Предлагаю вторую часть рассказа о путешествии по европейским столицам. А то как-то в одну серию не поместился. Букв знаю слишком много.
Кто хочет освежить в памяти, читайте здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_23161 А мы бежим дальше.
Итак:
— Полёт приятный. Италия, я весь в предвкушении…
Дальше просто. Падаем с небес. Тормозим. Получаем багаж. выходим на улицу. Ищем автобус. Садимся и едем в город. Как искать, куда выбрать и сколько отдать, я это уже писал года три назад. Можете проверить https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/tips/2497 Изменения небольшие. Разве что касаемо цены за билет. Теперь уже автобус стоит не четыре евро, а все семь. И продавать тикеты стали в кассе около стоянок. Нет, водитель тоже обилечивает, но вначале в салон пускают всё же тех, кто уже с бумагой. Поэтому, если хотите занять лучшее место и быть по исключительно российской традиции в первых рядах, то позаботьтесь об оплате заранее. Пока ждёте автобус.
Рим. Уж сколько про него эпитетов! То он Вечный. То на семи холмах. То самый грандиозный. То не в меру итальянский…
По сути я с этим всем согласен. Но готов добавить от себя.
— Это южный город.
В том смысле, что и расположен на широтах тёплых. Понимаешь это по десятку зачморённых, но таки переживших зиму зелёных пальм. Да и по слегка смуглым физиономиям жителей можно оценить степень доброты солнца. Если уж совсем отречься от географии, можно сравнить его с нашим Кавказом.
— Вах! Мамой клянусь, да?
Кстати, заметил, что более половины римских церквей носит имя Матери Божьей.
— Замечаете совпадения, да?
Город южный. Понять это можно так же по горам мусора, лежащим в пакетах и без вдоль дорог. По колдобинам и выбоинам на потрескавшемся асфальте. По настойчивому приставанию к каждому туристу ещё более южных «понаехавших» с просьбой купить бусы и браслеты. Да по шумным улицам и площадям, в конце концов.
Мне это нравиться. После замороженной и чисто выбеленной Праги будто домой попал. К пыльным фасадам, немытым окнам, но к живым и отчаянно говорливым друзьям.
У нас на всё про всё три с половиной дня. Распределяем его с умом, чтобы успеть посмотреть многое. Мой вариант не догма, но за образец принять можно.
День первый. Который половинка.
Заселяемся в два часа после полудни. Бросаем вещи и по Via Nacionale чешем в центр. К площади Венеции и комплексу Витториано. Здесь главное не сильно задерживаться в магазинчиках по дороге. Потому что входные ворота в комплекс после шести часов будут закрыты. А пошататься по первым двум нижним этажам величественного здания можно абсолютно бесплатно. Воспользуйтесь этим. Не так много халявы нынче туристу обламывается.
А вот уже потом обойдите Витториано справа и поднимитесь на Капитолийский холм. Чтоб увидеть знаменитую Римскую волчицу. С Ромулом и Рэмом. Правда, кто её до этого не видел, будет сильно разочарован. Мелкая. Зелёненькая. Короче, нет грандиозности, присущей вечности. Пиар, и ничего более.
Потом спускаетесь вниз. Отужинаете в близлежащей траттории по выбору. Пицца Капризница и паста Карбонара. И домой. Спать. Завтра напряжённый день.
День второй. Полный. Насыщенный.
Утром вскакиваем спозаранку и в галерею Боргезе. Здесь напоминаю, что билеты туда должны быть куплены заранее. Иначе не попасть никак. Как купить путёвку в искусство, это тема отдельного совета. Потом как-нибудь напишу, а пока мы идём от вокзала и площади Республики до Барберини. Потом загребаем вверх, по извилистой, но широкой улице. Минут двадцать и увидите вход в просторный парк. Это и есть наша вилла.
Чтобы попасть в галерею, нужно протопать всё зелёное пространство. А это достаточно долго. Потом меняем билеты электронные на настоящие и ждём назначенного времени. Пускают в музей строго по часам. Причём на полное погружение в искусство даётся два часа. Поверьте, этого за глаза. Может истинным ценителям маловато будет, но мы в час уложились. Мы же туристы, а не искусствоведы.
Дальше по плану собор Святого Петра. Для этого нужно пересечь весь город насквозь. Принципиально пешком. Спускаемся с Испанской лестницы и устремляемся к Тибру. Переходим его по одному из мостов в районе крепости Святого Ангела. По дороге заходим куда попало. По церквям и площадям. Отдыхаем за рюмочкой кофе. Спешки нет. Дорога займёт часа три.
Упираемся в очередь на вход. Есть вариант, как её чуточку скрасить. Совет писал здесь. https://www.tourister.ru/world/europe/vatikan/tips/5422 Но он слегка циничный и бессовестный. Поэтому смотрите сами, воспользуетесь или нет. Вам решать. Но по любому закладывайте на осмотр собора ещё часа три. Меньше не получится.
На выходе Вы будете уже уставшими. Есть вариант отдохнуть в любом близлежащем ресторанчике. Но мы приняли непростое решение отужинать в Трастевере. Для этого нужно пройти по набережной Тибра расстояние равное пяти мостам. Навигатор показывал ходу в сорок минут. На деле вышел почти час. Нужно ли говорить, чего я наслушался за это время от уже изрядно подуставшей жены?
Да, да. Что я веду семью не туда. И что гребём мы с ней в разных направлениях, с присказкой:
— Ах, зачем я тридцать лет назад села с тобой в одну лодку?
И что шакал я противный, потому что ноги у неё уже болят и давление подскочило. Из-за меня исключительно, конечно…
Все хвори резко закончились, когда в прелестном ресторанчике на тихой улочке замечательного римского района нам первым делом принесли графинчик красного вина региона Лацио.
— Вот что нектар виноградный животворящий делает!
Кстати, находясь в Трастевере не забудьте зайти в собор Санта Мария ин Трастевере. И пройтись по оживлённой сувенирной ярмарке. Там все побрякушки исключительно авторской ручной работы. Будет интересно. А потом прямиком в отель. Отдыхать. Завтра снова будет день.
День третий. Обломанный.
Вообще по планам мы хотели сесть на электричку и смотаться в Неаполь. Но мы предполагаем, а располагает вообще неизвестно кто. Встали утром. Выглянули в окно, а на улице льёт дождь. Сильный. Противный. Холодный. Хоть и апрель на улице, но таки римская зима. Настроение упало. Навалился пессимизм.
Быстро выскочили с зонтами. Вокзал в квартале от нас. Забегаем в билетный зал. Ищем автомат. Задаём поиск тарифа до Неаполя. С одной стороны, я никогда билеты на экскурсии заранее не покупаю. С другого боку, билет на ближайший поезд стоит уже 43 евро. Это вместо тринадцати, если б купил из дома.
Решаем:
— Что делать? — Извечный русский вопрос.
Смотри на погоду. Дождь везде. Обложной и по всему побережью.
Принимаем соломоново решение:
— А не пошёл бы этот Неаполь побоку? — Мокнуть то неохота.
Кое-как добегаем до знаменитой Санта Мария де Марджоне. Осматриваем, после чего промокшие и злые возвращаемся в отель. Ходить в такой ливень по городу, даже с зонтами и капюшонами просто невозможно.
Полдня просто спим. Ближе к вечеру пытаемся сделать очередную вылазку. Сил непромокаемых особенностей курток и плащей хватает на пройтись по близлежащим магазинам. Прикупаем кое-какую модную итальянскую одежонку с бирками:
— Сделано в Китае и Бангладеш.
Потом в супермаркете бутылочку Кьянти и ломоть сыра, возвращаемся в номер и пируем на кровати. Хорошо, что простыни от вина застирывать потом не нам…
На ужин по системе бронирования, встроенной в приложение Трипадвизор, заказываем столик на три персоны в крутом ресторане, открытом в бывших римских термах императора Диоклетиана. Опять же, бронировали, начитавшись отзывов, что просто так туда с улицы не попасть. На деле дождь, видимо, распугал всех реальных клиентов. Не скажу, что ресторан был пустой, но столики свободные таки попадались.
День четвёртый. Завершающий.
Пришла пора осуществить заветную мечту сына. Показываем ему Колизей. По Via Cavour ходу до него пятнадцать минут. У самой достопримечательности самое главное правильно держать карманы закрытыми. И от мелких воришек, и от разводил «а-ля проходим без очереди». Стоять за билетами придётся, но это не так страшно, как кажется на первый взгляд.
Потом заодно шарахаемся по развалинам форума. Сейчас рядом с Колизеем закрытые раскопки, которые нужно обходить. Написано:
— Строим метро.
Но как заметила моя жена:
— Сооружаются новые руины. Третья очередь.
Дальше по плану Пьяцца Навона, Пантеон и ворота Дель Попполо. Завершающим этапом продираемся сквозь гущу туристов к фонтану Треви. Бросаем в воду монеты. Непременно с российским двуглавым на орле из чувства истинного патриотизма и предельной жадности ради, учитывая обменный курс деревянного.
Всё. Миссия выполнена. Назавтра дорога в Амстердам.
Для перелёта была выбрана авиакомпания Vueling. Я на ней лечу опять же впервые, поэтому рассказывать буду как свежие новости. То есть с интересом.
Компания — типичный лоукостер. За что, собственно, и была отмечена нами. Экономии ради. Причём налетав уже с пяток, десяток полётов родной и не в меру деранутой «Победой», я всё время ждал от Vueling хоть какого-нибудь подвоха. И ко всему относился с большой настороженность.
Прибываем во Фьюмиччино. Ищем нужный терминал. В самом дальнем углу стойки постоянной регистрации этой компании. Начиная от 208-ой и весь ряд. То есть не нужно ждать двух часов до вылета. В какое время подошёл, сразу можно сдать багаж и проходить на досмотр.
Это, типа, как у Аэрофлота в Шереметьево. Потому что у Vueling здесь во Фьюмиччино второй хаб. Собственно, зная это, я и выбирал полёт именно с ними. Рассуждал так, начитавшись отзывов о непунктуальности компании:
— Если здесь самолёты ночуют и паркуются, то вероятность задержки будет минимальная.
Забегая вперёд скажу:
— Угадал.
Регистрация на стойках быстрая. Очередей нет.
Билеты, понятное дело, покупал на сайте. Навигация по нему слегка замороченная, но по большому счёту понятная. Мало того, есть раздел на русском, что тоже приятно. Не каждая импортная компания на подобный интерфейс расщедривается.
Единственно, чего я опять не смог сделать, а может быть просто недодумался, так это совместить тариф багажный и безбагажный. Пришлось опять же делать два бронирования.
При первом, когда есть чемоданы и стоит, соответственно, дороже, регистрация на рейс и выбор мест происходит сразу. При покупке билета. За два месяца до вылета. Такого я ещё никогда не встречал. При этом сразу выписывается посадочный талон. С занесением в Wallet на мобильник и отсылкой письма на электронку. Чтобы распечатать бумажный вариант.
Во втором случае, когда цена минимальна, зарегистрироваться можно за семь дней до вылета, а выбор места «за бесплатно» происходит случайным образом. Так что сын с рюкзачком за плечами летел отдельно от нас. Хоть и в том же самолёте.
Опять же, забегая вперёд, скажу, что ему даже больше повезло. Зады были более пусты, чем начало самолёта, и он сидел на своём ряду без соседа. Вообще роскошь…
Салон в самолёте прикольный. Ярких расцветок. Ядовито жёлтые подголовники на креслах придают определённый шарм и бодрость духа. Стюардессы, кстати, тоже в жёлтых корпоративных шарфиках. В стиль компании.
Самолёт новый. Airbus 320-ый с загнутыми крыльями. Такие совсем недавно начали делать. Плюс немного странная компоновка задней части салона. Туалеты стоят не по бокам, как мы привыкли, а отнимают часть объёма помещений кабинного экипажа. Ровно половину. За счёт этого можно воткнуть лишний ряд сидений. В стиле и по духу лоукоста.
Пассажирские кресла облегчённого какого-то варианта. Тонкие. Не откидываются вообще. Зато в корзинке переднего кресла бортовое меню. Обширное. С закусками. С пивом и вином. Но за деньги. Бесплатного нет ничего. Вообще. Ни еды, ни воды.
Чай и кофе по 2,5 евро. Бутылочка вина 5,5. Кава, шампанское в смысле, 6 европейских. Закуска с вином 12. Но указано, что если Вы закажете еду на сайте заранее, то будет скидка аж в целый евро…
В самолёт посадили вовремя. Строго по расписанию, без задержек и проволочек. Гейт посадки, правда за час до вылета поменяли на противоположный конец аэропорта, но так это вряд ли компания виновата.
Командир, вернее по-импортному зовущийся «команданте», таки настоящий Шумахер от авиации. Мы ведь как привыкли?
— Вышел борт на полосу. Постоял. Получил разрешение. И только потом срывается с тормозов и в разгон.
Этот сразу с разворота, не тормозя газу до отказу и в небо. Я даже перекреститься не успел… Только поднялся, сразу резкий крен на курс. Совсем отличная от наших лётчиков техника пилотирования. Вот что значит, горячие южные парни! Джигиты, однако.
В холодном Амстердаме до отеля добираемся на автобусе. Из Скипхола до центра города ходит маршрут транспортной компании Connexxion под номером 397. Здесь обращаю внимание, что почти на всех сайтах и во всех путеводителях он указан номером 197-ым. Просто в марте произошла перенумерация.
Билет покупаете в будке, стоящей на автовокзале. Если в один конец, то гоните 7 евро. Если туда и обратно, то 10 в оба конца.
Билет на одну поездку можно приобрести и у водителя. Но расплата официально только по карте по безналу. Хотя знаете, мы таки один раз смогли купить и за наличку. Водителю отдали под расчёт, а он приложил к терминалу свою карту. Так что безвыходных ситуаций не бывает.
Дорога занимает сорок минут со всеми остановками.
Чем запомнился Амстердам больше всего? Первое и самое главное:
— Ломовыми ценами на всё!
Причём я сейчас говорю даже не о цене питания и проживания. Хотя и здесь засада в полный рост. В конце концов можно питаться из супермаркета, чем мы, кстати, не пренебрегали. Завтрак на троих можно таким образом уложить в 11–12 евро. Против 10-ти на голодную персону в отеле. Экономия существенная.
Сейчас меня больше интересует цена на чисто туристические развлечения. Вроде входных билетов в музеи, покататься на корабликах и прочих услугах для иногородних.
Как бы Вы ни планировали провести здесь свой отпуск, сколько бы ни хотели всего посмотреть, в первую очередь соотносите свои желания с возможностью своего кошелька. Судите сами:
— Средняя цена попасть в музей, любой, 15 евро.
Переводим в рубли. Получаем 1170 деревянных. Да на троих: уже три с половиной тысячи! При таком раскладе больше двух, трёх музеев среднестатистической российской семье просто не осилить.
— Дорого. Очень дорого!
В итоге придётся чем-то жертвовать. Я лично скрипя зубами отказался от Адмиралтейства. Жена от прогулки по каналам на открытой шлюпке с красивым капитаном и баром. Хотя здесь, я думаю, больше роль сыграла погода. Уж очень холодно было на воде. Зато сына больше тянуло на улицу Красных фонарей. А это удовольствие, если только глазеть и руками не трогать, пока ещё бесплатно.
В итоге из всего разнообразия платных голландских развлечений посетили только Рейхсмузей и парк тюльпанов Кёкенхоф. Здесь могу дать один дельный совет:
— На заморачивайтесь с покупкой билетов заранее.
Просто в Амстердаме для туристов так всё устроено, что на каждом углу стоят будки с предложением всяческих туристических услуг. От экскурсий до просто покупки билетов во все основные музеи. Цена везде одинаковая. Ровно столько, сколько стоит в кассе у входа. Мало того, электронный билет за те же деньги Вам готовы оформить практически на любой рецепции отеля. Поэтому повторяю:
— Заранее можно не париться.
Мало того, в ситуации с тем же Кёкенхофом, в отличии от покупки билетов заранее, есть различные варианты по цене и способу доставки туристов в парк.
— Можно просто купить билет. Это раз.
— Можно купить входной билет и доставку себя, любимого, на специальном автобусе, идущим из разных районов города. (Предложили два варианта).
— Самым бюджетным вариантом оказался комплекс: входные билеты плюс автобус из Скипхола. Да Скипхола добираемся самостоятельно. Как мы помним, билет туда и обратно добавляет десять евро.
Нужно ли говорить, что мы выбрали последний…
В оставшееся время просто бродили по улицам. Заходили в магазины и кафе. Глазели во все глаза. Бухали бухашку. Курили куришку. Короче, жили обычной туристической жизнью и получали массу впечатлений. За ними, собственно, и мы поехали в столь длинный вояж.
Теги:
Самостоятельные путешествия