Помните известную песню Ю. Антонова?:
«Переулочки Арбата
как мне дорог
ваш покой.
Помните известную песню Ю. Антонова?:
«Переулочки Арбата
как мне дорог
ваш покой.
Шум машин идет куда то
струны трону я рукой.
Переулочки Арбата
дайте музыку свою.
Ваша музыка мне свята
я для вас не раз спою.»
В своё время улица получила название от местности к западу от Кремля — «Орбат».
О самом происхождении этого слова до сих пор спорят историки.
То ли от «арбы» проезжающих постоянно по улице, то ли от чего ещё.
Первое упоминание об этом месте и названии относится к 1475 году:
«погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
На самой знаменитой улице Москвы я в четвёртый раз в своей жизни.
Впервые попал на Арбат ещё при Советском Союзе с классом на зимних каникулах.
С той поездки запомнились огромные очереди на улицах за заморскими апельсинами (невиданное лакомство для школьников из провинции), не меньшие очереди в столовой в центре, зверский мороз на улице, замерзшие в своих модных и ярких курточках туристы из «загнивающего Запада».
Сам Арбат не запомнился тогда ничем, так как это была просто старая улица.
Мы пробежали её не останавливаясь, торопясь за не менее замёрзшим московским гидом погреться скорей в столовой.
Фотографий не сохранилось. Помню, на фото были замерзшие насмерть дети в меховых шапках-ушанках и с покупками в спортивных сумках.
Ещё из той поездки запомнились глухонемые продавцы в поезде.
Они продавали дорогие фото Высоцкого с Мариной Влади, Сталина и т. д.
Высоцкий шёл тогда на ура, Сталин — не очень.
Вот и все воспоминания. Ибо так давно это было….
Во второй раз я попал на эту улицу в середине лихих 90-х в увольнении, когда Родину защищал в срочную службу.
Тогда на Арбате тусовались авангардные художники, рок музыканты и всякая неформальная молодёжь…
Также запомнились бритоголовые братки, слоняющиеся по своим «реальным» делам. Беспорядочная сутолока, барахолка…
Но было весело и интересно.
В третий раз я сподобился побывать на Арбате 12 лет назад по пути впервые в таинственный Египет, где «всё включено». А проблемы на 10 ночей — 11 дней турфирма обещала «выключить».
В тот раз Арбат запомнился бесчисленной чередой одинаковых павильонов со стандартными матрёшками, ложками, самоварами…
Никаких фото с предыдущих визитов сюда у меня не сохранилось, к сожалению.
И вот я снова здесь!
Август 2016 г., Арбат….
Свой путь по легендарной улице начнем от Смоленского бульвара, прямо от монументального МИДа.
Иностранные туристы с удовольствием фотографируются с Пушкиным и Гончаровой.
В основном это туристы из Восточной Азии.
Китайцы, корейцы, японцы. Национальность понятна по их разговору.
Видимо в мире наш Пушкин известен многим.
Здесь же и дом всемирно известного поэта.
«Переулочки Арбата
подарите тишину,
покажите чем богаты
приоткройте старину.»
30-е годы прошлого века…
Это теперь уже старина.
Все ведь читали «Дети Арбата» А. Рыбакова?
Вот и дом где проживал известный писатель, репрессированный за «контрреволюционную пропаганду».
С описания этого дома № 51 и начинается самая известная повесть Рыбакова «Дети Арбата».
Данный дом прозван «муравейником».
Дело в том, что заказчик дома купец Панюшев в 1912 году задумывал его таким образом, чтобы получить максимальный доход с каждого метра.
Жилой комплекс из трёх корпусов разделён узкими проходами. Вот и получил дом название «муравейника» или «казармы».
Получить доход домовладельцу Панюшеву не дала революция.
Фешенебельные квартиры «буржуев» в доходных домах сменили клетушки — коммуналки «пролетариата-гегемона».
Но контрреволюция 1991 года теперь позволяет владельцам квартир получать здесь баснословные дивиденды.
Упоминается этот дом и в других произведениях писателя «Кортик», «Выстрел».
Здесь я как будто перенёсся мысленно в то непростое время.
Дом и сама атмосфера, соответственно, навевает.
>
Список репрессированных вредителей, врагов народа, шпионов и агентов иностранных разведок впечатляет.
Прогуливаясь возле этого знаменитого дома, я невольно услышал слова гида.
Он вёл русскоязычную группу:
«По этой улице проходил путь машины Сталина на дачу. В то время улица была не пешеходная как сейчас.
Поэтому жители домов по Старому Арбату были под пристальным вниманием работников ГПУ, НКВД.
Так называемые „топтуны“ ходили по квартирам, чердакам, подвалам домов. Выясняли кто где собирается, у каждого кто к кому пришёл в гости и т. д.
Находиться, гостить без спец. разрешения органов здесь не позволялось никому. „Топтуны“ ходили со скрипичными футлярами.
Но в футлярах был не музыкальный инструмент, а автомат.»
Похоже на правду ибо не будут же чекисты разгуливать по центру Москвы с автоматом наперевес? Пугая обывателей, женщин и детей автоматом.
И в мешок из-под картошки автомат прятать глупо.
А в футлярах от скрипок спрятать оружие самое то.
Вот и ходили эти «скрипачи» по Арбату…
Может стратегическим значением Арбата и объясняется такая высокая плотность репрессированных граждан на квадратный метр на старинной улице?
А по другим городам и весям кто из власть имущих в те времена ездил?
Просто эти жители Старого Арбата оказались в ненужном месте и в ненужное время. От власти всегда простым людям лучше быть подальше.
Но факт остаётся фактом.
Очень многих талантливых и нужных стране людей (и не нужных сталинскому режиму) отсюда увёз «чёрный воронок» в вечность…
«В переулочках Арбата
пропаду исчезну я
Если нужен вам ребята
поищите там меня.»
А вот и памятник другому певцу Старого Арбата — Булату Окуджаве.
На углу Арбата и Плотникова переулка.
В доме № 43 прошло детство Булата Шалвовича.
Правда памятник слегка сбежал от дома где жил поэт.
«Ты течёшь как река странное название
И прозрачен асфальт как в реке вода.
Ах Арбат мой Арбат ты моё призвание
Ты и радость моя и моя беда.»
В отличие от принципиально беспартийного автора «Детей Арбата» поэт песенник Окуджава вступил в партию когда стали отпускать на волю репрессированных и реабилитировали родителей.
Кстати, отец поэта грузин коммунист был расстрелян в 1937 году. Мать перед арестом также состояла в партии. Армянка по национальности, она также была в ГУЛАГе. Однако она выжила.
Очень многих близких родственников барда также расстреляли.
Но не озлобился поэт на Советскую власть, на страну, на партию.
А вот злобу на вождя народа песенник затаил.
Паранойя вождя это одно, а партия и страна — другое.
Кстати, к личности «вождю народов» талант относился крайне негативно:
«Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны —
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счёта не веду былым потерям,
но, пусть в своём возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом.»
— 1981 г.
Удивительно светлые стихи и песни писал Окуджава.
На стене монумента строки из них.
Некоторые из них были шлягерами и звучали в известных фильмах.
«Белорусский вокзал», «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Покровские ворота»……
«Пешеходы твои люди невеликие
Каблучками стучат по делам спешат.
Ах Арбат мой Арбат ты моя религия
Мостовые твои подо мной лежат».
С началом перестройки поэт стал принимать участие в политической жизни страны, придерживаясь демократических взглядов.
Шедевры поэта и писателя вошли в жизнь многих поколений нашей страны.
«Возьмёмся за руки, друзья,
Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.»
Много известных знаменитых людей проживало на знаменитой улице.
А вот ещё. Обратите внимание.
Храм Спаса Преображения на Песках.
Известен этот храм на Арбате благодаря картине Поленова «Московский дворик».
Название происходит из-за здешней песчаной почвы.
Построен в XVII веке стрельцами при Михаиле Фёдоровиче Романове.
Многое видел этот храм: стрельцов, пожар и разорение 1812 года, изъятие церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья, аресты и даже расстрелы настоятелей в Советское время, закрытие….
Здесь сменилось несколько учреждений, одно время располагался даже Союзмультфильм, уничтожались уникальные росписи.
Но в конце-концов храм был объявлен памятником архитектуры.
Сейчас здесь вновь дом Бога, место для молитв.
Я зашёл во двор храма, прогулялся по кривым переулочкам примыкающим к нему.
Во дворе стояла группа гастарбайтеров, что-то бойко обсуждающая на своём среднеазиатском языке. По всему выходило что они трудятся в хинкальной, расположенной в переулочке рядом.
Ну что же….времена меняются.
Раньше тут располагались стрельцы, затем москвичи обыватели, а теперь на Старом Арбате рабочие из ближнего зарубежья.
Такие времена наступили в переулочках Арбата…
Часам к 10:30 утра медленно просыпаются наши «гости» из ближнего зарубежья и приступают к своей нелегкой работе.
Здесь трудятся также и работяги из зарубежья дальнего.
На фото африканцы в костюмах галантного века, в треуголках. Африканцев я фотографирую только ссади, ибо это самая «труднофотографируемая» раса.
Кто был в Африке знает.
А где же мАсквичи или хотя бы провинциалы?
Почему бездельничают?
В прежние приезды я такого засилия иностранных лиц на исторической улице столицы не видел, лица работников были всё больше славянские.
Опять же туристы — иностранцы. Сдаётся мне что с таким курсом рубля к СКВ им стало комфортно путешествовать по России и странам бывшего СССР.
Так что нет худа без добра.
Туризм — тоже бизнес и идёт в копилку ВВП. (Не путать с Путиным).
Путешественнику, не часто гуляющему по Москве, (в основном всё больше прыгаешь с поезда на метро и в аэропорт) сразу бросаются в глаза изменения в столице.
Напомню, что по столице я так последний раз гулял в далёком 2004 году.
Прогуляемся дальше к центру столицы по старому Арбату.
Вот такая экспозиция.
Радует глаз путешественников.
Знаменитая стена Виктора Цоя, дом № 37.
Сразу после гибели певца кто-то из поклонников написал здесь: «Цой жив».
С тех пор и началось….
Поклонники певца оставляют здесь прикуренную сигарету, надписи на стене.
Власти хотели даже установить здесь памятник Цою на мотоцикле, но обеспокоенные местные жители выступили против.
Не остановило поклонников даже закрашивание стены неизвестными. Стену вновь восстановили.
Дом № 26.
Знаменитый театр имени Вахтангова. Существует с 1921 года.
Рассказывают занятную историю.
В конце 30-х годов актёры театра, загримированные под Сталина и Ленина, отправились в Кремль из театра Вахтангова на авто для постановки перед тогдашней элитой. Представляете ужас постового, который перед Кремлём остановил самого Ленина со Сталиным?
А чего стоит постановка знаменитой «Принцессы Турандот»?
Здесь даже фонтан сооружён в честь этого спектакля.
В том же 2007 году ушёл из жизни худ. рук. театра Вахтангова и великий актер Михаил Ульянов.
Но будет о печальном.
Ведь Арбат всегда притягивал к себе авангард и всё новое, весёлое, романтичное.
«Сказки Старого Арбата».
Здесь музы не молчат….
Наконец-то хоть один фокусник как в старые добрые времена.
Кафе «Синий троллейбус»….на ремонте.
«Я в синий троллейбус вскачу на ходу,
Последний, случайный….»
В честь 70-ти летия Победы молодые уличные художники создали на доме № 17 самый большой портрет маршала Жукова.
Граффити занимает площадь 250 м².
Ребята работали по 14 часов в сутки и успели к Юбилею Победы.
А вот и центр развлечений в доме № 16.
Тут нас встречает барельеф Шарикова из «Собачьего сердца» Булгакова.
Шариков играет на балалайке.
Помимо Шарикова в доме атракционы:
Дом вверх дном, Ленточный лабиринт, Дом великана, Контактный зоопарк, Бей посуду, Зеркальный лабиринт.
И везде очередь.
И всё так чинно, благородно.
Даже туалеты теперь симпатичные по европейски.
И даже культурный центр Украины имеется.
Вне зависимости от последних событий.
И никто его краской не мажет, стёкла не бьёт…
К счастью не бьет.
Интересно, есть ли русский культурный центр в Киеве? И как он там поживает? Наверняка, ему несладко там сейчас приходится.
А между тем наше путешествие по Арбату заканчивается у метро «Арбатская».
Длина знаменитой улицы всего-то с километр.
В заключение вот такоё юморное фото.
Кажется, я наконец нашёл коренного москвича.
Прошу любить и жаловать.
А может это и провинциал, я у него паспорт не спрашивал.
«От любови твоей вовсе не излечишься
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах Арбат, мой Арбат. Ты моё отечество…
Никогда до конца не пройти тебя.»
На этом наше короткое путешествие по столице не закончилось.
Продолжение о прогулке по Москве следует…