Всего в старой Бухаре официально около 10 мечетей, несколько мавзолеев и больше десятка медресе и каждое сооружение — произведение искусства.
Всего в старой Бухаре официально около 10 мечетей, несколько мавзолеев и больше десятка медресе и каждое сооружение — произведение искусства.
И это только учтенные ценности, так как в глубине города были обнаружены несколько сооружений, которые ни в одном путеводителе не значатся.
Часть из них в печальном состоянии, но реставрационные работы ведутся и есть надежда увидеть когда-нибудь все это роскошество во всем блеске. Но я выскажу крамольную мысль о том, что в нереставрированных сооружениях, как мне кажется, лучше чувствуется дух и энергия времени.
В самом центре города сохранилась одно из любимых моих зданий — это Магоки-Аттари. Эта мечеть построена на месте зороастрийского храма, от которого остались элементы декора, особенно интересен южный фасад. По уровню земли, который окружает здание можно понять, как давно оно существует и как пески старательно его консервировали. Сейчас здесь музей ковров.
Дальше стоит начать углубляться в районы, которые находятся слева от главной торговой артерии старой Бухары. Здесь можно увидеть немного заброшенный ансамбль Ходжа-Гаукушан, со своим минаретом и каменным бассейном. По вечерам здесь работает кафе, поэтому смотреть это место лучше всего рано утром, пока совсем нет людей.
Углубляясь в узкие улочки можно погрузиться в какие-то давние времена. Если бы не кондиционеры на домах и электропровода с газовыми трубами, то вполне можно поверить, что ты попал в 18 или 19 век.
Здесь царит исконный уклад жизни, это и есть настоящая Бухара. Улицы лишены каких-либо украшений, даже окон в домах мало. Зато двери часто произведение искусства, за время поездки у меня сложилась целая фотоколлекция дверей.
В лабиринте улочек обнаруживается красивейшая, но совсем заброшенная Медресе Муллы Турсунджана, полуруины мечетей, жилых домов, в которых явно жили раньше состоятельные бухарцы.
В эти районы нечасто заходят туристы и местные жители смотрят с интересом, но доброжелательно. Дети кричат «Хелло», молодежь завязывает разговоры на английском языке, которые уже на втором-третьем вопросе: «Откуда вы?» поворачивает в другое русло. Ведь на этот вопрос я отвечаю: «Из России» и чаще всего в ответ слышу изумленный возглас: «Вы русская!». За иностранцев нас там явно не считают, мы все еще для них свои. Дальше в ходе беседы обычно мужчины рассказывают о том, как побывали в России, а женщины с любопытством задают обычные вопросы: где муж, сколько лет, сколько детей, почему одна. Чтобы сократить эту процедуру я потом уже сразу стала здороваться по-русски. За мои три дня я настолько примелькалась в городе, что все уже у меня, как у старой знакомой спрашивали, как дела и куда я иду сегодня, давали разные советы и все это с такой сердечностью и доброжелательностью, которую уже не сыскать в наших городах.
Если пойти от Ляби-хауз в противоположную сторону, то можно придти к еще одной достопримечательности: ансамблю Чор-Минор. Правда найти его не очень просто. Улицы там настолько запутанные, что даже у Гуглмапс голова закружилась, и они водили меня вокруг да около. Поэтому я обратилась за помощью к мужчине, который торговал овощами у дороги. Он показал мне куда идти, но этого ему показалось мало. Тогда он окликнул проходящую мимо женщину, по-узбекски что-то коротко ей сказал и потом уже мне велел идти с ней: «она проводит». Женщина по-русски почти не говорила, но очень приветливо улыбалась. Пока мы шли по узким улочкам все аборигены с интересом смотрели на нас и что-то по-узбекски спрашивали у моей сопровождающей. Она отвечала им и в речи я слышала Чор-Минор. Видимо они интересовались, куда это мы идем. Она подвела меня к самой мечети, а потом пошла обратно, за ребенком в садик, как она смогла мне объяснить. Вот ведь не пожалела времени и сил и помогла путнику. Чор-Минор или Четыре минарета построена в начале 19 века на месте более старинной школы, от которой осталась резьба по камню и общая планировка комплекса. Рядом с медресе есть маленький садик и антикварный рыночек. Внутри здания по традиции идет торговля изделиями местных мастеров.
Более дальний маршрут от Арка приведет пытливого туриста в парк, где можно увидеть сразу несколько достопримечательностей. Это мавзолей Чашма-Аюба, к котором сейчас разместился музей бухарского водоснабжения. Рядом неопозанное интересное круглое здание, кажется современное.
В глубине парка стоит здание, как резная шкатулочка — это мавзолей Саманидов, самое старое сооружение в Бухаре. Удивительно гармоничное здание и совсем не наводящее на мысли о смерти.
Если двинуться по парку дальше, то на границе с рынком можно увидеть остатки старинного городского укрепления. Стены и ворота относятся к 16 веку, состояние у них довольно грустное.
За пределами старого города находятся еще несколько достойных достопримечательностей. Я посетила только резиденцию эмира Ситораи Мохи-хоса, так как замки и дворцы — это моя известная страсть. Но об этом объекте я расскажу потом отдельно.