Передо мной от края и до края
В короне льдов стоят вершины гор,
Плечами дэвов небо подпирая.
И, прижимаясь к кручам, облака
Грозят потопом, и с горы отвесной,
Блистая, низвергается река,
Стремительно висящая над бездной…
Григол Орбелиани
Редкий турист, приезжая в Грузию, не мечтает проехать по Военно-Грузинской дороге. От Тбилиси до Степанцминды расстояние, по нашим меркам, небольшое, всего около 150 км, но это дорога с ограничением скорости, по горным серпантинам, через Крестовый перевал на высоте 2379 м, через тоннели, в которых только две полосы, с остановками, пусть короткими, на смотровых площадках в самых красивых местах. Наверно, не спеша можно всё посмотреть, когда на преодоление этого пути есть целый день, но нам нужно было вернуться вечером в Тбилиси, поэтому по дороге прокатились дважды. Впечатление эта поездка произвела ошеломляющее.
Наша Военно-Грузинская дорога началась с Верийского моста в Тбилиси. Даже те туристы, которые не планировали ехать в горы, всё равно могут похвастаться, что проезжали по этому историческому пути, даже если осматривали ближайшие к Тбилиси достопримечательности: Джвари и Мцхету.
Здесь ещё равнина среди невысоких, покрытых зеленью гор, но за Мцхетой постепенно горы становятся выше, и совсем скоро мы увидим заснеженные вершины.
Военно-Грузинская дорога в районе Мцхеты
Михаил Юрьевич Лермонтов будто приглашает нас отправиться туда, где бывал не раз: оттуда виден весь Кавказ!
Первая смотровая площадка — у Жинвальского водохранилища. Оно образовалось после возведения Жинвальской ГЭС водами реки Арагви. При явной пользе для хозяйства при строительстве пришлось пожертвовать многими памятниками. Во времена царицы Тамары, правившей в 7 веке, на этом месте был крупный город.
В городе было много храмов, дворцов, жилых кварталов, там проживало множество ремесленников, талантливых художников и архитекторов. На месте древнего поселения обнаружили 17 монет времен правления царицы Тамары. Однако раскопки не удалось завершить, под воду ушёл весь древний город с храмами и другими постройками, а с ним и ценные исторические документы, оружие, изделия из золота, иконы. Дела давно минувших дней… Осталась бирюзовая гладь воды, в которой красиво отражаются горы.
Километров через пятнадцать — ещё одна достопримечательность, уже историческая, — замок Ананури. Это сооружение возведёно в 17 веке на месте слияния рек Ведзатхеви и Арагви для контроля за дорогой из Дарьяльского ущелья. Тогда она ещё не называлась Военно-Грузинской.
Как в любом туристическом месте, здесь обосновались торговцы со своими яркими палатками, которые, хочешь — не хочешь, вылезают на любом кадре.
Но зрелище крепость представляет собой достойное. Хорошо сохранилась верхняя часть замка за крепостной стеной: башни и Успенская церковь (находится под защитой ЮНЕСКО).
От церкви Мкуриали, которая была построена в нижней, разрушенной части Ананури, осталась живописная колокольня с восьмигранными столбиками, разделяющими арки.
В крепости есть ещё одна церковь — храм Девы Марии.
Интересней она выглядит сверху, с высоты башни, куда рискнул забраться Андрей. Это его фотография.
При всей привлекательности всего созданного человеческими руками в этой поездке особенно интересно то, что создано природой. С высоты моста, по которому проходит современная Военно-Грузинская дорога,
открывается впечатляющий вид на долину двух сливающихся рек со старым мостом в том месте, где проходила старая Военно-Грузинская дорога.
Мы покидаем это красивое место с сознанием, что побывали там, где первым российским туристом (говорят, что это документально зафиксировано) в 1829 году был Пушкин.
Дальнейший путь всё ещё внизу, вдоль русла Арагви. И здесь нам посчастливилось увидеть интересное природное явление: недалеко от посёлка Пасанаури протекают две реки — Белая и Черная Арагви, и их воды не смешиваются! Так и текут рядом два потока — светлый и тёмный.
Об этом явлении есть красивая, но печальная легенда.
Высоко в горах жили две очень любящие друг друга сестры. У одной были белые, как облако, волосы, а у другой чёрные, как смоль. Обе они были влюблены в красивого и известного своей храбростью и мужеством рыцаря. Рыцарь женился на блондинке, и тогда брюнетка, чтобы не мешать счастью любимой сестры, бросилась в глубокую пропасть. Из её слез образовалась Чёрная Арагви. Не в силах пережить гибель сестры, блондинка тоже бросилась в пропасть, и слезы ее дали начало Белой Арагви. Обе реки, Белая и Черная, как символ безграничной любви соединились у селения Пасанаури. У селения Жинвали к ним присоединилась и Пшавская Арагви — это рыцарь. Узнав о страшной беде, он тоже бросился в пропасть и превратился в реку.
В общем, как в любой из подобных легенд, все умерли…
На самом деле воды Белой Арагви размывают светлые известняки и сланцы, и от этого вода её светлая, а Чёрная Арагви на своём пути размывает чёрные сланцы. Но разве это так романтично, как легенда?
Немного дальше дорога начинает подниматься вверх, заворачивает на крутых поворотах, делая всё новые и новые виражи.
Как мне кажется, Грузия — страна романтиков и для романтиков. Иначе как объяснить, что даже суровые мужчины, военные, такие как Александр Чавчавадзе и Григол Орбелиани, писали нежнейшие стихи? А вот и один из наших героев — Григол Орбелиани. Это его стихи я взяла в качестве эпиграфа к рассказу. Но на Военно-Грузинской дороге его чаще вспоминают не как поэта, а как офицера, который осуществлял общее руководство работами.
Но и здесь не без «романтизма». Рядом с памятником в 1862 году был оборудован источник так, что струи воды красиво спадают каскадами.
Дальше нас ждал Млетский спуск — зигзагообразный серпантин с довольно крутыми поворотами и практически без обочины над отвесными обрывами. Он уходит более чем на 200 метров в долину реки Арагви. Со стороны удалось снять небольшой участок серпантина, сверху — несколько ярусов, насколько удалось нависнуть над обрывом. Если немножко включить воображение, становится понятно, что мы испытывали в этот момент.
Следующая интересная точка на Военно-Грузинской дороге, мимо которой легко проскочить, если не знать о ней, смотровая площадка с условным названием Крест. Она находится перед самым последним витком серпантина, ведущего на плато, где расположен Гудаури. Сверху над ней действительно стоит крест, но с дороги его не видно.
Несколько округлых площадок висят прямо над обрывом, и, когда стоишь на этой площадке, такое чувство, что паришь в воздухе. Правда, сидит где-то внутри противный холодок: а вдруг где-нибудь проржавело, и мы сейчас загремим «под панфары». Обошлось…
Зато виды отсюда великолепные!
Приближаясь к Гудаури, я с холодком в груди вспомнила, как в прошлом году во время рождественских каникул мой ребёнок, застряв на канатной дороге, висел довольно долго над холодной мглистой бездной… Правда, потом она очень весело об этом рассказывала, но у меня до сих пор неприязнь к этому месту не прошла. Да ещё и авария в марте этого года на подъёмнике… Ни трасса, ни канатка с дороги особо не видны, только отели. Правда, один вид в районе Гудаури мне понравился: маленькая церквушка на фоне огромной горы. Это было на обратном пути, и снять мне её пришлось ближе к вечеру и через стекло автомобиля.
Зато большое удовольствие мы получили на смотровой площадке возле арки в честь 200-летия подписания трактата о присоединении Грузии к России. Мимо этого места проехать и не заметить арку и довольно большую парковку невозможно.
Арка стоит на высоте 2384 м над ущельем, по дну которого протекает Белая Арагви. Буквально всех поражает вид, где в Белую Арагви впадает её приток Арагвисцкали. Как круглое зеркальце, сверкает бирюзовая поверхность искусственного озерца.
После этого места я поняла, что, кроме огня, воды и паркующейся женщины есть ещё одно зрелище, на которое можно смотреть бесконечно. Это полёты планеристов. На фоне высоких гор, над пропастью это выглядит просто феерично.
Миновав Крестовый перевал (на высоте 2395 м), немного задержались у тёплых минеральных источников, которые образовали что-то похожее на застывший красноватый водопад, ещё полуприкрытый снегом. Цвет даёт железо, которое содержится в воде. Оно окисляется и окрашивает всё в оранжевые и красные тона.
Отсюда уже без остановок мы поехали к Степанцминде, чтобы с высоты горы, на которой стоит Троицкая церковь в деревне Гергети, взглянуть на величественный Казбек. По дороге любовались видами из окна автомобиля: широкими руслами рек, заснеженными шапками гор, деревеньками, примостившимися буквально над обрывами. Радовались, что ясно, временами солнечно, нет облаков и дымки, значит, хорошо увидим Казбек!
На этом участке пути есть закрытые тоннели — весьма неприятная вещь. Не столько тем, что чувствуешь себя карандашом в пенале, сколько непредвиденными обстоятельствами. Летом тоннель может заполнить отара овец (я видела такую фотографию), и автомобили выстраиваются в очередь, ожидая, пока она не торопясь пройдёт. Мы же испытали другую неприятность, правда, на обратном пути, но это неважно, всё возможно в любое время. Дело в том, что тоннели строили довольно давно, рассчитывая не на такое интенсивное движение, которое есть сейчас, поэтому там в каждую сторону по одной полосе. Заехав в один из туннелей, мы попали в пробку, потому что навстречу вереницей шли огромные фуры, которые плохо вписывались в повороты тоннеля. Пришлось и постоять, и даже немного отъехать назад (с учётом того, что за нами уже встали другие машины). Видимо, обычно в таких случаях движение регулирует полиция, перекрывая одну полосу до въезда в тоннель. Но в этот раз полицейская машина припозднилась, пришлось притискиваться к стенке, чтобы она просочилась между полосами.
Как бы то ни было, добрались до посёлка Степанцминда, который расположен на высоте 1747 метров. Но чтобы подняться ближе к Казбеку, к церкви Святой Троицы, нужно пересесть в джип, иначе обычная легковая машина по той дороге не пройдёт.
Прочитав несколько отзывов об этом коротком, но экстремальном путешествии, я пробормотала под нос: «А давайте туда не поедем…" Но не тут-то было. Мудрые люди давно знают, что многие знания — многие печали. Моим спутникам эти знания были неведомы, и они с готовностью пересели во внедорожник некоего Василия, пожилого мелкого мужичка, который, как оказалось, владеет еще четырьмя джипами и гостиницей в Степанцминде, имеет большой авторитет в посёлке и кличку Шумахер. Передавая нас с рук на руки Василию, Герман заверил нас, что это лучший водитель. Всё удовольствие стоило 70 лари. Правда, Герман потом признался, что и за 250 он туда не поехал бы, но это было уже потом.
Автомобильная дорога к храму раздолбана настолько, что оставалось только удивляться, как машины не переворачиваются на ухабах. Кроме того, она настолько узкая, что с трудом находилось место, для того чтобы остановиться и пропустить встречные машины, которые иногда шли вереницей.
Одно дело увидеть это на фотографии. Другое дело — в движении. Небольшой ролик, снятый из кабины, показывает всё наглядно и передаёт напряжённую атмосферу в салоне.
MVI 8637
Но самим в кабине было ещё веселее, когда бросало из стороны в сторону и трясло на ухабах.
MVI 8639
Окончательно нас «добил» небольшой диалог уже на обратном пути. «Василий, Герман говорил, что вы самый весёлый водитель, анекдоты смешные рассказываете…« — «Да не до анекдотов мне сейчас. Я с похмелья». Тут нам с Надей синхронно поплохело, и если бы мы не были уже в относительно безопасном месте, предпочли бы пройтись пешком. После этой поездки Надя мне сказала: «Ну, теперь я понимаю, почему ты не хотела ехать…»
Но всё-таки стоило преодолеть свой страх, потому что приехать и не увидеть эту красоту непростительно.
И наконец, сияющая вершина Казбека. Подумать только, ни облачка, ни клочка тумана. Наверно, потому что нас привёз сюда Герман, а он немножко волшебник…
Пора назад. Солнышко начало прятаться за облаками, а снег, подтаявший за день, покрылся блестящей корочкой льда.
Неожиданно издалека раскрылся амфитеатр горы Микети, который со смотровой площадки «в фас» выглядел не так интересно.
И вот уже снега не вершинах стало меньше, склоны зазеленели.
На берегу Арагви остановились пообедать.
Домой вернулись к вечеру и решили немножко передохнуть от длительных поездок. В Тбилиси мы ещё многого не видели. Например, в тбилисских музеях я ещё не была. Непозволительно! Так что завтра — туда!
Теги:
Автопутешествия