Прежде всего, как ни крути, придётся упомянуть места боевой славы, названия которых любой, кто учился в российской школе, наверняка читал, и даже если уже забыл, глобальный термин «Курская Дуга» сходу узнает. Южный эпицентр неудавшегося фашистского прорыва — село Прохоровка — ныне отошло Белгородской области. Но северный — ПГТ Поныри — заслуженно именуется Малым Сталинградом, и защитники его внесли не менее значимый вклад в этой операции, переломной для хода всей войны.
Помимо монумента и музея в самих Понырях, поблизости можно посетить две обзорные площадки на важнейших для обороны Курска точках со стелой Ангела Мира и панорамным павильоном на Тепловских высотах (и впрямь высочайших для этой в целом равнинной области).
Также примерно в 50 км от линии фронта реконструирован один из бункеров Командного Пункта, а в самом Курске недавно открылся масштабный мемориальный комплекс, да и военное кладбище неподалеку заслуживает внимания.
Как и большинство областей центральной России, Курская может похвастаться большим количеством храмов, многие из которых уже отреставрированы, а также 8 монастырями.
Наиболее известные — мужские Коренная Пустынь в местечке Свобода, где ещё в 1295 году была найдена чудотворная икона, и Рыльский Свято-Николаевский.
Если мирские писания вам интереснее церковных, или просто хочется вдохновения, стоит посетить одно из загородных имений знаменитых русских писателей. Например, музей Афанасия Фета близ села Воробьевка. Такие творческие персоны где попало бы селиться не стали, а за последние несколько лет местные энтузиасты вложили массу усилий в приведение исторических зданий и ландшафтов и ныне не только принимают экскурсии, но и проводят музыкальные и поэтические фестивали.
А вот князь Барятинский, пусть литературным дарованием и не прославился (вопреки дружбе с Лермонтовым), оставил потомкам еще более роскошный дворец на берегу живописного пруда в Марьино. И здесь можно не только погулять, но и отдохнуть недельку-другую: комплекс давно используется как санаторий, и хотя ныне отошёл управлению делами президента, простой смертный вполне может самостоятельно бронировать себе проживание. Не в «царских палатах» на верхнем этаже главного здания, разумеется — представить себя Александром I или хотя бы Дмитрием Медведевым не получится, разве что в замочную скважину глянуть на убранство приёмной.
Впрочем, природные красоты курских степей и холмов радовали глаз не только аристократов: обычные крестьяне ими любуются ежедневно. Убедиться в этом мы смогли в этнографическом ландшафтном комплексе Хутор Песочное, частично объединяющее в себе черты всех вышеперечисленных достопримечательностей области. Здесь и церковные праздники проводят, и солдатские, и фольклорные, и на лошадях катают, и по натянутым между деревьями верёвкам гуляют. А можно просто заночевать в одном из гостевых домов — в том числе и на полатях настоящей русской печки!
На фоне такого богатого окружения сам город-полумиллионник, казалось бы, теряется — но на самом деле тоже интересен не одними лишь храмами да обелисками. Центр здесь не так ярко выражен, как в большинстве посещённых мною мегаполисов — этому и ландшафт поспособствовал, и сильные разрушения в ходе Великой Отечественной войны. Поэтому без транспорта, хотя бы общественного, все знаковые места увидеть едва ли получится. Но даже из того, что мы успели заметить из окна автобуса и со слов экскурсовода (а с ним нашей группе однозначно повезло: нечасто попадаются такие увлекающиеся, энергичные и приятные в общении профессионалы, да? Способные не просто выдать заученную порцию информации на обозначенных в программе точках маршрута, но и два дня с утра до вечера почти непрерывно заполнять каждую минуту путевого времени самыми разнообразными фактами, теориями, байками, даже песнями, прерываясь лишь на развёрнутые ответы на дополнительные вопросы — фразы «Не знаю» мы от Александра, наверное, и не услышали ни разу!) и представителей городской администрации, можно с уверенностью утверждать: по крайней мере пару дней Курску смело можно уделить при любой погоде.
Особенно, как ни странно, в компании женщин и детей. Для первых немаловажным будет третье место (по некоторым данным — и первое!) в России (или в Европе?), которое Курск занимает по квадратным метрам торговых центров на каждого жителя. До недавних пор этому близость Украины способствовала, но упадка в отрасли не наблюдается и сейчас. Недавно вот открылся 59-я, что ли, по счёту Европа (международные и федеральные сети в городе также присутствуют, но скорее на правах гостей) с впечатляющим даже по столичным меркам масштабом предлагаемых развлечений помимо шопинга, от игр на гигантском интерактивном экране до американских горок. Венчает всё это великолепие и вовсе невиданное чудо: бесплатный парк с качелями, плюшевыми скульптурами, обзорной площадкой с великолепным видом на окрестные районы и (это уже за плату, но весьма умеренную) полноформатным плавательным бассейном, на зиму превращающимся в каток!
А рядом с Триумфальной аркой в свободном доступе под открытым небом стоит с десяток образцов военной техники, от танков до «Катюш», по которым граждане любого возраста могут лазить в своё удовольствие с фотоаппаратами или водяными пистолетами — ну, где ещё такая щедрая вседозволенность вам встречалась?
Все вышеперечисленные объекты мы посетили всего за два дня, и, честно скажу, я лично в большинство из них с радостью бы вернулся уже с семьёй и как минимум на полдня, чтобы хорошенько и без спешки всё осмотреть, изучить, попробовать… А ведь за рамками блог-тура остались ещё такие уникальные достопримечательности региона, как огромный карьер-кратер, где открытым способом со времён открытия Курской Магнитной Аномалии добывают железную руду (её залежи превышают размерами любое иное месторождение), или атомная электростанция в Курчатове — одна из самых мощных в стране. Индивидуально их посетить, наверное, непросто, но для групп экскурсии проводятся регулярно.
Более подробные фотоотчёты вскоре последуют, а пока напоследок ещё напишу вкратце о методах добирания. Из Москвы я в этом направлении по железной дороге выехал впервые, но по трассе М-2 лет 15 назад прокатился не раз до Тулы и Орла, а в 2011-м по пути в Стамбул и до Курска с семьей доехали. Насколько понимаю, существенных изменений этот почти тупиковый ныне путь с тех пор не претерпел и в ближайшее время едва ли увидит. К Олимпиаде-1980 его расширили до четырехполосной магистрали почти до Тулы, но южнее даже третья полоса мало где появляется, а населенные пункты встречаются не реже, чем в среднем по России. И всё ж за 7 часов автобусы добираются с парой санитарных остановок, так что на личном авто смело можно рассчитывать на 6 с учётом всех ограничений, но за вычетом пробок. Некоторые торопыги и в пять, говорят, укладываются, тем самым сравниваясь с поездом — тот, как никак, до 135 км/ч регулярно разгоняется даже в городской черте. Но «письма счастья» могут всю экономию (1000 р в сидячем вагоне в одну сторону — уже для двоих бензин обойдётся существенно дешевле) свести на нет, и если деньги всё ж не так важны, как скорость, то лучше рассмотреть вариант авиаперелёта. Перевозчики чуть ли не каждый год меняются, но в среднем билет обходится чуть дороже, чем в купе — конечно, к тарифу добавится ещё такси и/или аэроэкспресс из Домодедово, и в воздухе вы в любом случае проведёте меньше времени, чем в зданиях аэропортов.
Теги:
Самостоятельные путешествия