Цюрих посмотрел на меня в недоумении.
— Ты не успела приехать, и уже бежишь в Рапперсиль? — спросил он, удивленно подняв бровь.
— У нас с тобой еще будет время, — отмахнулась я.
Цюрих пожал плечами. По большому счету, ему было абсолютно все равно, будем мы с ним знакомиться или нет.
Так что, абсолютно не испытывая угрызений совести, я села в электричку и поехала на другой край Цюрихского озера, в городок, где живут олени и цветут розы.
На розы, конечно, рассчитывать не приходилось. На дворе был апрель, а их время наступает в июне. Тем не менее, увидеть какие-никакие цветы я все же надеялась. Интернет уверял, что я окажусь в Рапперсвиле в канун весеннего фестиваля. Ну, а какая весна без цветов?
Что касается оленей, то тут у меня вообще никаких сомнений не было. Их то, я уж точно должна была увидеть.
Поезд почти бесшумно бежал по рельсам, а за его окном апрель выдавал сюрпризы. Перед глазами мелькали то весенние, то зимние пейзажи.
Ну, вот и Рапперсвиль!
Город встретил меня мокрыми безлюдными улицами. Только изредка, кое-где попадались нахохлившиеся туристы. Надежда побывать на весеннем фестивале растаяла.
Я вышла на пустынную набережную, и тут мне стало немного страшно. Там, недалеко от причала, стояли доисторические монстры и явно готовились войти в город.
Выглядело все очень натурально. В голову даже пришла мысль, что стоит только отвернуться и они тут же попробуют на меня напасть.
Вид озера с занавешенными дождевой пылью горами усиливал впечатление. Я чувствовала себя героиней фильма Джуманджи.
Было тревожно. Я старалась держать динозавров в поле зрения. Знаете, мало ли что. Как говорится, береженого, Бог бережет.
А ведь будь здесь народ и свети солнце, мысль об оживших доисторических существах даже бы не возникла.
С набережной я отправилась в Рапперсвильский замок.
Пройдя по аллее вдоль озера, я очень быстро отыскала лестницу, ведущую на замковый холм.
Вид древних стен крепости на фоне хмурого неба и отсутствие людей отправили меня в романтическое средневековье. Я вспомнила легенду этих мест.
Однажды граф фон Рапперсвиль и его жена охотились вблизи Цюрихского озера. Они загнали самку оленя в небольшую пещеру. Вельможная пара спешилась и направилась к укрытию. Там, прижимаясь к матери и дрожа от страха, стояли два маленьких олененка.
Графиня расчувствовалась и попросила мужа сохранить жизнь несчастным животным.
Граф не смог отказать жене. Охотники оседлали коней и ускакали прочь от пещеры.
Через какое-то время граф и графиня решили немного отдохнуть. Стоило им расположиться, как из леса вышла олениха. Она подошла к графине и доверчиво положила свою голову ей на колени. Животное благодарило даму за свое спасение.
Граф фон Рапперсвиль был поражен. В память об этом чудесном событии, он построил замок и разбил вокруг него парк, где поселил спасенное оленье семейство.
Некоторые уверены, что сейчас рядом с замком живут прямые потомки тех самых легендарных животных.
Это всего лишь легенда. На самом деле все было не так романтично.
Рудольф Рапперсвильский возвел здесь крепость в начале 13 века, чтобы контролировать водные пути Цюрихского озера. Через 100 лет его замок пал жертвой распри отцов города Цюриха. Войска бургомистра Рудольфа Бруна в борьбе за власть захватили и сожгли цитадель.
Но замок не был забыт. Буквально через два года (в 1352 году) его полностью восстановил Альбрехт II Габсбург (Мудрый).
Что касается оленьего парка, то ни в 13, ни в 14 веках его здесь не было. Он появился только в 1871 году. Жители города решили увековечить красивую легенду.
Оказавшись у ворот древней крепости, я решила отыскать оленей. Оказалось, что они живут на склоне замкового холма. Среди кустов и деревьев животные деловито щипали травку и изредка посматривали по сторонам.
Я так была увлечена идиллической картиной, что сразу не заметила, как вплотную к ограждению подошел олень. Чтобы привлечь мое внимание, он громко фыркнул. От неожиданности я вздрогнула и оглянулась. Передо мной стоял красавец с ветвистыми рогами и смотрел на меня в упор. Он явно ждал угощения.
Увы, ничего съестного у меня не было. Поняв это, олень быстро потерял ко мне интерес и отправился по своим оленьим делам.
Проводив его взглядом, я вошла в ворота замка. Внутренний двор оказался небольшим, и я, обойдя его, решила заглянуть внутрь крепости.
Еще готовясь к поездке, я узнала, что в Рапперсвильском замке находится Польский музей.
Моему удивлению не было предела.
— Как Польша может быть связана с маленьким швейцарским городом? — подумала я тогда.
Первый Польский музей в замке возник в 19 веке. Произошло это после подавления востания, вспыхнувшего в Польше в 1863 г. Тогда в Рапперсвиле нашли приют, бежавшие от преследования повстанцы. Город стал центром польского культурно-освободительного движения. Поляки, покинувшие свою родину, привезли множество ценных реликвий, для сбережения которых и был создан музей. Самым ценным было мумифицированное сердце Тодеуша Костюшко. В Рапперсвильском замке оно хронилось больше 30 лет.
После основания Второй польской республики, ряды эмиграции поредели. Многие вернулись на родину и в 1927 г. музей закрыли, а его экспонаты перевезли в Варшаву.
Но не прошло и десяти лет, как музей вновь был открыт. На этот раз его организовали интернированные польские военные. Второй музей просуществовал до 1952 г.
Я попала в третий по счету музей. Его открыли в 1975 г. жители города, имеющие польские корни.
Признаться, я ничего особого не ждала от экспозиции и ошиблась. Мне здесь понравилось. Переходя из зала в зал, я будто листала страницы польской истории.
К сожалению, не все было понятно, но увиденное, живо напомнило мне романы Генрика Сенкевича, которые я с интересом читала в юности. Впрочем, не только читала, но и смотрела фильмы. Помните, «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнем и мечом»?
Да! Еще хотела сказать, что часть экспонатов находится в башне замка, из окон которой отрываются панорамы Рапперсвиля. Так что, в музей стоит заглянуть, хотя бы ради этого.
Выйдя из Польского музея, я отправилась в католическую церковь св. Иоанна, которая находится рядом с замком, является его ровесницей и составляет вместе с ним единый комплекс.
Эту церковь не раз реконструировали. Каждая эпоха оставила свой след на ее внешности и внутреннем убранстве. Знатоки могут читать по ней семивековую летопись Европы.
Очень рекомендую обратить внимание на готические деревянные киоты и алтарь в стиле ренессанс.
Еще, на мой взгляд, заслуживает внимания орган. Я не помню, чтобы мне встречалось что-то подобное. Очень жалею, что не вышло его послушать. Интуиция подсказывает, что это было бы незабываемым.
За церковью св. Иоанна находится кладбище и небольшая часовня Богоматери (Liebfrauenkapelle).
Часовню построили в 15 веке, а вот кладбище возникло еще при Рудольфе фон Рапперсвиле.
Я не люблю кладбища. В таких местах я обычно испытываю дискомфорт. Поэтому, взглянув на все эти древности одним глазком, я не стала здесь задерживаться.
Дальше настал момент принятия решения. Дело в том, что если немного вернуться назад и спуститься к озеру, то можно попасть в аббатство капуцинов и увидеть самое древнее здание Рапперсвиля — дом отшельника. Я, немного подумав, от этого отказалась.
Сейчас уже сложно вспомнить все родившиеся у меня «за» и «против». Думаю, все же основным аргументом было отсутствие цветущих роз, которыми славится аббатство.
От церкви св. Иоанна я спустилась в город по парадной лестнице.
Она появилась здесь в самом конце 19 века, когда уже никто не рассматривал замок, как оборонительное сооружение.
Однако увидеть парадную лестницу во всей ее красе у меня не вышло. Ее, как и лежащую перед ней площадь, в тот момент ремонтировали.
Покинув замковый холм, я поспешила в другую часть города, чтобы прогуляться по самому длинному деревянному мосту в Европе.
Для этого мне надо было дойти до железнодорожной станции, перейти на противоположную сторону, и по тропинке спуститься к озеру.
Не смотря на то, что этот знаменитый мост является новоделом, познакомиться с ним определенно стоит.
Во-первых, с него открывается самый лучший вид на Рапперсвильский замок и церковь св. Иоанна. А во-вторых здесь можно почувствовать дыхание прошлых столетий.
Когда на озере появился первый мост, никто точно сказать не сможет. Известно только, что во 2-м веке н. э., во времена Римской империи, у моста меняли сваи. Это означает, что он существовал задолго до появления здесь римлян.
Затем, в середине 14 века, где-то между 1358 и 1360 годами, Рудольф IV Габсбург (герцог Австрии) убрал износившийся римский мост и построил на его месте новый. Тем самым Рудольф сохранил паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела.
Новый мост простоял более 500 лет. Его разобрали в конце 19 века, после постройки дамбы, соединившей берега озера.
В 2001 г. мост восстановили, чтобы туристы и жители города могли прогуляться по озеру от Рапперсвиля до местечка Хурден (Hurden).
Может быть виной всему погода, но мост казался дорогой в неизвестное будущее, и я, шагая по нему, чувствовала себя пилигримом, бредущим через окутанное туманом озеро в поисках счастья.
Вечерело, и мне надо было возвращаться в Цюрих.
Сидя в поезде и глядя в окно, я думала:
— Пройдет совсем немного времени, и в Рапперсвиле расцветут розы, а олени сменят свои зимние шубки на летний пятнистый наряд. Однако я этого не увижу. Мне запомнится этот город другим.
Я буду помнить влажные башни его старинного замка, большеглазого оленя с ветвистыми рогами и мост, растворяющийся в туманном озере.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм