Много веков назад от злых недругов жителей Апшеронского полуострова защищали несколько крепостей. В наш просвещённый век любознательные путешественники имеют возможность посетить парочку из них, которые по совместительству выполняют функции музея. Эти крепости — Гала и Мардакянская. Мы посетили обе. В этой заметке расскажу о Гала. Это не просто крепость, а целый историко-этнографический музей.
Находится он в 40 км от Баку. На общественном транспорте добираться до этого места достаточно муторно. Но мы не ищем лёгких путей. Вначале надо сесть на автобус № 171 от станции метро Кериоглу. Главное не пропустить нужный поворот на Гала. Иначе Вам придётся возвращаться. От этого поворота садитесь на следующий автобус и глядите во все глаза. Вдоль всего следования маршрута сплошная китайская (азербайджанская) сделанная под старину стена. Которая по совместительству закрывает от глаз гостей страны развалюхи и нелицеприятный мусор
Как только увидите вот такой знак с левой стороны по движению автобуса, значит Вам пора выходить. На подсказку водителя сильно не надейтесь, он может о Вас запросто забыть. Это нормально в работе общественного транспорта Азербайджана. Мы едва не проехали мимо, хорошо что в путешествиях надеемся только на свои глаза. После Вы должны двигаться по перпендикулярной по отношению к главной трассе второстепенной дороге направо. Там есть указатели к крепости-музею. Не заблудитесь. Но и быстро не доберётесь.
Если на указателе будет указано 500 метров до Гала (или из объяснений охранников встречающихся «на блокпостах» по дороге), то на самом деле окажется в 5 — 6 раз больше. Дорога в крепость достаточно живописная.
«Вэлкам» в Гала. Эти придорожные ворота слегка напомнили мне камбоджийские
По дороге тут и там копии древних петроглифов. А может это и оригинал, ведь их на древней земле Азербайджана так много. Вдоль пути к крепости есть даже где оставить велосипеды для самостоятельных туристов. То ли туристов здесь немного, то ли просто дело к вечеру, но не одного велика припаркованного я здесь не увидел. В общем, если не стеснены в бюджете, то лучше возьмите такси в Баку и поезжайте сюда. Сэкономите кучу нервов и времени.
Наконец, мы дошли.
3
На входе нас встречает грозный древний воин. Похож на Чюнгачгука. Музей под открытым местом Гала был основан в 2008 году на месте археологических раскопок в одноименном поселке. Посвящен истории Апшеронского полуострова Азербайджана.
Этот музей занимает достаточно большую площадь 1,2 гектара. До закрытия музейных комплексов оставался всего час. Но мы успели осмотреть почти всё. Билеты за вход реализуются по разным комплексам музея. Тут мы не поскупились заказать гида. Русскоязычным гидом оказалась полненькая молодая девушка. Приятная и вполне профессиональная для своих лет. Во дворе крепости камни с нанесёнными на них древними петроглифами.
Ниже на фото Изображение женщины. Этим изображениям не одна тысяча лет. Однако я подробно рассказывал о них в заметке о Гобустане:https://www.tourister.ru/responses/id_23385
История этого памятника архитектуры относится к XVII веку.
Сами стены крепости «новодельные». Но внизу Вы видите темный участок старых стен. Всё остальное, видимо, собрано повторно из старых камней, что валялись здесь. Правда девушка-гид сказала что этот тёмный цвет камней внизу — это след от наводнений и ушедшего отсюда уровня моря, но я бы с ней поспорил. Поскольку Ваш покорный слуга за время своих путешествий осмотрел достаточно древних крепостей чтобы уже начинать помаленьку не соглашаться с молоденькими, симпатичными гидами.
Ещё мы побеседовали с девушкой по поводу современной жизни в Азербайджане. Она посетовала что в стране очень мало прав у замужних дам.
Так называемый зиндан для провинившихся. Также девушка выразила революционную мысль что в стране надо многое менять и курс маната упавший вдвое — тому подтверждение. В пример она приводила соседнюю Грузию, где многое сделано не на словах, а на деле по западному образцу. Ну здесь я бы тоже поспорил с её передовыми революционно-эмансипированными взглядами. Совсем другие взгляды на современную жизнь и недавнее прошлое мы услышали от старого гида в Мардакяне, но это другая история. Для следующей заметки.
Стенами этой крепости жители полуострова пытались защититься от вольных казаков, пиратов и прочих лихих людей.
Подъем наверх крепости довольно комфортен по винтовой леснице.
Интересный рисунок пола. Орнамент навевает солярные (солнечные) мотивы. Мы наверху крепости. Достаточно высоко. Открываются сверху интересные виды на посёлок.
Видите разноцветные купола над домами? Нет, это не хамамы-бани как мы вначале подумали. Это печи и дымоходы для готовки еды. Просто теперь пользуются не старыми печами, а газовыми и микроволновыми. Но не разрушать же из-за этого старые. Тем более что они весьма симпатичные. Вот и заделали их стеклом. Так пояснила нам девушка-гид. Ну что же, не будем умничать. Дымоходы, так дымоходы.
Видите полуразрушенное здание в центре этого фото? Там где остались одни стены. Когда-то давно здесь остановился паломник-путник. Так случилось что он здесь умер не вынеся тягот пути. Местные жители настолько уважительно относились и относятся к паломникам и путникам в святые места, что дом где это произошло стал считаться священным. Поэтому этот дом разрушили не люди, а само время. И в память об этом рядом был построен жителями другой дом, где могут остановиться бесплатно другие путники. Ещё на Апшеронском полуострове живут люди с закрытым характером, сдержанным и строгим менталитетом. Тут Вам не Баку. Вечером жизнь замирает и никому в голову не придёт тусить до утра.
Всё здесь строго и люди без нужды стараются не шляться по улицам. От этого так мало людей в посёлке.
Сверху с максимальным приближением можно сфотографировать вот этот старинный склеп. Здесь было временное хранилище костей умерших людей, временное захоронение останков. Останки дожидались здесь каравана для последующего следования в священную для всех мусульман Мекку. Чтобы быть захороненными там.
А это склепы-саркофаги для постоянных захоронений. Спускаемся вниз. Внизу молтвенное углубление — михраб. Выходим на свет Божий.
Петроглифы древних людей.
С луком мужчина-охотник, со скрещенными руками женщина. Археологами доказано что люди жили здесь ещё 5 тысяч лет назад.
И, конечно, музыкальный гавалдаш.
В музеях Азербайджана он повсюду. О нём я уже рассказывал во второй части заметки о Гобустане.
Жертвенный камень.
1
Здесь человеку-жертве как бы символически отрубали голову. На самом деле «голову» отрубали только этому камню, имея ввиду человека. На территории сегодняшнего Азербайджана жертвоприношения совершались более гуманно чем в доколумбовой Америке.
А в таких шалашах они жили. Изготовлены из соломы, шкур, навоза. Представляете как в них было комфортно древним пастухам? На этой территории жили жизнелюбивые люди.
Поэтому фаллические символы здесь нередки.
Баба похожа на скифскую и половецкую. Народ-то здесь жил всё-таки тюркский
1
Сарай для скота и древние ворота — плита для защиты от диких животный ночью. Тут представлены найденные скелеты животных
1
Черепа некоторых из них представлены тут же. Использовались ранее для ритуалов. Подобные ритуальные черепа я уже видел в Западной Африке в Сенегале
1
Эта подставка здесь не просто так.
А иначе получится вот такое нежертвенное обезглавливание. Тут потрудилось время.
1
Древняя ливневая канализация для схода дождевой воды.
2
Обратите внимание на солярное (солнечное) изображение. Полюбовались ракушками для украшений.
Изображение креста очень похоже на албанское, не путать с современной Албанией. Это два разных государства существовали в разные времена и на разных территориях.
1
Видимо Древняя карта звёздного неба.
Какой — то «стоухэндж». Или «круг силы» для собраний. Типа местного древнего парламента. Полакомились растущими рядом фисташками и инжиром. Прямо с ветки сорвали. Артефакты бронзового века сменяются средневековыми, они вперемешку.
1
Каждая эпоха здесь оставила свой след в камне.
С письменами. Нет, это не отхожее место типа «очко», вид снизу.
Это печь изнутри и дымоотвод. В одно отверстие воздух поступал, а в другое выходил дым. Как это работало практически и как воздух «понимал» в какую ему сторону ему дуть, я ей богу не пойму. Оставим это объяснение на совести нашей молоденькой милой девушки-экскурсовода. У меня есть предположение что под одной из дыр ставилась кастрюля с варевом или просто горел огонь. Таким образом горячий пар, дым по закону физики поднимался вверх, вытеснял холодный и выходил наружу в одно из этих отверстий.
А под другим отверстием ничего такого горячего не было и вот туда-то и устремлялся холодный воздух и дул вниз и вбок под очаг как поддувало. Ну как-то так, наверное.
Средневековая душ-баня. Сосуд для омовений у мусульман. Дальше «Чесально-вязальный цех». Работницы данного средневекового «цеха» и расчесывали, и размачивали и пряли-наматывали нить.
1
Ванна для омовений. Дали видели средневековый колодец. В отличие от Гобустана, здесь есть таки вода, подземные воды.
Древний водопровод.
1
Сосуды для воды. Из такого носика удобно пить, наливать воду.
1
В этой комнате встречались жених и невеста. А выбирали им пару не они, а мама жениха. Она присматривала сноху в женской бане.
<
Средневековая ванна. Это Вам не джакузи.
Жаровня с углями.
Смотрите как практично придумано хранение кастрюль. И место экономится.
Этот чугунная колпак-крышка чтобы обед долго не остывал. Обратите внимание на этот столик.
Под него в круг клали угли.
Накрывали покрывалом и располагали под ним ноги. Своеобразный обогреватель длинными зимними вечерами. Дальше посмотрим на средневековые ремёсла и орудия труда. Это молотилка. Восточнославянские и балтийские народы использовали цепа для обмолота.
Здесь всё более механизировано. Вокруг столба водили быка или осла и он тянул вот такой своеобразный обмолот по кругу. Колосья постепенно шелушились и превращались в зерно.
Орудия кузнеца. Маленький молоток для кузнеца, большой для его подмастерья. Маленьким мастер указывал место куда надо бить. Я взял большой и помахал им, устал я быстро.
1
Вот этот дом был любезно передан местным жителем под музей. Раньше, при царе — батюшке, дом принадлежал очень зажиточному человеку.
А вот на этом «лимузине» он и передвигался. Типичная карета нефтяных «олигархов» царского времени. Теперь у олигархов-нефтяников другие «кареты».
Сюда привязывали домашних животных, очень практично. А зоопарк и подсобное хозяйство здесь солидное.
1
Есть и пони. Также видели и Двугорбых верблюдов бактрианов, использовались для караванных переходов. Тут же в загоне и барашки — превосходный шашлык в расположенном рядом кафе.
1
А вот и потомки тех осликов, что работали на обмолоте зерна. Когда-то крепость играла роль маяка. Ведь море подходило к самым его стенам. Сейчас море отступило так далеко, что его не видно даже с самой высокой точки. Но за последнюю сотню лет уровень Каспия опять поднимается.
Вот и закончилась наша экскурсия по этому интереснейшему месту. Закрывается и музей. Я как представил что в 19:00 нам также далеко и долго добираться обратно в Баку, и мне поплохело от одной этой мысли. Но к счастью девушка гид предложила подвезти нас до метро Баку. На микроавтобусе что везёт работников музея с работы-на работу. Понятное дело, нас долго не пришлось уговаривать. День прошёл интересно и удачно закончился.
Следующим днём мы поехали осматривать подобную крепость и музей Сергея Есенина в соседних Мардакянах. Но это уже совсем другая история.