За три месяца до поездки я уже составила план действий, подписалась на инстаграммы гидов по Лиссабону — пополняла свои списки интересными местами и наслаждалась картинками. Все это сыграло со мной злую шутку — ожидания были завышены и не оправдались. Конечно, не все так плохо, но желания возвратиться не осталось. Я традиционно буду вести рассказ по порядку — таким образом я как будто повторяю свой отпуск и приглашаю вас с собой) Но все выезды из Лиссабона будут в отдельных рассказах — там слишком много красивых фото, чтобы уместить все в одном посту.
Я сразу хочу сказать, что мне так не понравилось, чтобы потом к этому не возвращаться.
1) Перелет S7+TAP Portugal — у ТАПов ужасный самолет, спинки кресел не откидываются, места для ног мало. Лететь так 6 часов ночью — ужас ужасный, до сих пор вздрагиваю, вспоминая. Рейс в обе стороны задержали, и судя по FlyRadar, это стандартная ситуация.
2) Центр города очень грязный, особенно Альфама и близлежащие улицы. На лестничках ароматы туалета, пару раз встречали справляющих нужду и удовлетворяющих нездоровые сексуальные потребности граждан.
3) Стены многих домов расписаны некрасивыми графити. Вот есть разница между качественным рисунком и просто текстом разной формы, который находит один на другой и создает ощущение обычного заброшенного здания, где «художники» упражняются в мастерстве. В сочетании с пунктом 2 создается какое-то неприятное ощущение.
4) Заброшенные здания с битыми или пустыми оконными проемами, даже на площади Россио. Странное ощущение. Понятно, что все течет и меняется, а это здание может завтра отстроят, но это же дополняется пунктами 2 и 3) 5) Не сильно напрягало, скорее удивляло — постоянно вроде приличные с виду люди предлагают купить траву. А один раз мы вообще видели, как разбили стекло и влезли в машину.
Но, к счастью, Лиссабон очень разный, и кроме негатива, было еще множество интересных открытий и приятных моментов.
Итак, поехали)
5
День1, прибытие, прогулка по городу — знакомство.
Первый день этой поездки можно смело назвать днем ожиданий и очередей.
Первый сюрприз — мегаочередь на паспортном контроле. Стояли минут 25–30. Потом не могли найти багаж — на табло со списком прилетов и багажной ленты нашего рейса нет, на табло над багажными лентами — тоже. Причем более ранние есть (надежда, что наш еще не выгрузили), но и более поздние — тоже есть (сомнения-тревога-подозрения). Номер ленты подсказал служащий аэропорта — оказалось, чемоданы выгрузили и они валяются на ленте, но никаких опознавательных знаков, что за рейс, там нет.
Следующая очередь — за билетами. Когда спускаешься на эскалаторе в метро, сразу видишь ряд автоматов по продаже билетов и длиииинную к ним очередь. Чуть дальше есть кассы и очередь чуть менее длинная. К счастью, мы не повелись на вот это вот все, прошли дальше и чудо! — за углом стоит почти никому не нужный автомат и очередь всего 3 человека. Только вот незадача — он из банкнот ест только десятки. Но кое-как наскребли на три дневных билета, ура! Поехали!
Квартиру мы бронировали на airbnb. Почему-то почти все, что я находила на букинге (даже по более высоким, чем хотелось, ценам), было с общим санузлом, а я такой вариант могу выбрать только в случае однодневной ночевки, когда других вариантов нет. Поэтому квартира. На троих получается даже выгоднее, чем отель. Очень радушная хозяйка, чисто, все необходимое есть. Удивило наличие огнетушителя, огнеупорного покрывала, аптечки, швейного наборчика. Очень теплые одеяла, удобные кровати. Стены тонкие, но в Европе всегда так. я уже не парюсь.
И вот вместо запланированного на час дня старта, мы выходим только в 15 часов. Хорошо, что поздно темнеет — еще много времени, чтобы осмотреться.
1
Первым делом мы пошли смотреть Фабрику плитки азулежу Viuva Lamega. Я ее отметила скорее на всякий случай, потому что это место в стороне от основных достопримечательностей. Но так получилось, что наше жилье расположено совсем рядом, поэтому было грех упускать возможность. С азулейжу в целом я не в восторге, но это один из самых интересных фасадов, встреченных мной в Лиссабоне. Со стороны проспекта мы увидили потрепанный, но хранящий следы былого величия (как принято писать), фасад фабрики — голубая роспись на белом фоне, пасторальные пейзажи, витьеватые орнаменты. А со стороны площади Intendente — фасад более мелкого, но милого и душевного домика с яркими рисунками — птички, сады, люди.
1 из 2
2
Кстати, сама площадь Intendente очень уютна и мила, не смотря на стройку с одной из сторон. Там есть симпатичные скамеечки, окруженные зелеными кустами, на которых, правда, уже кто-то поселился и сладко спал. На одном из концов площади — красивое здание в стиле модерн. Даже больше фабрики понравилось.
Потом мы пошли на смотровую площадку Miradouro da Nossa Senhora do Monte. Как следует из названия, находится она на холме (хотя в Лиссабоне что угодно находится на холме), и считается самой высокой мирадору (тут как про церкви в Италии, любая мирадору — самая высокая/красивая/красивовидовая/популярная/необычная/приятная/придумайте свою самость).
Подниматься к ней было тяжело и жарко — солнце шпарит очень по-летнему. Вид открывается двоякий — с одной стороны виден замок, мост и крыши, с другой стороны внизу какая-то стройка и это портит впечатление.
1 из 3
4
Мы присели за одним из столиков, расположенных на мирадору, и перекусили оставшейся с перелета едой. После этой скромной передышки начали держать путь вниз, на площадь Martim Moniz. Тут же расположена одноименная станция метро. А на ней плиткой лаконично выложены рыцари простые и рыцари-крестоносцы.
Вообще тут большинство станций безликие, но есть очень крутые. Особенно это касается новых станций — с ними уж расстарались.
По легенде Мартим Мониш был рыцарем и жил в 12 веке, когда случилась долгая осада Лиссабона, дабы отбить его у мавров. Во время одного из штурмов рыцарь увидел, как защитники крепости закрывают воврота (зачем они их вообще открывали — я не очень поняла). И двери крепости закрываются. Мартим Мониш, увидев это, кинулся в закрывающиеся створки и заклинил их своим телом. Геройски погиб, но дал возможность осаждающим проникнуть в крепость. В честь конкретно этого эпизода на станции есть отдельное панно) А на площади — фонтан в стиле крепостной стены и отсылками к рыцарским доспехам.
1 из 8
Но мы это узнали лишь позже, а пришли на эту площадь мы потому, что тут находится конечная остановка знаменитого трамвая номер 28Е, маршрут которого идет по всему старому городу Лиссабона. Я то думала как: «О, конечная, да еще и вечер! Кому трамвай был нужен, уже покатались или подсядут позже. Быстро сядем и поедем в пункт В.»
Сто раз ХА. В очереди мы стояли минут 20–30. При том, что сначала трамваи шли один за другим и забирали людей (мы уже воспряли духом), а потом — тишина, и дождаться свой на солнцепеке стоило некоторых усилий (учитывая, что это уже наша вторая крутая очередь за день, и так полного ожиданий).
1 из 3
2
Но в итоге мы расселись в трамвайчике вдоль окошек, и понеслись. В прямом смысле — трамвай ТАК быстро едет. Даже страшно ТАК быстро ехать по ТАКИМ узким улочкам. Каждый раз, когда встречается припаркованная машина или мусорный бак, ощущение, что сейчас как минимум заденем, а то и снесем. Про людей я вообще молчу.
В целом, как мне кажется, прикол в итоге именно в том, по каким узким улочкам этот трамвайчик едет. Потому что видов никаких нет, вот совсем никаких. Ты видишь только стены и витрины расположенных очень близко к тебе домов. Иногда площади. Недолго.
4
Выйти я планировала на остановке, близкой к нашему следующему пункту назначения, но мы ее проворонили и вышли на площади Praca Luis de Camoes. Она, в принципе, тоже была в моих планах. Площадь так себе, очень суетная. Памятник неплохой, но ничего выдающегося.
3
4
Рядом с площадью друг на против друга находятся две церкви, Ingreja di Loreto и Ingreja de nossa Senhora da Encarnacao.
Обе совсем не выглядят как церкви — ни купола тебе, ни площади вокруг, ни богатого фасада. Как в муниципальное образование заходишь. И это в них самое интересное. Внутри все как полагается — пара колонн, пара картин, росписной потолок. Конечно, про каждую было написано, что это суперцерковь, тут кто-то мне неизвестный написал очередную Мадонну. Ну ок, идем дальше.
Мы побрели на набережную. Зашли в паромный терминал по ошибке — приняли его за Time Out Market — бывшее здание рынка, превращенное в фудкорт.
Зато рядом с этим терминалом есть классная надпись Лиссабон, сделанная из подобранных по цвету мусорных контейнеров)) Звучит хуже, чем в действительности. На самом деле смотрится очень интересно.
6
Потом все же пошли в Time Out Market — он совсем рядом.
2
Цель была — поесть и осмотреться. Есть мы отправились к прилавку SeaMe, потому что его прям нахваливали, хотдог с осьминогом — musteat, говорили они. Мы заказали три разных блюда с целью меняться и пробовать больше: этот самый хотдог, лосось и какую-то непонятную штуку в черной темпуре (жутко выглядит). Все было очень жирное, особенно осьминог, потому что, как я поняла, он выдерживается в горячем (60-70С) масле. И главное — все это было очень пресным. Может была бы соль — было бы не так плохо. Но соли не было. А стоит это все немало. Разочарование.
1 из 3
Само же место прикольное — по периметру прилавки с едой, в центре барчик, магазинчик и длинные деревянные столы с высокими стульями. Решили прийти сюда еще раз, дать шанс другим прилавкам.
3
На выходе купили паштейши — знаменитый португальский десерт — слоеные корзиночки с заварным кремом. По 1 евро штучка. Это просто божественное лакомство. Забегая вперед скажу, что мы купили их домой, прекрасно довезли (они болтались с нами почти сутки), а дома я их грела в духовке перед подачей. Вся семья была в восторге.
Мы пробовали покупать паштейши в супермаркете — дешевые — сильно не то. Пробовали в другой кондитерской на РуАугушта — тоже не то. Нашими кумирами стали именно эти паштейши, из Manteigaria.
Дальше пошли гулять в сторону старого города — на площадь Коммерции.
4
По дроге проходили площадь Praca do Municipio — маленькая, но уютная площадь с административными зданиями. Там сейчас очень интересно оформлены переходы — такими странными пузатыми человечками.
1 из 4
3
Площадь Коммерции очень хороша — просторная, светлая, у причала плещется водичка. С нее выходим на Rua Augusta — что-то типа барселонской Рамблы — и идем по ней в сторону следующего пункта — Лифта Санта Жусты.
Ру Аугушта оставила такое же впечатление, как в свое время Рамбла — сама улица ни о чем, очень людно, магазины. Единственным светлым пятном был джаз (наверное) оркетр, который просто отжигал, еще и синхронно приплясывая.
5
К лифту СЖ, конечно, была снова очередь. Мы не стали еще раз терять время и просто поднялись пешком. Для этого пришлось сделать небольшой крюк. Вообще мне даже немного жаль лиссабонцев — лифт то строили для них, чтобы могли не карабкаться по холмам, а спокойно перемещаться. А они то как раз к этому лифту вряд ли вообще думают идти — очереди из туристов круглый год. Привлекает то, что лифт проектировал ученик Эйфеля, а еще там старинная деревянная кабина, в которой проводишь меньше минуты. Дальше можно за отдельную плату (1.5Е) подняться на обзорную площадку.
11
Поднявшись пешком, мы попали на площадь Largo da Carmo. Очень хорошая — уютная, спокойная. Здесь есть красиво оформленный питьевой фонтанчик, который не работал, и бывший кармелитский монастырь без крыши. Крыша разрушилась во время землятресения, ее решили не восстанавливать. К сожалению, монастырь был уже закрыт, но сама площадь была очень уютная и мы с удовольствием провели там какое-то время.
2
С этой площади мы попадаем на верхнюю площадку Санта-Жусты — то есть туда, куда поднимает лифт. Всего лишь обойдя монастырь справа. Без очередей. Потом поднялись на обзорную площадку и там зависли надолго, фотографируясь и просто наслаждаясь видами — они чудо как хороши. Вообще Лиссабон сверху лучше, чем снизу.
1 из 2
3
Вниз спустились уже на лифте — на спуск очереди нет.
Побрели в сторону площади Россио — еще одна важная для Лиссабона площадь. Плиточка выложена виде черно-белых волн. Площадь просторная, на ней есть красивые фонтаны — вечером не работали.
1 из 2
6
1 из 3
Вокруг площади много разных магазинов. Тут же находится интересный магазин — Мир Сардин. Он оформлен в виде цирка, там даже есть карусель. И много-много сардин в одинаковых банках в стиле ретро, отличаются лишь годом на банке и цветом. Внутри все одинаковое, год — это просто прикол. Предлагается взять банку со своим годом рождения или другим памятным годом. Там даже персонал наряжен в цирковые ливреи. Занятнно. А еще точно такой же Мир Сардин есть в Терминале 1 аэропорта перед паспортным контролем) И те же самые сардины, и оформление, и карусель, но без людей.
2
День второй, Белем
В Белеме мне понравилось очень-преочень.
Белем — это отдельный район Лиссабона, туда надо около получаса ехать от центра на трамвае или электричке. Мы выбрали трамвай. Номер 15E, отходит с площади Фигейра, которая относительно близко к нам. Этот трамвай уже большой и современный, без проблем сели и поехали. Ехали долго (~30 мин), он же еще останавливается часто. В итоге оказалось, что к королевскому дворцу Ажуда, с которого я планировала начать день, этот трамвай не идет. Надо было на автобусе добираться. Поэтому мы вышли примерно в момент осознания этой истины уже практически под дворцом, если смотреть по карте. Изначальная идея была в том, чтобы гулять, спускаясь от дворца вниз, к реке. Пришлось сначала прогуляться наверх.
Вышли мы на остановке близ фонтана Chafariz da Junqueira, построенного в 1821 году по проекту архитектора Онорату Маседу. Фонтан не работал. Возможно когда он работает, он и хорош, но без воды — просто стена из плиточки со скамейкой и королевским гербом. Но большой — чтобы влез в кадр, пришлось переходить дорогу)
1
Ко дворцу мы пришли около 10 часов. Внутрь мы идти не собирались, но снаружи он мне понравился. Во-первых, вокруг много места. Неподалеку красивая колокольня с петухом на шпиле. А по дороге во внутренний дворик арку дворца украшают скульптуры. Каждая по-своему интересна и хороша, с удовольствием поразглядывали.
1 из 2
3
Обходим дворец слева и приходим в ботанический сад Ажуда. Он маленький, но клевый. Симметричный, во французском стиле. В центре интересный скульптурный фонтан, который опять почему-то не работал. И много-много самшита — сад наполнен ароматом. Стена из неведомых мне цветов — красота.
1 из 3
6
Сад двухуровневый. На верхнем ярусе деревья с гигантскими корнями, огромная драцена, крона которой поддерживается железными подпорками и образует беседку.
1 из 2
1
В парк вход платный, 2 евро. Но билетные кассы находятся в домике недалеко от входа, билеты никто не поверяет и мы бы наверное вообще его не заметили, если бы не пара человек рядом. Парк можно пройти насквозь и выйти с другой стороны, что мы и сделали.
Потом мы пошли в Тропический Ботанический Сад. По дороге проходили на этот раз действительно красивую церковь Igreja da Memoria. К сожалению, осмотреть ее удалось лишь снаружи — вход был закрыт. Не знаю даже, бывает ли она открыта. Но снаружи очень красивая. И что приятно — вокруг много места, можно посидеть на лавочке, полюбоваться.
2
В тропический ботсад нам удалось попасть не сразу — сначала мы зашли во дворец, который, как оказалось, служит выходом из сада, а не входом. в нем расположилась бесплатная выставка дизайна, которую мы проигнорировали. Для входа в парк же нам пришлось спуститься вниз почти до самой набережной.
И это очень расстраивало, ведь назад, очевидно, придется подниматься вверх. Но что поделать. Вход в парк 2 евро. Пока гуляешь по парку, совершенно не чувствуется, что идешь на верх. Так что зря расстраивались)
1 из 4
2
В парке очень много интересных растений. Особенно поражали деревья с огромными корнями, свисавшими до земли прямо с ветвей, и павлины, которые, как чайки, пытались выпросить у нас еду.
Парк тенистый и большой, мы бродили по нему где-то час. Вышли через тот же дворец, через который попытаись поникнуть сюда сначала. И пошли снова вниз, но уже с другой стороны парка — хотелось посмотреть на розовый Беленский дворец — резиденцию призедента. Не удалось — полицейскке охраняют вход. То, что видно в воротах — ничего особенного. Зато понравилась улица Calcada da Ajuda, по которой мы спускались к реке — широкая, с азулежноразукрашенными домами.
4
Вышли почти на набережной и стали держать пусть к монастырю Жеронимуш — абсолютный маст в Лиссабоне.
По дороге зашли в кондитерскую — Паштейши ди Белен. То же самое, что и про большинство достопримечатеьностей — много шума из ничего. Паштейши эти должны были быть самыми невероятновкусными, ведь только тут есть секретный ингридиент, который не добавляют ни в одни другие паштейши Портуалии. Ну так вот, они мне понравились гораздо меньше, чем вчерашние, без особых ингридиентов. Вкусные, да, но не самые. Крем комковатый, отдает яйцом. Возможно когда-то это и был зебестофзебест, но видимо марку больше не держат. Мое мнение.
Очередь, к счастью, стояли недолго. Вообще ощущение, что очередь только при заказе на вынос, потому что я прошлась по залам, их много и они очень просторные. Везде сидят люди, но вроде свободного столика никто не ждет — места хватает всем.
Кофе на вынос тут не делают, но эту «проблему» легко решить. Есть наши паштейши мы отправились к Жеронимушу, но совсем немного не дойдя до монастыря нашли прекрасный тенистый «островок безопасности», на котором расположилось небольшое кафе — столики на улице и фургон на колесах в виде желтого трамвая. Милота.
Тут мы купили себе кофе устроились на парапетике клумбы, проигнорировав свободные столики — настолько она была уютна и мила.
Читая описание Жеронимуша и про все это мануэлино (стиль оформления — богатый декор, много каменного орнамента, барельефов), я думала, что на нем клейма ставить негде, такой он разукрашенный, и это пугало. Действительность оказалась намного приятнее — один очень нарядный вход, купол, красиво оформленые окна. Все.
1 из 2
7
Монастырь начал строиться в 16 м веке. Внутрь мы пошли, но лишь в бесплатную церковь. Впечатляет. Потолки такие высокие, что аж голова кружится, хотя смотришь снизу. Колонны, подерживающие своды, высоченные и красиво оформлены. Интерьер каменный, полотен и скульптур не много. Все, как мы любим)
1 из 2
1
После посещения церкви обошли монастырь. Пока идешь вдоль, можно разглядывать окна. Они все оформлены скульптурными орнаментами, довольно лаконично, и все разные. Монастырь посвящен португальским первопроходцам-мореплавателям. Даже если этого не знать, догадаться совсем не сложно — что-то морское присутствует почти во всех орнаментах. Например, розетка на окнах. На одном там штурвал, на другом — якорь, на третьем еще что-то морское. А ободок одного из окон — канат. А вместо одной из горгулий-водоотводов — пушка. Круто же!
1 из 4
В продолжение темы мореплавания в здании монастыря устроен Морской музей. Вход в него отдельный за отдельную плату. Сюда мы тоже не пошли, потому что все, что там анонсировано — это документы и макеты кораблей. Макетов мы уже насмотрелись, документы не интересуют. Есть еще реплика капитанской каюты, но мы в такой были на большом корабле в Амстердаме. В общем, решили, что этот музей нам не интересен. Хотя я на Морской музей при подготовке к поездке очень рассчитывала — португальцы же известные мореплаватели. Если не у них крутой морской музей — то у кого тогда? Видимо, у нидерландцев…
1
Со стороны Морского музея есть очень приятная площадь. С трех ее сторон из четырех есть, чем заняться — с одной стороны тенистая аллея-газон вдоль монастырской стены; с другой — лодочки как завлекалка в морской музей; с третьей — пруд с кувшинками, в который накидано всяких частей типастаринных скульптур и есть дорожка из камней, по которой можно пройтись. Там же музейный магазин — я люблю музейные магазины. Кстати вполне интересный.
Следующий пункт — совсем недалеко находящаяса стена с енотом, тоже выполненным из трэша лиссабонским художником. Смотрится супер!
1 из 4
3
По переходному мостику переходим трассу и оказываемся напротив Беленской башни. Посидели на лужайке с видом на башню, перекусили.
2
Башня хороша, но не настолько, чтобы стоять в огромной очереди во внутрь. И она совсем не высокая.
7
Пошли в сторону моста 25 апреля, к Памятнику Мореплавателям. Памятник Мореплавателям очень крутой и монументальный, но обидно, что нигде нет схемы с подписанными фигурами. Сиди гадай, кто есть кто. У меня была распечатка, но я неуследила — фамилии в алфавитном порядке. Толку от такого списка в данном случае не много. Так что не поленитесь — запаситесь инфой, будет интереснее)
1 из 3
4
Поднялись наверх. 5 евро на лифте. Вид сверху неплохой, виден монастырь. Очень мало места, но и людей было немного. Думаю, с этого памятника вид круче, чем с Беленской Башни.
Внизу на площади выложены роза ветров и карта мира.
Потом мы пошли в бесплатный, как мы думали, музей Электричества. Но он оказался платным! В итоге внутрь не пошли.
Сразу за зданием музея — кстати очень красивым — большооооой такой переходный мост и огромная смотровая площадка на нем! Явно что-то новенькое, смотрится необычно и немного космически. С него открывается отличный вид на мост 25 апреля и статую Христа.
Дальше побрели в LXFactory — креативное пространство с разными магазинчиками и едой около моста 25 апреля. Как же мы задолбались, пока туда дошли — оказалось далековато для уже уставших ног.
По дороге к фабрике нас сразило две вещи — переход под одной из станций. Обалденно расписан графити в виде Лиссабона, даже каждый бардюрчик оформлен как домик. Но как же все загажено! Мусор, вонь и балончиковые каляки поверх рисунка! Ужасно, ощущение, что в трущобы попали.
Второе — резкий звук лопнувшего стекла за спиной и мужики, лезущие в машину.
LXFactory снова не оправдала ожиданий. Мы в итоге прекрасно посидели в мексиканском ресторанчике, поели такос и выпили сангрии, но я ожидала чего-то большего. Возможно, мы просто не все обнаружили, но сил на дальнейшие поиски уже не было.
К счастью, совсем рядом с выходом из фабрики есть остановка трамвая 15E, который отвез уставших нас на площадь Фигейра, а оттуда мы поехали домой.