Как добраться
Региональным поездом, идущим в Пизу. Остановка — следующая после Чивитавеккьи. Ехать нужно именно региональным поездом, поскольку скоростные поездка просто не остановятся на этой станции. От железной дороги до города порядка 5 км. От станции до ворот старого города курсирует специальный автобус (линия ВС). Билет стоит 0,60 евро и покупается у водителя. Внимание! Поскольку автобусы ходят достаточно редко и по строгому расписанию, то расписание их на олбратную дорогу лучше узнать заранее. Турбюро при входя в старый город сразу слева. Но я консультировалась по всем вопросам в музее.
История города
Тарквиния — древний этрусский город, признанный центр Этрурии. Название города происходит от имени Таркона, основателя 12-ти этрусских полисов. В черте современной Тарквинии доступен для посещения древний этрусский некрополь, в котором при раскопках были найдены великолепные саркофаги, украшенные барельефами, предметы быта, росписи на стенах гробниц, которые изображают быт, праздники, игры, философию и религиозные взгляды этрусков.
Современная Тарквиния стоит в 3-х километрах от античного города и частично покрывает территорию, широко растянувшуюся в V в. до н. э. около нового поселения, называемого Корнето. Город расположен на Тирренском побережье в 100 км от Рима и 6 км от берега моря. Благодаря историческим записям нам известно, что места эти были обитаемы еще в медном и бронзовом веках. Ещё большее значение они приобрели с развитием людских поселений в конце бронзового века (XII — X вв. до н. э.).
В VIII веке до н. э. шел активный процесс урбанизации населения. Из многих деревень люди объединялись в города. От соседней греческой культуры этруски переняли новые технологии в производстве металлов и керамики.
К концу VII века до н. э. Тарквиния и Вейо оказались изолированными на юге Этрурии, но в конце века Тарквиния вернула себе былое процветание, производя и экспортируя предметы искусства высочайшего качества. Однако, уже во второй половине V века до н. э. Тарквиния испытывала политический и социальный кризис, связанный с внешними причинами, нехваткой финансов в слоях аристократии и межклассовым напряжением. Период возрождения города пришелся на IV век до н. э. Тарквиния снова обошла по силе Чере и другие этрусские города. В это же время Тарквиния окончательно колонизировала ранее завоеванные ею территории, чтобы защититься от нашествия Кельтов.
В IV веке до н. э., когда Тарквиния была на пике своего могущества, случился конфликт с Римлянами, а затем, после 40 лет перемирия, ещё один. Попытки сопротивления оказались бесполезными, и Риму удалось покорить большую часть территории, принадлежавшей этрускам. А в 204 году до н. э. Тарквиния объединилась с Римом в борьбе с Карфагеном. В 181 году до н. э. на побережье была основана римская колония Грависка, а после 90 год до н. э. жители Тарквинии получили римское гражданство, а сама Тарквиния — статус муниципалитета.
В поздний имперский период в городе наступил необратимый упадок, а нападения варваров и вовсе превратили его в руины. В VII — VIII веках н. э. область эта была покинута. Но в средние века город был восстановлен на соседнем холме (том самом, на котором стоит современная Тарквиния) под названием Корнето. В IX — X вв. его укрепили, обнеся город высокой стеной. В середине XI века это было феодальное имение графини Матильды ди Каносса.
В XIII веке Корнето становится свободной коммуной. В 12 45 году он выдерживает осаду Фредерика II. Но в 1355-м после долгой борьбы сдается семьям Альборнос и Орсини. В XVI веке после периода, проведенного под властью семьи Вителлеши, Корнето переходит во владение церкви.
В XII — XIII вв. в городе появляются символы политической и экономической власти, сохранившиеся до наших дней. Состоятельные семьи строят башни. Чем значимее семья, тем выше её башня. Большая часть этих башен позже были разрушены или же выровнены по высоте с жилыми домами, но некоторые до сих пор возвышаются над старой частью города.
В 1922 году городу вернули его прежнее имя, Тарквиния.
Наследие этрусков
Если войти в город через главные ворота (Prta Maggiore или Porta della Valle), то с левой стороны на площади Кавур вы обнаружите дворец семьи Вителлеши постройки XV века, в котором с 1924 года располагается Национальный Музей Тарквинии и Гражданский Музей Археологических находок.
В этих музеях представлены найденные при раскопке этрусского некрополя саркофаги, предметы быта, украшения, посуда, барельефы из туфа и прочие следы этрусской цивилизации.
Если пройти историческую часть города и выйти через Porta Tarquinia (они же Ворота Клементины Porta Clementina), то вы попадёте на via Ripagretta. Примерно через полкилометра на этой улице будет древний некрополь этрусков. Сейчас он находится в черте современной Тарквинии, раскинувшись на большой территории вокруг античного города, и известен как Некрополь Монтероззи.
Захоронения датируются IX — V веками до н. э. При раскопках в могилах были найдены многочисленные предметы из бронзы и керамики. Почти 200 захоронений из шестисот найденных в Тарквинии и её окрестностях имеют росписи на стенах. Конечно, сейчас они пустуют. Надгробия и найденные внутри захоронений предметы вывезены в музеи. Поскольку сами могилы находятся под землей, надстроены входы в них. Выглядит это так.
Внутри темно. Деревянная лестница с поручнем посередине ведет к черной двери. (Снято со вспышкой)
Дверь эта не открывается, но если нажать на кнопку вверху, то внутри включится свет, и через большое стекло можно полюбоваться настенными росписями.
Экскурсия по старому городу
Пройдя мимо музея по via Mazzini, вы выйдете на Соборную площадь (Puazza del Duomo), на которой расположена церковь Святой Маргариты, получившая от Папы Евгения IV статус Собора в 1435 году. Это главный Собор Тарквинии.
Современный фасад Собора датируется 1933 годом. Предыдущий был выдержан в стиле барокко.
Справа от Собора возвышается до сих пор прекрасно сохранившаяся башня античного дворца Весковиле (на фото справа), а напротив неё — башня дворца семьи Савелли (на фото слева).
Пройдя в том же направлении дальше, вы выйдете к Porta Castello (Воротам Замка), располагавшимся около замка графини Малитьды ди Каносса. За воротами возвышается монументальная церковь Святой Марии в Замке (Santa Maria in Castello), рядом с которой высится самая высокая башня в бывшем Корнето (43 м).
Церковь Святой Марии начала свою деятельность на рождество 1121 года. Обветшание церкви началось в XV веке. В 1566 году в неё вселились Отцы Францисканцы. Церковь перестала считаться святым местом после того, как в её стенах произошло преступление. С 1572 года она служила временным убежищем для солдат, а в 1585 была снова освящена и отдана обратно Отцам Францисканцам, которые оставались её владельцами вплоть до XIX века.
В 1810 году декрет Наполеона упразднил все религиозные ордены, церковь была закрыта. В 1816 году Папа Пий VII организовал в здании церкви сиротский приют для девочек. В 1875 году Итальянское Королевство признало церковь национальным достоянием. К 1969 году закончились восстановительные работы, и сейчас церковь находится под охраной государства, а её здание используется для проведения конференций, концертов и венчаний.
Вернувшись в город и свернув на улицу Рипа (via della Ripa), с правой стороны можно увидеть возвышающиеся башни. Такие, как, например, башня Святого Духа (Torre S. Spirito).
Напротив неё находится первая городская больница — госпиталь имени Святого Духа, строительство которого завершилось в 1447 году. Ныне в здании госпиталя располагается городской архив, в котором хранится важная для изучения истории города книга под названием «Маргарита» (также известна как «Кодекс»). Это свод из 591 нотариального документа за период с 1201 по 1595 гг.
Поскольку старый город богат многочисленными дворцами и церквями, часть из них придется пропустить, так как статья и так обещает быть длинной. Двигаясь вдоль серенной стороны города, вы дойдёте до церкви Святого Мартино (XII век), выдержанной в чистом романском стиле. Церковь эта всегда была бедной и имела лишь небольшое число прихожан.
В том же районе, неподалеку от неё, находятся самые красивые церкви города.
Церковь делл’Анунциата (Chiesa dell’Annunziata) XII века изначально была посвящена апостолу Петру. После долгого запустения в 1667 году она использовалась как место для медитаций капитана французского гарнизона, что вызвало реакцию со стороны горожан, и церковь снова открыли.
Церковь Святого Сальватора XII века была окончательно закрыта в 1665 году.
Церковь Святого Джакомо хоть и пришла также к запустению в XVI веке, но в XVIII её восстановили, освятили заново и использовали как церковь при городском кладбище.
Вернемся теперь на главную улицу старого города, носящую имя Витторио Эммануеле. Она приведет нас на Национальную площадь, на которой находятся церковь Суффраджо, црковь Святого Леонардо, дворец муниципалитета (Palazzo Comunale) и фонтан.
Дворец муниципалитета, построенный в XIII веке в романском стиле с элементами готического, был сосредоточением гражданской власти.
Подходя к Воротам Тарквинии, с левой стороны вы увидите церковь Святого Франческо, построенную в конце XIII — начале XIV веков. Она сыграла важную роль в жизни города. Ряд официальных актов были подготовлены и подписаны в её стенах.
23 апреля 1392 года в ней был освящен муниципальный флаг. В разное время в ней останавливались Папы Урбан V, Сикст IV, Юлий II.
И напоследок несколько видов улочек Тарквинии.
А это виды со стен города.
Ну и поскльку у меня есть слабость к красивым дворикам…