Итак, покинув племя Короваев, все еще живущих в Каменном веке и перелетев из маленького городка Декаи в более крупный — Вамена, мы прибыли в знаменитую долину Балием, расположенную почти в центре западной части острова Папуа Новая Гвинея. Здесь уже не Каменный век, а 21-й, но жители этой долины — папуасы племени Дани, все ещё, хотя и живут в современных домах, чтят обычаи своих предков. Как можно с толком провести здесь время? Какие активити есть в этих местах?
Городок Вамена небольшой и, по большому счету, здесь делать особенно нечего — для знакомства с местной экзотикой и дня вполне хватит. Но зато отсюда можно сделать треки по 2, 5, 7 дней по горной долине Балием, протянувшейся на десятки километров между грядами неприступных гор. С этими местами все еще нет наземного сообщения с побережьем острова — это настоящий затерянный мир. Пойдя в треки и проехав кое-где по дорогам вокруг Вамены, можно познакомиться поближе с жизнью основных народностей, живущих в окрестностях этой долины — племенами Яни, Лани и Дани.
До отлета в Джаяпуру у нас оставалось четыре дня и поэтому мы решили сделать пеший двух-дневный трек по долине и затем посетить еще одну деревню папуасов Дани, где они покажут нам свои боевые танцы и умение обращаться с оружием. И даже принесут в жертву свинью!
Дорога к папуасам Дани
Оставив лишние вещи в отеле Wamena Pilamo*** и взяв только то, что пригодится для ночевки и трека, размещаемся в трех джипах. Выехав из города и проехав в юго-восточном направлении километров пятнадцать, остановились на крупной морене — дальше дороги не было.
Высота этого места 1653 метра, прохладно, небо в облаках и солнца нет. Похоже, что когда-то здесь сошел сель и все засыпал. Кругом крупная галька и каменные валуны. Видно, что в этом месте когда-то были обрабатываемые поля и росли деревья. Здесь нас уже ждали портеры и, загрузив их продуктами и теплыми спальниками, двинулись в путь.
Ну, и куда вы собрались? Что вы тут не видели?
Слева внизу, по ходу нашего движения, навстречу несся бурный коричневый поток реки Балием. Рафтинговать в такой воде совершенно не хотелось. Но были в Вамене и такие предложения.
Вскоре нам преградил путь один из ее притоков. Его пришлось перейти вброд и далее по хрупкому временному мостику, так как старый, по которому могли раньше идти и автомашины, был разрушен прошедшим наводнением и пока не восстановлен. А дальше снова шла асфальтированная дорога вперемешку с грунтовой. Идем налегке — у каждого только свои личные вещи. Все остальное несут портеры.
Вот и первая деревня Kurima. Задолго до нее вдоль дороги с обеих сторон начались каменные заборы высотой около метра. Хорошая кладка и безо всякого цемента. Каждый камень тщательно подогнан друг к другу — прямо как у инков или майя. В деревне приличные деревянные домики, крытые листовым железом, церковь, школа и полицейский участок. При попытке сфотографировать его, к нам тут же подскочил какой-то парень, сидевший на каменном заборе и жестами показал, что делать этого нельзя. По-видимому, здесь кладезь военной тайны аборигенов…
Кругом обработанные поля и огороды. Многие участки террасами высоко поднимаются по склонам гор и все они тоже обнесены каменными заборами. Большинство этих изгородей уже замшелые и, похоже, что им не один десяток лет.
— Для чего эти заборы? — спросил я одного из портеров.
— Они построены для защиты огородов от домашних свиней. Их выпускают погулять, но их прогулки ограничены этими заборами. Многим из этих оград уже сотни лет.
Современный дом папуасов Дани
Население этой деревни смешанное — индонезийцы и папуасы Дани. Все одеты в обычную для нас одежду — брюки, рубашки и куртки — все-таки прохладно. Многие даже были одеты в теплые пуховые куртки. На велосипедах и мотоциклах разъезжают и мужчины, и женщины. Все молча и с любопытством смотрят на нас. Изредка жестами спрашивают курево. Хотя здесь туристы и бывают намного чаще чем у короваев (по статистике 9:1), но все равно мы были им очень интересны.
О-о-о! А вот, наконец, и яркий представитель Дани — нам навстречу быстрым шагом шел старик. Поджарый и загорелый до черноты. И, несмотря на прохладное утро, он был «одет» только в котеку, а в левой руке держал еще и тросточку-зонтик! На голове шляпа — да он настоящий джентльмен! Его вид вызвал у всех улыбку. По-видимому, шел в город на рынок. А может просто в гости к своим детям-внукам.
Вскоре дорога закончилась и перешла в тропу. Прошли еще несколько километров и пересекли ряд ручьев, в которых вечно сопливые мальчишки мыли посуду, а женщины стирали белье. Шла обычная деревенская жизнь, похожая на жизнь африканской или российской глубинки.
Закончились дома под ржавыми металлическими крышами и все больше стало попадаться настоящих домов Дани — круглых «мазанок» или сделанных из дерева и покрытых соломой или травой, свисающей почти до земли. Наконец, мы подошли к нескольким таким крышам и спустились на площадку перед ними. Это конец нашего дневного перехода и здесь мы будем ночевать.
Мы пришли в деревню Kilise (04 14"096"S, 139 02"912"E), находящуюся на высоте 1843 м н/у моря. В ней для туристов построен эдакий лодж из нескольких домиков в стиле «Дани». Здесь есть домик-кухня, где повара готовят еду на костре, примитивный туалет с ведром и ковшиком. Есть также небольшой домик, служащий кают-компанией и в котором стоит большой обеденный стол. Электричества нет. Но на заборе из кустов лежала солнечная батарея, однако света от нее в этот вечер мы не увидели и пришлось ужинать при свечах.
Лодж для туристов у папуасов Дани
Нас встретил смотритель этого поселения, которого звали Markus. Он показал наши домики, в которых из интерьера были только лежащие на полу матрасы и фонарик. Внутри было чисто и сухо. Портеры раздали каждому по теплому спальнику. Даже днем здесь совсем не жарко — градусов 18 тепла. А что будет ночью? Все-таки сказывается высота — почти под 2000 метров.
Домики для туристов в деревне Kilise
Интерьер лоджа в деревне Kilise
В этой деревне уже живут только представители племени Дани. А дальше в горах, если следовать вверх по течению реки Балием, в юго-восточной части долины живут папуасы племени Yali tribe — пигмеи, которые носят очень длинные котеки. Некоторые специалисты полагают, что и они и сейчас не брезгуют человечинкой.
Прогулка по деревне
После ланча Эдди и Маркус предложили совершить прогулку по деревне. Она состоит как бы из нескольких поселений, образуемых одной, двумя и даже тремя семьями. Обязательным являются дома — мужской и женский. Их устройство одинаково — посредине место для костра, а по периметру — нары или полати, которые устланы соломой.
Перед тем как лечь спать, разжигается костер, который горит «по-черному», т. е. весь дым уходит через соломенную крышу. Мужчины спят в своем доме, а женщины с детьми — в своем. Если вдруг какой-то мужчина захочет провести время с одной из своих жен, он идет в этот дом, а затем возвращается обратно. Думаю, каждый может представить себе все «удобства» этой ночи любви.
Помимо этих домов, у них есть еще и long house — эдакая большая гостиная. Он побольше и в нем могут гореть два или три костра, на которых готовится пища. Есть посуда. Сейчас она металлическая, но Дани уже много веков как изготовляли глиняную — всякого рода горшки, в которых варили и запекали выращенные ими овощи и мясо.
Переходя от дома к дому, засмотрелся на уходящую вдаль долину и немного отстал от группы. Вдруг из-за угла вышел старик. В котеке и с мачете. Выглядел устрашающе. И нужно было пройти мимо него — другого пути, кроме как бежать назад, не было. А вдруг огреет по шее этим своим мачете?! И что с него потом возьмешь?
И для подарка-то ничего с собой уже нет. Но — поздоровавшись — обошлось. Спросил меня жестом — нет ли курева? Увы, не было — дал доллар. И успел даже сфотографировать, пройдя в метре от него. Долго еще потом шел и оглядывался — не бежит ли он за мной.
Хотя, ранее часто отмечал, что стоит только кивнуть папуасам или приветственно поднять брови вверх, как их хмурые и жутковатые лица сразу освещались удивительно искренней и добродушной улыбкой. Но этот так и остался непоколебимо мрачным.
Семейные отношения и женщины Дани
Папуасы Дани полигамны — то есть могут иметь несколько жен. И, несмотря на то, что в основном они стали христианами и католиками, считают это естественным. Ведь женщина, родившая ребенка, считается «табу» и недоступна для мужа от 2 до 5 лет. Это позволяет ей не иметь новой нежеланной беременности и посвятить больше времени и своему ребенку, и домашнему хозяйству.
А завести вторую и третью жену несложно. Нужно только иметь выкуп, каковым в этих краях являются не только свиньи, но даже и сладкий картофель. Однако, свиньи — на первом месте! Число свиней, а соответственно и жен, в этих краях и по сей день являются мерилом и символом статуса мужчин Дани.
У каждого из них должна быть по крайней мере одна жена для обеспечения четырех самых важных составляющих местной жизни: кухня, огород, дети и свиньи. И если несколько лет назад 4–5 свиней было достаточно для выкупа невесты, то сейчас цена поднялась до 10.
Но возраст невест от этого не вырос — он, как и раньше, находится в пределах 12–15 лет. И вторичные половые признаки девочек, видимые всей деревне, не замедлят сказать: — «Пора, милая! А то засидишься.»
Так что у папуасов Дани в бОльшей выгоде будут те родители, у которых больше дочерей. И чем больше дочерей — тем больше свиней будет в хозяйстве! А для ухода за ними можно получить в обмен на свиней новую жену, которая тоже может принести девочку! И так без конца. Прямо какая-то пирамида типа МММ, основанная на свиньях, получается у них.
Разменная валюта папуасов
Но судьба женщин Дани нелегка. На них лежит все — дети, приготовление пищи, огород, свиньи. И, если свиноматка умрет, то она должна будет кормить и поросят своей грудью.
Немудрено, что продолжительность жизни женщин меньше чем мужчин. И средний возраст их жизни 40–45 лет. Женщин более старшего возраста в этих краях считают ведьмами (уж слишком много они знают!) и даже полагают, что их магия увеличивается с годами.
Вернувшись в наше поселение, мы обнаружили в нем гостей. Вернее — хозяев этих краев. По зеленой траве двора гордо расхаживал красавец-мужчина Дани в своем национальном убранстве. Вы бы только посмотрели на него! Немолодой — уже лет за 40. Но — широкая улыбка, и все зубы на месте! Прямо хоть в Голливуд его! Звали его Yeskiel. Он принес свои сувениры — каменный топор, костяные ножи, ожерелья из ракушек и собачьих клыков. Были и клыки кабана, которые можно было хоть втыкать в нос, хоть вешать на шею.
Я купил те, которые нужно вешать на шею и теперь у меня в загородном доме стал полный комплект сувениров из каменного века — каменный топор, нож «туль» из бедренной кости казуара, ожерелье из клыков кабана, яркий венок-шапка на голову из меха кускуса и перьев и, конечно — котека!
Экспозиция сувениров из Папуа Новой Гвинеи
Компанию Yeskiel составили три женщины — его жены, продававшие фрукты и овощи. Но на его фоне они как-то не смотрелись — были уже стары и дряблы. Но одна даже носила на руках грудного ребенка…
Yeskiel хорохорился и бодрился, и только его сморщенные от холода яички выдавали окружающую температуру воздуха — под вечер уже заметно похолодало.
Пробыв до захода солнца, вся их компания дружно покинула наше подворье, пообещав вернуться утром.
Вскоре долину затянули облака и укутали в белое покрывало круглые крыши стоящих внизу по склону домиков Дани.
Типичные домики папуасов Дани в долине Балием
И, таки утром они были опять! И снова с сувенирами. И как тут было не удержаться от совместных фотографий с таким ярким представителем племени Дани!
После завтрака, попрощавшись со смотрителем этого лоджа Маркусом и с дружелюбным семейством Ескеля, двинулись в обратный путь в наш отель Wamena Pilamo 3* в город Вамена. Портеры пошли по верхней дороге, а мы спустившись к реке, прошли по более интересной тропе вдоль ее мутного и бурного потока.
Назавтра нам предстоит последняя встреча с представителями племени Дани. Папуасы покажут свое воинское мастерство, которое они не забывают и оттачивают перед традиционными фестивалями Pig-Fest, проводимыми дважды в год на Папуа.
И все! Потом улетим в нашу цивилизацию - на недельку придти в себя на Бали ...
-----------------------------------------------------
Список опубликованных материалов по данной теме:
1. Путешествие в Каменный век. ч. 1. Прилет на Папуа
2. Путешествие в Каменный век. ч. 2, Долгая дорога к папуасам Короваи
3. Путешествие в Каменный век. ч. 3. Жизнь у папуасов Короваи
4. Путешествие в Каменный век. ч. 4. Добудем пищу - будем жить!
5. Путешествие в Каменный век. ч. 5. Воины папуасов Короваи
6. Путешествие в Каменный век. ч. 6. Вамена - столица папуасов Дани
7. Путешествие в Каменный век. ч. 7. Папуасы Дани в долине Балием
8. Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
-------------------------------------------------------
Документальный фильм автора: "Путешествие в Каменный век" — 31'
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм