В разделах музея в Доме воеводы эта индустриальная мощь почти не нашла отражения, а может, и не нужна она там. Вся эта мощь, к сожалению, слишком ощутима за стенами музея, в загаженных водоемах и тяжелом воздухе. Мне кажется, интереснее прикоснуться к давно (или совсем недавно) ушедшим эпохам через то, о чём не пишут учебники истории, но чем жили наши предки. Через быт людей тоже познается история — в самом элементарном, человеческом измерении.
1
2
1
Когда-то в далёкие теперь годы прошлого века у меня (точнее, у старшего брата, но я им бессовестно пользовался) был фотоаппарат Москва-2. Широкопленочный, складной с «гармошкой» и превосходной оптикой. Вот этот, на стеклянной полке, немного на него похож, но более громоздкий, это скорее студийный «Фотокор», снимавший ещё на стеклянные пластинки.
Мебель, моды — ничто было не чуждо и сто с лишним лет назад.
«Меблировка» комнаты в коммуналке образца 1930-х (вполне вероятно, кого-то из строителей калийного комбината)
1
А вот это уже почти типовой интерьер городской квартиры образца 1950-х.
2
Знакомство с экспозицией в Доме воеводы было недолгим. Зато уходили мы оттуда экзотическим способом — через тоннель в стене цоколя.
2
Дальше ознакомимся по мере возможности с церковной архитектурой города Соликамска. Говорю «по мере возможности», потому что в Соликамске полтора десятка церквей, мы осмотрели снаружи три, а внутри были только в одной.
Главная церковь Соликамска — Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор). Построен в 1684—1697 гг., реставрирован в 1960. Московский архитектурный стиль. Памятник федерального значения. Закрыт в 1929 г., здание передано музею. Сейчас в соборе расположены экспозиции Соликамского краеведческого музея. Наша группа внутрь не заходила (не было в программе).
4
1
1
Готовя рассказ, просмотрел в интернете более свежие фото. Сейчас собор выглядит лучше, там многое отремонтировали.
В комплекс Троицкого собора входит отдельно стоящая Соборная колокольня, ставшая визуальным символом Соликамска. Колокольня построена в 1713—1725 гг. Имеет наклон к вертикали 1,3 градуса, который на протяжении многих лет остается стабильным.
3
Своеобразный Соликамский стиль — это расположенные рядом летняя, зимняя церкви и общая для них отдельно стоящая колокольня. Троицкий собор — летний. В одну линию с Троицким собором и Соборной колокольней ближе к Усолке расположен зимний Крестовоздвиженский собор (на снимке — за колокольней, справа), ныне бездействующий и практически заброшенный.
2
.
В здании Соборной колокольни расположена часть экспозиции Соликамского краеведческого музея.
Следующая церковь, которую мы не только обошли кругом, но куда и зашли внутрь — церковь Богоявления Господня (Богоявленская), расположенная между Домом воеводы и Троицким Собором.
4
Богоявленская церковь основана в начале XVII века, современное здание построено в 1687—1695 гг. Памятник культурного наследия федерального значения. В 1933 закрыта, передана музею, в 1945 возвращена верующим, в 1962 вновь закрыта. В настоящее время занята музейной экспозицией (с 1989 — сначала отдел краеведческого музея, затем музей древнерусского искусства).
Богоявленская церковь хороша с любого ракурса.
3
Церковь окружена аккуратной оградой, в конце которой видна часовня.
2
Это действующая часовня Петра и Павла, конец XVIII века.
3
За часовней справа виден наклоненный шпиль Соборной колокольни.
Заходим внутрь Богоявленской церкви. В храме сохранился резной иконостас с иконами XVII–XIX веков.
Общий вид иконостаса (слева направо) и царские врата в центре иконостаса:
2
1
1
2
Образцы пермской деревянной скульптуры
слева — «Богоматерь» справа — «Иоанн Богослов» (обе — XVIII век)
1
слева — «Архангел» (XVII век), справа — «Ангел» (XVIII век)
1
«Сотник Лонгин» (XVIII век)
2
Иконы:
Соликамская городская святыня — икона Николая Чудотворца. По преданию, подарена горожанам Иваном Грозным в 1552 году.
1
слева Живоносный источник (XVII век), справа Зосима и Савватий Соловецкие (XVIII век)
2
X
Спас оплечный (XVIII век)
2
Образцы церковной утвари и книг
Икона Богоматерь Цареградская, XVII век
2
Икона Богоматерь Толгская, XVIII век
2
Крест в складе осеняльный мощехранильный, конец XVII века. Складень.
1
Икона двучастная Троица и Введение во храм пресвятой Богородицы (XVIII век)
2
Икона четырехчастная Двунадесятые праздники. XVII век.
1
Из музея древнерусского искусства вышли под сильным впечатлением.
И — прощальный взгляд на центральную площадь Соликамска от Троицкого собора.