В этой весенней поездке в Испанию для меня главным было — увидеть Страну Басков. После нескольких дней в уже знакомой Барселоне мы перелетели в Бильбао, административный центр провинции Бискайя и крупнейший город автономного сообщества Страна Басков.
От аэропорта добрались рейсовым автобусом до центральной площади города — Плаза Мойя, а дальше путь лежал по самой красивой улице Бильбао — Гран Виа. Жить предстояло несколько дней в исторической части Бильбао, где была заказана гостиница.
Когда-то на месте Бильбао была рыбацкая деревня, официально считается, что город основал 15 июня 1300 года дон Диего Лопес де Аро, правитель Бискайи. Это ему установлен памятник на Plaza Biribila, что в переводе с баскского — Круговая площадь. Поскольку в Стране Басков равноправно существуют два языка, можно встретить названия улиц на табличках, как на испанском, так и на баскском, иногда на двух языках.
Бильбао раскинулся в долине реки Нервьон недалеко от её впадения в Бискайский залив, и с двух сторон окружен невысокими горами. Эта река делит город на две части. Все основные исторические достопримечательности находятся на правом берегу в районе, который называется Casco Viejo (Старый город).
Старый город невелик, это очень хорошо видно вот на этом снимке, который я нашла в интернете. Он связан с новым городом пятью мостами. Мы перешли реку по мосту, что внизу снимка, и направились по улице в сторону собора.
Фото из интернета.
Жили мы в гостевом доме Casual Gurea на последнем этаже старинного дома, стену которого украшал солидный герб. Это Casa Mazarredo — жилой особняк в стиле барокко, построенный в XVII веке. Как пишут на городском туристическом сайте, это «яркий пример жилого дома высокопоставленной буржуазии».
Нужно сказать, что вся информация о городе в сети в основном на баскском, с которого онлайн переводчик иногда выдает такие перлы! Тем интереснее было по крупицам находить какие-то детали. В Старом городе много интересного, нужно только заглядывать в узкие переулки и иногда поднимать голову вверх. Разглядеть сможешь, а вот фотографировать — только деталями!
Мощеные камнем улочки Старого города очень узкие, сохранилась средневековая планировка. Хорошо, что его закрыли для машин и превратили в пешеходную зону. По улицам бродят туристы, здесь много магазинов, в основном общеизвестных марок средней цены, масса кафе, ресторанчиков, сувенирных лавок.
Устроившись в отеле, мы, не теряя времени, пошли смотреть достопримечательности, тем более, что далеко ходить не нужно.
На фасаде соседнего здания есть исторический фонтан — Фонтан собаки (Fuente del Perro). Когда-то здесь поили животных, которых вели на рынок. В 1800 году ему придали неоклассический вид — добавили аркады, увенчанные треугольным фронтоном, и головы львов в египетском стиле. Информация о фонтане на испанском и баскском языке есть на табличке на стене. Считают, что название фонтана просто ошибка, так как люди принимали львов за собак.
Рядом была и небольшая площадью Сантьяго, где стоит кафедральный собор Святого Иакова. Храм назван в честь апостола Иакова, он расположен на северном варианте Пути Святого Иакова, который проходит по побережью Бискайского залива от юга Франции до собора в Сантьяго-де-Компостела.
Вход в собор возможен с 10–00 и для туристов он платный — 5€, есть скидки. Есть аудиогид на шести языках, на русском нет.
Считают, что собор построен здесь еще до основания города в XII–XIII веке, но после пожара конца XIV века он не раз перестраивался. Современный неоготический фасад собора — результат перестройки конца XIX века.
По периметру расположены алтари в основном в стиле барокко.
Внутри собор очень светлый, так как поверху проходит ряд больших витражных окон и есть три окна-розы.
Из собора есть выход в монастырский клуатр, небольшой, но очень симпатичный: с узорчатыми арками, фонтанчиком и висящими на деревьях лимонами.
Вернемся на площадь Сантьяго перед собором, мне она нравится: домики здесь особенно яркие и их можно разглядеть «в полный рост», что невозможно на узких улочках старого города.
На площади перед собором стоит фонтан, у которого интересная история. В 1779–1786 годах в Бильбао жил испанский художник эпохи рококо Луис Парет-и-Альказар (картины можно увидеть в мадридском музее Прадо). Его выслали из Мадрида в Пуэрто-Рико из-за участия в любовных интригах покровительствующего ему брата короля Испании. Но через некоторое время Парет вернулся в Испанию, разрешения жить в Мадриде не получил и поселился в Бильбао.
Пока Луис Парет жил в Бильбао и писал картины, в основном религиозного содержания, по его эскизам построили два фонтана, которые работают и сейчас. Один на площади перед кафедральным собором, второй покажу чуть позже.
Это самый старый район Бильбао, когда-то он назывался «Семь улиц». Если посмотреть на карту, можно увидеть параллельные улицы, направленные от собора в сторону реки. С этих семи исторических улиц (от Гойенкале до Барренкале Барена), окруженных городской стеной, когда-то начинался город.
На узких улочках, где спрятались многочисленные бары и ресторанчики, можно найти много интересного.
Городские стены снесли еще в последней четверти XVI века, их остатки находили при археологических раскопках в районе дворца Йон. Дворец Йон (или Фондовая биржа) был построен в 1727 году, сейчас в нём находится культурный центр.
По одной из семи улиц мы вышли на набережную реки Нервьон. Глядя на эту спокойную неширокую реку, сложно поверить, что в августе 1983 году из-за проливных дождей её уровень поднялся на 3,45 м (об этом есть отметка на стене в кафедральном соборе), и город превратился в Северную Венецию. После этого наводнения значительная часть Старого города была перестроена.
С названием реки всё не так просто: баски называют её Ибайзабал (Ibaizabal), Нервьон (Nervion) — вариант испанцев. Река, протекающая через город, образовалась в результате слияния нескольких рек, в том числе рек Нервьон и Ибайзабал. Разбираться, что куда впадает и какая река главнее, не наше дело. Но, согласитесь, Нервьон благозвучнее и легче в произношении.
Вдоль реки проходит улица Рибера, весь транспорт, в том числе трамвай, движется по ней вдоль старого города. Самое известное здание на это улице — Меркадо-де-ла-Рибера. Это рынок Бильбао, который заслуживает внимания. Мы в него не попали, так как с 14–30 до 17–00 там перерыв, а работает рынок до 20–00. В 1990 году рынок вошел в Книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный муниципальный рынок Европы.
Рынок Рибера в стиле арт-деко был построен в 1929 году на месте исторического рынка, существовавшего на этом месте. Автор проекта — испанский архитектор Педро Испизуа Сусунага, я еще покажу его работы в Бильбао. В проекте рынка применен железобетон, отсутствуют промежуточные колонны, красивые витражи, в том числе на потолке. Помимо разглядывания архитектурных красот, там можно поесть, или купить сыры Страны Басков.
Рядом со зданием рынка стоит Дворец Арана, одно из самых старых зданий города, построенное около 1590 года. Под аркадой сохранилась ренессансная деталь — арочный дверной проем, украшенный двумя «дикими» Геркулесами.
Интересная роспись потолка аркады дворца. Есть роспись на потолках аркад и соседних зданий.
На набережной рядом с рынком стоит церковь Святого Антония или Сан-Антон, пожалуй, самая известная в Бильбао. Эта церковь имеет длинную историю, начавшуюся еще в XV веке, поэтому в её облике сочетается готика, ренессанс и барокко. Церковь Святого Антония — один из символов города, она изображена на гербе Бильбао.
В неё мы также не попали, только рассмотрели со всех сторон. Лучший вид, конечно, с моста Святого Антония.
Мост Святого Антония (puente de San Antón) — еще один символ города, изображенный на его гербе. Мост на этом месте был открыт в 1318 году, но считают, что это произошло даже раньше, до основания города. Многие века он был единственным мостом, соединяющим берега реки, и имел историческое значение: без него были невозможны торговые отношения между Бискайей и Кастилией.
Мост Святого Антония не раз разрушали наводнения, в существующем варианте он построен в 1880 году. Во время гражданской войны в Испании мост был взорван и вновь восстановлен в 1937 году. Обратите внимание, над арками моста, как и на гербе, изображены волки. Как я поняла, это геральдические символы рода де Аро, основателя города.
На другой стороне реки недалеко от моста можно видеть красивое здание в стиле модерн, — сочетание камня, кирпича и керамической плитки. Это «Casa cuna» — детский сад, построенный в 1912 году по проекту архитектора Рикардо Бастиды для детей рабочих. Этот баскский архитектор построил несколько красивых зданий не только в Бильбао, но и в Мадриде. Кто был в Мадриде, конечно, видели великолепное здание Банка Бильбао на улице Алькала.
А в этом здании, как я поняла, и сейчас детский сад. Дойти поленились, а там очень красивый главный фасад, украшенный скульптурой.
Вид с моста вправо от церкви Святого Антония нас заинтересовал, и мы решили ненадолго свернуть из района Каско-Вьехо. Это район Аксюри (Atxuri), один старых кварталов Бильбао, существовавший с XVII века. В те времена здесь в основном были фермы и пекарни. В переводе с баскского это «белые камень», белые скалы есть где-то в окрестностях города.
В 1835 году в Аксюри построили новую городскую больницу, проектом которой были учтены все современные требования. Больница в этом красивом здании в неоклассическом стиле размещалась довольно долго, сейчас его занимает «Институт среднего образования Эмилио Кампузано». Название несколько странное, как я поняла, это учебное заведение дает профессиональное образование. Названо в честь директора «Школы искусств и ремесел» Бильбао, которая когда-то занимала это здание. Эмилио Кампузано много сделал для Бильбао, его именем названа также площадь в центре города.
На стене слева — второй фонтан Луиса Парета, который я обещала показать, — Puente de Atxuri, построенный в 1786 году.
Еще одно известное здание района — Вокзал станции Аксюри, здание в нео-баскском стиле, построенное в 1912 году архитектором Мануэлем Марией Смит.
Здесь находится штаб-кваритра компании, осуществляющей пригородные железнодорожные перевозки по провинциям Бискайя и Гипускоа Страны Басков. Именно отсюда ходят электрички в Сан-Себастьян. Еще этой компании принадлежат травмваи Бильбао, здесь конечная станция их маршрута.
Рядом — красивое здание, на которое я обратила внимание еще с моста. Это — государственная школа Гарсиа Ривера, названная в честь одного из учителей муниципальных школ. Здание в региональном стиле с башенками с двух сторон построено в 1928 году по проекту Педро Испизуа Сусанага, автора проекта рынка Рибера.
А теперь вернемся в район Старого города и погуляем по набережной реки Нервьон, разглядывая домики.
Как я уже сказала, старый и новый город соединяет пять мостов. Мост Святого Антония мы посмотрели, следующий — пешеходный мост Рибера. Это не первый мост у рынка Рибера. Первый, подвесной, мост на этом месте был построен еще в середине XIX века. Существующий мост Рибера построен в 1939 году по проекту Фернандо Арзадуна.
Чтобы не повторяться, скажу сразу, что все мосты через реку Нервьон, которые я сегодня покажу, были взорваны во время гражданской войны 1937 года, а потом восстановлены на прежнем месте.
Следующий за ним мост — мост Милосердия (puente de la Merced). Его открыли в 1886 году и назвали по монастырю Ла-Мерсед на левом берегу реки.
От монастыря Ла-Мерсед, где монахини жили до 1970 года, осталась только морнастырская церковь, построенная во второй половине XVII века. Теперь в церкви размещается Концертный зал «Бильборок-Ла-Мерсед», где проходят концерты и театральные выступления, а также ежегодный поп-рок конкурс.
На противоположной стороне реки тоже много интересного. Например, первое высотное здание Бильбао — «небоскреб Bailen» высотой 43 метра, построенный в середине 40-х прошлого столетия.
Или великолепное здание в стиле модерн железнодорожной станции Бильбао-Конкордия, построенное в 1902 году.
Мы дошли до очередного моста — моста Ареналь (puente del Arenal). Существующий трехпролетный железобетонный мост, построенный в 1940 году, пожалуй, главный мост, соединяющий старый и новый город. Сразу за рекой начинается центральная, самая красивая улица Бильбао — Гран-Виа.
А в Старом городе у моста Ареналь стоит Театр Арриага. Это здание в стиле нео-барокко — одно из самых красивых зданий города, было построено по проекту архитектора Хоакина де Рукоба. Театр открыт в 1890 году и назван в честь баскского композитора Хуана Кристозомо де Арриага, которого называют «баскским Моцартом». Его первое произведение прозвучало, когда ему было 11 лет, а в 20 он уже умер, простудившись.
На набережной за театром есть остановка городского трамвая. На нём можно просто покататься и посмотреть на город, — у трамвая отличный маршрут по набережной вдоль реки. А можно подъехать до многих достопримечательностей в центральной части города, например, до музея Гуггенхайма или до автовокзала. Трамвайчиков всего восемь и бегают они по городу практически бесшумно.
Рядом с театром — красивые здания в основном начала XX века. Например, здание филиала испанской страховой компании «Союз и Феникс», построенное баскским архитекторм Томасом Бильбао в 1928–1931 годах. Его можно узнать по символу компании — юноша, сидящий на крыле у птицы Феникс, на куполе здания.
Если пройти по улицам слева от здания, закрытого щитом, можно выйти на главную площадь Старого города — Plaza Nueva (Новая площадь). Эта площадь была застроена зданиями в неоклассическом стиле в первой четверти XIX века, а названа Новой, потому что в то время существовала Старая площадь (Plaza Vieja) на месте рынка Рибера.
Это традиционная для испанских городов квадратная площадь, окруженная домами с аркадами, под которыми располагаются таверны, рестораны и сувенирные магазинчики. Главное здание на площади мы не сфотографировали, так как оно было затянуто сеткой и реставрировалось. Его до 1890 года, пока не построили новый дворец на Гра-Виа, занимало правительство Бискайи, теперь там размещается Королевская академия басков.
На площади проходят различные мероприятия — фестивали, концерты, демонстрации, а по выходным — блошиные рынки. Кстати, там бесплатно работает Wi-Fi.
Обязательно нужно зайти в церковь Святого Николая (Сан-Николас), стоящую на площади напротив театра Арриага. Церковь посвящена Святому Николаю Чудотворцу, а он — покровитель путешественников. Николай Чудотворец изображен с рыбаками над входом в церковь под гербом Бильбао.
Эта церковь в стиле барокко построена в 1756 году на месте церкви более раннего периода. В ней пять очень красивых резных алтарей в стиле рококо работы придворного мадридского скульптора Хуана Паскуаля де Мену, датируемых 1754 годом.
Слева от церкви стоит Дворец Гомес-де-ла-Торре, я так поняла, что от дворца остался только герб на фасаде, а само здание перестроено под квартиры. Обратите внимание на какое-то сооружение, возвышающееся на ним.
Увидели эту конструкцию, выглядевшую очень загадочно, сфотографировали, а что это, разобралась уже дома. Это подъемник Бегония — лифт, введенный в эксплуатацию в 1949 году, для связи нижней и верхней части города. Он состоит из железобетонной лифтовой шахты, высотой 45 метров, и горизонтальной дорожки на высоких опорах, по которой после подъема идут люди. Наверху лифтовой шахты есть смотровая площадка.
Как я поняла, в 2014 году лифт остановили, так как эксплуатация была экономически невыгодна. Но городские власти обещали принять меры, чтобы он снова заработал.
Справа от церкви Святого Николая стоит здание в стиле эклектики первой штаб-квартиры Банка Бильбао, построенное в 1868 году по проекту французского архитектора Эжена Лаваля. Оно и сейчас принадлежит одному из банков, но используется для других целей.
Когда-то к пристани у моста Ареналь приставали для разгрузки суда с товарами, а в середине XIX века здесь обустроили парк Ареналь с красивыми аллеями, фонтанами и скульптурами.
В парке стоит красивая беседка стиле модерн — музыкальный киоск (kiosko de música), построенный в 1923 году. Это еще одна работа архитектора Педро Испизуа. Стоит заглянуть под ее навес — там на потолке очень красивые витражи! А под сценой находится бар, свет куда попадает через витражи по периметру сцены.
Закончим прогулку у здания Ратуши, построенного в 1892 году на месте монастыря августинцев, разрушенного во время карлистских войн. Архитектор Хоакин Рукоба, автор проекта театра Арриага.
За этим зданием в 2011 году построено современное здание довольно оригинальной формы для структур администрации города. Но темнело, да и холодно было у реки, а мы хотели увидеть еще многое. Поэтому смотреть новую ратушу не пошли, а продолжили путь по набережной.
Рассказ о Старом городе будет неполным, если я не скажу о метро. Здесь есть станция метро, она так и называется — «Каско-Вьехо» (Casco Viejo). Вход в неё находится справа от церкви Святого Николая.
Метро в Бильбао в стиле хай-тек — сталь, стекло и бетон, его конструкцию разработал знаменитый британский архитектор Норман Фостер. Сеть метро обслуживает Бильбао и пригороды, она невелика, протяженность около пятидесяти километров, 48 станций, из них 17 надземных. Оформление станций практически одинаковое, все просто, функционально и понятно.
Билеты на одну поездку стоят 1,6–1,8 евро, в зависимости от расстояния. Выгодно купить карту Baric, она пополняемая и билеты по ней дешевле. На этой станции её можно оформить в офисе слева у входа, но для оформления нужен паспорт. У нас была с собою копия, поэтому оформить сразу не получилось, а потом не было смысла, покупали за полную стоимость.
Что могу сказать в заключение: на Старый город можно потратить целый день, если зайти везде, куда мы не смогли, и дойти туда, до чего мы не дошли.
Ещё:
В Старом городе находится Музей Басков (Museo Arqueológico, Etnográfico e Histórico Vasco), который с 1921 года занимает здание бывшего монастыря иезуитов.
Рядом — принадлежавшая этому монастырю церковь Сан-Хуанес первой четверти XVII века. Поскольку церковь иезуитская, можете представить, какие там алтари в стиле барокко.
Недалеко, всего чуть больше километра от кафедрального собора, на горе стоит очень красивая базилика Богоматери Бегоньи, покровительницы Бильбао и Бискайи, построенная в 1511–1621 годах.
Есть также Музей археологии и Музей сакрального искусства.
Большинство достопримечательностей Старого Бильбао я вам показала, остальное досмотрите сами, если захотите. Надеюсь, что мой опыт кому-то пригодится.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия