«Существует легенда о башне рода Дадешкелиани из общины Мулахи. Как только наступал вечер, с вершины Тетнулди в виде огня нисходил в башню ангел-хранитель, люди начинали молиться. Ангел-хранитель защищал людей, живших в башне, до тех пор, пока один из них не убил человека из другого рода. После этого белый ангел больше ни разу не появлялся…»
(Легенда из фильма «Сван», 2007)
Многие сванские башни очень древние
Природа Сванетии великолепна
В отличие от Тбилиси, будоражившего воображение практически с детских лет, мечты о горной Сванетии меня совершенно не тревожили, я просто не знала о существовании этого удивительного уголка Грузии… Спокойная жизнь закончилась тот час, когда впервые в Сети мне попались фотографии с изображениями древних башен на фоне величественных гор. Я сразу поняла, что должна увидеть этот отдалённый уголок первозданной Грузии. Не удивительно, что во время нашего путешествия высокогорная и труднодоступная Сванетия стала обязательным пунктом посещения.
Ломая стереотипы о том, что ночью в Сванетию в принципе транспорт не курсирует, так как дорога отличается высокой степенью риска из-за скал и крутых обрывов, наш маленький, но отчаянный автобус преодолевал этот опасный горный серпантин от Зугдиди до Местии в кромешной тьме. Абсолютно ничего не видя во мраке, мы только сильнее вжимались в сиденья и увлекаемые силой инерции дружно раскачивались то вправо, то влево…
В Местию мы прибыли только в 3 часа ночи и первые сванские башни, как будто лес стройных, мощных, красиво подсвеченных строений, показались невероятно загадочными.
На пороге гостиницы «Mountain», на самой окраине Местии, нас встретил хозяин и его жена. Было большим сюрпризом узнать, что мы оказались первыми посетителями абсолютно новой гостиницы. Возможно, поэтому все три дня, проведенные в Местии, мы чувствовали себя самыми дорогими гостями.
Вид на гостиницу Mountain с противоположного холма
В холле гостиницы Mountain
Номер в гостинице Mountain
Местия, столица региона, находится на высоте 1500 метров над уровнем моря и со всех сторон ее обнимают величественные горные хребты и их пики Зурулуди, Бангуриани, Цхаквзагари, Лаила.
На центральной площади Местии
Вся Местия окружена горами с заснеженными вершинами
Удивительно, но мировые катаклизмы, никогда не подвергали Сванетию полному разрушению. Ее не покорили монголы, сюда не добрались персы и даже советская власть оказала минимальное влияние на культуру и быт местных жителей — сванов. История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары, хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря достаточной изолированности в Сванетии сохранился древний диалект грузинского языка и родовой строй, до сих пор определяющий особенности национального характера. Сваны всегда славились своей статностью и храбростью, считались самыми лучшими воинами на Кавказе. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана были и остаются охота и альпинизм.
Сванам все время приходилось воевать: с одной стороны, они сопротивлялись притязаниям феодалов, а с другой — решали неизбежные в условиях жестких обычаев внутренние конфликты (кровная месть вплоть до новейшего времени оставалась даже более пугающим фактором для местных жителей, чем внешние захватчики). Этим объясняется высокая обороноспособность сванских жилищ. Сдержанный характер их архитектурно-художественного решения отражает саму историю региона и суровый характер его жителей.
Сванские башни строились из булыжника и глыб, достигающих 1,5–2 метра или плиты сланца. Чем выше, тем меньший размер камней применялся. Все эти неотесанные камни укладывались на известковый раствор. Кладка была очень прочной, об этом можно судить хотя бы потому, что мы сейчас имеем возможность видеть башни, построенные ещё в VIII–XIII веке.
У сванской башни нет входа в привычном для нас смысле, лестницы для входа в башни стали устанавливать специально для туристов, а раньше в башню можно было проникнуть либо из дома, либо потайным подземным ходом. В целом сванские башни обустраивались таким образом, чтобы в них можно было изолированно провести довольно продолжительное время. Внешний вид и внутреннее устройство сванских башен не имеет аналогов ни на Кавказе, ни даже в мире.
В истории сванских башен очень много пробелов, частично заполненных загадками и мифологией. Самой большой загадкой горной Сванетии до сих пор является поиск ответа на вопрос: каково предназначение сванских башен?
Горная речка, протекающая в Местии
Перечислю десять основных и не очень версий об их предназначении:
Версия 1. Сторожевые (дозорные) или сигнальные башни, на которых в случае опасности зажигался огонь, передающий сигнал опасности от башни к башне. Так достаточно быстро люди во всем ущелье могли узнать о приближении врага.
Версия 2. Башни — фортификационные сооружения для защиты от внешних врагов. Конструкция башен позволяет быстро взобраться на башню всей семьей, а хранившиеся на первом этаже башни огромные камни, плотно закрывали вход.
Версия 3. Башни строились для защиты семьи от кровной мести. Заметно, что вторая и третья версии отличаются только характеристикой врага, в первом случае враг — внешний, во втором — внутренний.
Версия 4. Высокие башни возводились для защиты жителей домов от часто сходивших с гор снежных лавин. Мешают стройности этой версии башни, построенные не с лавиноопасной стороны. Высокая сейсмическая устойчивость строений не подлежит сомнению.
Версия 5. Башни — признак состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами и принадлежат семьям, которые стараются сохранить эти сооружения. Известен факт, что во время завоевания Западной Сванетии князья часто сносили местные башни. В поддержку «теории престижа» говорит и такой факт: захватившие Западную Сванетию и полностью контролировавшие ее князья Дадешкилиани также построили себе башню. Она была самой высокой во всем регионе и имела 10 этажей. В 1921 году, покидая Грузию перед приходом советской власти, хозяева взорвали эту башню.
Версия 6. Башни использовались как жилые помещения. Важный аргумент против этой версии суровые сванские морозы и отсутствие отопительной системы в башнях. Жить в них подолгу, особенно зимой, было невозможно, но вот отсидеться в случае опасности — вполне.
Версия 7. В мирное время башни использовались просто как погреба и амбары для хранения продуктов. Так что в какой-то степени эти башни — просто громадные сванские холодильники. В некоторых башнях были обнаружены замурованные на верхнем этаже в камень сосуды для воды. Также в башнях имелись тайники, где прятались семейные ценности. Местные жители шутят, что прятали там и украденных невест.
Версия 8. Сванские башни — башни любви. Как минимум о нескольких таких башнях известно. Одна из них находится в общине Ипари. По легенде на охоте погиб возлюбленный девушки, и она каждый день приходила на место его гибели. Отец, видя, как страдает его дочь, решил построить ей башню, в которой она и жила до конца своих дней.
Версия 9. Оригинальная, согласно которой сванские башни возводились для удовлетворения сексуальных потребностей местных жителей. Потому что других мест для этих целей, якобы, не было.
Версия 10. Башни возводились просто для красоты.
К любой из перечисленных версий можно выдвинуть как аргумент, так и контраргумент. Я думаю, что правда находится где-то посередине, в зависимости от ситуации люди использовали башни по-разному. Если кто-то сможет поделиться еще предположениями, буду очень благодарна.
Посмотреть, как выглядят сванский дом и башня изнутри, можно в небольшом музее, который был создан в доме семьи Маргиани, влиятельного сванского рода, которому некогда принадлежало сразу несколько башен.
Во дворе сванского дома семьи Маргиани
В центре - почетное место хозяина
Простая сельская жизнь не меняется в Местии столетиями
Помимо сванских башен в Местии есть интересный историко-этнографический музей. Благодаря своей удаленности и труднодоступности Сванетия оказалась подходящим местом для хранения национальных ценностей. Сюда свозились древнейшие иконы, православные реликвии, археологические артефакты, колхидские топоры, керамика и многое другое.
Очень древние бусины, датируются временами до нашей эры
Православный крест - экспонат музея
В 2011 году на площади города был установлен памятник царице Тамаре (скульптор Важа Меликашвили), вызвавший неоднозначную реакцию. Ни открытого конкурса, ни опроса населения по поводу установки 4-метровой скульптуры проведено не было. Памятник установили глубоко ночью, чтобы избежать народного волнения. В кругах специалистов мнения по поводу художественных достоинств этой скульптуры расходятся. Ясно одно, что объёмные изображения святых не вписываются в систему традиций и ценностей грузинского православного искусства.
Спорный памятник царице Тамаре
Царица Тамара — особа для Грузии совершенно эпическая. По легендарности она обгоняет любого царя грузинского Золотого века и вообще все, кто жил в Грузии с начала времен. Царица Царей и Цариц, Абхазов, Картвелов, Ранов, Кахов и Армян, Властительница Ширванша и Шахинша, Всего Востока и Запада, Слава Миру сему и Вере, принесенной Мессией — полный титул Царицы Тамары.
Православный храм в Местии
Горная Сванетия — страна тысячи башен произвела на меня неизгладимое впечатление: душа ликовала и радовалась свободе, все чувства обострились от созерцания буйной зелени лесов и белоснежных вершин, неугомонного шума стремительных рек и встречи с НИМИ — средневековыми стражами суровых гор.
Я была счастлива побывать там!
Вид на окрестности с холма, на котором находится дом семьи Маргиани
Наш уважаемый гид - Михаил