Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра
~195 км от Москвы, ~20 км от Калуги
* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д. Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.
1
Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название — Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили — тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были — бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.
Но буквально волшебное слово — Угра — рассеяло все сомнения.
Подумалось — посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку — Пояс Богородицы и этого будет достаточно.
…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели — это эстетическая редкость.
1
Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно — кургана, который находится в пойме Угры. Пойма — это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь — ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море — последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…
2
Монастырь как бы приподнятый горкой вдалеке будто парит над рожью.
Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа — монастырская стена, слева — огороды.
Монастырь — это две белоснежных церкви. Одна — действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом. Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.
Что поразило — здесь есть смотровая площадка — полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда — нереальный. Зеленая плоскость — луга, желтые квадраты — поля, серая ленточка — дорога, зеленые шарики — деревья, разноцветная рябь — домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т. е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).
2
Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город- археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас — более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».
Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские — это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского»
Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.
«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».
«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».
«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».
Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) — где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .
Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то ~в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.
Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм монастыря. Он шатровый — а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т. е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552 г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.
1
Введенская церковь — особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» — знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».
PS. На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила — и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) — внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы — она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.
1
PS. От деревни Мстихино до Резвани очень красивый участок дороги — через сосновый бор, чистый такой, звонкий, сухой. Мы не выдержали, остановились и кинулись в солнечную душную параллельность сосновых стволов. За 10 минут насобирали земляники и черники. Наелись, надышались. насмотрелись и вперёд. На крошечном рыночке в Резвани у местной бабули купила замечательный кабачок за.10 рублей, и кило огурцов за.40 рублей. Причем в самое начало сезона. 1 июля.