Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Узбекистан Июнь 2018

Мысль о посещении Узбекистана жила где-то на периферии моего сознания очень давно. В голове еще с детства засела картинка из телевизора, сопровождаемая словами «голубые купола Самарканда».

Узбекистан: теория и практика

Но все время Узбекистан казался недостигаемым, опасным. И вот в прошлом году со всех сторон стала поступать информация о самостоятельных путешествиях в эту страну, и мысль о поездке стала зреть и обретать отчетливые черты. А уж рассказы туристеровок Tatiana Dudarenko и Светлана Апполонова окончательно уверили меня в том, что и я смогу это сделать. Последней каплей стали дешевые билеты на перелет от Air Astana и несколько свободных дней в июне.

Многое в этой поездке было со мной в первый раз. Обычно я путешествую радиальным способом: выбираю одну локацию и из нее делаю вылазки разной длины. В этот раз был опробован круговой способ: я ехала из Ташкента в Бухару, оттуда в Самарканд, затем снова Ташкент. Этот способ не очень удобен тем, что нужно таскать чемодан, но так как больших покупок в Узбекистане я не делала, то с легким багажом было не трудно передвигаться между городами.

Узбекистан: теория и практика

Поездки осуществлялись на комфортабельном скоростном поезде Афросиаб, билеты на который я взяла еще в России.

Я в первый раз летела с Air Astana и мне понравилось. Сервис хороший, самолеты новые, впервые довелось лететь на маленьком Embraer 190 — очень удобный. Еще я в первый раз ехала в Среднюю Азию. Многие знакомые бывали здесь в детстве, в юности, в советские времена, а мне как-то не довелось. Поэтому поездка обещала быть экзотической после опыта европейских путешествий.

Узбекистан: теория и практика

В ходе подготовки я начиталась разной информации об Узбекистане, которая на 2018 год устарела. Теперь не нужно при въезде заполнять декларацию на деньги (до 2 тысяч зелененьких), на фототехнику и т. п. На границе служители очень приветливо пропускали меня везде безо всякого досмотра, все их внимание как раз занимали аборигены. Никакой толчеи и очередей на паспортном контроле нет, процедура прохождения контроля заняла минут 15. Теперь нет особых проблем с обменом валюты. Государство регулирует этот процесс и все обменники работают по единому курсу. Но, как это обычно бывает, в аэропорту деньги менять не выгодно, так как они там взимают нигде не прописанный сбор. С 10 долларов с меня взяли комиссию 10 тысяч сумов (меньше 10 рублей), немного, но почему-то обидно. На обратном пути я видела, как у этого же обменника кореец долго пытался выяснить, почему ему дали не ту сумму, на которую он рассчитывал, но так и ушел ни с чем. Дешевизна сума — это еще один плюс поездки в Узбекистан, путешествие получилось вполне бюджетным.

Еще в отзывах писали о том, что полиция очень строга и не разрешает фотографировать многие объекты, не пускает на вокзалы без билета. На практике оказалось, что все не так плохо. Полиции повсюду много и это как-то успокаивает. Не все полицейские хорошо говорят на иностранных языках, в том числе на русском, но всегда готовы помочь, чем могут. У меня в планах было оставить в камере хранения багаж и забрать его перед отлетом. Знатоки пугали меня, уверяя, что без билета на вокзал я не войду. И когда я приехала из Самарканда в Ташкент, я пошла к дежурному по вокзалу, чтобы выяснить, как же можно воспользоваться камерой хранения. Он выслушал меня и сказал, что никаких проблем нет, просто объясните потом ситуацию на входе и велел пропустить чемодан еще раз через кабину контроля. Так что все решаемо. Фотографировала я все, начиная от вокзалов и заканчивая ташкентским метро, и ни одного замечания от стражей порядка не получила.

Узбекистан: теория и практика

Вопрос безопасности чаще всего возникал, когда я говорила, что еду в Узбекистан одна. Даже в кассе на вокзале в родном городе, где я распечатывала билеты на поезд, девушка с большой тревогой в глазах спрашивала меня, не боюсь ли я ехать туда. Так вот мне Узбекистан показался очень спокойной страной. Я спокойно ездила ночью на такси, гуляла по городам по темноте, заглядывала, как со мной водится, во все уголки и все было благополучно. Сами узбеки смеясь, говорили, что в России их все еще представляют басмачами. Но народ законопослушный, самая большая опасность — это переплатить за что-то. Вот с этим все действительно так, все стремятся взять с иностранца денег существенно больше, чем с местных. Даже официальные билеты в музеи сильно разнятся в цене. Регистан для местных стоит 2000 сум, для иностранцев — 30 тысяч. Но это меньше 300 рублей, поэтому как-то не обременительно. И хотя мне советовали в сети и таксист в Ташкенте не признаваться, что я из России, по мне слишком видно, что я не местная, и я везде вела себя честно. Но вот это желание получить с меня денег раздражало, особенно на рынке. Поэтому, наверное, шопинга для меня в Узбекистане не случилось.

Все, побывавшие в Узбекистане, отмечают радушие и душевность людей. Тут теория с практикой не разошлась, а даже превзошла ее. Люди добрые, контактные. Обычно путешествие для меня — это своеобразный коммуникативный детокс. Но в этот раз я очень много общалась с людьми, причем инициаторами чаще всего были аборигены. На этой почве со мной случилось несколько необычных историй, но об этом уже расскажу в привязке к местам событий.

Узбекистан: теория и практика

За 6 дней мне удалось посмотреть Ташкент, Бухару и Самарканд и времени было более чем достаточно, в принципе можно было и еще что-то прицепить. Жара в июне уже для сибиряка изрядная — даже до 45 на солнце в Бухаре доходило. Поэтому ехать сюда, конечно, лучше всего осенью, в разгар сезона знаменитых дынь. Но в июне уже были и абрикосы, и дыньки, и арбузы, и персики, так что я не прогадала.

Узбекистан: теория и практика

В общем, Узбекистан мне понравился, увидеть удалось практически все из запланированного, более детально о своих похождениях расскажу позже. На обратном пути мне еще посчастливилось посмотреть Астану и это сильно украсило поездку. Таким образом мне удалось за 6 дней утолить тягу к экзотике и пока больше в Среднюю Азию меня не тянет, хотя не увиденная Хива продолжает тревожить воображение.