Приехали мы в Новый Афон с утра, разместившись в отеле, пошли гулять по поселку, вернее на шум падающей воды и вышли к водопаду. Водопад был образован при строительстве арочной плотины местными монахами. Монахи использовали водопад для различных нужд и целей: за его водяной стеной, сделаны специальные подвалы и камеры по типу холодильников, на плотине построены каменная двухэтажная мельница и пекарня.
Но главной целью было создание гидроэлектростанции по указу императора, одной из первых в царской России. Звук, падающей воды, слышен за несколько километров от водопада.
За водопадом озеро Псырцха и заброшенная жд станция.
1
Реставрации тут не было с советского времени, разбитые стекла, следы от выстрелов после войны.
1
Зато красивые ландшафты.
1
От станции начинается пешеходная тропа по ущелью реки Псырдзха, по которой мы и продолжили маршрут.
Февраль месяц, в Москве морозы и снега, здесь «весна», тепло и цветут деревья.
1
1
Конечный пункт маршрута — келья святого Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа, к которой мы и идем.
После казни Христа Симон Кананит прибыл на Черноморское побережье и просвещал абхазов в окрестностях г. Севасты (Сухум), во время гонения на христиан Иверским царем Аркадием поселился в Псырдзхе. В течение почти двух лет апостол жил в небольшом гроте. Он спускался туда сверху, по веревке, через небольшой естественный вход. в конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи пристроили лестницу, прорубили удобный для посещения вход, в нишах расставили иконы. Через несколько веков по следам Симона Кананита пришел святой Пантелеймон Исцелитель. В память о нем один из гротов в ущелье был назван его именем.
В пещере святого.
1
Поднимаемся в пещеру Симона Кананита.
В самом гроте Канонита портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.
Существует множество версий и легенд относительно смерти Симона Канонита. Одна из них говорит о том, что апостола убили местные римляне, которым христианство было не угодно. Там, куда брызнула его кровь, образовался исток священной реки, называемой сейчас Псырцха.
Тело Симона Канонита было захоронено неподалеку, и в 5 веке на месте захоронения был построен храм. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался. В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.
Поднимаемся в гору за храмом Симона Канонита и выходим к Ново-Афонскому монастырю.
1
История Ново-Афонского монастыря началась в 1874 году. Монахи Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческой горе Афон, прибыли в Абхазию для постройки новой обители. В 1876 году монахи получили землю и материальную помощь, переданную царским правительством. Место для строительства выбрали не случайно. Здесь еще в первом веке погиб апостол Симон, проповедовавший христианское учение на Западном Кавказе. К тому же, своими очертаниями, гора была похожа на Старый Афон.
1
Ново-Афонский монастырский комплекс — грандиозное строение неовизантийского стиля. Состоит из 6 храмов, где самым величественным и удивительным сооружением считается собор Пантелеймона.
1
1
1
Для посещения туристов в настоящее время открыт только один собор. Настенные росписи которые украшают здание изнутри, были созданы палехскими мастерами из Владимирской губернии вместе с художниками из Москвы.
1
1
Перед революцией монастырь переживает рассвет своего существования. Только монашеской братии тут проживает более 700 человек. Жизнь идёт по строгому Афонскому уставу: молитва и труд. А трудиться приходилось действительно не покладая рук. Так обитель существовала до 1924 года. Новая власть закрыла ее по причине «контрреволюционной агитации». Здесь располагались склады, госпиталь, краеведческий музей и туристическая база. И лишь в 1994 году началось новое возрождение монашеской обители.
1
1
11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. А с 15 мая 2011 года многострадальная обитель фактически является кафедрой неканонической «Священной митрополии Абхазии», то есть раскольников. Потому в этот смутный период русских паломников, принадлежащих к РПЦ, просят не участвовать в совместных духовных таинствах. Но не смотря ни на что, сюда приезжают ежегодно тысячи туристов и паломников.